1. Грузоотправители могут предъявлять для перевозок грузы с объявленной ценностью. Предъявление для перевозок грузов с объявленной ценностью осуществляется в соответствии с правилами перевозок грузов.За объявленную ценность грузов взыскивается плата по тарифу, установленному в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Кодекса.
2. Перевозки отдельных грузов осуществляются в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей. Порядок и перечень грузов, перевозимых в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей, устанавливаются правилами перевозок грузов или соглашением сторон.
3. В случае, если перевозка груза не может быть осуществлена в соответствии с правилами перевозок грузов, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта может установить порядок перевозки такого груза на особых условиях.
Комментарий к статье 83 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. К особым условиям перевозок грузов относятся перевозка с объявленной ценностью, перевозка в сопровождении и особый порядок перевозок определенного груза, устанавливаемый Минтрансом России. Согласно Правилам, грузоотправитель обязан объявить ценность следующих видов грузов: драгоценных металлов и изделий из них, драгоценных камней, предметов искусства, художественных изделий и антикварных вещей, янтарных изделий, изделий из хрусталя горного. Могут устанавливаться и иные виды грузов, объявление ценности которых обязательно. При отказе отправителя объявить ценность таких грузов, перевозчик не принимает их к перевозке. При перевозке иных видов грузов объявление их ценности осуществляется по усмотрению отправителя. Не допускается объявление ценности грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом, иных массовых грузов, а также скоропортящихся и опасных грузов. Правила также не допускают объявление ценности грузов, перевозимых в сопровождении представителей грузоотправителя (грузополучателя) и грузов, опломбированных грузоотправителями. Если грузы перевозятся по одной накладной, не допускается объявлять ценность только части таких грузов. В накладной при перевозке с объявленной ценностью отправитель должен под наименованием груза прописью указать общую суммы объявленной ценности и составить в двух экземплярах опись грузовых мест, в которой указывается объявленная ценность каждого предмета. Один экземпляр описи остается у отправителя, второй у перевозчика. Объявленная ценность груза не должна превышать его действительную стоимость. В случае сомнений в соответствии объявленной стоимости перевозчик вправе привлечь эксперта с отнесением на грузовладельца соответствующих расходов. В случае несохранности груза, перевозимого с объявленной ценностью, перевозчик отвечает в размере объявленной стоимости груза, то есть пропорционально размеру несохранности (в размере доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей, поврежденной или испорченной его части). При этом, если в ходе рассмотрения иска суд установит явное несоответствие суммы объявленной ценности действительной стоимости такого груза, он может квалифицировать такие действия грузоотправителя по отношению к перевозчику (предъявление претензии и иска в данной ситуации) как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).
2. Перевозка грузов в сопровождении представителей грузоотправителя (грузополучателя) может осуществляться в двух формах: когда в качестве представителей, сопровождающих груз, выступают работники грузоотправителя (грузополучателя) и когда в качестве представителей выступает экспедитор. В последнем случае правоотношения грузоотправителя (грузополучателя) с экспедиционной организацией регулируются правилами гл. 41 ГК РФ. Ответственность сторон в договоре экспедиции в этом случае будет строиться на началах риска. Кроме того, так как экспедитор является своего рода посредником между клиентом (отправителем или получателем) и перевозчиком, то нарушение им обязанностей может привести к возникновению ответственности грузоотправителя (грузополучателя) перед перевозчиком, поэтому ответственность экспедитора может иметь и регрессный характер. Кроме того, если экспедитор докажет, что определенное нарушение обязательства наступило вследствие нарушения обязательств по перевозке, то ответственность экспедитора перед клиентом, согласно п. 2 ст. 803 ГК РФ, будет определяться по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик.
3. Особые условия перевозки определенных грузов, если их нельзя перевезти в соответствии с правилами перевозок, устанавливаемыми Минтрансом России, не должны противоречить правилам гл. 40 ГК РФ и гл. 11 настоящего Кодекса.
Другой комментарий к статье 83 КВВТ РФ
1. Грузоотправители могут предъявлять подготовленные к перевозкам грузы с объявлением их ценности.
Транспортное законодательство предусматривает возможность объявления ценности груза исходя из ст. 796 ГК РФ, в которой предусмотрено, что в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, перевозчик несет ответственность в размере объявленной стоимости груза. Это положение конкретизировано в ст. 119 КВВТ РФ.
Объявленная ценность груза не должна превышать действительной его стоимости.
За объявленную ценность грузов взыскивается плата по тарифу. Порядок установления тарифов на перевозки грузов, погрузку и выгрузку грузов, другие услуги внутреннего водного транспорта, а также правила применения таких тарифов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и порядок их применения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте (далее - регулирующий орган). Утверждение, введение в действие и изменение тарифов на погрузочно-разгрузочные работы или их предельного уровня осуществляются на основании заявления хозяйствующего субъекта, включенного в установленном порядке в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, выполняющего погрузочно-разгрузочные работы в портах и на причалах общего пользования, находящихся на внутренних водных путях Российской Федерации, или по инициативе регулирующего органа.
Порядок рассмотрения, утверждения и изменения тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта (далее - тарифы на погрузочно-разгрузочные работы), а также правила применения таких тарифов определяются в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей".
В данном Положении установлен порядок рассмотрения, утверждения и изменения тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта (далее - тарифы на погрузочно-разгрузочные работы), а также правила применения таких тарифов.
В Положении используются следующие понятия:
"органы регулирования" - Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов и контроль по вопросам, связанным с их определением (установлением) и применением, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
"субъект регулирования" - субъект естественной монополии, оказывающий услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые подлежат государственному регулированию и контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.
Тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов и правил их применения, а также утверждают изменения, вносимые в них, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов.
Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.
Порядок расчета тарифов (индексов к действующему уровню тарифов) устанавливается Федеральной службой по тарифам, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Принципы дифференциации тарифов определяются органом регулирования с учетом условий оказания услуг субъектами регулирования, влияющих на размер расходов, связанных с оказанием этих услуг.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи перевозки отдельных грузов осуществляются в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей. Порядок и перечень грузов, перевозимых в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей, устанавливаются правилами перевозок грузов или соглашением сторон.
В этих случаях сопровождение грузов осуществляют грузоотправитель, грузополучатель или уполномоченные ими лица. Сопровождение осуществляется на всем пути следования от момента приема груза к перевозке до момента его выдачи.
Представители грузоотправителей или грузополучателей обязаны обеспечивать сохранность сопровождаемых грузов. Поэтому ответственность за несохранность груза не может возлагаться на перевозчика. В соответствии с п. 2 ст. 118 Кодекса перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 117) в случае, если перевозка осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя, грузополучателя без запорно-пломбировочных устройств при наличии об этом отметки в транспортной накладной.
3. Согласно п. 3 данной статьи, если перевозка груза не может быть осуществлена в соответствии с правилами перевозок грузов, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта может установить порядок перевозки такого груза на особых условиях.
Особые условия перевозок могут устанавливаться в случаях, если свойства груза или его состояние либо предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов.
В таких случаях Министерство транспорта РФ устанавливает особые условия перевозок груза и ответственность участников перевозочного процесса за его перевозку и сохранность.
В частности, в тех случаях, когда свойства груза или их состояние либо предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов, в соответствующих договорах перевозчиков с грузоотправителями могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов и ответственность сторон за их перевозку и сохранность.
При этом грузоотправитель перед заключением с перевозчиком договора перевозки груза на особых условиях согласовывает данные условия с грузополучателем.
В международном сообщении перевозка грузов на особых условиях производится в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Перевозки грузов на особых условиях могут осуществляться перевозчиком в следующих случаях:
- при перевозке грузов, перевозка которых не предусмотрена правилами перевозки грузов внутренним водным транспортом;
- при перевозке импортных скоропортящихся грузов, следующих через российские порты назначением на российские станции;
- при перевозке грузов, перевозка которых осуществляется с несоответствием тары, упаковки и состояния груза требованиям стандартов, технических условий или при применении новых видов тары и упаковки;
- при перевозке скоропортящихся грузов на срок выше предельного срока перевозки, установленного правилами перевозок внутренним водным транспортом скоропортящихся грузов;
- при перевозке с использованием контейнеров, в которых правилами перевозок грузов внутренним водным транспортом не предусматривается перевозка отдельных видов грузов;
- в других случаях, не предусмотренных правилами перевозок грузов внутренним водным транспортом.
Круг лиц, в функциональные обязанности которых входит рассмотрение заявлений грузоотправителей на перевозку грузов на особых условиях, оформление договоров и их заключение, устанавливается перевозчиком.
В транспортной накладной в графе "Наименование груза" грузоотправитель под наименованием груза должен сделать отметку: "Перевозка на особых условиях. Договор от _____________ N ________, с грузополучателем согласовано".
При возникновении необходимости перевозки грузов на особых условиях грузоотправитель должен обратиться к перевозчику с письменным обращением не менее чем за 20 дней до установленного ст. 11 Устава срока представления заявки на перевозку грузов.
В указанный срок перевозчик должен принять решение о возможности перевозки грузов на особых условиях и при возможности осуществления таких перевозок направить два экземпляра подписанного договора перевозки груза на особых условиях грузоотправителю.
При невозможности осуществления перевозок грузов на особых условиях перевозчиком направляется грузоотправителю мотивированный отказ.
Грузоотправитель, получив два экземпляра подписанного перевозчиком договора, должен их подписать и возвратить перевозчику один экземпляр.
При принятии перевозчиком положительного решения о перевозке грузов на особых условиях перевозчик на основании заключенного договора телеграфно уведомляет свои причастные подразделения, где сообщаются основные условия этих перевозок (станции отправления и назначения, род груза, ответственность сторон, период действия особых условий и др.).
Перевозчик не отвечает за качество и количество перевозимого груза в случае, если перевозка груза на особых условиях была выполнена с соблюдением требований настоящих Правил и условий договора перевозки груза на особых условиях.
Все споры и разногласия между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем, не предусмотренные договором перевозки груза на особых условиях, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Особенности перевозки грузов на особых условиях в прямом смешанном сообщении и скоропортящихся грузов устанавливаются соответствующими видами правил.