1. Буксируемый объект должен быть предъявлен для буксировки его владельцем или уполномоченным им лицом (отправителем) в состоянии, пригодном для безопасного плавания, в соответствии с правилами буксировки, техническими условиями формирования и оснастки плотов, а также договором буксировки или договором об организации буксировок. Порядок укомплектования буксируемого объекта экипажем или проводниками определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами буксировки.
2. Технические условия формирования и оснастки плотов разрабатываются изготовителями плотов и согласовываются с администрацией бассейна внутренних водных путей.
3. Члены экипажа буксируемого объекта обязаны исполнять распоряжения капитана буксирующего судна в части обеспечения безопасности судоходства, сохранности буксируемого объекта и принимать меры по предупреждению транспортных происшествий с буксируемым объектом.
Комментарий к статье 89 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Все обязанности сторон по договору буксировки независимо от вида последней дифференцируются на две группы: первая группа обязанностей относится к периоду подготовки буксируемого объекта к буксировке, тогда как вторая группа обязанностей относится к осуществлению самой буксировки. Иногда в литературе можно встретить мнение о том, что эти обязанности разбиты на три группы: до буксировки, во время буксировки и при сдаче объекта после буксировки. Представляется, однако, что такая градация уязвима для критики, так как обязанность по окончании буксировки сдать и принять объект - это то же, что и обязанность предоставить объект к буксировке и принять его. Две эти обязанности составляют неотъемлемую органичную часть самого процесса буксировки - эти корреспондирующие обязанности сторон есть базовые, без которых нет и самой буксировки. Кроме того, даже такая обязанность владельца буксируемого объекта, как обеспечение его сдачи в пункте назначения, реализуется путем осуществления действий, которые осуществляются и в ходе самой буксировки, не только в момент сдачи (см. комментарий к ст. 93 настоящего Кодекса). Наконец, если принять такую точку зрения на градацию обязанностей, то их тогда придется выделить не три, а четыре: до представления объекта буксировщику, в ходе предоставления объекта, в процессе самой буксировки и в момент сдачи объекта. Конечно, и второй подход применим, но в этом случае лучше говорить не о группе обязанностей на соответствующей стадии, а об одной интегрированной обязанности, например обязанность подготовить объект, обязанность принять объект. Вместе с тем в КВВТ РФ можно проследить и трехзвенную градацию.
В общих чертах соотношение обязанностей сторон при буксировке выражается в следующем: владелец буксирующего судна обязуется оказать владельцу буксируемого объекта услуги по перемещению этого объекта, а владелец буксируемого объекта обязуется принять участие в буксировке и оплатить ее. Выполнение этих корреспондирующих обязанностей обеспечивается путем выполнения обязанностей подготовительного характера и обязанностей, возникающих в процессе буксировки. Каждая из групп обязанностей реализуется путем исполнения более конкретизированных обязанностей, каждая из которых корреспондируют и с соответствующими правами контрагента.
Комментируемая статья в общих чертах регламентирует обязанности на подготовительной стадии, по предъявлению объекта для буксировки. Состояние, пригодное для безопасного плавания, о котором идет речь в п. 1 комментируемой статьи, - это аналог мореходного состояния в морском праве (ст. 124 КТМ РФ). Это состояние должно определяться как соответствие требованиям правил буксировки, технических условий формирования и оснастки плотов, а также самого договора буксировки или договора об организации буксировок (в последнем случае эти требования, как правило, целесообразно дублировать, конкретизируя). Обязанность обеспечить такое состояние буксируемого объекта возлагается на его владельца либо на лицо, специально уполномоченное им. Здесь следует различать уполномочие на предъявление объекта и уполномочие на совершение действий по обеспечению такого состояния объекта. По смыслу комментируемого пункта, обязанность обеспечить такое состояние объекта должна в любом случае возлагаться на самого владельца объекта. По своей природе обязанности отправителя на подготовительной стадии делятся на три группы:
1) привести буксируемый объект в состояние, пригодное для безопасного плавания в соответствии с требованиями правил буксировки, технических условии и договора буксировки или организационного договора. Если вести речь о буксировке судов и иных плавучих объектов, конструктивно и функционально схожих с судами, то в этом виде буксировки помимо требований правил буксировки и договорных условий должны быть соблюдены правила гл. 6 настоящего Кодекса (см. комментарий), в которой речь идет о безопасности судоходства. В частности, должно быть обеспечено все, о чем шла речь в комментарии к ст. 34 КВВТ РФ (например, это требования о минимальном количестве состава экипажа, требование о соблюдении правил экологической, пожарной безопасности и иные требования, о которых подробнее сказано в комментарии к ст. 34 настоящего Кодекса). Если на буксируемом судне находится груз, должны быть обеспечены требуемые условия его размещения и хранения на судне. Конкретизируются эти правила в зависимости от вида буксируемого объекта и навигационно-гидрографических условий. Если вести речь о буксировке плотов, то должны быть соблюдены условия формирования и оснастки плотов. Помимо этого, должны быть соблюдены и правила буксировки плотов. В частности, при предъявлении плота к буксировке каждая сплоточная единица должна быть замаркирована отправителем так, что каждый плот должен содержать маркировку:
номер плота;
указание пункта отправления и назначения;
наибольшая осадка плота;
кубатура плота;
2) укомплектовать буксируемый объект экипажем (плотовой командой) и (или) проводниками в соответствии с требованиями к экипажам судов и правил буксировки. Что касается требований, предъявляемых к составу экипажа судна, то здесь это составная часть предыдущей обязанности. Экипаж плота - это, как правило, проводник плота, бригадир и члены плотовой команды;
3) предъявить буксируемый объект для буксировки, а конкретно - для осмотра его буксировщиком и непосредственно для сдачи буксировщику.
Объект, независимо от его вида, помимо того, что он должен отвечать всем указанным выше требованиям, должен быть также укомплектован необходимыми документами. Что касается судовых документов, то они могут располагаться на буксируемом судне, документы, касающиеся плота, само собой, будут находиться на буксируемом судне.
Обязанности буксировщика на подготовительной стадии настоящий Кодекс не регламентирует. Речь идет только о процессе приемки объекта к буксировке, но на практике его обязанностью является подготовка буксирующего судна аналогичным образом в соответствии с требованиями к судну и его экипажу, а также к наличию судовых документов. Само собой, что он обязан и предоставить буксирующее судно в установленные договором сроки.
Что касается ответственности сторон на данной стадии, например, за сверхнормативный простой или непредоставление буксирующего судна, подробно об этом сказано в комментарии к главе 15 КВВТ РФ.
2. Пункт 2 просто констатирует порядок разработки технических условий формирования и оснастки плотов. Они разрабатываются самими изготовителями плотов, согласовываются с бассейновой ГРСИ и утверждаются БОГУ на ВВТ. Данные правила, в которых детально регламентируются порядок формирования, переформирования, оснастки плотов и иные условия, призванные минимизировать возможные негативные факторы при буксировке плотов, по своей природе являются технико-правовыми или техническими. Эти нормы носят организационно-технический характер, они, хотя и содержат признаки правовой нормы, но направлены на регулирование не отношений людей и их групп между собой, а на взаимодействие людей с техническими антропогенными объектами и процессами. В данном случае эти правила определяют больше техническую сторону буксировки, нежели правовую.
3. В п. 3 сразу идет речь об обязанности экипажа буксируемого объекта подчиняться в оперативном отношении капитану буксирующего судна - это уже обязанность не подготовительной стадии, а возникающая в ходе самой буксировки. Не на своем месте находится данный пункт, учитывая название комментируемой статьи. Вообще, целесообразнее было бы дифференцированно изложить обязанности сторон по стадиям буксировки, не совмещая их в тексте.
Главная обязанность буксировщика в процессе буксировки - доставить буксируемый объект в пункт назначения в состоянии, в котором этот объект был предоставлен для буксировки. В процессе буксировки буксировщик обязан соблюдать правила плавания, как общие, так и конкретизированные по отношению к местным условиям, обязан доставить буксируемый объект в установленный договором срок. Он также обязан обеспечивать безопасность процесса буксировки и оказывать в соответствующих ситуациях помощь экипажу буксируемого объекта. Что касается обязанностей по поддержанию буксируемого объекта в установленном состоянии, по осуществлению ремонта и вообще текущего содержания буксируемого объекта - данная обязанность полностью возлагается на экипаж буксируемого объекта. При этом возникает и необходимость в урегулировании порядка взаимоотношений и взаимодействия двух составляющих людского субстрата процесса буксировки - экипажей буксирующего судна и буксируемого объекта. Это и выражается в распределении обязанностей и порядке взаимоотношений капитана буксируемого судна с экипажем буксирующего объекта. Ответственное лицо из состава экипажа буксируемого судна обязано обеспечивать правила перевозки груза, если таковой имеется, проведение работ по текущему обслуживанию буксируемого объекта и его ремонту. Но непосредственное управление всем процессом буксировки осуществляет капитан буксирующего судна, вследствие чего установлена обязанность на время буксировки ответственного лица буксируемого объекта подчиняться в оперативном плане капитану буксирующего судна. Он обязан точно и своевременно выполнять все указания капитана буксирующего судна в части управления буксируемым объектом, требования к обеспечению безопасности судоходства, а также требования относительно сохранности буксируемого объекта. Что касается последнего, то здесь требуется некоторое уточнение в том смысле, что хотя буксировщик и обязан доставить объект в сохранности, тем не менее не следует отождествлять его ответственность за это с ответственностью перевозчика груза. Буксируемый объект не передается буксировщику как груз перевозчику, здесь не происходит смены субъекта фактического держателя вещи. Поэтому буксировщик не будет нести ответственность за несохранность буксируемого объекта в случае, если он сделал все от себя зависящее, а несохранность явилась результатом действия (бездействия) ответственных лиц из числа экипажа буксируемого объекта. Во всех указанных целях должно быть назначено лицо из числа экипажа буксируемого объекта, ответственное за обеспечение вахты для исполнения указаний капитана буксира, а также для наблюдения за состоянием буксируемого объекта и подачи сигналов. Должно быть обеспечено наличие средств радиосвязи.
Такое соотношение иногда называют распределением обязанностей по управлению буксировкой, в том смысле, что осуществляется управление технологическим процессом перемещения плавучего объекта путем тяги или толкания.
Тот факт, что управляет капитан буксира, отражается и на характере распределения ответственности сторон за вред, причиненный контрагенту или третьим лицам. В данном случае, ответственность за вред, причиненный буксируемому объекту, а равно и находящемся на нем грузам или иному имуществу, несет буксировщик, если не докажет своей невиновности. Аналогично решается вопрос и в случае причинения вреда третьим лицам, при этом не имеет значения, причинен ли вред буксирующим судном или буксируемым объектом. Если будет установлено, что такой вред был причинен по вине буксируемого объекта (вине ответственных лиц из состава его экипажа), вред подлежит возмещению владельцем буксируемого объекта. Бремя доказывания вины владельца буксируемого объекта возлагается на буксировщика. В случае если в ходе буксировки вред причинен буксирующему судну по вине буксируемого объекта, он подлежит возмещению владельцем буксируемого объекта на общих основаниях. Если вред в ходе буксировки причинен одной из сторон или обеим сторонам, но при этом нет вины ни одной из сторон, вред возмещению не подлежит. Если вред причинен виновной стороной и при этом нет вины контрагента, вред ей также не возмещается. Ответственность капитана или иного ответственного лица возникает впоследствии перед виновной стороной в порядке регресса. Например, буксировщик может привлечь к регрессной ответственности того работника из состава экипажа, в результате действий (бездействия) которого причинен вред.
Другой комментарий к статье 89 КВВТ РФ
1. В соответствии с комментируемой статьей буксируемый объект должен быть предъявлен для буксировки его владельцем или уполномоченным им лицом (отправителем) в состоянии, пригодном для безопасного плавания, в соответствии с:
- правилами буксировки;
- техническими условиями формирования и оснастки плотов;
- договором буксировки или договором об организации буксировок.
При предъявлении плота или судна к буксировке его владелец обязан представить перевозчику надлежаще заполненную накладную, а перевозчик обязан выдать ему квитанцию, подтверждающую прием буксируемого объекта для буксировки.
К накладной на буксировку плота должны быть приложены:
- спецификация с указанием в ней количества сплоточных единиц, сорта, породы, размера и количества леса в кубических метрах в каждой сплоточной единице;
- фактура, в которой дается полное и точное наименование такелажа и оборудования с указанием процента годности, а по тросам и цепям - с указанием диаметра и длины каждого конца.
Порядок укомплектования буксируемого объекта экипажем или проводниками определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами буксировки.
2. Технические условия формирования и оснастки плотов разрабатываются изготовителями плотов, согласовываются с государственной речной судоходной инспекцией бассейна и утверждаются бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте.
Плоты - плавучие сооружения из бревен, предназначенные для транспортировки древесины, изготовляются в соответствии с правилами (техническими условиями) сплотки, формирования и оснастки плотов, утвержденными производственным объединением (комбинатом, трестом) лесной промышленности и управлением пароходства по согласованию с бассейновой инспекцией судоходства.
Эти правила (технические условия) определяют требуемый запас прочности плотов для предупреждения их разрушения и утраты древесины исходя из условий буксировки в каждом речном бассейне и должны предусматривать:
- типы и конструкции плотов, допускаемых к буксировке в данном бассейне, виды сплоточных единиц (пучки, клетки, плитки и т.д.) и порядок их формирования (в ряды, ленты, секции, плот);
- виды такелажа и способы его крепления, а также способы крепления буксирного троса буксировщика;
- состав экипажа, средства управления плотом, средства сигнализации, инвентарь, оборудование, запасный такелаж и другое оснащение плота;
- другие требования, необходимые для обеспечения качественного изготовления плотов.
Правила (технические условия) сплотки, формирования и оснастки плотов, предназначенных для буксировки в пределах двух или более речных пароходств или в пределах участков рек, где работы по сплаву выполняются несколькими лесосплавными организациями, согласовываются производственными объединениями (комбинатами, трестами) лесной промышленности и соответствующими пароходствами и вводятся в действие Министерством речного флота с опубликованием их в Сборнике правил перевозок и тарифов речного транспорта.
Лесосплавляющая организация обязана подготовить плоты достаточной прочности в соответствии с требованиями правил (технических условий) сплотки, формирования и оснастки плотов, принимать все необходимые меры по предупреждению ослабления креплений и повреждений плотов, производить ремонт плотов, обеспечивать:
- исправность и сохранность такелажа, оснащения и оборудования;
- выполнять другие необходимые работы на плотах в период буксировки и стоянок их в пути следования.
Для выполнения работ со средствами управления (якоря, лоты и т.д.), наблюдения за состоянием плотов, охраны древесины, такелажа и инвентаря, ремонта сплоточных единиц в пути следования и других работ на плотах лесосплавляющими организациями назначаются плотовые команды в количествах, предусмотренных правилами.
Плот считается предъявленным к осмотру с момента, указанного отправителем в извещении о готовности плота к буксировке, вручаемом представителю пароходства.
Извещение подается в письменном виде (письмо, телефонограмма, телеграмма и т.п.).
В пунктах, где нет постоянного представителя пароходства, отправитель должен предъявить извещение о готовности плота к буксировке начальнику пристани, к которой приписан данный пункт отправления, или управлению пароходства, если в договоре не предусмотрен другой порядок.
При предъявлении к осмотру плота одновременно должны быть представлены транспортные документы.
Вся древесина, сформированная в плот, как правило, должна быть адресована в один пункт назначения, одному получателю, по одной накладной.
Допускается прием к буксировке плотов, состоящих из нескольких частей, по отдельным накладным, адресованным в один пункт назначения двум или более получателям.
Маркировка сплоточных единиц должна содержать следующие обозначения:
- наименование пункта сплотки (сокращенно или условным знаком);
- номер единицы;
- наибольшую осадку единицы.
Агент (проводник, бригадир) плота является представителем владельца плота и несет перед ним установленную ответственность.
В обязанности агента (проводника, бригадира) плота входят:
- организация круглосуточных вахт членов плотовой команды для наблюдения за состоянием плота при буксировке и на стоянках, охраны принятой в пункте отправления древесины, такелажа, оборудования и инвентаря, проверки исправности креплений плота, механизмов и сигналов, а также для связи с буксирующим судном;
- обеспечение своевременного и качественного выполнения членами экипажа плота возложенных на него обязанностей;
- оформление совместно с капитаном буксировщика предусмотренных путевых документов, в том числе актов об авариях;
- сдача получателю в пункте приплава плота древесины, такелажа, плотового оборудования и инвентаря.
Сдача древесины и такелажа из аварийных единиц плота производится с участием представителя пароходства. Вычаливание части плота в пути допускается, если необходима длительная задержка для ремонта, а вычаливание поврежденной части плота возможно без нарушения требований по безопасной буксировке остальной части плота.
Сбор аварийной древесины, распущенной при буксировке плотов, с момента начала буксировки плотов лежит на обязанности пароходств на речных путях в границах закрепленных за ними участков.
Сбор аварийной древесины обязана производить только та организация, на которую эта работа на данном участке возложена.
При аварии плота, происшедшей по вине отправителя или владельца плота (экипажа плота), а также вследствие стихийных причин и других обстоятельств, которые пароходство не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело, за всю собранную пароходством и сданную древесину получатель обязан оплатить пароходству стоимость работ по сборке.
На участках, где сбор аварийной древесины возложен на лесосплавное предприятие, последнее обязано обеспечить своевременное выполнение этих работ, не допуская безвозвратной гибели древесины.
3. В целях обеспечения безопасности судоходства, сохранности буксируемого объекта члены экипажа буксируемого объекта обязаны исполнять распоряжения капитана буксирующего судна и принимать меры по предупреждению транспортных происшествий с буксируемым объектом.