Статья 90. Обязанности отправителя плотов

1. Отправитель плотов обязан осуществлять:формирование плотов, вывод их в заранее согласованные с буксировщиком места предъявления для буксировки в сроки, указанные в согласованном между отправителем и буксировщиком календарном графике или соответствующие условиям договора об организации буксировок;оборудование причальных устройств в портах отправления, а также в пунктах отстоя и переформирования плотов;переформирование плотов в пути для их прохода под мостами, через шлюзы и другие затруднительные для судоходства участки внутренних водных путей, а также проводку плотов вспомогательными судами через такие участки;профилактический и аварийный ремонт в пути.

2. В случаях, если вспомогательные суда для проводки плотов через затруднительные участки внутренних водных путей предоставляются буксировщиком, с отправителя плотов взимается плата в размере, определенном соглашением сторон.

Комментарий к статье 90 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Специфика объекта буксировки и сложившаяся практика плановости буксировки плотов предопределяет несколько более детализированное регулирование обязанностей отправителя плотов как контрагента в отношениях по их буксировке. Плот - это плавучее сооружение из бревен, предназначенное для транспортировки древесины и изготовленное в соответствии с упомянутыми выше правилами формирования и технической оснастки плотов. Эти правила предусматривают, например: типы и конструкции плотов; порядок их формирования (в ленты, ряды, секции, плот); виды такелажа и способы его крепления; состав экипажа, средства управления плотом, сигнализация, инвентарь, запасной такелаж и иное оснащение плота; иные условия - словом, все, что включает в себя формирование, сохранность и способы управления плотом, вплоть до способов крепления буксирного троса. Разрабатываются эти правила исходя из специфики условия бассейна, но при этом перечень вопросов, которые должны быть решены в правилах, утверждаются на федеральном уровне. Данные правила должны быть в наличии у любого лица, занимающегося буксировкой и отправкой плотов.

Отправитель обязан осуществлять формирование плотов и вывод их в заранее согласованные с буксировщиком пункты. Вывод осуществляется за счет средств отправителя, сроки вывода плотов устанавливаются в договоре исходя из календарных графиков, а также устанавливаются в организационном договоре в случае наличия такового. В последнем случае такие сроки должны в обязательном порядке предусматриваться в договоре об организации буксировки. Эти сроки целесообразно рассчитывать так, чтобы принимать в расчет время, необходимое для осмотра плота и подачи тяги. Плот считается предъявленным к осмотру с момента, который указывается самим отправителем в извещении о готовности плота к буксировке. Данное извещение направляется в письменной форме, возможно направление по электронным средствам коммуникации.

Обязанность отправителя оборудовать причальные устройства в портах отправления, пунктах переформирования и отстоя плотов призвана обеспечить дополнительные гарантии бесперебойного характера буксировки в случае ее плановости. Кроме того, эти обязанности, по сути, представляют собой конкретизированные формы обязанности по подготовке объекта к буксировке (оборудование в портах отправления) и обязанности принимать участие в буксировке (оборудование в пунктах переформирования и отстоя плотов).

Главные обязанности отправителя на стадии осуществления буксировки проявляются в переформировании плотов в пути для их прохода через трудные участки, а также осуществлении профилактического и аварийного ремонта в пути. Конкретно эти обязанности осуществляются назначенным на плот отправителем экипажем плота в лице его бригадира (ответственного лица), плотового проводника и плотовой команды, обязанности которых тщательно регламентированы правилами буксировки.

Переформирование плотов - это изменение их состава по количеству древесины или по габаритам на тех участках, где невозможна буксировка плотов в прежней учалке.

В частности, для пропуска плотов через шлюзы владельцем плота должен организовываться рейд, на котором осуществляется осмотр плотов, их учалка, сопровождение плотов через шлюзы, швартовка их в шлюзе и на нижнем бьефе, оснащение плотов необходимыми средствами управления. Сопровождение (проводка) плотов вспомогательными судами на трудных участках судового хода осуществляется за счет отправителя (владельца плотов). Профилактический и аварийный ремонт в пути следования осуществляется плотовой командой, но может возникнуть ситуация, когда плотовой команде это не под силу. В этих целях обычно формируются выездные ремонтные бригады и стационарные пункты по ремонту плотов. Ремонт плотов осуществляется на ходу или на стоянке в зависимости от характера повреждений и объема необходимых работ. Этот характер устанавливается капитаном буксировщика совместно с ответственным лицом экипажа плота. При возникновении необходимости в стационарном ремонте плот передается ремонтной бригаде или на пункт по передаточному акту осмотра. Результаты ремонтных работ в обоих случаях также фиксируются в документарной форме.

В комментируемом пункте не указана обязанность отправителя укомплектовать плот необходимым экипажем, но она подразумевается, так как это неотъемлемая часть обязанности по обеспечению надлежащего состояния буксируемого объекта.

Основная обязанность буксировщика в процессе буксировки заключается в управлении буксиром и плотом с соблюдением правил плавания и обязанности обеспечить доставку плота в указанный пункт в согласованные сроки. Распоряжения капитана буксирующего судна для экипажа плота обязательны только в части управления, обеспечения соблюдения требований безопасности и сохранности плота. Все остальные виды работ организуются ответственным лицом плота самостоятельно.

2. Суда для обеспечения проводки плотов в затруднительных участках могут подаваться буксировщиком, и в этом случае плата за данные услуги может устанавливаться в самом договоре, а может быть определена в отдельном соглашении, которое является неотъемлемой частью договора. Если при этом осуществляются и сами работы на рейде, должна иметь место письменная заявка отправителя.

Другой комментарий к статье 90 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья предусматривает следующие основные обязанности отправителя плотов:

- формирование плотов, вывод их в заранее согласованные с буксировщиком места предъявления для буксировки в сроки, указанные в согласованном между отправителем и буксировщиком календарном графике или соответствующие условиям договора об организации буксировок;

- оборудование причальных устройств в портах отправления, а также в пунктах отстоя и переформирования плотов;

- переформирование плотов в пути для их прохода под мостами, через шлюзы и другие затруднительные для судоходства участки внутренних водных путей, а также проводку плотов вспомогательными судами через такие участки;

- профилактический и аварийный ремонт в пути.

Одной из особенностей правового регулирования речной буксировки плотов (п. 1 комментируемой статьи) является закрепление обязанности отправителя осуществлять при необходимости переформирование плотов в пути с целью прохождения их через затруднительные для судоходства участки внутренних водных путей (проход под мостами, через шлюзы и т.п.), а также для проводки плотов вспомогательными судами через такие участки.

Кроме того, КВВТ РФ выделяет обязанность отправителя плотов проводить наряду с профилактикой аварийный ремонт плотов в пути. Исключение относительно этой обязанности составляют случаи, когда необходимость в ремонте является результатом действий самого буксировщика, составляющих нарушение лежащих на нем обязанностей. Разумеется, буксировщик отвечает за соответствующие последствия указанных действий, но только при наличии его вины.

2. Закрепленное в КВВТ РФ специальное правило, относящееся к обязанности оплаты буксировки (п. 2 комментируемой статьи), предусматривает, что в случае, когда буксировщик предоставляет отправителю вспомогательные суда для проводки плотов через затруднительные участки внутренних водных путей, соответствующая услуга подлежит дополнительной оплате. Размер такой платы определяется соглашением сторон.

Остались вопросы по ст 90 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 90 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.