1. Проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений и организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются администрациями бассейнов внутренних водных путей за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников.
2. Проведение путевых работ на подходах к портам, не указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в пунктах отстоя обязаны осуществлять владельцы данных портов и пунктов отстоя по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей. Содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений администрациями бассейнов внутренних водных путей осуществляется в соответствии с правилами содержания внутренних водных путей и правилами содержания судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.Нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Работы по содержанию внутренних водных путей, путевые работы (в том числе работы по устройству и содержанию рейдов), работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов, работы по содержанию судоходных гидротехнических сооружений осуществляются без специальных разрешений и согласования.
Комментарий к статье 8 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Рассматриваемая статья определяет источники финансирования работ по содержанию ВВП и береговой инфраструктуры, распределяя их среди средств федерального бюджета и средств, поступающих из иных источников. Также данная статья императивно распределяет обязанности по содержанию ВВП, СГТС и иных объектов инфраструктуры между БУГУ на ВВТ и владельцами портов необщего пользования и пунктов отстоя судов.
Путевые работы (дноуглубительные, дноочистительные, выправительные, тральные, изыскательские, работы по содержанию и устройству СНО и вспомогательных объектов инфраструктуры) являются одной из основных составляющих работ по содержанию ВВП, СГТС и иных объектов инфраструктуры. Проведение капитального ремонта объектов капитального строительства регламентируется законодательством о градостроительной деятельности, но это тоже является деятельностью, обеспечивающей возможность содержания ВВП, хотя по смыслу ст. 3 КВВТ РФ это не относится к путевым работам, но относится к судоходству. Путевые работы, по смыслу ст. 3 и комментируемого пункта, представляют собой одну из повседневных, либо периодических видов деятельности на ВВП. Понятие речного порта как неотъемлемой части транспортной инфраструктуры дано в ст. 3 Кодекса, а подробно рассмотрено в комментарии к ст. 53 КВВТ РФ, а понятие территории и акватории портов, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 118-ФЗ, - в комментарии к ст. 55 настоящего Кодекса. Указание на порты общего пользования содержится в перечне портов (см. комментарий к ст. 53).
Рейд в порту - это часть его акватории, предназначенная и оборудованная для якорной стоянки судов.
Акватория порта - это прилегающий к его территории район водного пути, на котором базируются портовые сооружения.
Портовые ГТС - это причалы, дебаркадеры, молы, пирсы, волноломы и иное.
Судоходные ГТС - это устройства и сооружения, непосредственно предназначенные для обеспечения движения судов и безопасности судоходства, например шлюзы. Понятие пункта отстоя также дано в ст. 3 Кодекса.
Таким образом, вся инфраструктура ВВТ как единого комплекса состоит из путевой, береговой и содействующей инфраструктур. Одной из неотъемлемых ее частей является система связи на ВВТ, играющая одну из первостепенных ролей в обеспечении безопасности судоходства. Внутренний водный транспорт (как впрочем, и все иное) отличается тем, что его развитие в настоящее время происходит под эгидой многочисленных и весьма объемных программ, инвестиционных программ, проектов и так далее. Развитие инфраструктуры ВВП невозможно вне участия методов государственного планирования, и федеральные целевые программы являются одним из наиболее эффективных в этом отношении средств. Развитие ВВП предусматривалось Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы в России (2002 - 2010 гг.)", предусматривается и в Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы в России (2010 - 2015 гг.)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2008 г. N 377. Развитие ВВТ и ВВП предусматривается там в виде подпрограммы. Данные документы еще будут упомянуты далее, здесь же можно заметить, что в числе прочего эти программы касаются и совершенствования систем связи и в целом информационных систем на ВВТ. В самом общем виде система информационного обеспечения на ВВТ состоит из следующих компонентов: автоматизированные системы управления движением судов (СУДС, АСУДС), которые внедряются в первую очередь на важнейших ВВП страны; АИС - автоматизированные информационные станции; системы мониторинга местоположения судов; непосредственно системы связи. Еще в 2003 г. было решено и сейчас осуществляется внедрение радиолокационных систем на судах и береговых объектах, отвечающих современным международным стандартам, а также внедрение спутниковых систем - ГНСС (глобальных навигационных спутниковых систем) ГЛОНАСС и GPS. Кроме того, открытие ВВП России для международного судоходства требует и перехода действующей УКВ - радиосвязи с диапазона 330 - 336 МГц на диапазон 156 - 152 МГц, или, как называют, с "речного" на "морской" диапазон. По оценкам специалистов, такой переход требует в среднем привлечения средств в размере 30 - 35 млн. долларов. На переходном периоде речной диапазон является основным, а морской - резервным. Что касается внедрения ГЛОНАСС/GPS, то еще в 2003 г. была утверждена и опубликована Концепция создания и использования дифференциальных подсистем ГНСС ГЛОНАСС/GPS на внутреннем водном транспорте. Задачи в ней определены на период до 2011 г. Предусматривается три основных пути внедрения: создание системы электронных навигационных карт; мероприятия по созданию и организации эксплуатации подсистем ГНСС; мероприятия по интеграции бассейновых ГНСС и систем связи. В целом данные программы в области связи и информационных систем позволяют реализовывать их одновременно как на бассейновом уровне, так и интегративно, чему вполне соответствует правило п. 1 рассматриваемой статьи относительно выполнения работ по обеспечению связи БУГУ на ВВТ. Уже в 2003 - 2004 гг. планировалось передать имущество технологической связи на баланс и в оперативное управление ГБУВП и С. В целом относительно связи на ВВТ можно ознакомится с текстом Концепции развития комплексной системы электросвязи внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденной Постановлением Минтранса России от 28 октября 2003 г. Срок ее действия определен до 2010 г., основные задачи в этой области дифференцированы на три уровня: отраслевого, бассейнового и уровня хозяйствующих субъектов, то есть организаций ВВТ. На бассейны там возложены такие задачи, как управление развитием сетей КСЭ в границах закрепленных ВВП; реализация государственных программ развития КСЭ; разработка и реализация бассейновых проектов развития связи; создание в установленных районах СУДС, включая мониторинг судов; координация развития информационно-управляющих систем хозяйствующих субъектов в границах закрепленных ВВП и иные. В целом если предполагать надлежащее финансирование, то бассейны должны справляться с данными задачами. О связи на ВВТ еще будет несколько упомянуто в комментарии к главе 6. Что же касается источников финансирования содержания ВВП, то п. 1 императивно определяет в качестве таковых средства федерального бюджета. Также допускает пункт использования БОГУ на ВВТ источников от собственной деятельности, иных не запрещенных законом источников. Финансирование же в целом инфраструктуры ВВП часто не отвечает требуемым объемам затрат.
2. В свое время (в 2005 г.) представителями Минтранса России вполне обоснованно констатировалось, что прекращение с января 2005 г. финансирования инфраструктуры ВВП из региональных (субъектов Федерации) бюджетов привело к потерям на сумму более 400 млн. руб. Эта цифра была приведена министром транспорта РФ на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ, наряду с тем, что в течение многих лет финансирование объектов инфраструктуры ВВП за счет средств федерального бюджета осуществлялось в размере не более чем 60% от необходимого. Предлагалось изменить систему финансирования ВВТ, осуществляя его согласно ст. 177 БК РФ - сейчас она исключена из Бюджетного кодекса РФ, да и в целом бюджетная политика и обеспечивающая ее правовая бюджетная сфера - тема отдельная и объем не позволяет подробно ее коснуться. А что касается самой ситуации в бюджетных отраслях - все достаточно ясно. Так или иначе действующая редакция ст. 8 комментируемого Кодекса определяет источником финансирования федеральный бюджет. Существует предложение о дифференциации бюджетной сферы источников финансирования содержания объектов инфраструктуры ВВП на источники из федерального бюджета и источники бюджетов субъектов РФ, по аналогии с автотранспортным сектором. Рассматривался проект Федерального закона "О внутренних водных путях Российской Федерации", в котором и предполагалось разграничить ВВП на федеральные и региональные - этого закона сейчас нет. Может и есть в этом рациональное зерно, но при этом следует и учитывать тот факт, что в некоторых небезызвестных субъектах уровень дорог, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если сохранять источник только за федеральным бюджетом, следует обеспечивать максимальный контроль за движением выделяемых средств, а также допускать возможность привлечения иных источников. В частности, ГБУВП и С могут в рамках уставной правосубъектности заниматься не запрещенной законом деятельностью. К примеру, оказание услуг портовым флотом, издание и реализация специальной литературы, оказание сторонним организациям услуг связи и иное. В рамках Программы развития транспортной системы РФ подпрограмма "Внутренние водные пути" реализуется в виде федеральной адресной инвестиционной программы. На период до 2008 г. были определены всего 274 приоритетных объекта на ВВП в качестве источника финансирования. На период 2008 - 2010 гг. определен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета организациям морского и речного транспорта. Применительно к ВВТ субсидии будут предоставляться в первую очередь для решения задач обеспечения безопасности судоходства на ВВП в установленных границах, а также на обводнение реки Москвы и ее притоков. Главным распорядителем бюджетных средств определено Федеральное агентство морского и речного транспорта, а с конкретным указанием границ ВВП, в которых осуществляется субсидирование, можно ознакомиться в тексте Приказа Минтранса России от 26 декабря 2007 г. N 198.
3. Владельцы объектов береговой инфраструктуры, не указанных в рассмотренном пункте, то есть в портах необщего пользования и в пунктах отстоя судов (впрочем, последние часто являются объектом владения ГБУВП и С, и из смысла рассматриваемой статьи неясно, распространяется ли в этом случае действие п. 2 этой статьи на такие пункты отстоя), обязаны осуществлять работы по содержанию ВВП, как это следует из буквального толкования п. 2 рассматриваемой статьи, преимущественно за счет средств от собственной деятельности. Но эта норма не должна являться препятствием для привлечения, в случае необходимости, бюджетных средств (см. комментарий к ст. 9 КВВТ РФ). Согласование таких работ с БОГУ на ВВТ является императивным требованием, направленным прежде всего на обеспечение безопасности судоходства. Согласовываться должны сроки работ, периодичность, объем, возможные последствия, необходимость проведения предварительных экспертиз и иное. Пункт 3 рассматриваемой статьи освобождает от наличия специальных разрешений на проведение путевых работ, что следует признать объективным. Но при этом, в случаях привлечения для выполнения путевых работ специализированных организаций, выполняющих работы, требующие соблюдения лицензионного порядка (такие организации привлекаются нередко), такой порядок должен быть ими соблюден.
Другой комментарий к статье 8 КВВТ РФ
1. Содержание внутренних водных путей связано с проведением путевых работ.
Путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях.
Путевые работы на ВВП производятся с целью создания, поддержания и улучшения условий, необходимых для судоходства. По каждому участку водных путей соответствующими предприятиями водных путей составляются схемы внутренних водных путей (лоцманские карты). Все изменения состояния водных путей и навигационного оборудования, происходящие в течение навигации, должны своевременно доводиться до сведения судоводителей.
Путевые работы, выполняемые на внутренних водных путях, включают в себя землечерпание, дноочищение, выправление, а также содержание навигационного оборудования.
К землечерпательным работам относятся:
- углубление, расширение, спрямление и подчистка существующих, а также создание новых судовых ходов; углубление и расширение существующих, а также устройство новых подходов и акваторий заводов, портов, затонов и пристаней;
- устройство котлованов для гидротехнических сооружений и траншей для кабелей и трубопроводов.
Дноочистительные работы включают в себя: обследование водного пути и отыскание подводных препятствий; обозначение подводных препятствий, находящихся на судовом ходу или прилегающих к нему полосах русла; извлечение подводных препятствий из воды; удаление подводных препятствий в такое место, откуда они не могут быть смыты водой или вынесены ледоходом в реку.
Тральные работы на внутренних водных путях проводятся с целью проверки чистоты и габаритов судовых ходов, обнаружения подводных препятствий, представляющих опасность для судов и подлежащих ограждению и удалению.
По характеру и срокам проведения траление подразделяется на сплошное, местное и аварийное.
Сплошное траление выполняют на всем протяжении транзитного судового хода, за исключением плесовых участков с глубинами, превышающими в 1,5 раза гарантированные.
Местное траление проводят в промежутки времени между сплошными тралениями на всех перекатах, порогах, подходах к пристаням и на участках, где имеется сильный размыв берегов, а также на участках, где возможно засорение судового хода такелажем, бревнами и т.п.
Аварийное траление какого-либо участка судового хода выполняют в тех случаях, когда на данном участке утоплен якорь, лот или другой предмет, представляющий опасность для судов, а также в случае аварии с судном или плотом.
Выправительные работы являются одним из основных способов улучшения судоходных условий рек, основанным на принципе использования энергии речного потока, и совместно с другими видами путевых работ должны обеспечивать создание устойчивой в течение длительного времени и удобной для судовождения судоходной трассы.
Выправление рек разделяется на сплошное и выборочное.
При сплошном выправлении реки постоянная судоходная трасса создается на всех затруднительных перекатах, при выборочном - постоянная судоходная трасса создается только на отдельных, наиболее затруднительных для судоходства перекатах, перекатных участках, подходных участках к портам, пристаням, затонам и судоходным шлюзам.
2. Основными задачами, которые решает технологическая связь ВВП, являются:
- организация радиосвязи для обеспечения безопасности плавания судов и охраны человеческой жизни на внутренних водных путях;
- диспетчерское регулирование движения судов;
- передача гидрометеорологической и путевой информации на суда;
- передача на суда циркулярных сообщений;
- участие в обеспечении связью организаций речного транспорта в особый период;
- осуществление криптографической связи с судами и другими объектами речного транспорта;
- обеспечение взаимодействия органов управления внутреннего водного транспорта.
3. Работы, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, относятся к портам (причалам) общего пользования, понятие которых содержится в ст. 3 Кодекса. Проведение работ на подходах к портам в иных случаях, а также в пунктах отстоя регулируется ч. 2 комментируемой статьи.
Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.
С 2003 г. Федеральное агентство морского и речного транспорта приступило к формированию перечня портов общего пользования. По состоянию на 20 мая 2011 г. в нем указываются: наименование порта; виды операций, выполняемых в портах; открыт ли порт для международного сообщения; местонахождение порта на ВВП (река, озеро, канал, водохранилище, километр с.х.); субъект Российской Федерации; а также организации, выполняющие погрузочно-разгрузочные работы, операции по обслуживанию пассажиров <59>.
--------------------------------
<59> //www.morflot.ru/news/arch2011/down/perechen_portov.doc
Например, в порту Архангельска осуществляются следующие виды операций <60>:
--------------------------------
<60> // www.advis.ru/ php/ view_news.php?id= 0397AE73-3FA2-1D4F-A8BD-F9C128A60077
§ 1 - выполняются операции с тарно-штучными грузами, погрузку и выгрузку которых осуществляет порт;
§ 2 - выполняются операции с навалочными и насыпными грузами, погрузку и выгрузку которых осуществляет порт;
§ 3 - выполняются операции с универсальными контейнерами, погрузку и выгрузку которых осуществляет порт;
§ 5 - порт включен в прямое смешанное сообщение;
§ 6 - в порту осуществляются операции, связанные с обслуживанием пассажиров.
При этом в данном порту не осуществляется такая операция, как операции с грузами, погрузка и выгрузка которых осуществляются грузовладельцами (§ 4).
Местонахождение порта: р. Северная Двина, 0 км с.х., 13 км с.х.
Субъект РФ - Архангельская область.
Организация, выполняющая погрузочно-разгрузочные работы, операции по обслуживанию пассажиров - ОАО "Архангельский речной порт".
Эти же сведения должны быть помещены в сборник правил и тарифов внутреннего водного транспорта.
4. Согласно комментируемой статье проведение путевых работ, содержание СГТС, организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются бассейновыми органами государственного управления (которыми на бассейнах ВВП являются государственные бассейновые управления водных путей и судоходства (ГБУВПиС)) за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников.
Приказом Министерства транспорта РФ от 30 сентября 2003 г. N 194 утверждена Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте, которая предназначена для всех организаций независимо от формы собственности, у которых деятельность в сфере внутреннего водного транспорта является преобладающим видом деятельности.
В Инструкции порядок учета доходов и расходов организаций внутреннего водного транспорта определен применительно к деятельности, связанной с использованием судов, портовой перегрузочной техники, а также обеспечением транспортного процесса на внутреннем водном транспорте. К основной деятельности организаций внутреннего водного транспорта относится также русловая добыча нерудных строительных материалов.
Не относятся к основной деятельности организаций внутреннего водного транспорта услуги по предоставлению судов и механизмов в аренду без экипажа.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
К доходам от основной деятельности организаций внутреннего водного транспорта относятся поступления за следующие работы и услуги:
- пассажирские перевозки, включая туристские и экскурсионно-прогулочные;
- грузовые перевозки, включая перевозки в судах смешанного (река - море) плавания;
- буксировка плотов и других плавучих объектов;
- пассажирские, грузопассажирские, грузовые переправы;
- предоставление судов в аренду с экипажем;
- перегрузочные работы в речных портах общего пользования, а также на причалах необщего пользования;
- русловая добыча НСМ;
- обеспечение транспортного процесса на внутреннем водном транспорте (обслуживание судов в пути и при заходах в речные порты, лоцманская проводка, диспетчерское регулирование и др.);
- хранение грузов и багажа в речных портах и на вокзалах;
- услуги, оказываемые пассажирам на вокзалах, пристанях и на пассажирских судах (за исключением услуг торговли и общественного питания, не включенных в стоимость проезда);
- транспортно-экспедиторское обслуживание, организация продажи пассажирских билетов и иные агентские услуги, связанные с организацией перевозок грузов и пассажиров.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
К расходам по основной деятельности внутреннего водного транспорта относятся расходы, связанные с выполнением перевозок, перегрузочных работ, русловой добычей НСМ, обслуживанием судов и пассажиров, организацией и обеспечением транспортного процесса, других работ и услуг, выручка от которых учитывается в составе доходов от основной деятельности.
5. Пункт отстоя - земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов (см. комментарий к ст. 3 Кодекса).
6. Для правильного выбора методов улучшения судоходных условий и наиболее эффективного их осуществления путевые работы должны выполняться по планам, составленным по результатам проведенных изыскательских работ.
Для обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям в начале навигации дноочистительными снарядами удаляются все подводные препятствия, находящиеся на судовом ходу и у прижимных берегов, создающие аварийную ситуацию.
По каждому плесу составляется перспективная схема улучшения судоходных условий. Схемой устанавливаются затруднительные для судоходства участки, подлежащие улучшению в ближайшие 10 лет. Отбор участков, подлежащих коренному улучшению, производится по результатам анализа судоходного состояния и эффективности выполненных за последние годы эксплуатационных путевых работ.
На основании перспективной схемы предприятия ежегодно составляют планы путевых работ, которые включают проекты работ по коренному улучшению судоходных условий затруднительных участков, программу гарантированных габаритов пути, планы дноуглубительных работ на подготовительный период, планы расстановки флота по плесам для проведения эксплуатационных путевых работ, планы выправительных работ, планы внетранзитных работ.
План путевых работ является основным исходным документом для производителей путевых работ при составлении месячных планов, которые утверждаются главным инженером предприятия.
Комплексная система связи внутреннего водного транспорта (КСЭ ВВТ) является неотъемлемой частью инфраструктуры внутренних водных путей, от успешного функционирования которой во многом зависит эффективность и безопасность работы внутреннего водного транспорта.