Статья 98. Страхование жизни и здоровья пассажиров

(Утратила силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 14 июня 2012 года N 78-ФЗ)

Комментарий к статье 98 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

Страхование всегда подразделялось на добровольное и обязательное. Страховые правоотношения по своей природе требуют весьма объемного изложения, но это не требуется по смыслу комментируемой статьи. Остановиться можно на принципиальных моментах. В комментируемой статье речь идет о личном страховании, ничего не говориться об имущественном страховании, которое может осуществляться на добровольных началах. Данное страхование является в силу указания закона обязательным. Здесь соединены два аспекта существования страхования: личное страхование является разновидностью договора страхования, а обязательное страхование - это одна из форм страхования, не являющаяся разновидностью договора. По договору страхования жизни и здоровья пассажиров на внутреннем водном транспорте одна сторона (страхователь - соответствующая транспортная организация) вносит другой стороне (страховщику - организации, обладающей лицензией на осуществление данного вида страхования) установленную договором плату (страховую премию), а страховщик обязуется в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира выплатить страховую сумму (страховое обеспечение). Учитывая, что легального определения договора страхования в ГК РФ нет, данное определение, не претендуя на безупречность, все же представляется применимым. Обязательный характер рассматриваемого страхования заключается в том, что на страхователя возлагается обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество иных лиц, а также свою гражданско-правовую ответственность за свой счет или за счет заинтересованных лиц, как указано в п. 2 ст. 927 ГК РФ. На практике такое страхование пассажиров осуществляется путем заключения договоров между перевозчиками и организациями, имеющими лицензии на осуществление данного вида страхования. Страховщик обязан в общедоступной форме довести до пассажиров условия страхования, размеры страховых тарифов и порядок и сроки получения страховых выплат. Сумма страхового платежа является одной из составных частей билета (путевки), льготники, обладающие правом бесплатного проезда, тоже подлежат обязательному страхованию, но без уплаты ими страхового платежа. При причинении вреда здоровью должна выплачиваться страховая выплата, которая должна соответствовать степени и характеру вреда, что на практике встречается далеко не всегда. В случае смерти пассажира страховая выплата производится его наследникам (универсальное правопреемство) в полном размере.

Договор обязательного страхования несет отпечаток публично-правового регулирования. Такая обязанность возложена на страхователя законом, он законодательно принуждается к этому. Исходя из приведенного выше определения видно, что такое страхование осуществляется за счет страхователя. Но выше также было указано, что сумма страхового взноса при страховании жизни и здоровья пассажиров включается в стоимость проездного билета, то есть страхование осуществляется фактически за их счет. Данное положение является предметом спора относительно его соотношения с правилом п. 2 ст. 935 ГК РФ, согласно которой такое возложение обязанности на пассажира не допускается, пока это не будет явно установлено в законе. Что касается Указа Президента от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров", то в этом отношении он противоречит ГК РФ, что обусловливает необходимость принятия соответствующего закона. Что касается целесообразности такого страхования вообще, то следует полагать, что оно должно оставаться, но необходимо его в деталях урегулировать законом.

Другой комментарий к статье 98 КВВТ РФ

1. Жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации на время перевозок их на внутреннем водном транспорте. Следует подчеркнуть, что обязательное личное страхование пассажиров не распространяется на перевозки туристов внутренним водным транспортом по внутригородским и пригородным направлениям. Об этом говорится в п. 1 Указа Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров" <217>. Если же осуществляются междугородные экскурсии или туры, то страхование на время поездки обязательно.

--------------------------------
<217> Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 "О государственном обязательном страховании пассажиров" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. N 2. Ст. 35.

Страховщики обязаны обеспечить доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.

2. Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) внутреннего водного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию соответственно с Министерством транспорта Российской Федерации и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Приказом Минфина России от 16 января 1998 г. N 2н установлен размер страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров, перевозимых внутренним водным транспортом, - 0,6 руб.).

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Следует отметить, что, несмотря на очевидную важность и необходимость этого положения, оно было оспорено.

Пример. С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенного нормативного положения недействующим.

Истец указывал, что на него незаконно возлагается обязанность по оплате страхового взноса в счет страхования жизни и здоровья при приобретении проездных документов на воздушном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте, тогда как такая обязанность на гражданина может быть возложена только законом. Это, по его мнению, является нарушением ч. 2 ст. 936 ГК РФ, согласно которой обязательное страхование осуществляется за счет страхователя, за исключением обязательного страхования пассажиров, которое в предусмотренных законом случаях может осуществляться за их счет.

Однако доводы истца суд счел необоснованными, руководствуясь следующим. При отсутствии в системе действующего правового регулирования федерального закона, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров, вышеназванный Указ Президента Российской Федерации сохраняет свою юридическую силу, заменяет, по существу, законодательные нормы и действует впредь до введения в действие соответствующего федерального закона в силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации".

Поскольку осуществление обязательного страхования за счет пассажира предусмотрено правовой нормой, приравненной по юридической силе к норме федерального закона, то доводы кассационной жалобы о противоречии этой нормы ст. ст. 1, 7, 421, 927, 935 ГК РФ и п. 4 ст. 3 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <218> являются ошибочными.

--------------------------------
<218> Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56.

Несостоятельной суд учел и ссылку заявителя на нарушение принципа свободы договора, выражающееся, по его мнению, в незаконном возложении на пассажира обязанности заключать договор личного страхования либо присоединяться к условиям этого публичного договора (ст. 426 ГК РФ). Страхователем по договору обязательного страхования признается перевозчик, а не пассажир, выступающий в качестве застрахованного выгодоприобретателя (ст. ст. 935, 936, 939 ГК РФ).

Таким образом, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решение Верховного Суда Российской Федерации оставила без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения <219>.

--------------------------------
<219> Определение Верховного Суда РФ от 30 августа 2005 г. N КАС05-386 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16 июня 2005 г. N ГКПИ2005-662, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абз. 2 п. 3 Указа Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров".

3. Пассажиру (туристу, экскурсанту) при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Страховая выплата по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) производится застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.

Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик также обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течение 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

Порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами.

Комментируемым Кодексом не урегулирован вопрос об ответственности перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти пассажиру при аварии или крушении судна. Видимо, если подобная ситуация возникла, она должна регулироваться ст. 800 ГК РФ, согласно которой ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам гл. 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

Остались вопросы по ст 98 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 98 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.