1. При невозможности доставки принятого для перевозки груза в порт назначения или выдачи его указанному в транспортной накладной грузополучателю вследствие непреодолимой силы, военных действий, запрещения властей или иных не зависящих от перевозчика причин он уведомляет об этом грузоотправителя, грузополучателя и осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы в портах отправления и назначения организации с указанием причин, препятствующих доставке груза, и запрашивает распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом.В случае, если по истечении 4 суток перевозчик не получит распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом, он вправе возвратить груз грузоотправителю или реализовать его.
2. В случае, если груз был принят для перевозки до наступления срока прекращения обязательного приема груза для перевозки и судно было задержано в пути в связи с длительным препятствием продолжению рейса, за исключением причин, указанных в пункте 1 настоящей статьи, перевозчик обязан по согласованию с грузоотправителем, грузополучателем принять меры по отправлению груза в порт или другой пункт назначения другим видом транспорта или реализовать его в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Кодекса. Провозная плата за непройденное расстояние возвращается грузоотправителю или грузополучателю, оплатившим перевозку груза. Выгрузка и хранение груза в порту осуществляются за счет перевозчика.
3. В случае, если груз был принят для перевозки после наступления срока прекращения обязательного приема груза для перевозки и задержан в пути в связи с длительным препятствием продолжению рейса, за исключением причин, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и от грузоотправителя, грузополучателя в течение четырех суток не поступило распоряжение о том, как поступить с грузом, перевозчик имеет право по своему усмотрению за счет грузоотправителя, грузополучателя оставить его на хранение до появления возможности продолжения рейса, в том числе на судне в зимнее время года, или реализовать груз в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 84 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Обязательство по перевозке, как и любое иное, может прекратиться исполнением, а может прекратиться и невозможностью исполнения, когда такая невозможность вызывается обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает (п. 1 ст. 416 ГК РФ). Невозможность исполнения юридически делает обязательство бессмысленным. Невозможность исполнения предполагает свое наступление в силу объективных причин, которые для данного должника (перевозчика) делают исполнение обязательства невозможным. Если на момент наступления невозможности исполнения ни одна из сторон еще не совершила встречного исполнения, то обязательство просто перестает существовать. А то исполнение, которое уже было произведено, сохраняет силу при том условии, что та сторона, которая совершила исполнение, получила от контрагента встречное предоставление, а исполнение, за которое встречного исполнения не предоставлено, должно быть ей возвращено.
Если невозможность исполнения вызвана виной одной из сторон, то обязательство не прекращается, оно лишь видоизменяется, так как в этом случае виновная сторона должна обеспечить возмещение убытков, а это тоже обязательство. Данные моменты уже были рассмотрены выше, и еще будут рассматриваться в комментарии к главе 15 настоящего Кодекса. Рассматриваемая статья акцентирована на объективных причинах невозможности исполнения. В п. 1 указаны такие причины: непреодолимая сила, запрет властей и иные причины, которые перевозчик объективно не мог предотвратить - они от него не зависят. Перевозчик должен доказать, что эти причины носили такой характер. Характеристика непреодолимой силы приводилась в комментарии к ст. 64 настоящего Кодекса. Это обстоятельства, характеризующиеся объективной непредотвратимостью. Что касается военных действий, то они поглощаются характеристикой непреодолимой силы. Она может проявляться как в виде явлений природного, так и социального характера. Понятие иных независящих от перевозчика причин законодатель не раскрывает, но с уверенностью можно полагать, что данные "иные причины" должны носить чрезвычайный, не вытекать с большой степенью вероятности из специфики нормального хода перевозки, и объективный характер, они не должны зависеть в своем наличии и (или) в возможности нейтрализации негативного причинного действия от волевых действий перевозчика. Именно при наличии таких обстоятельств действует правило п. 1 данной статьи. Перевозчик обязан в этом случае уведомить об этом указанных в данном пункте лиц, если погрузочные (разгрузочные) работы выполняются грузоотправителем (грузополучателем), их силами и средствами, то перевозчик должен известить об этом только их и запросить распоряжения относительно дальнейшей судьбы груза. Если в течение 4 суток (данное право возникает на следующий день после их истечения) распоряжения не будет, перевозчик вправе либо отправить груз грузоотправителю (вернуть груз), либо реализовать его в порядке ст. 85 настоящего Кодекса. Следовало бы установить, что право на реализацию груза возникает у перевозчика только в случае отсутствия возможности возвратить груз.
2. В п. 2 и п. 3 настоящей статьи также рассматриваются моменты прекращения обязательства, а также некоторые моменты изменения обязательства. Здесь законодатель дифференцирует правовые последствия невозможности доставки груза в зависимости от факта принятия груза к перевозке до наступления срока прекращения обязательного приема к перевозке (см. комментарий к ст. 69 КВВТ РФ) и после наступления такого срока. Кроме того, правила данных пунктов распространяются на те ситуации, когда причины невозможности доставки груза не являются такими, которые указаны в п. 1 настоящей статьи. Здесь не должно быть непреодолимой силы, запрещения властей и иных условий, обладающих признаками, рассмотренными в комментарии к п. 1 данной статьи. Но законодатель не раскрывает того, что он понимает под "длительным препятствием" продолжению рейса, что вносит в применение такой нормы неопределенность. Очевидно только, что сюда не относятся обстоятельства, указанные в п. 1. Следует полагать, что обстоятельства, о которых идет речь в п. п. 2 и 3 настоящей статьи, должны все же отличаться признаками чрезвычайности и объективности по отношению к сторонам перевозки и грузополучателю, например арест судна. К ним не могут относиться действия самого перевозчика и действия грузовладельца.
При таком длительном препятствии к продолжению рейса правовые последствия различны в зависимости от того, когда груз был принят по отношению к срокам обязательного приема грузов.
Если груз принят был к перевозке до наступления срока прекращения обязательного приема груза к перевозке, то вследствие длительного препятствия к продолжению рейса перевозчик обязан согласовать судьбу груза с отправителем и получателем. Он должен согласовать с ними возможность и порядок доставки груза в порт или иной пункт назначения иным видом транспорта или реализовать груз. При этом возможность реализации груза появляется у перевозчика только после согласования ее с грузовладельцами и при невозможности доставить груз иным способом. Следовало бы именно так и сформулировать данное правило. Провозная плата за непройденное расстояние возвращается лицу, оплатившему перевозку (косвенно можно здесь увидеть, что КВВТ РФ, так же как и КТМ РФ, допускает возможность переложения обязанности оплаты перевозки на получателя), что вполне соответствует рассмотренному выше правилу невозможности исполнения. Перевозчик несет расходы по оплате услуг по хранению груза.
Если груз принят был к перевозке после наступления срока прекращения обязательного приема груза к перевозке, при наличии длительного препятствия к продолжению рейса перевозчик так же, как и в первом случае, должен согласовать с грузоотправителем, грузополучателем. Распоряжение об этом должно поступить в течение четырех суток, после чего, если распоряжения нет, перевозчик получает право оставить груз на хранение или реализовать его. Расходы на хранение несет грузоотправитель или грузополучатель (лицо по сути - оплатившее перевозку лицо). Здесь также следовало бы указать, что право реализации груза возникает у перевозчика в случае невозможности оставить груз на хранение, тем более что расходы на хранение несет не он, но по смыслу п. 3 настоящей статьи перевозчик вправе выбрать, оставлять ли груз на хранение (он может его и сдать на хранение специализированной организации) или реализовать его.
Другой комментарий к статье 84 КВВТ РФ
1. По общему правилу, сформулированному в п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
В свою очередь, комментируемая статья устанавливает правовые последствия невозможности доставки груза в порт назначения или выдачи его указанному в транспортной накладной грузополучателю. Такая невозможность должна быть следствием непреодолимой силы, военных действий, запрещения властей или иных независящих от перевозчика причин. При этом под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (подробнее см. комментарий к ст. 77 Кодекса).
Комментируемая статья содержит перечень обстоятельств, при которых бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте вправе принять решение об ограничении или о запрещении движения судов. К таковым относятся:
- непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства: стихийные бедствия (наводнения, землетрясения) и другие обстоятельства. Свойствами непреодолимой силы являются чрезвычайность и непредотвратимость при данных условиях. Например, шторм в 5 баллов может быть признан непреодолимой силой для маленького судна, но не для крупного лайнера;
- военные действия, которые в науке гражданского права также относятся к непреодолимой силе <197>;
--------------------------------
<197> Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций (ответственный редактор - О.Н. Садиков). М.: Юристъ, 2001.
- объявление карантина, который является ограничительным мероприятием, - это административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных <198>. Карантин вводится в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Карантин вводится (отменяется) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения;
--------------------------------
<198> Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
- чрезмерное скопление грузов и судов в порту.
Ограничение или запрещение движения судов необходимо в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов. Так, например, движение судов может быть ограничено из-за снижения глубин в реке до восстановления проектных уровней <199>.
--------------------------------
<199> См., например: Приказ Минтранса России от 7 июля 2003 г. N 159 "Об ограничении движения судов по реке Лена на участке Усть-Кут - Киренск в связи с мелководьем" // Транспорт России. 2003. 28 июля - 3 августа. N 31.
Так, например, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения. На объектах, на которых введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается ограничение движения транспортных средств на отдельных участках местности и объектах.
Также бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте вправе принять решение об ограничении осадки судов вследствие низких уровней воды на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей. О принятом решении немедленно должен быть уведомлен федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, который принимает решение о сроках действия такого ограничения.
В случае введения ограничения или запрещения движения судов на срок более чем 5 суток федеральный орган исполнительной власти в области транспорта незамедлительно уведомляет об этом Правительство Российской Федерации.
О принятом решении бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте информирует перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей в порядке, установленном правилами перевозок грузов, с указанием причин и сроков введения ограничения или запрещения движения судов.
Обстоятельства, перечисленные в п. 1 комментируемой статьи, делают невозможным надлежащее исполнение обязательства. По общему правилу должник не несет ответственности за "случай" - обстоятельство, возможность наступления которого он не должен был и не мог предвидеть.
Согласно п. 1 если по указанным причинам доставка грузополучателю груза, принятого для перевозки, в порт назначения или выдачи его лицу, указанному в транспортной накладной, невозможна, то перевозчик должен уведомить об этом грузоотправителя, грузополучателя и организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы в портах отправления и назначения. При этом перевозчик указывает причины, препятствующие доставке груза, и запрашивает распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом.
Если по истечении 4 суток перевозчик не получит распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом, он вправе возвратить груз грузоотправителю или реализовать его.
2. Если груз был принят для перевозки до наступления срока прекращения обязательного приема груза для перевозки и судно было задержано в пути в связи с длительным препятствием продолжению рейса, за исключением причин, указанных в п. 1 статьи, перевозчик обязан по согласованию с грузоотправителем, грузополучателем принять меры по отправлению груза в порт или другой пункт назначения другим видом транспорта или реализовать его в порядке, предусмотренном ст. 85 Кодекса.
Провозная плата за непройденное расстояние возвращается грузоотправителю или грузополучателю, оплатившему перевозку груза. Выгрузка и хранение груза в порту осуществляются за счет перевозчика (п. 2 комментируемой статьи).
3. В соответствии с п. 3 данной статьи, если груз был принят для перевозки после наступления срока прекращения обязательного приема груза для перевозки и задержан в пути в связи с длительным препятствием продолжению рейса, за исключением причин, указанных в п. 1 статьи, и от грузоотправителя, грузополучателя в течение четырех суток не поступило распоряжение о том, как поступить с грузом, перевозчик имеет право по своему усмотрению за счет грузоотправителя, грузополучателя оставить его на хранение до появления возможности продолжения рейса, в том числе на судне в зимнее время года, или реализовать груз в порядке, предусмотренном ст. 85 Кодекса (см. комментарий к ст. 85).