Статья 77. Ограничение или запрещение движения судов

1. Вследствие непреодолимой силы и военных действий, объявления карантина, а также при чрезмерном скоплении грузов и судов в порту в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов администрация бассейна внутренних водных путей вправе принять решение об ограничении или о запрещении движения судов, об ограничении их осадки вследствие низких уровней воды на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей (далее - ограничение движения или запрещение движения судов).

2. Ограничение движения или запрещение движения судов вводится распоряжением администрации соответствующего бассейна внутренних водных путей с незамедлительным уведомлением об этом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в течение трех суток со дня получения от администрации бассейна внутренних водных путей уведомления об ограничении движения или о запрещении движения судов выносит распоряжение о сроке действия ограничения движения или запрещения движения судов. Указанное распоряжение размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение суток со дня вынесения указанного распоряжения.

4. В случае, если распоряжением, предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, установлен срок действия ограничения движения или запрещения движения судов более чем пять суток, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, незамедлительно информирует об этом федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и Правительство Российской Федерации.

5. Информацию о введении в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи ограничения движения или запрещения движения судов, о сроке действия ограничения движения или запрещения движения судов, который установлен распоряжением, указанным в пункте 3 настоящей статьи, администрация бассейна внутренних водных путей незамедлительно размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доводит до сведения организаций внутреннего водного транспорта, осуществляющих судоходство в соответствующем бассейне внутренних водных путей, грузоотправителей, грузополучателей, соответствующих территориальных органов органа государственного надзора, а также до сведения администраций бассейнов внутренних водных путей, смежных с данным бассейном внутренних водных путей, в отношении которого введено ограничение движения или запрещение движения судов.(Статья в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2016 года Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 51-ФЗ.

Комментарий к статье 77 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

Исходя из предмета регулирования и цели данной нормы, ее следовало бы поместить в гл. 6 КВВТ РФ "О безопасности судоходства", так как именно на ее обеспечение данная норма прежде всего и направлена. Все правила данной статьи носят строго императивный характер. Понятие непреодолимой силы было рассмотрено в комментарии к главе 7 настоящего Кодекса, к ней, собственно, относятся и военные действия (не понятно, почему это здесь разделено). Правовые последствия введения такого ограничения распространяют свое действие на случаи требований о загрузке судов согласно техническим нормам. В этом случае такие правила не применяются, так как вследствие понижения уровня воды (он может понизится в силу разных причин как природного, так и антропогенного характера) загрузка соответственно данным нормам может привести попросту к посадке судна на мель либо создать угрозу безопасности судоходства. Данное правило имеет также правовое значение юридического факта освобождения от ответственности перевозчика за неподачу судна, несоблюдение сроков доставки и за несохранность груза на период действия такого ограничения (см. комментарий к ст. 118 настоящего Кодекса). Грузоотправитель также освобождается от ответственности за неиспользование судна при наличии таких обстоятельств. Обязанность БОГУ на ВВТ довести до перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей информацию о сроках такого ограничения или запрещения является императивной.

Другой комментарий к статье 77 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья содержит перечень обстоятельств, при которых бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте вправе принять решение об ограничении или запрещении движения судов. К таковым относятся:

- непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства: стихийные бедствия (наводнения, землетрясения) и другие обстоятельства. Свойствами непреодолимой силы являются чрезвычайность и непредотвратимость при данных условиях. Например, шторм в 5 баллов может быть признан непреодолимой силой для маленького судна, но не для крупного лайнера;

- военные действия, которые в науке гражданского права также относятся к непреодолимой силе <191>;

--------------------------------
<191> Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юристъ, 2001.

- карантин - это административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных <192>. Карантин вводится в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Карантин вводится (отменяется) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения;

--------------------------------
<192> Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 14. Ст. 1650.

- чрезмерное скопление грузов и судов в порту.

2. Ограничение или запрещение движения судов необходимо в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов. Так, например, движение судов может быть ограничено из-за снижения глубин в реке до восстановления проектных уровней <193>.

--------------------------------
<193> См., например: Приказ Минтранса России от 7 июля 2003 г. N 159 "Об ограничении движения судов по реке Лена на участке Усть-Кут - Киренск в связи с мелководьем" // Транспорт России. 2003. N 31.

Так, например, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения. На объектах, на которых введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается ограничение движения транспортных средств на отдельных участках местности и объектах.

Также бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте вправе принять решение об ограничении осадки судов вследствие низких уровней воды на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей. О принятом решении немедленно должен быть уведомлен федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, который принимает решение о сроках действия такого ограничения.

В случае введения ограничения или запрещения движения судов на срок более чем 5 суток федеральный орган исполнительной власти в области транспорта незамедлительно уведомляет об этом Правительство Российской Федерации.

О принятом решении бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте информирует перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей в порядке, установленном правилами перевозок грузов, с указанием причин и сроков введения ограничения или запрещения движения судов.

Остались вопросы по ст 77 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 77 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.