1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и при сдаче пассажиром багажа плату за его провоз.
2. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки пассажира выдаются билет на право проезда в соответствии с установленным в статье 96 настоящего Кодекса видом маршрута перевозок пассажиров и багажная квитанция в случае провоза багажа.
3. По договору фрахтования судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или нескольких рейсов определенные помещения судна.
4. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров.
5. Условия перевозок по транспортным маршрутам перевозок пассажиров, формы билетов и багажных квитанций устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Комментарий к статье 97 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Договор перевозки пассажира имеет место независимо от вида маршрута. Не зависит от вида маршрута и правовая природа данного договора. По договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти в обусловленный пункт назначения пассажира, который является другой стороной и обязуется уплатить за проезд (перевозку) установленную плату. Данная дефиниция договора является легальной, содержащейся в п. 1 ст. 786 ГК РФ. По своей юридической природе этот договор является возмездным, взаимным и консенсуальным, что отличает его от договора перевозки груза, который является чаще всего реальным. Следующая особенность данного договора состоит в том, что, так как перевозки пассажиров осуществляются часто перевозчиками общего пользования, он является публичным договором, основные положения которого регулируются ст. 426 ГК РФ. Такой договор заключается коммерческой организацией, которая должна осуществлять действия, составляющие предмет договора (в нашем случае - оказание услуг по перевозке) в отношении каждого, кто к ней обратится. Здесь не допускается отказ предоставить услугу при наличии возможности ее предоставить, не допускается предпочтение одному лицу перед другим в заключении договора. Цена и иные условия такого договора должны быть одинаковыми для всех потребителей, а нарушение этого условия является ничтожным. В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ при необоснованном уклонении перевозчика от заключения договора потенциальный пассажир вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В силу указанных свойств данного договора, он по способу заключения является, как правило, договором присоединения. Что касается природы договора перевозки багажа, то здесь прослеживаются в основном две точки зрения: согласно одной из них перевозка багажа является составной частью договора перевозки пассажира, а согласно другой - это отдельный договор. Но данные разногласия не являются важными с точки зрения практики применения норм о перевозке багажа, так как багаж принимается к перевозке только при заключении договора перевозки пассажира, несмотря на то что оформляется он отдельно. Если же потребитель не заключает договор перевозки пассажира, а его целью является только перемещение определенных вещей, то это уже будет договор перевозки груза для личных (бытовых) нужд. Вместе с тем договор перевозки багажа, в отличие от перевозки пассажира, является реальным, так как считается заключенным с момента сдачи багажа перевозчику. Он тоже является публичным договором.
Как уже указывалось, отношения между пассажиром и перевозчиком регулируются, помимо норм КВВТ РФ и гл. 40 ГК РФ, также нормами гл. III Закона РФ "О защите прав потребителей", нормы которого имеют в данном случае прямое действие - пассажир, права которого нарушены перевозчиком, при предъявлении иска (см. комментарий к главе 18 настоящего Кодекса) может непосредственно ссылаться в мотивировочной части на статьи данного закона.
2. Пункты 2 и 4 данной статьи следовало бы расположить один за другим или вообще объединить их в один, поскольку речь идет в них об одном - о документах, подтверждающих заключение договора. Думается, что не будет большим нарушением логики законодателя, если их рассмотреть одним пунктом. Это же касается и 5 пункта статьи.
Как уже указывалось, способом заключения договора пассажиром является приобретение им проездного документа. Это называется конклюдентным действием, которое выполняет функцию акцепта в заключении договора. Такими документами являются: билет, путевка или билет на массовую перевозку, багажная квитанция. Цены на билеты устанавливаются на основании тарифов, которые разрабатываются в зависимости от вида перевозки, вида маршрута, класса занимаемого места. Если договор заключает пассажир, имеющий право льготного проезда, это тоже имеет признаки конклюдентного действия, когда предъявляется документ, удостоверяющий льготу - вместо оплаты. Все данные документы являются доказательствами заключения договора и исполнения пассажиром своей основной обязанности - внесения проездной платы (провозной платы в случае с багажом). Если заключается договор перевозки груза для личных нужд, перевозчик выдает квитанцию о приеме груза для перевозки. Заявки здесь не применяются. Такие грузы помечаются в транспортной накладной под общим наименованием "Грузы для личных (бытовых) нужд" с указанием наименования и количества. Если такой груз перевозится в контейнерах, он принимается по описи, представляемой потребителем (грузоотправителем) в 3 экземплярах с оценкой погруженных в контейнер предметов. Такая опись подписывается потребителем и исполнителем (перевозчиком) и удостоверяется календарным штемпелем порта отправления (п. 38 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на ВВТ), как и при перевозке груза вообще. Формы билетов и иных документов устанавливаются в правилах перевозки, но принципиального юридического значения это не имеет (не думается, что перевозчик вместо стандартного билета будет продавать бумажку), главное, что данный документ должен быть в наличии. Тем более что все установленные формы билетов и иных указанных документов устанавливаются как стандарт, от которого отступать нельзя. Пассажирские билеты подразделяются по разным признакам, что имеет значение в том смысле, что для соответствующего вида перевозки должен быть установленный билет:
1) по видам перевозок они делятся на:
общие;
специальные;
2) по стоимости:
полные;
детские;
льготные;
бесплатные (последние - разновидность льготных);
3) по количеству поездок:
единичные и
абонементные. Здесь уже играет роль форма билета, например единичный билет не может предъявляться как абонементный.
Продажа билетов производится как в кассах, так и на судах, информация об этом должна в общедоступной форме доводиться до потребителей. Кассы бывают предварительной и суточной продажи. Кассы предварительной продажи могут принимать заказы на билеты, порядок приема заказов устанавливается перевозчиком. Билет, выданный пассажиру, следующему в беспересадочном сообщении, действителен только на время следования до пункта назначения, при поездках с несколькими пересадками в пути следования срок годности билета увеличивается на каждую последующую пересадку. Правилами перевозки устанавливаются также сроки годности билетов при поездках на скоростных судах и водоизмещающих судах в зависимости от дальности расстояния. Отказ в выдаче билета допускается только в случае отсутствия свободных мест и в случае отмены отправления судна. Перевозка на туристических маршрутах осуществляется по путевкам (выдаваемым туристскими организациями) и групповым билетам, которые выдаются представителю туристской организации, который представляется капитану судна и хранится до окончания рейса. Помимо форм и порядка выдачи проездных документов Правилами перевозок и Правилами оказания услуг регламентируются также и условия перевозок, цитировать которые здесь не позволяет ни объем, ни соображения необходимости. Основное значение порядка осуществления перевозок, устанавливаемых в данных правилах, в том, чтобы в деталях урегулировать, конкретизировать основные нормы о таких перевозках, содержащихся в настоящем Кодексе и в гл. 40 ГК РФ. В частности, правилами регулируется порядок предоставления определенных видов услуг, например правила предоставления детских игр, устанавливаются в конкретизированной форме обязанности по отношению к грузам, например обязанность пломбировать контейнеры при перевозке в них грузов для личных нужд, перечень предоставляемых услуг, например услуг комнаты матери и ребенка в п. 34 Правил оказания услуг, и иные конкретизирующие правила. Данные Правила должны по требованию пассажира предоставляться перевозчиком для ознакомления, их непредоставление рассматривается как нарушение права потребителя на информацию.
3. Как устанавливается в п. 3 комментируемой статьи, перевозки пассажиров могут осуществляться на основании договора фрахтования судна. По поводу правовой природы данного договора в цивилистике мнения разные. В основном это касается разногласий по поводу самой сути договора. Одни авторы считают его разновидностью перевозки, а другие относят его к виду договора аренды. Автор разделяет вторую точку зрения, обоснование этого содержится в комментарии к п. 4 ст. 67 настоящего Кодекса, здесь нет необходимости это дублировать. Но следует еще раз оговориться, что в ст. 67 КВВТ РФ договор фрахтования явно сформулирован как разновидность перевозки. Настоящий Кодекс недвусмысленно наделяет фрахтователя статусом грузоотправителя (см. комментарий к ст. 67 КВВТ РФ). В комментируемой же статье договор фрахтования сформулирован со всеми признаками аренды, что следует объяснить, видимо, тем, что фрахтователями, как правило, являются специализированные коммерческие организации, которые не заключают договоров перевозок пассажиров. Сама формулировка "обязуется предоставить другой стороне за определенную плату помещения судна" свидетельствует именно о том, что в данном случае правовая природа фрахтования тяготеет к аренде. Суть договора фрахтования в случае перевозок пассажиров в том, что фрахтовщик (судовладелец) обязуется предоставить фрахтователю для выполнения одного или нескольких пассажирских рейсов определенные помещения на судне. Элементы договора фрахтования, рассмотренные в комментарии к п. 4 ст. 67 настоящего Кодекса, имеют место и при фрахтовании для перевозки пассажиров - здесь просто иная цель. На практике к такой конструкции договора часто прибегают туристические организации для осуществления перевозок по туристским маршрутам. Условия такого договора аналогичны общим при фрахтовании, кроме того, в них должно включаться:
количество и названия судов;
количество мест по категориям (классам);
маршруты и сроки перевозок (круизов);
стоимость билетов на каждый рейсооборот.
Основные условия - права и обязанности сторон, порядок внесения платы и ответственность сторон.
Другой комментарий к статье 97 КВВТ РФ
1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и при сдаче пассажиром багажа плату за его провоз. Договор является двусторонним - заключается между перевозчиком и пассажиром и возмездным, однако некоторым категориям граждан законодательство предоставляет право на бесплатный проезд (периодический или постоянный), в частности участникам Великой Отечественной войны.
Договор перевозки пассажира - это договор консенсуальный (считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения), а договор перевозки багажа - реальный (считается заключенным с передачи багажа перевозчику).
С момента заключения договора перевозчик принимает на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения, обозначенный в билете. Основная обязанность пассажира состоит в уплате установленной платы за проезд.
2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства.
Согласно п. п. 1 и 3 ст. 786 ГК РФ одним из условий договора перевозки пассажира является его право на перевозку багажа за плату по тарифу. Это право реализуется посредством передачи пассажиром перевозчику багажа и заключения самостоятельного соглашения о доставке в пункт назначения багажа. Сдача багажа удостоверяется багажной квитанцией.
3. По договору фрахтования судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или нескольких рейсов определенные помещения судна.
Сторонами в договоре фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь. В качестве фрахтовщика выступает владелец транспортного средства (его собственник или лицо, которому транспортное средство принадлежит на ином правовом основании). Фрахтователь - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перевозке пассажиров по маршруту, предусмотренному договором фрахтования, который обычно не совпадает с установленными линиями (направлениями) перевозки.
Договор фрахтования (чартер) является двусторонним и возмездным. Его содержание состоит в праве фрахтователя зарезервировать все обусловленное договором судно или его часть для перевозки за плату в течение одного или нескольких рейсов предусмотренных данным договором грузов, пассажиров и багажа, а фрахтовщика - получить за предоставленное судно или его часть установленную соглашением сторон плату.
4. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров. Туристская путевка представляет собой документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта. Путевка выдается туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является неотъемлемой частью договора, заключаемого между туристом и туроператором или турагентом. В ней указываются конкретные условия путешествия и розничная цена тура.
5. Условия перевозок по транспортным маршрутам пассажиров, формы билетов и багажных квитанций устанавливаются Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72. Так, исполнитель обязан выдать билет при наличии свободных мест на судах до указанных пассажирами пунктов назначения, предусмотренных расписанием движения судна, согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ для граждан определенных категорий. Пассажир обязан иметь билет на проезд.
Пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу, билет выдается на основании предусмотренных законодательством Российской Федерации документов, представляемых ими в кассу. Отсутствие или неправильное оформление указанных документов служит основанием для отказа пассажиру в выдаче билета на бесплатный проезд или проезд по льготному тарифу.
По просьбе лиц, пользующихся правом бесплатного проезда или проезда по льготному тарифу, исполнителем могут быть предоставлены пассажирские места повышенной комфортности (при их наличии на судне) с взиманием разницы в стоимости проезда.
Билет на бесплатный проезд возврату и обмену не подлежит. В случае если такой билет не был использован, средства в размере стоимости проезда не выплачиваются.
Категории граждан, которые имеют право на внеочередное приобретение билетов, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Продажа билетов осуществляется в кассах и (или) на судне.
Продажа билетов в кассах может осуществляться предварительно и (или) на текущие сутки.
Предварительная продажа билетов осуществляется:
- в расположенных в начальных пунктах маршрута, а также в промежуточных пунктах маршрута кассах, за которыми закреплены пассажирские места, - за 45 дней и прекращается за 24 часа до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов;
- в расположенных в промежуточных пунктах маршрута кассах на свободные пассажирские места на основании сведений, полученных с судов, - за 24 часа и прекращается за 1 час до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов.
Продажа билетов на текущие сутки осуществляется:
- в кассах, расположенных в начальных пунктах маршрута, - за 24 часа до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов и прекращается с учетом времени, необходимого для посадки пассажиров на судно;
- в кассах, расположенных в промежуточных пунктах маршрута, - за 1 час до отправления судна в рейс согласно расписанию движения судов (после прекращения предварительной продажи билетов) и прекращается с учетом времени, необходимого для посадки пассажиров на судно.
Исполнитель может организовать доставку билетов и багажа по указанному потребителем адресу за отдельную плату. Прием заказов может быть организован по телефону, на основании заявки, присланной по почте или телеграфу, и лично от заказчика. Порядок приема таких заказов устанавливается исполнителем.
Исполнитель обязан по предъявлении пассажиром билета принять багаж для перевозки и отправить его на судне, на котором следует пассажир, или с его согласия на другом судне, имеющем остановку в порту назначения пассажира. Перевозка багажа осуществляется на судах, имеющих багажные помещения.
Исполнитель принимает багаж для перевозки заблаговременно до отъезда пассажира, но не позднее 1 часа до отправления судна, а в промежуточных пунктах маршрута - не позднее 30 минут до отправления судна. Исполнитель может принять багаж позднее этого времени, если имеется возможность оформить прием и погрузить багаж на судно до его отправления.
При приеме багажа для перевозки проверяется его масса на весах исполнителя и потребителю выдается багажная квитанция по форме, установленной правилами перевозок пассажиров.
Перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки в виде ручной клади и багажа, а также масса, размер багажа и требования к его упаковке устанавливаются правилами перевозок пассажиров.