Статья 10. Использование поверхностных водных объектов для целей водного транспорта, пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта

1. В пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок взимания платы за земельные участки, занимаемые организациями внутреннего водного транспорта, определяется законодательством Российской Федерации.

2. Администрации бассейнов внутренних водных путей имеют право: пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации;использовать безвозмездно для проведения указанных в настоящем пункте работ грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;
разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

3. Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

4. Установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней, направленных в сторону судовых ходов, за исключением навигационных огней, запрещается. Владельцы временных огней должны согласовать их установку с администрацией бассейна внутренних водных путей и обеспечить ограждение таких огней со стороны судовых ходов.
5. Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.

6. Пункт утратил силу с 1 января 2007 года - Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ.

7. Использование водных объектов для целей рыболовства в случае, если такие объекты используются для целей судоходства, допускается по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.
8. Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации.

9. Предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.
10. Пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей на участках пограничных зон Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

11. Запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.

Комментарий к статье 10 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Статья состоит из норм различной отраслевой принадлежности и регулирует общественные отношения в рамках использования территорий и акваторий в пределах внутренних водных путей. В данную статью (в наименование и в п. п. 7 и 11) в июле 2008 г. внесены изменения Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ, касающиеся, по сути, в основном терминологии. Этим же Законом внесены изменения в Водный кодекс РФ, в КоАП РФ и ряд иных нормативно-правовых актов.

Первый пункт данной статьи определяет правовой режим береговой полосы применительно к деятельности ВВТ. И этот пункт объективно соотносится с нормами иных соприкасающихся отраслей права таким образом, что комментарий к нему будет весьма объемным. Помимо данного пункта, правовой режим береговой полосы в пределах ВВП определяется также нормами п. 4 ст. 90 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ). Собственно о самих водных объектах в данной статье ничего не говорится. Статья касается в основном земель, расположенных в границах водных объектов, являющихся внутренними водными путями. Раньше, в период действия старого ВК РФ, правовой режим береговой полосы регулировался еще и ст. 20 ВК РФ. Новый (теперь уже нет) ВК РФ отсылает к КВВТ РФ, устанавливая в п. 1 ст. 47, что использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте. По сути, первые 7 пунктов, а также п. п. 9 - 11 рассматриваемой статьи определяют правовой режим береговой полосы применительно и в рамках деятельности внутреннего водного транспорта, рассматривая водные объекты как ВВП, а земельные участки, составляющие береговую полосу, - через призму функционирования внутреннего водного транспорта. То есть данные правила - это лишь часть нормативного массива, регулирующего режим территории, называемой в данной статье береговой полосой. Но данная часть земель, данный их вид, регулируется и нормами иной отраслевой принадлежности, наибольшее значение из которых для ВВТ будут иметь правила земельного и экологического права. Кроме того, береговая полоса, о которой идет речь, относится к землям транспорта, о чем в комментируемой статье вполне уместно было бы упомянуть. Кроме того, береговая полоса соотносится с территориями водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Таким образом, правовой режим береговой полосы - весьма сложное правовое образование, статус этой небольшой части земной поверхности определяется нормами многих отраслей соответственно их предмету.

Согласно п. 1 ст. 90 ЗК РФ, к землям транспорта относятся земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов транспорта, в том числе внутреннего водного. Согласно п. 4 этой же статьи, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского и внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения искусственных внутренних водных путей; размещения портов, пристаней, ГТС, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий (последнее - логично, если и для наземных), строений, сооружений, устройств и иных объектов морского и внутреннего водного транспорта; выделения береговой полосы. Этот же пункт специально указывает, что береговая полоса ВВП выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территории населенных пунктов. Об этой части земной поверхности и идет речь в ст. 10 настоящего Кодекса. Пункт 4 ст. 90 ЗК РФ прямо относит порядок выделения береговой полосы и пользования ею к компетенции КВВТ РФ. Не совсем ясно, что означает термин "выделение". Логично предположить, что он применяется как аналог определения границ береговой полосы. Само же выделение части участка земли согласно назначению земель - это вопросы зонирования земель.

Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ, земли транспорта, занятые федеральным транспортом, находятся в федеральной собственности. Разрешения на судоходство и договора водопользования, как уже указывалось - не требуется. Согласно п. 7 ст. 90 в целях создания условий для развития инфраструктуры транспорта, осуществляется резервирование земель, основной порядок которого определен в ст. 70.1 ЗК РФ. Непосредственно порядок резервирования земель для государственных и муниципальных нужд устанавливается Правительством РФ, случаи, когда допускается резервирование земель, аналогичны тем, что являются основанием для изъятия земель для государственных и муниципальных нужд, определенным в ст. 49 ЗК РФ. К ним в числе прочих относится и изъятие (то есть и резервирование) для целей размещения объектов транспорта федерального и регионального значения.

Таким образом, береговая полоса представляет собой часть территории, примыкающей к поверхностным водным объектам, относящаяся к землям транспорта и использующаяся в целях обеспечения судоходства. Ее ширина определена в п. 1 рассматриваемой статьи - 20 метров вглубь берега от края воды при среднемноголетнем уровне воды на реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных ВВП, при уклоне берега более 45 градусов она определяется от края берега.

Помимо земель транспорта, организациям ВВТ могут предоставляться и земли иного назначения, скажем, сельскохозяйственного назначения, земель лесного и водного фонда и иных категорий. В этих случаях регулирующий приоритет в определении порядка предоставления и пользования такими участками будет иметь не транспортное законодательство, а общие и специальные правила земельного права, лесного, водного и иного законодательства. Здесь иная плоскость правового регулирования.

Помимо береговой полосы, исходя из сказанного, к землям внутреннего водного транспорта будут относиться земли портов, пристаней, СГТС и иных объектов инфраструктуры ВВТ, земли объектов обслуживания - различных пунктов, баз, зданий специальных служб и иное. Это земли, которые располагаются в основном за пределами береговой полосы и предоставляются в пользование организациям ВВТ согласно нормам земельного законодательства.

Береговая полоса - один из видов земель транспорта и ее правовой режим устанавливается в данной статье. Особые условия пользования береговой полосой, о которых идет речь в п. 1, представляют собой конкретизацию общих правил ст. 10 и поэтому устанавливаются подзаконными актами - актами Правительства РФ. Они определены, в частности, Положением об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 71. Граница береговой полосы устанавливается БОГУ на ВВТ в установленном Минтрансом России порядке, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Береговая полоса в данном Положении определена как зона с особыми условиями пользования. Не допускается пользование береговой полосой для осуществления деятельности, при которой не обеспечивается безопасность судоходства - здесь Положение, по сути, дублирует правило п. 5 рассматриваемой статьи. Положением устанавливается разрешительный порядок пользования береговой полосой для осуществления юридическими и физическими лицами: проведения физическими лицами и организациями работ по устройству временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавсредств, погрузочных операций и высадки и посадки пассажиров; сооружения временных строений и проведения других необходимых работ в случае непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами; работ в сельскохозяйственных и иных целях. На временное пользование участком береговой полосы в указанных целях соответствующий БОГУ на ВВТ выдает разрешение, срок которого устанавливается самим бассейновым органом. Юридическое или физическое лицо обязано пользоваться участком береговой полосы в соответствии с целями и условиями его предоставления, указанными в разрешении, не допуская причинения вреда водным объектам и объектам ВВТ. В случае нарушения таких условий БОГУ на ВВТ вправе приостановить действие разрешения, а если нарушения не устранены - аннулировать его. Контроль за соблюдением таких условий может осуществлять Госморречнадзор или сами бассейновые органы.

Право пользования береговой полосой в смысле рассматриваемой статьи не распространяется на ее участки в пределах поселений, что следует из п. 4 ст. 90 ЗК, так как она выделяется вне территорий поселений.

Раньше организации ВВТ освобождались от платы за занимаемые ими земельные участки. В настоящее время организации ВВТ оплачивают земельный налог по правилам гл. 31 НК РФ на общих основаниях. Раньше, когда уже действовала данная глава НК, и при этом было сформулировано по иному, нежели сейчас, правило абзаца второго п. 1 ст. 10 КВВТ РФ, Минфин России разъяснил в письме от 1 августа 2006 г. N 03-06-02/105, что если нет об ином указаний в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований об установлении данного налога, то организации ВВТ уплачивают земельный налог на общих основаниях. В настоящее время п. 1 ст. 10 КВВТ РФ полностью отсылает к "законодательству" РФ, под которым прежде всего надлежит понимать нормы НК РФ. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения. Второе напрямую относится к организациям ВВТ. Налоговые льготы не установлены ст. 395 НК РФ для организаций внутреннего водного транспорта. Но при этом, согласно п. 2 ст. 389 НК РФ, не являются объектами налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. Согласно ст. 102 ЗК РФ, к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водными объектами, сосредоточенными в водных объектах, и земли, занятые ГТС и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. То есть в случае если организации ВВТ обладают такими землями (ст. 102 ЗК РФ), то эти объекты не подлежат налогообложению. В остальных случаях они являются налогоплательщиками на общих основаниях. Нельзя однозначно трактовать возможные для развития ВВТ результаты введения земельного налога. По общим данным, доля земельного налога с организаций ВВТ составляет от 20 до 40% прибыли. Конечно, есть доля истины в предложении Минтранса России относительно освобождения от налогообложения в отношении земельных участков, занятых объектами ВВТ и береговой полосой. Справедливо и то, что рост налоговой нагрузки на предприятия ВВТ не учитывает сезонный характер его работы. Но в ситуации, когда налогообложение на ВВТ осуществляется на общих основаниях, следует предусматривать в бюджетах, куда поступают такие средства, обязательные лимиты на финансирование содержания объектов инфраструктуры ВВТ.

2. БОГУ на ВВТ предоставлен довольно обширный круг прав в рамках пользования береговой полосой в целях осуществления ими функций по содержанию ВВП и обеспечению безопасности судоходства, а также для осуществления ими иной не запрещенной законом деятельности в рамках их уставов. Пункт 2 рассматриваемой статьи довольно подробно очерчивает конкретное содержание, перечень правомочий бассейновых органов, составляющих право пользования ими береговой полосой. Их назначение в обеспечении возможности бассейновым органам выполнять свои функции. Разрешения на устройства временных сооружений, о которых идет речь в абзаце 5 п. 2, бассейновые органы выдают в порядке Положения об особых условиях пользования береговой полосой, рассмотренного выше. Рубки лесных насаждений в целях установки береговых СНО как в пределах береговой полосы, так и за пределами береговой полосы и обеспечения их видимости относятся, согласно п. 2 ст. 17 Лесного кодекса РФ, к выборочным рубкам лесных насаждений. Сплошные рубки лесных насаждений для указанных целей бассейновых органов на практике не встречаются. По смыслу абзаца 5, право бассейновых органов осуществлять рубки в пределах береговой полосы является сугубо предоставленным КВВТ РФ, а право осуществлять рубки лесных насаждений за ее пределами находится полностью в сфере регулирования лесного законодательства. Но в любом случае, как в пределах береговой полосы, так и за ее пределами, производя выборочные рубки, бассейновые органы обязаны соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений правила рубок, правила санитарной и пожарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами. За лесные правонарушения виновные лица несут установленную ответственность. Кроме того, в лесах, находящихся на территории водоохранных зон, с которыми соотносится береговая полоса, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны лесных насаждений (ст. 104 ЛК РФ), а также императивно запрещены сплошные рубки. Вообще, в настоящее время лесное законодательство не полностью отвечает требованиям защиты лесов, но это отдельная тема.

3. Пунктами 3 - 5 рассматриваемой статьи устанавливается ряд императивных обязанностей и ограничений при пользовании береговой полосой, касающихся как бассейновых органов, так и иных лиц, получивших разрешение на использование полосы для производства работ, указанных в комментарии к п. 1 рассматриваемой статьи, это обязанность после окончания работ (любых) обустроить береговую полосу и очистить ее, а также запрет осуществлять деятельность, которая несовместима с обеспечением безопасности судоходства, это касается всех аспектов безопасности судоходства (НГО, работы обеспечивающих служб, портов и всего, что влияет на безопасность судоходства), и запрет на установку на береговой полосе огней, направленных в сторону судового хода.

Судовой ход - это участок ВВП, обозначенный на местности или карте, по которому непосредственно осуществляется движение судов. Поэтому никаких огней, как постоянных, так и временных, кроме навигационных огней, установленных Правилами плавания по ВВП, не должно быть направлено в сторону судового хода. Если такие огни необходимы, владельцы этих огней должны обеспечивать постоянное их ограждение от судового хода. Думается, что это должно касаться владельцев не только тех огней, которые расположены непосредственно на береговой полосе, но и вообще огней, расположенных вблизи судового хода, если есть вероятность их негативного воздействия на движение судов. В целях обеспечения этого установлена и обязанность владельцев огней согласовывать их установку с бассейновыми органами.

Рыболовство, о котором идет речь в п. 7 рассматриваемой статьи, является одним из видов использования животного мира и подразделяется на промысловое, спортивное и любительское. Данный пункт не говорит о том, какой из данных видов подлежит согласованию с бассейновыми органами, обозначая рыболовство одним термином. Но следует полагать, что если рыболовецкая деятельность может оказывать какое-либо влияние на судоходство, то действие данного пункта следует распространять на все его виды. Прежде всего, он касается промыслового рыболовства. Относительно любительского и спортивного рыболовства он будет действовать только при наличии возможного влияния последних на судоходство в бассейне, а скорее только на определенном участке ВВП данного бассейна. Порядок определения границ рыбопромысловых участков установлен Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству "Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков" от 31 января 2008 г. N 47. Определение таких границ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, с учетом предложений научных организаций, бассейновых органов в области рыболовства, при участии заинтересованных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений. Могут для этого создаваться и комиссии. При любом из этих способов на участках водных объектах, используемых для судоходства, в числе заинтересованных органов или в составе комиссии должны быть представители бассейновых органов ВВТ. При отсутствии согласования с БОГУ на ВВТ виновные лица могут быть привлечены к ответственности по ч. 1 ст. 11.6 КоАП РФ "Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте".

4. На территориях, указанных в п. 8 рассматриваемой стороны, правовой режим береговой полосы (как части линии берега, предназначенной для обеспечения функционирования ВВТ) не действует. Здесь бассейновые органы могут использовать земельные участки, но уже не на основании ст. 10 КВВТ РФ, а на основании норм, регулирующих режим таких территорий. Ситуация может быть осложнена тем, что некоторые из данных территорий могут совпадать с береговой полосой, в частности некоторые виды особо охраняемых природных территорий. Особо охраняемые природные территории, согласно анализу экологического законодательства в целом, можно подразделить на несколько групп: территории экологически неблагополучные; территории различных охранных, санитарных и защитных зон (например, водоохранных зон, запретных полос лесов и иных); особо охраняемые природные территории в собственном смысле.

В целом особо охраняемая природная территория - это части земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное, эстетическое и оздоровительное назначение <3>. К таким территориям относятся, в частности, территории заповедников (в том числе биосферных), заказников, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Это особо охраняемые природные территории в собственном смысле. Здесь действует особый их правовой режим, состоящий в системе ряда ограничений на определенные виды деятельности, которые в полной мере распространяются и на все организации ВВТ, если их деятельность территориально связана с любым из видов данных территорий. Что касается экологически неблагополучных территорий (зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия), то и здесь вводятся довольно существенные ограничения, которые все субъекты хозяйственной деятельности обязаны соблюдать. Здесь нет возможности приводить все эти ограничения - это громадный объем, для ознакомления с ними следует специально обращаться к законодательству в области охраны окружающей среды, что с учетом информационных правовых систем не так уж сложно сделать. Правовой режим береговой полосы осложняется еще и тем, что ее территория находится в границах водоохранных зон водных объектов, для которых установлен особый правовой режим их использования. Водоохраной зоной, согласно ст. 65 ВК РФ, водоохранными зонами являются территории, примыкающие к береговой линии морей, рек и иных водных объектов и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биоресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются и прибрежные защитные полосы, в которых также вводятся определенные ограничения. В границах водоохранных зон запрещается: использование сточных вод для удобрения почвы; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, токсичных, взрывчатых, отравляющих и иных химических веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями растений, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных), за исключением движения по дорогам и стоянки на специально оборудованных местах с твердым покрытием. Из перечисленных ограничений непосредственно к ВВТ на практике может иметь отношение, пожалуй, только последнее - вряд ли организациям ВВТ может потребоваться, например, размещение скотомогильника, но ограничения эти все носят императивный характер. Что касается проектирования, строительства, размещения, реконструкции и эксплуатации сооружений и иных объектов, то это допускается в границах водоохранных зон, при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов. В остальном специальных ограничений ВК РФ относительно деятельности в пределах водоохранных зон не содержит, но это в любом случае с необходимостью предполагает, что при осуществлении работ на береговой полосе, бассейновые органы и иные субъекты, получившие разрешение на работы, указанные в комментарии к п. 2 рассматриваемой статьи, обязаны соблюдать требования водоохранного законодательства. Что касается прибрежных защитных полос, то там запрещены распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас животных и организация для них летних лагерей - тоже ограничения такой деятельности, которая на практике вряд ли будет осуществляться в рамках обеспечения судоходства.

--------------------------------
<3> Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2004. С. 485.

5. Предоставление земельных участков для проектирования, строительства, размещения и эксплуатации каких-либо объектов осуществляется на общих основаниях, согласно правилам земельного законодательства и водного законодательства, обязательным императивным условием здесь является согласование этого с бассейновыми органами. Это требование касается любого объекта и любой стадии - проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации. Если деятельность, для которой планируется предоставление земельного участка в пределах береговой полосы, несовместима с обеспечением безопасности судоходства, такая деятельность не допускается.

Правовой режим береговой полосы на участках пограничных зон РФ (п. 10 рассматриваемой статьи) является составной частью режима самой пограничной зоны, что в основных моментах определяется законодательством о Государственной границе РФ (Закон о Государственной границе РФ и принимаемые в его исполнение иные федеральные законы и подзаконные акты (ФСБ и иных органов исполнительной власти)). В числе основных подзаконных актов ФСБ в данной области находится Приказ ФСБ России от 28 сентября 2006 г. N 452 "Об утверждении Правил пограничного режима", в составе которого приводится и текст данных Правил, в которых определены общие условия въезда, пребывания в пограничной зоне, условия и порядок передвижения лиц и транспортных средств. Органы, с которыми необходимо согласование работ на береговой полосе в пределах пограничных зон, - это территориальные подразделения пограничных управлений ФСБ.

6. Запрет, содержащийся в п. 11 рассматриваемой статьи (оставлять в пределах береговой полосы и в акватории ВВП безнадзорных судов и иных объектов, затрудняющих использование ВВП и оказывающих негативное влияние на состояние ВВП и береговой полосы), является императивным, но на практике эта норма далеко не всегда действует: брошенные и затонувшие суда являются серьезной и злободневной проблемой судоходства, и, несмотря на установленную КВВТ РФ обязанность собственника таких судов и иных объектов поднять или удалить их, зачастую эта обязанность осуществляется самими бассейновыми органами и при содействии местных администраций (см. комментарий к гл. 8) не только в силу того, что у собственника нет возможности осуществить это своими силами, но и в силу того, что установить такого собственника (хотя бы и иного владельца) подчас весьма трудно. Данная обязанность адресована не только судовладельцам (собственникам брошенных и затонувших судов), но и владельцам иных объектов, сооружений, а также лицам, осуществлявшим какие-либо работы по строительству, реконструкции, эксплуатации таких объектов. Небезынтересно, что КоАП РФ практически не содержит статьи, по которой можно было бы напрямую привлекать к ответственности за подобные нарушения в пределах береговой полосы и в акватории ВВП. Между тем такая норма должна иметь место по аналогии, скажем, со ст. 11.21 "Нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги". В диспозицию ст. 11.6 КоАП РФ "Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте" такое оставление объектов не укладывается. Поэтому есть необходимость, помимо мер гражданско-правовой ответственности, закрепить и ответственность административную.

Другой комментарий к статье 10 КВВТ РФ

1. В соответствии со ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ к поверхностным водным объектам относятся:

- моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);

- водотоки (реки, ручьи, каналы);

- водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

- болота;

- природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

- ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят:

- из поверхностных вод;

- покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется:

- для моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;

- реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

- пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;

- болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

К землям внутреннего водного транспорта относятся участки, занятые:

- портами, пристанями, специализированными причалами, гаванями и затонами со всеми обеспечивающими сооружениями и устройствами;

- пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;

- судоходными каналами, судоходными и энергетическими сооружениями и служебно-техническими зданиями;

- берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;

- узлами связи, береговыми навигационными знаками и другими сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями, отстойно-ремонтными пунктами, складами, базами.

К охранным зонам помимо участков, общих для всех видов транспорта, относятся береговые полосы внутренних водных путей.

Береговая полоса выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, причем вне поселений.

На землях береговой полосы могут быть запрещены распашка земли, корчевка леса и другие работы. Строить в пределах береговой полосы можно только с разрешения соответствующей местной администрации и по согласованию с органами, регулирующими судоходство и сплав. Организации, использующие эту полосу для хранения и сплотки древесины, обязаны очистить затопляемые участки до начала паводка.

Земельные участки под причалами, складами пароходств находятся в общем пользовании, если они не предоставлены определенным организациям на договорных или иных началах. Общими являются и пристани в поселениях по берегам судоходных путей - на них разгружаются суда и плоты. Устройство и содержание пристанских участков возлагаются на местные администрации.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 71 утверждено Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей РФ <68>.

--------------------------------
<68> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 645.

Особые условия пользования береговой полосой предусматривают ограничения при осуществлении в пределах этой полосы хозяйственной деятельности, которые устанавливаются для обеспечения безопасности судоходства.

Правовой режим береговой полосы не применяется:

- на землях поселений (при необходимости использования прибрежных участков в городе применяются нормы Градостроительного и Земельного кодексов, регулирующие порядок, условия предоставления и использования земли для государственных и муниципальных нужд);

- на особо охраняемых природных территориях (предоставление земельных участков может осуществляться с соблюдением норм, предусмотренных ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях") (ред. от 18 июля 2011 г.) <69>;

--------------------------------
<69> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

- на других землях, где располагаются гидротехнические, мелиоративные и иные сооружения и объекты, требующие особого режима охраны.

Граница береговой полосы определяется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее - бассейновые органы) в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Пользоваться береговой полосой могут бассейновые органы, а также юридические и физические лица. Пользование береговой полосой для осуществления хозяйственной и иной деятельности, при которой не обеспечивается безопасность судоходства, не допускается.

Бассейновые органы пользуются береговой полосой для выполнения работ по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.

Юридическим или физическим лицам участок береговой полосы может быть предоставлен во временное пользование:

1) в целях проведения связанных с обеспечением транспортного процесса следующих работ:

- устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров;

- сооружение временных строений и проведение других необходимых работ в случае непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами (к временным относятся специально возводимые или приспособляемые на период временного пользования береговой полосой сооружения и строения);

б) в сельскохозяйственных и иных целях.

На временное пользование участком береговой полосы бассейновый орган, в ведении которого находится этот участок береговой полосы, выдает юридическому или физическому лицу разрешение на срок, устанавливаемый этим органом. Перечень документов, необходимых для получения разрешения, и порядок его выдачи определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Основанием для отказа в выдаче разрешения является наличие в представленных документах недостоверной или неполной информации, а также несоответствие заявленных к выполнению работ требованиям по обеспечению безопасности судоходства.

Юридическое или физическое лицо, которому предоставлен во временное пользование участок береговой полосы, обязано:

- пользоваться участком береговой полосы в соответствии с целями и условиями его предоставления, указанными в разрешении, не допуская нанесения вреда объектам внутреннего водного транспорта и водным объектам, влияющим на обеспечение безопасности судоходства;

- очистить участок береговой полосы после выполнения соответствующих работ и обустроить его.

В случае если юридическое или физическое лицо нарушило условия предоставления во временное пользование участка береговой полосы, Министерство транспорта Российской Федерации или бассейновый орган может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений.

Если нарушения в установленный срок не устранены, разрешение аннулируется.

При аннулировании разрешения юридическое или физическое лицо обязано вернуть его в бассейновый орган.

Контроль за соблюдением особых условий пользования береговой полосой осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации или бассейновыми органами.

Особенность правового режима береговой полосы состоит в том, что она располагается в границах существующих водоохранных зон объектов и прибрежных защитных полос. Статьи Водного кодекса содержат, по существу, нормы особого правового института, в которых установлены жесткие ограничения природопользования в пределах названных зон и полос в ходе производственно-хозяйственной деятельности различных предприятий, в том числе транспорта.

В частности, запрещается складирование мусора и отходов производства; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; проведение строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления в области использования и охраны вод и земель водного фонда Минприроды России.

Установлены кроме упомянутых дополнительные ограничения для прибрежных защитных полос, непосредственно примыкающих к водным объектам рек, озер, водохранилищ и прочих водных объектов и являющихся составной частью водоохранных зон. На территориях прибрежных защитных полос запрещены, например, распашка земель, применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов, движение автомобилей и тракторов.

Все перечисленные ограничения распространяются при определенных обстоятельствах на береговую полосу общего пользования. Такая полоса имеет ширину не более 20 м и поэтому входит в состав водоохранной зоны, ширина которой, включая береговую полосу, колеблется от 50 до 500 м (в зависимости от протяженности реки), а также охватывается прибрежной защитной полосой (ее ширина - от 15 до 100 м). Как указано в комментируемой статье, 20-метровая ширина береговой полосы отсчитывается от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. При крутом уклоне берега (более 45 градусов) расчет полосы ведется от края в глубь берега.

Порядок взимания платы за земельные участки, занимаемые организациями внутреннего водного транспорта, определяется законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Пунктом 15 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 5 установлено, что на основании п. 1 ст. 56 Кодекса льготы по налогам устанавливаются законодательством о налогах, которое согласно п. 1 ст. 1 Кодекса состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах. В связи с этим до введения в действие гл. 31 Кодекса применению подлежали нормы закона, касающиеся налоговых льгот, принятые в установленном порядке, независимо от того, в какой законодательный акт они были включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

С момента введения в действие нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в соответствии с гл. 31 Кодекса бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и другие организации внутреннего водного транспорта должны уплачивать земельный налог в соответствии с указанной главой Кодекса в общеустановленном порядке, если иное не установлено данными нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Согласно ст. 388 гл. 31 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 395 Кодекса определены категории налогоплательщиков, освобождаемые от уплаты земельного налога. Однако налоговые льготы для организаций внутреннего водного транспорта не предусмотрены.

Вместе с тем согласно подп. 5 п. 2 ст. 389 Кодекса не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Если организации внутреннего водного транспорта обладают земельными участками, относящимися к землям водного фонда, ограниченными в обороте и занятыми находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, то такие земельные участки не являются объектами налогообложения земельным налогом.

2. Рыболовство - это деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов <70>.

--------------------------------
<70> Статья 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

К водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Под добычей (выловом) водных биоресурсов понимается изъятие водных биоресурсов из среды их обитания.

В настоящее время продолжает действовать Постановление Совмина РСФСР от 31 января 1959 г. N 132 "О порядке использования береговой полосы для нужд промыслового рыболовства" (с изменениями от 27 декабря 1994 г.) <71>, в соответствии с которым рыбохозяйственным организациям, допущенным к добыче рыбы, предоставлено право пользоваться береговой полосой шириной 20 метров от уреза воды, определяемого во время промысла, для тяги неводов, просушки и ремонта орудий лова, ремонта судов, установки механизмов, возведения временных жилых и производственных построек и производства других работ.

--------------------------------
<71> Свод законов РСФСР. Т. 4. С. 110.

Земельные участки под возведение временных жилых и производственных построек для нужд рыболовства могут заниматься рыбохозяйственными организациями в пределах береговой полосы с согласия предприятий, учреждений, организаций и граждан, в собственности и пользовании которых находятся эти земли.

Пользование и аренда береговой полосы для нужд рыболовства в местах, занятых сенокосами, или в местах, используемых для нужд судоходства (погрузки, выгрузки, хранения топлива для судов, работ по поддержанию в исправности судоходных путей и т.п.), а также в пределах городской черты допускается с согласия предприятий, учреждений, организаций и граждан, в собственности и пользовании которых находятся эти земли.

Установлен запрет на использование береговой полосы для нужд рыболовства на участках, занятых усадьбами, посевами, садами, виноградниками и другими ценными насаждениями, а также являющихся полосами отвода транспортных и гидротехнических сооружений, железнодорожных мостов, торговых и военных портов, пристаней, судостроительных и судоремонтных заводов, укрепленных районов, военных лагерей и заповедников.

Рыбохозяйственным организациям разрешено осуществлять очистку береговой полосы от леса, кустарника и другой растительности для целей рыболовства только по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и органами Комитета Российской Федерации по рыболовству, а на судоходных реках также с согласия соответствующих территориальных органов Министерства транспорта Российской Федерации.

3. Законодательным актом, определяющим порядок и условия землепользования для организаций внутреннего водного транспорта, служит комментируемый Кодекс. Однако Кодекс касается в основном правового режима использования береговой полосы в пределах водных путей (ст. 10). Если организация водного транспорта испытывает нужду в предоставлении других земельных участков (например, для строительства объектов культурно-бытового назначения, производственных баз и т.п.), действуют общие нормы земельного законодательства, регулирующие порядок предоставления (приобретения) земли (Земельный кодекс РФ, земельные законы субъектов Российской Федерации, дополняющие их нормативные правовые акты земельного права).

Статьи 7, 87 - 97 ЗК РФ предусматривают отдельную категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения. В рамках этой довольно разнородной категории есть и отдельный по своему правовому режиму вид земель транспорта, в частности внутреннего водного (ст. 90 ЗК РФ).

Правовой режим земельных участков (в том числе береговой полосы), предоставляемых организациям внутреннего водного транспорта, установлен в ст. 90 ЗК РФ и ст. 10 КВВТ РФ. Это земли портов, пристаней, причалов, гаваней, затонов, вокзалов, павильонов, судоходных каналов и гидротехнических сооружений, береговых сооружений и насаждений, объектов обслуживания (базы, заводы, верфи, службы, жилые помещения и объекты социально-культурного назначения), т.е. земли, расположенные в основном за пределами береговой полосы, предоставляемые во владение (пользование) организаций транспорта на различных условиях: права постоянного (бессрочного) пользования, кратковременного пользования, аренды, собственности (для частных организаций), сервитута <72>.

--------------------------------
<72> Сиваков Д.О. Право землепользования организаций внутреннего водного транспорта // Законодательство и экономика. 2004. N 1.

Если необходимо, организациям внутреннего водного транспорта могут предоставляться участки земель и других категорий:

- сельскохозяйственного назначения (на случаи устранения аварий на транспорте, при строительстве временных сооружений и т.п.);

- лесного фонда (например, при необходимости устройства береговых средств навигационного оборудования и прокладки для этих целей просек);

- водного фонда, если участки, нужные речному транспорту, располагаются за пределами или в пределах внутренних водных путей.

Согласно новой редакции ст. 27 Земельного кодекса РФ 2001 г. приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена. Данная норма была включена в ЗК РФ согласно ст. 14 Федерального закона от 3 июня 2006 г. "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" и имеет большое значение.

Историческое название береговой полосы - бечевник (от слова "бечева" - канат для тяги судов). Первоначально бечевником именовали полосу вдоль каналов и рек, которая использовалась для тяги судов за счет лошадиной или людской (бурлаки) силы. Еще в Российской империи закреплялось свободное пользование данной полосой (в 10 - 15 м) для нужд судоходства <73>.

--------------------------------
<73> Морской энциклопедический словарь / Под ред. В.В. Дмитриева. Л.: Судостроение, 1991. Т. 1. С. 144.

Статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Что касается участков за пределами береговой полосы, предоставляемых водникам, то они используются ими для своих нужд на общих основаниях, установленных земельным законодательством. Режим их использования во многом зависит от той категории земель, где организации транспорта осуществляют свою деятельность (земли города, лесного фонда, земли транспорта и т.д.).

Если береговая полоса находится в пределах внутренних водных путей, правовой режим ее использования осложняется условиями, предусмотренными ст. 10 КВВТ РФ. Организации водного транспорта могут допустить на свои участки береговой полосы других пользователей, а могут и отказать в этом на законных основаниях (например, если на территории данного участка расположены специальные гидротехнические сооружения) <74>.

--------------------------------
<74> Морской энциклопедический словарь / Под ред. В.В. Дмитриева. Л.: Судостроение, 1991. Т. 1. С. 144.

4. Пограничная зона - полоса вдоль границы государства или территории, где ограничено свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как правило, устанавливается на границах с враждебными или недружественными территориями с целью облегчения поиска нарушителей границы, а также для исключения диверсий, но может сохраняться также и долгое время после нормализации отношений. Пограничную зону не следует путать с охраняемыми природными территориями (заповедниками и национальными парками), куда ограничен или закрыт доступ публики, а также автономными образованиями, куда может требоваться специальное разрешение.

Пограничная зона в настоящий момент установлена в сорока шести субъектах Российской Федерации. Практика выполнения приказа о пограничном режиме различается: в ряде мест документы не проверяют совсем, в некоторых местах проверяют, но пропускают по предъявлении российского паспорта, в большинстве требуют пропуск.

Федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности является Федеральная служба безопасности <75>.

--------------------------------
<75> Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (ред. от 18 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

5. Комментируя п. 11 данной статьи, необходимо, в частности, остановиться на анализе деятельности Федерального бюджетного учреждения "Амурское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (ФГУ "Амурводпуть") Министерства транспорта РФ, осуществляющего выявление и постановку на учет затонувших судов. Так, на конец навигации 2005 г. в Амурском бассейне на территории Хабаровского края в затопленном и полузатопленном состоянии находилось 80 выведенных из эксплуатации и брошенных судов. За период 2004 - 2005 гг. утилизировано 21 судно <76>.

--------------------------------
<76> Алексеева Л. Обеспечение безопасности судоходства // Законность. 2007. N 3.

В соответствии со ст. 47 комментируемого Кодекса собственник затонувшего имущества обязан поднять такое имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам (см. комментарий к ст. 47 Кодекса).

Комментируемый Кодекс предоставил право бассейновым органам государственного управления на внутреннем водном транспорте поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его.

Между тем этим правом бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте не могут воспользоваться из-за отсутствия денежных средств на такие цели <77>.

--------------------------------
<77> Там же.

Остались вопросы по ст 10 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 10 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.