Статья 81. Очистка судна

1. По окончании выгрузки груза с судна оно должно быть очищено и в необходимых случаях вымыто и подвергнуто дегазации, дезинсекции и дезинфекции силами и средствами грузовладельца в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

2. Судно, осуществляющее перевозки нефти и нефтепродуктов наливом, после их выгрузки очищается в случаях, предусмотренных установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательными требованиями к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению нефти и нефтепродуктов, а также при подаче судна под погрузку сухогрузов и его направлении на ремонт или отстой.

3. Перевозчик может на основании соглашения с грузоотправителем или грузополучателем за отдельную плату выполнять работы по очистке судна.Условия и порядок оплаты работ по очистке судов устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами перевозок грузов.

Комментарий к статье 81 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Обязанность по очистке судна, исходя из систематического сопоставления правил п. 1 и п. 3 настоящей статьи, носит императивный характер, но по отношению к субъектному составу данной обязанности она определена диспозитивно. Соглашением сторон может устанавливаться и выполнение работ по очистке силами и средствами перевозчика за отдельную плату. Порядок осуществления работ по очистке определяется в правилах перевозки, при этом, если осуществляется дезинфекция, дезинсекция или дегазация, должны соблюдаться требования как к самим таким работам, так и к веществам и оборудованию, с помощью которых такие работы осуществляются. Дезинфицирующие, дезинсекционные и иные вещества должны соответствовать установленным требованиям и быть зарегистрированы.

2. При очистке судна после перевозки нефти и нефтепродуктов наливом применяется ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 7 августа 1984 г. N 2776. Данный ГОСТ устанавливает виды тары, хранилищ и транспортных средств для нефти и нефтепродуктов, требования к их подготовке, заполнению и маркировке, условия транспортирования и хранения, требования безопасности при транспортировке, хранении и упаковывании. Транспортированию посвящен пункт 3 ГОСТа. Подпункты 3.15 - 3.19 данного пункта посвящены перевозке нефти наливом. В частности, подп. 3.16 допускается, что танки наливных судов после слива вязких нефтепродуктов допускается мыть наливаемым грузом. В приложениях к ГОСТу указываются виды нефтепродуктов и характер обработки судов после их перевозки. Это содержится в приложении 2 к ГОСТу. По указанным реквизитам ГОСТа можно ознакомиться с его полным текстом. Указание на ГОСТы по нефтепродуктам в п. 2 рассматриваемой статьи дает основания считать, что требования ГОСТа по отношению к очистке и обработке судов являются императивными, так как ссылка на ГОСТ указана в законе. При подготовке судна для погрузки сухогрузов (любых), а также при его направлении на отстой или ремонт, его очистка также является обязательной.

3. Как указывалось в п. 1 комментируемой статьи, соглашением перевозчика с грузоотправителем или грузополучателем может устанавливаться выполнение работ по очистке судна и перевозчиком. По отношению к грузоотправителю такое соглашение может быть составной частью договора перевозки, по отношению к грузополучателю требуется только отдельное соглашение, так как грузополучатель стороной в перевозке не является. В случае неоплаты грузовладельцем услуг по очистке судна перевозчик также может воспользоваться правом удержания груза, так как данная оплата входит в сумму всех платежей, причитающихся перевозчику. Следует учитывать, что для исков, связанных с неоплатой услуг по очистке судна, применяется годичный срок исковой давности, что подтверждается судебной практикой, о чем будет указано в комментарии к ст. 164 настоящего Кодекса.

Другой комментарий к статье 81 КВВТ РФ

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи по окончании выгрузки груза с судна оно должно быть очищено, а в необходимых случаях вымыто и подвергнуто дегазации, дезинсекции и дезинфекции силами и средствами грузовладельца в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

Дегазация - обезвреживание чего-нибудь, зараженного отравляющими веществами, газами.

Дезинсекция - комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих - переносчиков возбудителей болезней (комары, мухи, вши, клещи и т.д.), сельскохозяйственных вредителей и др. Методы дезинсекции: физический (горячий воздух, водяной пар), химический и биологический (микробы, птицы).

Дезинфекция - методы и средства уничтожения болезнетворных микроорганизмов на путях передачи от источника инфекции к здоровому организму. Основная задача дезинфекции - прерывание механизма передачи инфекции обеззараживанием различных объектов (вода, пищевые продукты, предметы бытовой обстановки и др.). Для проведения дезинфекции используют биологические, физические и химические средства.

В силу п. 4 ст. 120 Кодекса за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 81 Кодекса, грузовладелец обязан уплатить перевозчику стоимость работ по их очистке в двукратном размере. Перевозчик имеет право отказаться от уборки от причала неочищенных судна или контейнера впредь до выполнения грузовладельцем работ по их очистке.

2. Особые требования предъявляются к очистке по окончании выгрузки отдельных видов грузов. Например, перевозка молока в специальных судах-молоковозах должна производиться при соблюдении следующих условий:

1) цистерны после их опорожнения и молокопроводы тщательно ополаскиваются теплой (+ 35 град. C) водой при помощи шлангов; затем моются 1,0 - 1,5-процентным раствором кальцинированной соды или 0,15-процентным раствором каустической соды при температуре от + 50 до + 70 град. C с применением моющих переносных головок, после чего цистерны прополаскиваются дважды горячей водой (+ 70 град. C) и обрабатываются острым паром;

2) для мойки цистерн, молокопроводов, шлангов и оборудования разрешается использовать только питьевую воду. Использование забортной воды или воды из неизвестного источника запрещается;

3) технология мойки и дезинфекции цистерн, молокопроводов, шлангов и оборудования должна быть изложена в инструкции, которая вывешивается на видном месте. Ответственность за соблюдение инструкции должна быть возложена на одного из членов комсостава.

Санитарными правилами и нормами <195> установлены правила зачистки наливных судов. Все зачистные работы в танках и отсеках наливных судов выполняются силами и средствами специализированных очистных береговых или плавучих станций. Зачистные работы должны быть максимально механизированы.

--------------------------------
<195> Санитарные правила и нормы СанПиН 2.5.2-703-98 "Суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 1998 г. N 16.

Для мойки и зачистки танков и отсеков необходимо использовать только специальные химические моющие средства, разрешенные для этих целей Госсанэпиднадзором.

Не разрешается сброс за борт остатков груза, нефтепродуктов, моющих и отработанных растворов. Слив перечисленных отходов производится в специальные береговые сооружения или плавсредства.

В зачищаемых танках должна быть обеспечена общеобменная приточно-вытяжная вентиляция переносными вентиляционными установками.

Приточный воздух должен подаваться на рабочее место, а вытяжка осуществляться из участков наибольшего скопления паров.

Переносная вентиляционная установка должна включаться за 1,5 - 2 часа до начала работы и действовать в течение всего периода зачистки.

В течение всего периода зачистных работ должен проводиться постоянный контроль за температурой, влажностью воздуха в танках и содержанием в нем токсичных веществ.

Результаты анализа воздуха на содержание паров углеводородов и других токсичных веществ действительны для той температуры, при которой отбиралась проба.

Выброс воздуха из вентилируемого танка необходимо производить на высоте 1 - 2 м от самой высокой части судна для предотвращения попадания загрязненного воздуха в помещения судна.

Зачистные работы запрещается проводить при температуре наружного воздуха, превышающей + 30 град. C, и относительной влажности более 80%.

При прекращении подачи свежего наружного воздуха зачистные работы приостанавливаются, а рабочие должны покинуть зачищаемый танк или отсек.

Зачистные работы в танках и отсеках, насыщенных парами токсичных веществ, проводятся при обязательном использовании рабочими изолирующих противогазов с активной подачей воздуха. Запрещается выполнять зачистные работы в трюмах без наружного наблюдения за состоянием работающих.

К выполнению зачистных работ на наливных судах допускаются лица, признанные медицинской комиссией годными для проведения этих работ.

Работающие в танках при появлении чувства недомогания (слабость, тошнота, головокружение) должны немедленно прекратить работу и покинуть танк.

Все суда, на которых проводятся зачистные работы, должны быть обеспечены специальными аптечками, содержащими набор медикаментов и других средств, необходимых для оказания первой помощи пострадавшим.

Так, с 1 ноября 2012 г. вступает в силу Порядок установления состава аптечки для оснащения морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания, не имеющих в штатном расписании должности медицинского работника, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 499н <196>, который регулирует вопросы установления состава аптечки для оснащения морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания, не имеющих в штатном расписании должности медицинского работника.

--------------------------------
<196> Российская газета. 30.05.2012. N 5794.

Порядок устанавливает рекомендуемые составы аптечек:

- для оснащения морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания с заходом в порты, расположенные далее 24 часов пути;

- для оснащения судов с заходом в порты, расположенные не далее 24 часов пути.

Опилки, тряпки и другие обтирочные материалы, использованные при зачистке танков и отсеков нефтеналивных и других судов, а также емкостей для нефтетоплива и смазки, должны быть вынесены на берег и уничтожены в местах, отведенных для этой цели администрацией по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

Емкости с моющими средствами должны храниться в специальном помещении зачистной станции. Запрещается оставлять их открытыми. На зачистной станции должно быть лицо, ответственное за хранение моющих средств.

3. С 21 октября 2011 г. пункт 2 комментируемой статьи, действующей в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", предусматривает, что судно, осуществляющее перевозки нефти и нефтепродуктов наливом, после их выгрузки очищается в случаях, предусмотренных установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательными требованиями к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, а также при подаче судна под погрузку сухогрузов и его направлении на ремонт или отстой.

Ранее действующая редакция предусматривала, что судно, осуществляющее перевозки нефти и нефтепродуктов наливом, после их выгрузки очищается в случаях, предусмотренных государственными стандартами на маркировку, упаковку, транспортирование и хранение нефти и нефтепродуктов.

Виды тары, хранилищ и транспортных средств для нефти и нефтепродуктов (в том числе углеводородных сжиженных газов), требования к их подготовке, заполнению и маркировке, условия транспортирования и хранения, а также требования безопасности при упаковывании, транспортировании и хранении нефти и нефтепродуктов определяются в соответствии с ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение".

Грузовые операции на нефтеналивных судах должны производиться у специализированных причалов, а при перегрузке с судна на судно - на специализированных рейдах, согласованных в установленном порядке.

К нефтепричалу для проведения грузовой операции могут одновременно устанавливаться (если нет иных ограничений):

- для операций с нефтегрузами, имеющими температуру вспышки паров 60 град. C и менее, - не более 2 судов;

- для операций с нефтегрузами, имеющими температуру вспышки паров более 60 град. C, - не более 4 судов.

Грузовая операция на специализированном рейде производится:

- при наличии дежурного рейдового буксира (если температура вспышки паров 60 град. C и менее);

- при наличии бокового ограждения перегружающихся судов;

- не более чем на 2 судах;

- с установкой судна в нижней части рейда (при наличии течения).

Нефтеперекачивающие и бункеровочные станции ставятся отдельно от других судов на специально отведенных участках, согласованных в установленном порядке. Участки должны находиться ниже (по течению): крупных рейдов и мест постоянной стоянки флота - на расстоянии не менее 1000 м; пристаней, мостов, водозаборов - на расстоянии не менее 300 м.

При невозможности постановки указанных станций ниже (по течению) допускается размещать их выше (по течению): крупных рейдов и мест постоянной стоянки флота - на расстоянии не менее 5000 м; пристаней, мостов, водозаборов - на расстоянии не менее 3000 м.

Расстояние между станциями, перекачивающими нефтепродукты, должно быть не менее 300 м.

Порядок выполнения работ по погрузке, выгрузке и перегрузке нефтепродуктов и обеспечение мер пожарной безопасности определяются инструкцией, составленной для каждого типа нефтеналивного судна и рода груза, утвержденной судовладельцем.

На нефтеналивных судах, находящихся под грузовыми операциями, и дежурных судах во всех случаях запрещается выполнять ремонтные работы механизмов, систем и устройств, а также ремонт в насосных отделениях и на главной палубе.

При эксплуатации и проведении грузовых операций на несамоходных нефтеналивных судах без экипажа принятие мер пожарной безопасности возлагается на экипаж судна-буксировщика.

При выполнении зачистных работ в грузовых танках нефтеналивного судна проживание членов экипажа на судне запрещается.

При замерах уровня нефтепродуктов в грузовых танках, осмотре отсеков корпуса судна, насосных отделений, цистерн, подсланевых пространств и т.п., где возможно наличие нефтепродуктов или их паров, следует использовать аккумуляторные фонари взрывозащищенного исполнения.

На судах, зачищенных от нефтепродуктов, допускается применять переносные лампы напряжением не более 12 В в водонепроницаемом исполнении с защитными стеклами и сетками.

Контроль за состоянием концентрации паров углеводородов производится специально обученным членом экипажа, назначенным распоряжением капитана.

На нефтеналивных судах пребывание посторонних лиц, не внесенных в судовую роль, не допускается.

На нефтеналивных судах на видных местах должны быть нанесены, а у трапа выставлены предупредительные надписи "Не курить", "Посторонним вход запрещен" (на судах заграничного плавания - на русском и английском языках).

4. На основании соглашения с грузоотправителем или грузополучателем работы по очистке судна может выполнять и перевозчик. Условия и порядок оплаты работ по очистке судов устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами перевозок грузов.

Остались вопросы по ст 81 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 81 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.