Статья 91. Прием буксируемого объекта

1. Буксируемый объект должен быть предъявлен его отправителем для осмотра не позднее чем за 12 часов до срока отправления.

2. Буксировщик обязан до приема буксируемого объекта провести его осмотр, проверить необходимые для буксировки документы, оснастку (такелаж) и оборудование буксируемого объекта, габариты буксируемого объекта, соответствие буксируемого объекта правилам плавания, а в отношении плотов - соответствие плота техническим условиям формирования и оснастки плотов.В случае обнаружения дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, составляется акт с перечнем таких дефектов и недостатков и указанием сроков их устранения.При отсутствии или устранении дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, стороны составляют акт о готовности буксируемого объекта к буксировке, на основании которого оформляется транспортная накладная на буксировку.

Комментарий к статье 91 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Предъявление буксируемого объекта для буксировки, его осмотр и прием к буксировке - это действия, обязанность в совершении которых относится к обязанности первой группы - до начала буксировки. По общему правилу буксируемый объект предъявляется для его осмотра совместно буксировщиком и отправителем (уполномоченным им лицом) и приема объекта к буксировке в срок не позднее чем за 12 часов до срока отправления, согласованного договором или установленного на основании графиков. Данное время установлено с расчетом предоставления возможности буксировщику предоставить в указанный пункт буксирующее судно, а также произвести тщательный осмотр буксируемого объекта и проверку сопроводительной документации. Данный срок является императивным, стороны не вправе его сокращать, при этом осмотр может окончиться и раньше.

2. В п. 2 регламентируются обязанности буксировщика по осуществлению проверки предъявленного буксируемого объекта с указанием открытого перечня конкретных предметов данной проверки. В их число входят прежде всего состояние готовности судна, плота или иного объекта к буксировке. На практике эту проверку целесообразнее поручить таким работникам буксировщика, которые являются специалистами как в области требований правил буксировки, так и в области организационно-технических требований к состоянию судов и иных плавучих объектов. Состояние готовности - это то самое "состояние, пригодное для безопасного плавания", о котором шла речь выше (см. комментарий к ст. 89 настоящего Кодекса). Оно должно отвечать требованиям технических норм, а также требованиям гл. 6 КВВТ РФ, в частности ст. 34 (см. комментарий). Иными словами, проверяется все судно как единый конструктивный материальный объект. Помимо этого, надлежит проверять наличие и правильность оформления судовых и иных требуемых в зависимости от вида буксировки документов, наличие оборудования, средств связи и оповещения и соответствие состояния этих средств и оборудования требованиям технических норм и правил плавания по внутренним водным путям. Оснастка (такелаж) и габариты буксируемого объекта проверяются на предмет их соответствия правилам буксировки в данном бассейне, а также условиям договора. Договор составляется до совершения рассматриваемых действий.

По отношению к плотам проверяется их соответствие техническим условиям формирования и оснастки плотов. Например, проверяется соответствие габаритов плотов, определяемых на основании ведущей единицы, интервалов (льял) между сплоточными единицами вместе с оплотником и бонами. Проверяется требуемый запас прочности, соответствие типа и конструкции плота характеристикам, на основании которых плоты допускаются к буксировке в данном бассейне и все иные моменты, урегулированные правилами формирования и оснастки.

В комментируемом пункте не говорится об обязанности проверять укомплектование буксируемого объекта экипажем и соответствие этого экипажа требованиям настоящего Кодекса и иных нормативно-правовых актов (см. комментарий к гл. 5 Кодекса), а также правилам буксировки, но данная обязанность, безусловно, имеет место.

Укомплектовать экипажем - это значит обеспечить установленные требования к безопасности плавания и эксплуатации судов и иных плавучих объектов.

В связи с предоставлением и приемом буксируемого объекта к буксировке может возникнуть вопрос о том, несет ли отправитель ответственность за скрытые недостатки буксируемого объекта, то есть за такие недостатки (дефекты), которые не были и не могли быть обнаружены сторонами при осмотре объекта при должной степени внимательности и соблюдении правил осмотра. ГК РФ не содержит норм на этот счет. Договор буксировки в нем не регламентируется. Кроме того, при буксировке не происходит передачи вещи во владение (держание) буксировщика, но при этом недостатки, допустим, в креплении несущих конструкций или в обшивке могут в ходе буксировки привести к повреждению или вообще к уничтожению буксируемого судна. КВВТ РФ на этот счет также "молчит". Следует полагать, что отправитель должен нести ответственность за подобные недостатки, так как отправитель - собственник или иной титульный владелец буксируемого объекта (рассматриваемая проблема касается прежде всего буксируемых судов) по общему правилу несет риск повреждения или уничтожения имущества. Не помешало бы включить в данную статью норму о том, что устранение скрытых недостатков буксируемого судна является обязанностью отправителя. Если же буксируемое судно принадлежит отправителю на праве аренды, то подлежит применению правило п. 3 ст. 63 настоящего Кодекса, в силу которого устранение скрытых недостатков является обязанностью арендодателя. Данное правило касается аренды судна без экипажа, при аренде с экипажем такая обязанность арендодателя подразумевается в силу того, что на судне остается его экипаж. В таких случаях, если в ходе буксировки наступил вред по причине таких недостатков и при этом нет вины арендатора-отправителя, последний имеет право на возмещение убытков. Если в результате таких недостатков вред причинен буксирующему судну, арендатор-отправитель имеет право на регресс к арендодателю.

Осмотр буксируемого объекта производится буксировщиком в присутствии отправителя (его представителя). Если в ходе проверки буксируемого объекта обнаруживаются недостатки, например отсутствие средств оповещения на судне или маркировки на сплоточных единицах, или дефекты, например неисправность оборудования или неисправность лотов и иных средств управления плотом, то составляется регулируемый правилами буксировки и подписываемый обеими сторонами акт с перечнем данных дефектов и (или) недостатков с указанием сроков их устранения.

Эти сроки чаще всего могут определяться указанием наступления конкретного времени в определенную дату. Длительность же этих сроков будет зависеть от характера недостатков (дефектов) и необходимого для их устранения времени. Если недостатков и дефектов нет, а также после их устранения и повторной проверки буксируемого объекта (сроки устранения недостатков должны предусматривать время для такой проверки) сторонами составляется акт о готовности объекта к буксировке и уже на его основании заполняется транспортная накладная и буксировщиком выдается квитанция о приеме буксируемого объекта к буксировке.

Другой комментарий к статье 91 КВВТ РФ

1. Буксируемый объект должен быть предъявлен его отправителем для осмотра не позднее чем за 12 часов до срока отправления.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает основные обязанности буксировщика до приема буксируемого объекта. Он должен:

- провести осмотр буксируемого объекта;

- проверить необходимые для буксировки документы;

- проверить оснастку (такелаж) и оборудование буксируемого объекта, габариты буксируемого объекта;

- проверить соответствие буксируемого объекта правилам плавания (в настоящее время действуют Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129) <208>, а в отношении плотов - соответствие плота техническим условиям формирования и оснастки плотов.

--------------------------------
<208> Приказ Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129 "Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 9.

Таким образом, буксировщик обязан осмотреть передаваемый ему для буксировки объект с точки зрения годности его к плаванию и к буксировке. Если им будут обнаружены дефекты, он должен потребовать их устранения, причем необходимое для этого время рассматривается перевозчиком как просрочка, допущенная владельцем буксируемого объекта. При этом составляется акт с подробным перечнем дефектов и с указанием времени их устранения (п. 2 комментируемой статьи). По устранении дефектов производится вторичный осмотр буксируемого объекта (плота), и если дефекты устранены, то представитель перевозчика отмечает это в акте, после чего буксируемый объект (плот) считается годным к буксировке, что дает возможность сторонам заключить договор буксировки. Наряду с проверкой состояния буксируемого объекта проверяются документы, составленные в соответствии с действующими правилами. В случае нарушения отправителем технических условий, соблюдение которых обязательно при буксировке, перевозчик вправе отказать в приеме буксируемого объекта к транспортировке.

При отсутствии или устранении дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, стороны составляют акт о готовности буксируемого объекта к буксировке. Этот акт, в свою очередь, является основанием оформления транспортной накладной. Основываясь на п. 6 ст. 88 КВВТ РФ, в данном случае следует субсидиарно применять ст. 69 КВВТ ("Предъявление и прием груза для перевозки"), которая закрепляет обязательность приложения к транспортной накладной документов, предусмотренных санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями международных договоров РФ и законодательства РФ, а также сертификатов, паспорта качества, удостоверения и других документов, необходимость которых установлена федеральными законами и иными нормативными актами РФ. Кроме того, согласно п. 1 ст. 88 КВВТ РФ, помимо транспортной накладной, необходима составленная на ее основе дорожная ведомость, а также выданная буксировщиком квитанция о приеме буксируемого объекта для буксировки.

2. Во время буксировки экипажи буксира и буксируемого объекта должны принимать все меры, направленные на предотвращение причинения вреда как буксируемому объекту, так и встречным судам и береговым сооружениям. Экипаж буксируемого объекта подчиняется в оперативном отношении капитану буксирующего судна. Начальник экипажа буксируемого объекта обязан:

- точно выполнять указания капитана буксирующего судна;

- принимать меры к сохранности груза, такелажа и другого имущества, находящегося на буксируемом объекте;

- производить текущий ремонт буксируемого средства в пути.

Следует отметить, что, регламентируя аналогичные отношения, п. 2 ст. 228 КТМ РФ указывает: "Буксировка должна осуществляться с мастерством, как того требуют обстоятельства, без перерыва и задержек, за исключением необходимых, и в соответствии с хорошей морской практикой".

КВВТ РФ подобных требований к мастерству буксировщика не предъявляет, указывая лишь, что буксировщик обязан "своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект. в порт назначения. и. сдать его получателю" (п. 1 ст. 88 Кодекса).

Сопоставление названных положений позволяет согласиться с утверждением М.И. Брагинского: ".приведенная редакция воспроизводит в соответствующей части легальное определение договора перевозки груза, стирая, таким образом, в соответствующей части действительно существующее различие между указанными двумя договорами. Остается в этой связи признать, что тем самым в легальном определении договора буксировки, содержащемся в КВВТ, не принято в полном объеме во внимание то, что материальный объект договора буксировки (буксируемый объект) остается в обладании отправителя на все время буксировки" <209>.

--------------------------------

КП: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта" (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2003.

<209> Договор буксировки подробно анализируется М.И. Брагинским в гл. X "Договор буксировки" в кн. 4 "Договорное право". С. 546 - 594.

Остались вопросы по ст 91 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 91 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.