1. В случае транспортного происшествия с буксируемым объектом капитан буксирующего судна, отправитель и члены экипажа буксируемого объекта обязаны совместно принять меры по уменьшению нанесенного таким происшествием ущерба и ликвидации его последствий.
2. Сбор древесины при ликвидации последствий транспортного происшествия с плотом возлагается на буксировщика, за исключением сбора такой древесины на водных участках, на которых сбор древесины возложен на организации, осуществляющие сплав древесины. Собранная древесина должна быть доставлена буксировщиком в порт назначения.
Комментарий к статье 92 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Предмет регулирования и сфера действия настоящей статьи - взаимодействие экипажей буксирующего судна и буксируемого объекта в случае транспортного происшествия с последним, а также распределение обязанностей по ликвидации негативных последствий такого происшествия. Сфера действия ограничивается ситуацией от момента происшествия до завершения ликвидации его последствий. Такие вопросы, как лицо, по чьей вине произошло происшествие, иные причины происшествия, взаимоотношения сторон по возмещению вреда - все это оставлено "за кадром".
Транспортное происшествие, о котором идет речь, может возникнуть вследствие как техногенных, так и антропогенных факторов. В последнем случае оно может иметь место, например, в результате невыполнения ответственным лицом буксируемого объекта требований капитана буксирующего судна в области обеспечения безопасности плавания. Наконец, оно может произойти и по вине другого судна, вообще не участвующего в буксировке, например, вследствие несоблюдения правил обгона произошло столкновение обгоняющего судна с буксируемым объектом.
При возникновении такой ситуации капитан буксира, ответственное лицо экипажа (именно оно представляет отправителя в ходе буксировки) и экипаж буксируемого объекта обязаны совместно принять все зависящие от них меры по ликвидации последствий и уменьшению нанесенного таким происшествием ущерба. Конечно, тот факт, что здесь не указан экипаж буксирующего судна, не означает, что последний не должен участвовать в разрешении возникшей проблемы. Капитан буксирующего судна отдает распоряжения своему экипажу и в этом случае. Речь идет именно о ликвидации последствий и об уменьшении, но не о возмещении ущерба. Это такие меры, которые осуществляются в ходе происшествия и непосредственно после него, например тушение пожара, спасение людей и имущества. Это меры ликвидационные, а по отношению к поддающемуся контролю негативному воздействию каких-либо факторов (обстоятельств) происшествия - это меры превентивного характера.
Постоперативные отношения - отношения по возмещению вреда, по расследованию причин транспортного происшествия, определение размера причиненного ущерба. Все это решается позже, комментируемая статья это не регулирует. Возмещение вреда контрагентам и третьим лицам происходит по правилам ст. 1079 ГК РФ и общих положений гл. 59 ГК РФ (см. комментарий к гл. 7 настоящего Кодекса), возникшие вследствие происшествия отношения по ответственности контрагентов регулируются положениями гл. 15 комментируемого Кодекса.
Транспортное происшествие с буксируемым объектом отражается в акте о транспортном происшествии, форма и порядок заполнения которого устанавливается и изменяется правилами буксировки, а также в судовом журнале. Известить владельцев буксирующего судна и буксируемого объекта следует как можно быстрее, насколько позволяют условия.
2. Пункт 2 отдельно распределяет обязанности сторон по сбору аварийной древесины в случае такого происшествия с плотом. Если правила буксировки не возлагают обязанность сбора такой древесины на сплавные организации, сбор должен осуществляться буксировщиком при участии и плотовой команды. Буксировщик отвечает за сбор древесины. Сбор древесины должно производить то лицо, на которое эта обязанность прямо возложена правилами буксировки на соответствующем участке внутренних водных путей. При этом расходы по сборке древесины при происшествии, произошедшем по вине буксировщика, несет буксировщик, а при происшествии, которое произошло по вине отправителя - экипажа плота, а также при происшествии вследствие причин, не зависящих от буксировщика, получатель должен оплатить буксировщику стоимость работ по сборке древесины.
Вся собранная древесина в любом случае подлежит доставке в порт назначения. Расследование и классификация транспортного происшествия с буксируемым объектом осуществляется территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - бассейновыми управлениями государственного надзора на внутреннем водном транспорте (БУГН на ВВТ).
Другой комментарий к статье 92 КВВТ РФ
1. В соответствии с п. 3 ст. 89 КВВТ РФ члены экипажа буксируемого объекта обязаны принимать меры по предупреждению транспортных происшествий с буксируемым объектом. Если же транспортное происшествие все же произошло, то в обязанность капитана буксирующего судна и членов экипажа буксируемого объекта входит принятие мер, направленных на уменьшение причиненного происшествием ущерба и ликвидацию последствий такого происшествия (п. 1 комментируемой статьи).
Все транспортные происшествия классифицируются на аварии и эксплуатационные происшествия.
К аварии следует относить:
- транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
- разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);
- затопление самоходных судов мощностью более 225 Вт (300 л.с.) и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 тонн;
- посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более;
- разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.
К эксплуатационному происшествию следует относить:
- все другие транспортные происшествия, связанные с движением судов, не относящиеся к аварии, за исключением происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ;
- посадки судов на мель с простоем свыше 24 часов.
Виды транспортных происшествий:
- соприкосновение между собой судов, составов, находящихся на ходу (столкновение);
- соприкосновение судна с другим стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием, грунтом и др. (удар);
- затопление судов;
- посадка на мель;
- повреждение гидротехнических сооружений.
Причины транспортных происшествий:
- невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства;
- нарушение командным составом трудовой дисциплины;
- выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки);
- неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода;
- технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки;
- невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства;
- наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие), - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.
В соответствии с комментируемой статьей капитан буксирующего судна, отправитель и члены экипажа буксируемого объекта в случае транспортного происшествия с буксируемым объектом должны совместно принять меры по уменьшению нанесенного таким происшествием ущерба и ликвидации его последствий.
2. Пункт 2 ст. 92 КВВТ РФ выделяет типичный для транспортного происшествия (аварии) с плотами случай - их распадение.
При ликвидации последствий транспортного происшествия с плотом на буксировщика возлагаются две основные обязанности: сбор древесины; доставка собранной древесины в порт. Эти обязанности должны быть исполнены буксировщиком независимо от причин случившегося, если только речь не идет о водных участках, на которых сбор древесины составляет обязанность организаций, осуществляющих сплав древесины. Последнее соответствует ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (далее - ВК РФ), согласно которой на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сплава древесины в плотах и с применением кошелей. Водопользователи, осуществляющие сплав древесины, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины. Запрещаются сплав древесины без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав древесины на водных объектах (ст. 48 ВК РФ).
Нельзя не обратить внимание на то, что комментируемая статья оставляет неурегулированным вопрос о компенсации расходов, понесенных буксировщиком. Видимо, этот вопрос будет решаться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств, при которых такие расходы были понесены буксировщиком.