Статья 9. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях

1. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях осуществляются по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей. Добыча нерудных строительных материалов на внутренних водных путях осуществляется по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на внутренних водных путях государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

2. Владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства в соответствии с обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.
3. Владельцы разводных и подъемных мостов обязаны за свой счет разводить и поднимать их в порядке, согласованном с администрациями бассейнов внутренних водных путей, или на основании их заявок.
4. Владельцы регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений на участках внутренних водных путей выше и ниже таких сооружений обязаны поддерживать согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта уровни воды, необходимые для судоходства.

5. Эксплуатация регулирующих уровень воды на внутренних водных путях сооружений и регулирование режима сброса воды ниже таких сооружений осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6. Гарантированные глубины на реках, которые используются для судоходства и которые расположены на территориях нескольких государств, устанавливаются на основании международных договоров Российской Федерации.

7. Не допускается создание искусственных земельных участков, если их создание не соответствует требованиям безопасности судоходства.

Комментарий к статье 9 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Общим предметом данной статьи являются отношения, возникающие в рамках эксплуатации сооружений на ВВП, причем не только судоходных и не только гидротехнических, здесь понятие сооружения трактуется скорее в территориально-функциональной привязке к внутренним водным путям, а также устанавливаются общие правила относительно строительства таких сооружений, если говорить точно, всего два правила.

Первое из таких правил относительно строительства и эксплуатации сооружений на ВВТ, а равно добычи нерудных стройматериалов - необходимость согласования этого с БОГУ на ВВТ, носит императивный характер и имеет целью прежде всего обеспечение безопасности судоходства. В частности, к числу сооружений относятся электростанции, которые являются составными элементами гидроузлов. Гидроузел, как правило, состоит из плотин, шлюзов, ГЭС, подходов к шлюзу и оградительных дамб. И ГЭС, к примеру, при увеличении объемов потребления энергии может влиять на уровень воды, так как в этом случае возрастает сброс воды, что приводит к повышению уровня воды в нижнем бьефе гидроузла. При уменьшении ситуация обратная. Такой режим работы ГЭС вызывает колебания воды - суточные и недельные. Что же касается строительства гидроузлов, то и здесь, помимо сфер энергетики, ирригации и водоснабжения, всегда затрагиваются и транспортные аспекты. Поэтому во всех случаях строительство, реконструкция, ремонт, ввод в эксплуатацию и сама эксплуатация гидроузлов и составляющих их сооружений должны осуществляться по согласованию с бассейновыми управлениями.

Основные положения относительно строительного надзора по отношению к объектам капитального строительства содержатся в Градостроительном кодексе РФ. Согласно ст. 1 данного Кодекса, объект капитального строительства представляет собой здание, сооружение, строение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, ремонте объектов капитального строительства, проектная документация на которые подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. Данная статья не содержит только перечень случаев, когда такая экспертиза не проводится, устанавливая общий принцип обязательности данной экспертизы (п. 1 ст. 49). Исходя из данного перечня, можно полагать, что из числа объектов инфраструктуры ВВП, когда не проводится такая экспертиза, может быть только случай, установленный подпунктом 5 п. 2 данной статьи: когда это отдельно стоящие объекты капитального строительства, с количеством этажей не более чем два, площадь которых составляет не более 1500 кв. м, которые предназначены для производственной деятельности и для которых не требуется установления санитарно-защитных зон, или когда такие зоны требуются в границах земельного участка, на котором располагается объект. На практике на ВВП объектов с такими характеристиками мало. Государственный строительный надзор проводится в целях проверки соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Должностные лица, осуществляющие государственный строительный надзор, обладают правом беспрепятственного доступа на все объекты капитального строительства, подпадающие под действие государственного строительного надзора, по его результатам составляется акт - в случае выявления нарушений с указанием нарушенных требований и срока устранения нарушений. Градостроительный кодекс РФ не говорит об этом, но данный акт может быть обжалован.

2. Обязанности, установленные п. п. 2 - 5 рассматриваемой статьи, по существу сводятся к одному - обеспечению нормального в данном бассейне, на данном участке ВВП судоходства, а также обеспечение его безопасности. Все данные обязанности являются императивными. Пункт 2 не говорит о том, владельцы каких именно сооружений обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни, знаки и иное оборудование. По буквальному толкованию этого пункта, выходит - что любых. Если учитывать, что обязанность по НГО (куда входит и установление таких знаков) ст. 7 комментируемого Кодекса возлагает на БОГУ на ВВТ, то рассматриваемая обязанность, помимо БОГУ на ВВТ, распространяется на владельцев всех иных сооружений на ВВП, где согласно требованиям необходима установка знаков и иных средств навигационного оборудования. В последнем случае и необходимо такое согласование с БОГУ на ВВТ. В противном случае эта норма была бы лишней - БОГУ на ВВТ не требуется согласования с "самими собой". ГОСТы, о которых идет речь, весьма разнообразны. Действие того или иного стандарта как обязательного или рекомендательного - это указывается в самом ГОСТе. Если же весь ГОСТ рекомендательный (или его часть), то необходимо прямое указание на него как обязательный в законе. Если ГОСТ применяется в рамках договорных отношений (скажем, подряда - на изготовление знака), то стороны, если этот ГОСТ не обязательный, желая придать ему действие обязательного, должны оговорить это в договоре, причем, сославшись не на часть ГОСТа, а на весь ГОСТ. ГОСТы предусматриваются для знаков, огней, иного оборудования. В частности, ГОСТ 26600-98 - межгосударственный стандарт "Знаки навигационные внутренних судоходных путей", введенный с 2007 г., подлежит применению расположенными на территории государств (в том числе РФ) организациями и предприятиями, он устанавливает типы, параметры, размеры, цвет и вид раскраски навигационных знаков, а также характер, цвет и взаимное расположение навигационных огней. Он не распространяется на огни и знаки для ВВП, эксплуатируемых речными администрациями нескольких государств, одно из которых не входит в состав СНГ, а также на маяки и иные знаки, соответствующие Международной ассоциации маячных служб. При этом стандарт не регулирует правила и нормы расстановки знаков - это приоритет правил плавания. Развод и подъем мостов на практике осуществляется, как правило, на основании графиков и местных правил пропуска судов при разводке мостов, утверждаемых местными органами при согласовании с БОГУ на ВВТ. В данных документах устанавливаются порядок, время разводки мостов, а также порядок и периодичность (время) подачи заявок. В них, как правило, предусматривается и согласование развода мостов с работой иных организаций иной отраслевой принадлежности.

На обеспечение безопасности судоходства и бесперебойного функционирования ВВТ направлены и обязанности, установленные п. п. 4 и 5 рассматриваемой статьи для владельцев регулирующих уровни воды сооружений, поддерживать согласованные (на деле - установленные) с федеральным транспортным ведомством уровни воды ниже и выше таких сооружений, необходимые для обеспечения судоходства, а также осуществлять эксплуатацию таких сооружений и регулирование уровней воды ниже таких сооружений по согласованию с федеральным транспортным ведомством. Такими сооружениями являются, к примеру, все те же гидроузлы. Обе данные нормы носят императивный характер, но на практике их реализация может зависеть от множества побочных факторов - как природного, так и организационно-правового и иного социального характера. В частности, негативно оценивается практика судоходных ГТС нетранспортными организациями, хотя случаи негативных результатов такой эксплуатации в основном относятся на период, когда еще не было действующего КВВТ РФ, а ситуация в экономике была весьма нелицеприятной. В частности, приводится пример эксплуатации Краснодарского гидроузла, который находился в 90-х гг. на балансе Минприроды России и к 1995 г. оказался в аварийном состоянии. Объясняется это в основном тем, что в нетранспортных ведомствах уровень квалификации кадров зачастую не соответствует требованиям обеспечения безопасности судоходства. По этой причине судоходные шлюзы были переданы на баланс Минтранса России. Аналогичный пример есть по отношению к шлюзам Тиховского гидроузла (р. Кубань), находящихся в ведении Минсельхоза России. Но, думается, что на практике дело не только в несоответствии уровня подготовки кадров (если быть точнее - тут не несоответствие, тут просто иная специализация, что вполне можно решить путем кадровой политики), но и в иных факторах, в частности в недостаточном финансировании, в том числе и затрат на подготовку персонала в области безопасности судоходства, что явно относится к тому периоду.

3. Гарантированные глубины, как уже указывалось, - это наименьшие глубина, ширина и радиус закругления, необходимые для судоходства и обеспечиваемые в течение всего навигационного периода. Норма п. 6 данной статьи, по сути, имеет один предмет регулирования с п. 4 ст. 7 - об НГО на пограничных участках. Гарантированная глубина водного пути является неотъемлемой частью НГО. Как и все вопросы судоходства, данный аспект в отношении многонациональных рек решается международными договорами прибрежных государств. Государства-участники таких договоров обязаны поддерживать установленные ими гарантированные глубины, выполняя для этого путевые и иные работы в порядке, установленном самими договорами (см. комментарий к п. 4 ст. 7).

Другой комментарий к статье 9 КВВТ РФ

1. Распоряжением Правительства РФ от 3 мая 2005 г. N 532-р было ликвидировано федеральное государственное учреждение "Государственная речная судоходная инспекция Российской Федерации" (см. комментарий к ст. 4).

2. Нерудные строительные материалы - неорганические зернистые сыпучие строительные материалы, получаемые из горных пород, в том числе из попутно добываемых пород и отходов обогащения горно-обогатительных предприятий и применяемые в строительстве без изменения их химического состава и фазового состояния <61>.

--------------------------------
<61> //www.snabnerud.com

К нерудным строительным материалам относятся: песок, щебень, керамзит, торф, плодородный грунт.

3. Согласно п. 1 ч. 2 комментируемой статьи при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на внутренних водных путях государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек <62>.

--------------------------------
<62> Статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.

Под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), а под реконструкцией объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов <63>.

--------------------------------
<63> Там же.

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 22 июля 2011 г., капитальный ремонт были исключен из сферы государственного строительного надзора, осуществляемого на внутренних водных путях.

В соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 г.) <64> Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 (ред. от 25 апреля 2011 г.) утверждено Положение о государственном строительном надзоре <65>, на основании которого федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются:

--------------------------------
<64> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.
<65> СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 774.

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации;

- Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора.

Так, согласно подп. 69 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Минобороны России проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, выдает разрешения на строительство, осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил.

Согласно подп. 71 п. 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960, для решения основных задач ФСБ России осуществляет в органах безопасности специальные разрешительные и надзорные функции в области промышленной безопасности, охраны труда, санитарно-эпидемиологического режима, пожарной безопасности, безопасной эксплуатации энергетических и тепловых установок, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, строений и сооружений.

Согласно подп. 63 п. 11 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013, ФСО России осуществляет следующие в федеральных органах государственной охраны специальные разрешительные и надзорные функции в области промышленной безопасности, охраны труда, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и пожарной безопасности, безопасной эксплуатации энергетических и тепловых установок, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, строений и сооружений.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Государственный строительный надзор осуществляется:

- при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;

- при капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение:

- при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

- при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.

Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.

Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.

4. Комментируемой статьей предусмотрено, что владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства в соответствии с обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная редакция действует с 21 октября 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании". Ранее действующая редакция предусматривала обязательность обеспечения перечисленного навигационного оборудования только в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Приложением N 6 к Правилам плавания по внутренним водным путям РФ <66> закреплены правила использования навигационных знаков и огней на внутренних водных путях России.

--------------------------------
<66> Приказ Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129 "Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям РФ" (ред. от 31 марта 2003 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 9.

Навигационные знаки и огни предназначены для создания безопасных условий плавания судов и обеспечения сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях. Навигационные огни на сооружениях должны действовать от захода до восхода солнца.

Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие.

В состав береговых знаков входят знаки ограждения (обозначения) судового хода и знаки информационные. К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся: створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки "ориентир", указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов, путевые огни судоходных каналов, а также опознавательные знаки и маяки.

В состав плавучих знаков входят буи, бакены, вехи. Плавучие навигационные знаки подразделяются на кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые и знаки опасности.

Навигационные знаки и огни предназначены:

- для указания судового хода на реках, каналах, водохранилищах и озерах, а также ограждения отдельных навигационных опасностей;

- указания судоходных пролетов мостов, служащих для прохода судов и проводки плотов, а также регулирования пропуска судов через наплавные мосты;

- указания охранных зон подводных и воздушных переходов (линий связи и электропередачи, трубопроводов, дюкеров, водозаборов, водовыпусков) других искусственных сооружений;

- указания границ рейдов, якорных стоянок, свальных течений и других особенностей участков пути, где судоводители должны принимать меры предосторожности;

- регулирования движения на засемафоренных участках пути.

Состав навигационных знаков и основные требования к их расстановке на отдельных участках водных путей зависят от интенсивности судоходства и лесосплава с учетом размеров плавающих судов, рельефа прибрежной зоны, особенностей водного и руслового режимов и других местных условий.

Береговые знаки действуют со времени начала движения транспортного флота и до закрытия навигации, включая период работы в ледовых условиях. Исключение составляют береговые знаки, к которым нет доступа в ледовых условиях, а также знаки, установленные на низких затопляемых берегах, которые начинают действовать по мере спада уровней воды.

Конкретные сроки приведения в действие береговых знаков устанавливаются в каждом конкретном случае по согласованию с пароходством.

Выставление плавучих знаков заканчивается через трое суток после очищения водного пути ото льда и в сроки, согласованные с пароходством. Плавучие знаки действуют до появления льда (сала, шуги). С целью сокращения утраты буев и бакенов и их светосигнального оборудования проводится по согласованию с пароходством заблаговременное разрежение плавучих знаков.

Характер навигационных огней:

1) постоянный;

2) проблесковый - периодически повторяющиеся проблески;

3) двухпроблесковый - периодически повторяющиеся группы из двух проблесков;

4) частопроблесковый - непрерывно повторяющиеся частые проблески;

5) группочастопроблесковый - периодически повторяющиеся группы;

6) пульсирующий - непрерывно повторяющиеся световые импульсы;

7) прерывисто-пульсирующий - периодически повторяющиеся группы;

8) затмевающийся - периодически повторяющиеся проблески и кратковременные затмения.

Устройство и содержание знаков и огней судоходной сигнализации на железнодорожных, автодорожных, коммунальных и наплавных мостах, подводных и воздушных переходах, водозаборах и водовыпусках, предназначенных для их сохранности и создания безопасных условий плавания судов, производятся владельцами этих искусственных сооружений.

Устройство и содержание навигационного оборудования на водных подходах и акваториях портов, причалов, затонов, рейдов и других участках водных путей необщего пользования производятся организациями и предприятиями, в пользовании которых находятся эти акватории и участки водных путей.

На участках водных путей, обслуживаемых бригадами, сбитые и поврежденные знаки восстанавливают при очередном объезде участка по утвержденному графику. Конкретные условия зависят от протяженности обслуживаемого участка, скорости используемого бригадой судна, состава выполняемых работ и т.п.

Расстановка навигационных знаков на внутренних водных путях проводится по утвержденным схемам.

Схемы расстановки знаков на реках корректируют в межнавигационный период и в период навигации прорабы путевых работ и мастера пути. Схемы расстановки знаков на водохранилищах утверждают на длительный период (5 - 10 лет), и они ежегодной корректуре не подлежат.

На участках пути, где положение судового хода в периоды половодья и межени не меняется, составляют одну схему расстановки с указанием на ней знаков, устанавливаемых на период половодья, и знаков, добавляемых к наступлению меженного периода.

По участкам рек, где судовой ход, действующий в период половодья, не совпадает с меженным судовым ходом, составляют две схемы расстановки знаков: одну - на период половодья, другую - на период межени.

Схема расстановки береговых и плавучих навигационных знаков должна составляться с расчетом обозначения ими судового хода на всем протяжении водного пути и обеспечения непрерывной ориентации судоводителей по впереди расположенным знакам (днем - со знака на знак, а ночью при использовании светящихся знаков - с огня на огонь).

Судовой ход может быть огражден только плавучими знаками на участках, где его положение относительно берега не позволяет применять береговые знаки или когда расстановка береговых знаков получается сложной, затрудняющей ориентировку судоводителей.

Ограждение судового хода только плавучими знаками допускается в крупных городах, где нет возможности устанавливать береговые знаки, а также временно на путях, где в отдельные периоды навигации положение судового хода резко меняется вследствие интенсивных переформирований русла.

Перестановка навигационных знаков на реках в течение навигации, вызываемая текущими изменениями в положении судового хода, проводится мастером пути с сохранением по возможности утвержденной схемы их расположения (схема считается сохраненной, если перестановка знаков не нарушает последовательности их установки, а количество знаков остается неизменным).

Если на перекатах с малоустойчивым руслом происходят переформирования, требующие срочного изменения схемы расстановки знаков с увеличением или уменьшением их количества, мастер пути, произведя эти изменения, немедленно сообщает о них диспетчеру пути для информации судоводителей.

В особо ответственных случаях, например когда ход переносится в другой участок русла или в другую протоку, перестановка знаков должна проводиться под руководством прораба путевых работ или его помощника.

Основными навигационными знаками, обозначающими положение судового хода, являются береговые знаки (перевальные, ходовые и весенние), так как они более надежны в действии и имеют постоянное местоположение. Плавучие знаки дополняют навигационное оборудование судового хода, они более точно указывают его кромки и положение отдельных препятствий.

Расстановка навигационных знаков на поворотах судового хода должна проводиться с расчетом, чтобы судоводители могли четко определить начало вхождения в поворот и конец поворота, а также чтобы в вершине поворота ширина хода была по возможности наибольшей, так как суда и составы вследствие дрейфа и раскатки занимают здесь судоходную полосу более широкую, чем на прямолинейных участках.

На сложных поворотах с малыми радиусами кривизны или при наличии навальных (прижимных) течений и суводей (водоворотов) в секторе обзора 180 градусов впереди по ходу судна судоводитель должен иметь возможность ориентироваться не менее чем по двум знакам: одному на правой кромке и другому - на левой.

Технические условия, нормы и технические требования на навигационные знаки, необходимые для обеспечения безопасности судоходства на внутренних судоходных путях, установлены также Межгосударственным стандартом "ГОСТ 26600-98. Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия", который был принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 12.11.1998 (протокол N 14-98) и с 1 июля 2000 г. Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 14.12.1999 N 512-ст введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации (далее - Стандарт).

Данный Стандарт устанавливает типы, основные параметры, размеры, цвет и вид раскраски навигационных знаков, а также характер, цвет и взаимное расположение навигационных огней. В частности, Стандарт предусматривает, что навигационные знаки по использованию и установке в конкретных условиях эксплуатации подразделяют на плавучие и береговые.

В зависимости от силуэта сигнальных щитов (фигур) навигационные знаки подразделяют на следующие типы:

- прямоугольный;

- треугольный;

- круглый;

- трапецеидальный;

- комбинированный;

- линейный.

Навигационные знаки в зависимости от назначения подразделяют:

1) плавучие навигационные знаки - на кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые и знаки опасности;

2) береговые навигационные знаки - на навигационные знаки обозначения положения судового хода и навигационные информационные знаки.

В свою очередь, береговые навигационные знаки обозначения положения судового хода подразделяются на створные, перевальные, ходовые, ориентиры, весенние, а также знаки судоходных пролетов мостов, а береговые навигационные информационные знаки - на запрещающие, предупреждающие и предписывающие, указательные.

Также навигационные знаки в зависимости от требований эксплуатации внутренних судоходных путей подразделяют:

- на знаки с навигационными огнями;

- знаки без навигационных огней.

5. Комментируемая статья наделяет бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте широким перечнем полномочий, в том числе и в данном случае (о положительных и отрицательных сторонах речь шла в комментариях к другим статьям Кодекса).

6. Комментируя данную норму, необходимо прежде всего определить основы речной гидротехники. Это управление природными потоками рек с помощью различных инженерных методов и гидротехнических сооружений, обеспечивающих судоходство, борьбу с паводками, гидроэнергетику, гидромелиорацию, водоснабжение и защиту окружающей среды.

Улучшение условий судоходства обеспечивается дноуглубительными работами на фарватере и в акваториях речных портов, регулированием уровня и стока вод, а также строительством каналов.

Основная цель дноуглубительной работы - удаление с судового хода грунта, расположенного над заданным уровнем проектного дна. Для уменьшения влияния на уровень воды судовой ход следует углублять с минимальным технологическим переуглублением и строго в заданных границах прорези.

Границы прорези, предварительно разбитые на местности изыскательской партией, на время выполнения дноуглубительной работы должны быть обозначены. Кроме знаков границ прорези перед началом работ устанавливают знаки, необходимые для обеспечения требуемой технологии выполнения работ (продольные створы траншей, поперечные створы границ между сериями траншей, положение отвалов грунта и т.п.).

Для учета влияния изменения уровня воды на глубину разработки прорези по показаниям водомерного кола, подготовленного изыскательской партией, устанавливают водомерную рейку с четкими делениями, шкала которой должна быть привязана к проектному уровню воды через известное значение срезки.

Частоту наблюдений за уровнем воды устанавливают в зависимости от интенсивности его изменения перед сменой каждой вахты. Эти сведения записывают в вахтенный журнал.

На некоторых реках необходимая для судоходства глубина обеспечивается регулированием течения. Для этого проводятся работы по выправлению русла с возведением струенаправляющих и ограничивающих гидротехнических сооружений в самом русле и по берегам реки. Эти сооружения формируют речной поток так, что в нем создается достаточно равномерное распределение относительно невысоких скоростей, при котором образуется и поддерживается фарватер с заданными минимальными значениями глубины, ширины и кривизны. К таким сооружениям относятся подпорные полузапруды, дамбы, шлюзы, берегоукрепительные сооружения, обводные каналы и затворы боковых проток. Нередко для обеспечения более равномерного стока строятся водохранилища и вспомогательные накопительные водоемы.

Основой безопасности судоходства является непрерывность функционирования диспетчерской службы движения и пропуска судов через шлюзы. Службы включают в себя диспетчерский аппарат, руководящий движением судов, обеспечивающий внутрибассейновую и межбассейновую координацию, и диспетчерские шлюзования как в целом по бассейну, так и на отдельных шлюзах. Диспетчер вправе запретить движение судов, если не обеспечивается безопасность.

7. Эффективность работы речного транспорта, стоимость перевозки грузов в большей степени зависят от функционирования не имеющей аналогов в мире Единой глубоководной системы с глубиной судового хода до 4 м, протяженностью 6,5 тыс. км. В ее состав входит канал им. Москвы, Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский, Волго-Донской судоходные каналы, обеспечивающие транспортную связь пяти морей. Водные пути Единой глубоководной системы европейской части страны входят в состав важнейших внутренних водных путей международного значения в соответствии с Европейским соглашением, подписанным РФ.

На протяжении ряда лет проявляется неослабевающий интерес международного транспортного сообщества к использованию транзитного потенциала внутренних водных путей России. В перспективе, после открытия внутренних водных путей для прохода судов под флагом иностранных государств, предусматривается организация перевозок грузов и пассажиров по Большому европейскому воднотранспортному кольцу, включающему Единую глубоководную систему России.

Важным шагом в направлении интеграции транспортных систем России и Западной Европы явилось принятие в 1994 г. Концепции международных транспортных коридоров (МТК), включающей и внутренние водные пути РФ.

Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 794 одобрен проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о судоходстве в бассейне Чудского, Теплого и Псковского озер <67>.

--------------------------------
<67> СЗ РФ. 2001. N 48. Ст. 4529.

Соглашение определяет порядок и условия судоходства по водным путям. Договаривающиеся Стороны согласовывают перечень портов и пунктов, в которые разрешается заход судов государства другой Договаривающейся Стороны, и открывают в них пункты пропуска через государственную границу в соответствии с действующим в государстве каждой Договаривающейся Стороны порядком.

Каждая из Договаривающихся Сторон обеспечивает судам государства другой Договаривающейся Стороны и их экипажам такое же обращение, как своим судам и их экипажам, на всех стадиях транспортного процесса, в частности в отношении пребывания судов государства одной Договаривающейся Стороны в портах, расположенных на водных путях государства другой Договаривающейся Стороны, осуществления портовых операций, использования портового оборудования и портовых складов, снабжения судов топливом, продовольствием и питьевой водой.

Плавание судов государства одной Договаривающейся Стороны по водным путям государства другой Договаривающейся Стороны осуществляется на основании предварительно полученных разрешений, если получение таких разрешений предусмотрено законодательством государства Договаривающейся Стороны, на территории которого находятся эти водные пути.

Во время пребывания судов государства одной Договаривающейся Стороны на территории государства другой Договаривающейся Стороны должно соблюдаться законодательство государства Договаривающейся Стороны, в водах которого находится судно.

На водных путях действуют правила судоходства по внутренним водным путям, установленные в соответствии с законодательством государства Договаривающейся Стороны, на территории которого находятся эти водные пути.

На судне в отношении внутреннего распорядка и вахтенной службы применяются правовые акты государства флага судна.

Каждая Договаривающаяся Сторона будет принимать в соответствии с законодательством и портовыми правилами своего государства необходимые меры для облегчения и ускорения перевозок, предотвращения необоснованных задержек судов государства другой Договаривающейся Стороны.

При заходе судна государства одной Договаривающейся Стороны в порт, расположенный на территории государства другой Договаривающейся Стороны, находящиеся на борту судна судовое снаряжение, судовые запасные части и судовые припасы освобождаются от таможенных платежей и прочих сборов, а равно от получения разрешений на их ввоз и вывоз.

Пользование водными путями судами государств Договаривающихся Сторон осуществляется без взимания платы. Береговые и плавучие навигационные знаки, обозначающие судовой ход, устанавливаются и обслуживаются компетентным органом Договаривающейся Стороны того государства, на территории которого указанные знаки находятся, и за ее счет.

Путевые работы по поддержанию судоходных условий проводятся компетентным органом каждой Договаривающейся Стороны на территории своего государства и за свой счет.

8. Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" комментируемая статья дополнена новым пунктом 7, согласно которому не допускается создание искусственных земельных участков, если их создание не соответствует требованиям безопасности судоходства. Данный запрет вступил в силу со 2 августа 2011 г.

Понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, закреплено в ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ, согласно которой искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок), - это сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.

Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.

Остались вопросы по ст 9 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 9 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.