Статья 76. Сроки доставки грузов

1. Грузы должны доставляться в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков определяются правилами перевозок грузов.

2. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчики несут ответственность, предусмотренную статьей 116 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 76 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Статья 792 ГК РФ относительно сроков доставки груза отсылает к правилам транспортного законодательства, указывая, что, если в данном законодательстве сроки не установлены, груз должен доставляться в разумный срок. Срок доставки груза исчисляется с 24 часов дня его приема к перевозке. В случае если груз был принят к перевозке раньше срока (даты), указанного в организационном договоре, заявке и договоре перевозки, он исчисляется с того дня, когда он должен был быть принят к перевозке, о чем делается запись в накладной и дорожной ведомости. Сроки доставки определяются по каждому участку пути из расчета одних суток на каждое начавшееся расстояние в километрах.

В литературе можно встретить мнение, что данный порядок определения сроков доставки груза ограничивает собой действие принципа свободы договора и высказывается предложение сформулировать правило п. 1 данной статьи как диспозитивное. С одной стороны, в этом есть доля истины, но с другой стороны, следует учитывать и специфику деятельности ВВТ как средства коммуникации, регулирование которого невозможно без императивного элемента, и предоставление сторонам полной свободы в определении сроков доставки груза может повлиять на бесперебойное функционирование транспорта, что тоже нельзя считать позитивным моментом. Кроме того, сама ст. 792 ГК РФ, как указано, отсылает в этом отношении к нормам транспортного законодательства.

2. Об ответственности перевозчика за несоблюдение сроков доставки груза подробно указано в комментарии к ст. 166 настоящего Кодекса.

Другой комментарий к статье 76 КВВТ РФ

1. Грузы должны доставляться в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила их исчисления определяются правилами перевозок грузов.

За несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы.

В данном случае речь идет о законной неустойке в виде пени. Как известно, неустойка является не только одной из возможных мер гражданско-правовой ответственности, но и способом, обеспечивающим исполнение обязательства. Обеспечительная функция неустойки состоит в том, что она является дополнительной санкцией за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст. 393 ГК РФ). Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

В качестве разновидностей неустойки применяются штрафы и пени. Взыскание неустойки в виде пени обладает определенными характерными признаками:

- пеня устанавливается на случай просрочки исполнения обязательства. Она обеспечивает именно своевременность исполнения обязательства;

- пеня, как правило, определяется в процентах по отношению к сумме обязательства, не исполненного в установленный срок;

- пеня взыскивается за каждый последующий период просрочки не исполненного в срок обязательства (в данном случае - за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы).

2. В отношении законной неустойки действует правило, согласно которому ее размер может быть изменен соглашением сторон лишь в сторону увеличения, если это не запрещено законом (п. 2 ст. 332 ГК РФ).

Правом уменьшения размера неустойки наделен только суд, который может воспользоваться этим правом в тех случаях, когда подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Невозможность исполнения обязательства может быть экономической, физической, юридической и др. В каждом из этих случаев должны учитываться все конкретные обстоятельства, намерения и действия сторон; именно поэтому в одних случаях определенные обстоятельства будут освобождать стороны от ответственности за неисполнение, а в других те же обстоятельства не будут приводить к подобному результату.

Таким образом, порядок определения сроков доставки груза в комментируемой статье сформулирован императивно. На наш взгляд, согласно общим положениям гражданского законодательства (в частности, учитывая принцип свободы договора, закрепленный в ст. 1 ГК РФ) целесообразно предоставить участникам перевозочного процесса право самостоятельно согласовывать сроки доставки грузов в договоре.

Остались вопросы по ст 76 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 76 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.