1. Отправитель плотов обязан осуществлять:формирование плотов, вывод их в заранее согласованные с буксировщиком места предъявления для буксировки в сроки, указанные в согласованном между отправителем и буксировщиком календарном графике или соответствующие условиям договора об организации буксировок;оборудование причальных устройств в портах отправления, а также в пунктах отстоя и переформирования плотов;переформирование плотов в пути для их прохода под мостами, через шлюзы и другие затруднительные для судоходства участки внутренних водных путей, а также проводку плотов вспомогательными судами через такие участки;профилактический и аварийный ремонт в пути.
2. В случаях, если вспомогательные суда для проводки плотов через затруднительные участки внутренних водных путей предоставляются буксировщиком, с отправителя плотов взимается плата в размере, определенном соглашением сторон.
Комментарий к статье 90 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Специфика объекта буксировки и сложившаяся практика плановости буксировки плотов предопределяет несколько более детализированное регулирование обязанностей отправителя плотов как контрагента в отношениях по их буксировке. Плот - это плавучее сооружение из бревен, предназначенное для транспортировки древесины и изготовленное в соответствии с упомянутыми выше правилами формирования и технической оснастки плотов. Эти правила предусматривают, например: типы и конструкции плотов; порядок их формирования (в ленты, ряды, секции, плот); виды такелажа и способы его крепления; состав экипажа, средства управления плотом, сигнализация, инвентарь, запасной такелаж и иное оснащение плота; иные условия - словом, все, что включает в себя формирование, сохранность и способы управления плотом, вплоть до способов крепления буксирного троса. Разрабатываются эти правила исходя из специфики условия бассейна, но при этом перечень вопросов, которые должны быть решены в правилах, утверждаются на федеральном уровне. Данные правила должны быть в наличии у любого лица, занимающегося буксировкой и отправкой плотов.
Отправитель обязан осуществлять формирование плотов и вывод их в заранее согласованные с буксировщиком пункты. Вывод осуществляется за счет средств отправителя, сроки вывода плотов устанавливаются в договоре исходя из календарных графиков, а также устанавливаются в организационном договоре в случае наличия такового. В последнем случае такие сроки должны в обязательном порядке предусматриваться в договоре об организации буксировки. Эти сроки целесообразно рассчитывать так, чтобы принимать в расчет время, необходимое для осмотра плота и подачи тяги. Плот считается предъявленным к осмотру с момента, который указывается самим отправителем в извещении о готовности плота к буксировке. Данное извещение направляется в письменной форме, возможно направление по электронным средствам коммуникации.
Обязанность отправителя оборудовать причальные устройства в портах отправления, пунктах переформирования и отстоя плотов призвана обеспечить дополнительные гарантии бесперебойного характера буксировки в случае ее плановости. Кроме того, эти обязанности, по сути, представляют собой конкретизированные формы обязанности по подготовке объекта к буксировке (оборудование в портах отправления) и обязанности принимать участие в буксировке (оборудование в пунктах переформирования и отстоя плотов).
Главные обязанности отправителя на стадии осуществления буксировки проявляются в переформировании плотов в пути для их прохода через трудные участки, а также осуществлении профилактического и аварийного ремонта в пути. Конкретно эти обязанности осуществляются назначенным на плот отправителем экипажем плота в лице его бригадира (ответственного лица), плотового проводника и плотовой команды, обязанности которых тщательно регламентированы правилами буксировки.
Переформирование плотов - это изменение их состава по количеству древесины или по габаритам на тех участках, где невозможна буксировка плотов в прежней учалке.
В частности, для пропуска плотов через шлюзы владельцем плота должен организовываться рейд, на котором осуществляется осмотр плотов, их учалка, сопровождение плотов через шлюзы, швартовка их в шлюзе и на нижнем бьефе, оснащение плотов необходимыми средствами управления. Сопровождение (проводка) плотов вспомогательными судами на трудных участках судового хода осуществляется за счет отправителя (владельца плотов). Профилактический и аварийный ремонт в пути следования осуществляется плотовой командой, но может возникнуть ситуация, когда плотовой команде это не под силу. В этих целях обычно формируются выездные ремонтные бригады и стационарные пункты по ремонту плотов. Ремонт плотов осуществляется на ходу или на стоянке в зависимости от характера повреждений и объема необходимых работ. Этот характер устанавливается капитаном буксировщика совместно с ответственным лицом экипажа плота. При возникновении необходимости в стационарном ремонте плот передается ремонтной бригаде или на пункт по передаточному акту осмотра. Результаты ремонтных работ в обоих случаях также фиксируются в документарной форме.
В комментируемом пункте не указана обязанность отправителя укомплектовать плот необходимым экипажем, но она подразумевается, так как это неотъемлемая часть обязанности по обеспечению надлежащего состояния буксируемого объекта.
Основная обязанность буксировщика в процессе буксировки заключается в управлении буксиром и плотом с соблюдением правил плавания и обязанности обеспечить доставку плота в указанный пункт в согласованные сроки. Распоряжения капитана буксирующего судна для экипажа плота обязательны только в части управления, обеспечения соблюдения требований безопасности и сохранности плота. Все остальные виды работ организуются ответственным лицом плота самостоятельно.
2. Суда для обеспечения проводки плотов в затруднительных участках могут подаваться буксировщиком, и в этом случае плата за данные услуги может устанавливаться в самом договоре, а может быть определена в отдельном соглашении, которое является неотъемлемой частью договора. Если при этом осуществляются и сами работы на рейде, должна иметь место письменная заявка отправителя.
Другой комментарий к статье 90 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья предусматривает следующие основные обязанности отправителя плотов:
- формирование плотов, вывод их в заранее согласованные с буксировщиком места предъявления для буксировки в сроки, указанные в согласованном между отправителем и буксировщиком календарном графике или соответствующие условиям договора об организации буксировок;
- оборудование причальных устройств в портах отправления, а также в пунктах отстоя и переформирования плотов;
- переформирование плотов в пути для их прохода под мостами, через шлюзы и другие затруднительные для судоходства участки внутренних водных путей, а также проводку плотов вспомогательными судами через такие участки;
- профилактический и аварийный ремонт в пути.
Одной из особенностей правового регулирования речной буксировки плотов (п. 1 комментируемой статьи) является закрепление обязанности отправителя осуществлять при необходимости переформирование плотов в пути с целью прохождения их через затруднительные для судоходства участки внутренних водных путей (проход под мостами, через шлюзы и т.п.), а также для проводки плотов вспомогательными судами через такие участки.
Кроме того, КВВТ РФ выделяет обязанность отправителя плотов проводить наряду с профилактикой аварийный ремонт плотов в пути. Исключение относительно этой обязанности составляют случаи, когда необходимость в ремонте является результатом действий самого буксировщика, составляющих нарушение лежащих на нем обязанностей. Разумеется, буксировщик отвечает за соответствующие последствия указанных действий, но только при наличии его вины.
2. Закрепленное в КВВТ РФ специальное правило, относящееся к обязанности оплаты буксировки (п. 2 комментируемой статьи), предусматривает, что в случае, когда буксировщик предоставляет отправителю вспомогательные суда для проводки плотов через затруднительные участки внутренних водных путей, соответствующая услуга подлежит дополнительной оплате. Размер такой платы определяется соглашением сторон.