1. Перевозчик и грузополучатель обязаны совместно проверить в порту назначения массу груза, прибывшего на неисправном судне или с неисправными запорно-пломбировочными устройствами, а также в случае прибытия груза с признаками частичной утраты или повреждения (порчи). Масса груза в порту назначения проверяется тем же способом, что и в порту отправления.
2. При исправности транспортной тары или пакетов груз выдается в соответствии с количеством грузовых мест или пакетов без проверки массы груза, если иное не установлено договором перевозки груза. При перевозке груза, принятого перевозчиком в соответствии со стандартной массой или определенной отправителем массой, в порту назначения проверяется масса только поврежденных грузовых мест.
3. Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной в порту отправления, и массой груза, определенной в порту назначения, не превышает норму естественной убыли массы данного груза и норму расхождения в показаниях весовых приборов. Нормы естественной убыли массы грузов при перевозке грузов устанавливаются правилами перевозок грузов.
4. В случае, если недостача, повреждение (порча) груза обнаружены в порту назначения, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость. Расходы, связанные с определением размера фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость, в том числе расходы на проведение независимой экспертизы, несет перевозчик.
Комментарий к статье 80 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Проверка груза при выдаче составляет одну из операций с грузом, имеющую, как и любая иная операция с грузом, как коммерческую, так и юридическую стороны. Юридическое значение данного действия состоит в том, что результаты проверки груза являются доказательством наличия и размера ответственности перевозчика за несохранность груза (см. комментарий к ст. 117 и ст. 119 настоящего Кодекса). При этом проверяется не только масса, но и количество груза, а также характер повреждений. Пункт 1 данной статьи устанавливает императивно обязанность как для перевозчика, так и для грузополучателя совместно проверить массу груза, который прибыл на судне с неисправными запорно-пломбировочными устройствами либо на самом неисправном судне, на судне, с признаками повреждений. Смысл того правила, что масса должна проверяться тем же способом, что и в порту отправления при погрузке груза на судно, в том, что при проверке массы иным способом данные могут быть ощутимо искажены. Если груз был принят к перевозке по массе, определенной грузоотправителем, то при определении массы поврежденных грузов также следует применять тот же способ, что был применен грузоотправителем (на этот счет КВВТ РФ правил не содержит, что следует признать пробелом). В случае, указанном в п. 1 данной статьи, проверяется масса всего прибывшего груза. По результатам такой проверки перевозчик обязан составить и выдать грузополучателю коммерческий акт (см. комментарий к главе 18 комментируемого Кодекса), который является одним из оснований для предъявления претензии к перевозчику. Правила данной статьи распространяются на отношения перевозчика и грузополучателя. При приемке груза в порту также проверяется масса и количество груза, и в случае его несохранности составляется акт общей формы. Это внутренний акт перевозчика, который не относится к коммерческим актам.
2. Если груз прибыл на исправном судне и с исправными запорно-пломбировочными устройствами, то проверка массы груза в этом случае может производиться только по соглашению сторон. Такое соглашение может содержаться в договоре перевозки, а также могут стороны договориться об этом и дополнительно (прямого запрета на этот счет нет). Если груз прибывает в исправной таре (пакетах) без каких-либо признаков ее повреждения, то масса по общему правилу не проверяется. Стороны могут установить соглашением необходимость проверки массы грузов и в этом случае. Как уже было указано, если при отправке масса груза определялась самим грузоотправителем, а также по стандарту, в этом случае масса проверяется только в отношении поврежденных грузов. При этом не помешало бы и на этот случай установить обязанность проверять массу способом, идентичным способу определения при отправлении груза.
3. Норма естественной убыли массы груза - это величина, на которую может понизиться масса определенного вида груза при нормальном ходе перевозки, исходя из свойств самого груза и их соотношения с перевозочным процессом. Иными словами, это предельно допустимая величина потери груза при нормальном ходе перевозки. Конкретно нормы естественной убыли определяются в правилах перевозки по конкретным видам грузов. Она устанавливается в виде процентного соотношения от массы груза, определенной в порту погрузки для перевозки, перевалки с внутреннего водного транспорта на железнодорожный и обратно и для перегрузки из судна в судно. В соответствующем разделе Правил можно ознакомиться с такими нормами для тех видов грузов, которые там установлены. В Постановлении Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и материально-производственных запасов" указано, что такие нормы должны разрабатываться соответствующими органами исполнительной власти с учетом технических условий хранения и транспортировки ценностей, климатического и сезонного факторов. Эти нормы подлежат периодически пересмотру, по мере необходимости. В настоящее время еще не все из старых норм пересмотрены и утверждены, но порядок их установления при перевозке существенных изменений не претерпел. Нормы естественной убыли исчисляются в отношении грузов, перевозимых в таре или упаковке в зависимости от массы брутто, а от массы нетто - в отношении грузов, перевозимых без тары или упаковки. Нормы естественной убыли массы не применяются в отношении грузов: перевозимых в герметичной упаковке, жидких в стеклянной упаковке, гигроскопических и легко воспринимающих влагу (есть их перечень), в отношении некоторых фасованных грузов, в отношении рыбных грузов, затаренных в стандартную тару. Норма расхождения в показаниях весов (+/- 0,1%) позволяет определить только степень точности весового прибора. Она не учитывает норму естественной убыли массы. Если масса груза в порту назначения по сравнению с массой в порту отправления (при приеме груза к перевозке) не превышает норму естественной убыли и норму расхождения показаний весовых приборов, масса считается правильной, то есть такой, какая должна быть в порту назначения исходя из массы, определенной при приеме груза к перевозке.
4. Как уже указывалось при рассмотрении п. 1 данной статьи, при приемке груза в порту может также обнаружиться тот или иной признак несохранности груза: недостача, порча, повреждение груза. В этом случае, как уже указывалось, перевозчик должен составить внутренний акт о такой несохранности, который не является коммерческим актом и является сугубо внутренним документом перевозчика. Он не является основанием для предъявления претензии, но служит одним из доказательств несохранности груза, ее характера и размера. При этом, кончено, составляется и коммерческий акт, выдаваемый грузополучателю. В рассматриваемом случае на перевозчика императивно возлагается обязанность определить размер несохранности и сумму, на которую понизилась стоимость груза. Все расходы в данном случае, в том числе на привлечение и оплату услуг оценщиков и иных экспертов, несет перевозчик.
Другой комментарий к статье 80 КВВТ РФ
1. В зависимости от места выдачи груза и от того, прибыл ли груз в транспортном средстве без внешних признаков повреждения, а также в зависимости от некоторых других признаков установлен различный порядок выдачи грузов.
Грузы, прибывшие в исправном транспортном средстве с неповрежденными запорно-пломбировочными устройствами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки количества мест, состояния и веса груза.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи перевозчик и грузополучатель обязаны совместно проверить в порту назначения массу груза, если:
- груз прибыл на неисправном судне или с неисправными запорно-пломбировочными устройствами;
- прибыл груз с признаками частичной утраты или повреждения (порчи).
Масса груза в порту назначения проверяется тем же способом, что и в порту отправления. Несоблюдение данного требования на практике приводит к невозможности объективного определения объема груза.
Например, Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 апреля 2009 г. N А58-4148/08-Ф02-1474/09 по делу N А58-4148/08 было отказано в удовлетворении иска о взыскании ущерба, возникшего в результате ненадлежащей приемки груза от перевозчика, - стоимости недостачи дизельного топлива на том основании, что судами первой и апелляционной инстанций установлено, что груз от истца был принят к перевозке по судовым замерам, при выдаче груза использованы береговые замеры. Данное обстоятельство исключает возможность объективного определения объема утраченного дизельного топлива и вообще ставит под сомнение сам факт образования недостачи топлива. Иных доказательств в подтверждение недостачи дизельного топлива истцом не представлено. Кроме того, грузоотправитель отказался участвовать в приемке груза в месте назначения. При таких обстоятельствах довод грузоотправителя о том, что масса сданного перевозчиком ответчику дизельного топлива определена тем же способом, что и при погрузке на судно - по судовым замерам, не подтверждается материалами дела.
Допускается определение массы грузов согласно трафарету; в соответствии со стандартом; расчетным путем (посредством обмера грузов или условно) и т.д.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи при предъявлении грузов для перевозок грузоотправитель указывает в транспортной накладной:
- массу грузов. Она определяется согласно трафарету, в соответствии со стандартом или путем взвешивания;
- количество грузовых мест - в отношении тарных и штучных грузов.
В установленных случаях правил перевозок грузов допускается определение массы отдельных грузов расчетным путем (посредством обмера грузов, по осадке судна или условно).
Определение массы грузов согласно трафарету, в соответствии со стандартом, расчетным путем (посредством обмера грузов или условно) проводится грузоотправителем.
Масса грузов путем взвешивания определяется грузоотправителем за его счет совместно с перевозчиком на весовых приборах грузоотправителя, перевозчика или осуществляющей погрузку грузов в порту отправления организации.
Грузы в контейнерах принимаются для перевозок в соответствии с массой, указанной грузоотправителем (п. 2 комментируемой статьи).
В силу п. 3 статьи масса грузов определяется грузоотправителем, если грузы перевозятся наливом. Масса определяется в соответствии с замерами береговых резервуаров, для которых имеются утвержденные в установленном порядке калибровочные таблицы, а также на основании показаний счетчиков или замеров грузовых емкостей судов.
Масса грузов определяется грузоотправителем с участием перевозчика в тех случаях, когда такие грузы перевозятся с перегрузкой в пути с судна на судно или на одном судне в адрес нескольких грузополучателей.
Следует отметить, что на практике соблюдение правил, установленных данной статьей, имеет важное значение.
2. Масса груза не проверяется и груз выдается в соответствии с количеством грузовых мест или пакетов, если транспортная тара или пакеты исправны. Поскольку норма, содержащаяся в п. 2 комментируемой статьи, является диспозитивной, договором перевозки груза может быть установлено иное.
Проверяется масса только поврежденных грузовых мест при перевозке груза, принятого перевозчиком в соответствии со стандартной массой или массой, определенной отправителем.
3. Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной в порту отправления, и массой груза, определенной в порту назначения, не превышает норму естественной убыли массы данного груза и норму расхождения в показаниях весовых приборов. Нормы естественной убыли массы грузов при перевозке грузов устанавливаются правилами перевозок грузов (п. 3 комментируемой статьи).
Вместе с тем правила перевозок грузов непосредственно нормы естественной убыли не утверждают. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов" установлено, что нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов, разрабатываются с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.
Разработанные федеральными органами исполнительной власти нормы естественной убыли, применяемые при перевозках всеми видами транспорта (кроме трубопроводного), утверждаются совместно с Министерством транспорта Российской Федерации. Кроме того, нормы естественной убыли утверждаются по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.
Например, в настоящее время действуют следующие нормы естественной убыли, применяемые при перевозках внутренним водным транспортом:
- Нормы естественной убыли древесины и продукции ее переработки при перевозках железнодорожным, морским, речным транспортом и в смешанных железнодорожно-водных сообщениях, утвержденные Приказом Минпромторга РФ N 185, Минтранса РФ N 175 от 28 октября 2008 г.;
- Нормы естественной убыли химической продукции при перевозках железнодорожным, автомобильным, морским, речным транспортом и в смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденные Приказом Минпромэнерго РФ N 93, Минтранса РФ N 41 от 11 марта 2008 г.;
- Нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденные Приказом Минэнерго РФ N 527, Минтранса РФ N 236 от 1 ноября 2010 г.
4. Если транспортное средство прибыло в пункт назначения с техническими неисправностями, в результате которых возникли возможность доступа к грузу или его повреждения, или с какими-либо неисправностями запорно-пломбировочных устройств, перевозчик по требованию получателя и с его участием или по своей инициативе обязан вскрыть транспортное средство, произвести проверку количества мест, веса и состояния груза.
Так, согласно п. 4 статьи, если недостача, повреждение (порча) груза обнаружены в порту назначения, перевозчик обязан определить:
- размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза;
- размер суммы, на которую снизилась стоимость груза.
При этом перевозчик несет расходы:
- связанные с определением размера фактической недостачи, повреждения (порчи) груза;
- связанные с определением суммы, на которую снизилась его стоимость;
- на проведение независимой экспертизы. Экспертиза проводится в тех случаях, когда необходимо установить невозможность использования груза. Если экспертом будет установлено, что возможен ремонт груза, получатель обязан принять его, а перевозчик - возместить затраты, связанные с ремонтом. Правомерность отказа грузополучателя от принятия груза в спорных случаях должна решаться арбитражным судом на основании тщательного изучения обстоятельств дела, заключения экспертизы.
Статья 160 КВВТ РФ устанавливает, что обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности транспортной организации, грузоотправителей и грузополучателей, удостоверяются составляемыми перевозчиками коммерческими актами или актами общей формы.
Коммерческий акт составляется при выдаче груза для удостоверения:
- несоответствия фактического наименования груза, массы груза, количества грузовых мест указанным в перевозочном документе данным;
- повреждения (порчи) груза;
- обнаружения груза без перевозочного документа, а также перевозочного документа без груза;
- недостачи древесины и такелажа в поврежденных плотах;
- возвращения перевозчику похищенного груза.
Отказ от составления коммерческого акта или оформление его с нарушением установленных требований могут быть обжалованы в порядке, установленном правилами перевозок грузов.
Недостача или порча грузов, перевозимых наливом, удостоверяется перевозочными документами в порядке, установленном правилами перевозок грузов.
Коммерческий акт не составляется:
- при недостаче массы груза в пределах норм естественной убыли, норм снижения процента влажности или сорности при перевозке груза, норм расхождения в показаниях весовых приборов, разницы в массе груза, принятого для перевозки исходя из условий расчетов по итогам за навигацию;
- при выдаче груза, доставка которого осуществлена на технически исправном судне или в контейнере с неповрежденными запорно-пломбировочными устройствами либо в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя.
Обжалование действий перевозчиков при отказе в составлении коммерческого акта имеет немаловажное значение при предъявлении претензии к перевозчику при отсутствии коммерческого акта. В этом случае, помимо документов, представление которых необходимо при предъявлении претензии, грузополучателем вместо коммерческого акта представляется документ, которым отказ в составлении коммерческого акта был обжалован.
Так, например, Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2009 г. по делу N А58-388/2009 были удовлетворены требования грузоотправителя к перевозчику о взыскании убытков в связи с ненадлежащим исполнением договора об организации перевозок грузов. При этом суд апелляционной инстанции свое решение мотивировал тем, что из нормы п. 4 ст. 80 КВВТ следует, что обязанность определения размера повреждения груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость, лежит на перевозчике. Вместе с тем данная обязанность перевозчиком не исполнена. Так, коммерческий акт от 28 августа 2008 г. N 26 не содержит сведений о степени повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую понизилась его стоимость, независимая экспертиза для установления размера причиненного ущерба ответчиком не проводилась. Указанные обстоятельства правомерно позволили суду первой инстанции сделать вывод об обоснованности требований истца.
При этом суд пришел к выводу, что ответчиком не доказано, что повреждение произошло вследствие повреждения тары, при явных повреждениях тары, груз был принят без замечаний к качеству перевозимого груза. Повреждения груза обнаружены на судне в порту назначения, что подтверждается коммерческим актом и является основанием для имущественной ответственности перевозчика. Доказательств, свидетельствующих о повреждении груза вследствие обстоятельств, которые ответчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, не представлено.