1. Грузоотправитель до предъявления груза для перевозки обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров.
2. Транспортная тара и упаковка должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Качество грузов должно соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству.
3. При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозок грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя.Перевозчик имеет право проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной.В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить календарный штемпель в транспортной накладной и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.
4. Грузоотправитель обязан нанести на предъявляемые для перевозки тарные и штучные грузы, а также транспортные пакеты маркировку в соответствии с требованиями к маркировке груза, установленными законодательством Российской Федерации, и правилами перевозок грузов.
5. Грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.Грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной сертификаты или декларации о соответствии, паспорта качества, удостоверения и другие документы, наличие которых установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Сроки прекращения обязательного приема грузов для перевозок устанавливаются правилами перевозок грузов.
Комментарий к статье 69 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Обязанности перевозчика подать судно к погрузке груза и обязанность грузоотправителя предъявить груз к перевозке являются взаимно корреспондирующими. Комментируемая статья в общих чертах регламентирует одну из групп таких обязанностей - обязанности контрагентов в рамках предъявления и приема груза к перевозке - этим очерчивается предмет регулирования данной статьи. Рассматриваемые обязанности и корреспондирующие с ними права контрагентов в договоре перевозки не относятся к тем, которые порождаются самим договором. Их юридическое значение состоит в подготовке судна и груза к перевозке и документарной фиксации этого, организационные моменты данной стадии согласовываются в заявках или в организационном договоре.
Так же, как состояние судна должно обеспечивать сохранность груза в течение перевозки, так же и груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы минимизировать или исключить угрозу безопасности перевозки, обеспечить сохранность груза, судна и контейнеров. Данные обязанности по подготовке груза носят императивный характер и адресованы исключительно грузоотправителю. Что касается сохранности судна, то здесь обязанность грузоотправителя распространяется только на те стороны обеспечения такой сохранности (недопустимости, отсутствия риска повреждения или гибели судна), которые связаны со свойствами груза, но не судна или его помещений - это уже обязанность перевозчика. Если контейнеры поданы перевозчиком, то в отношении сохранности контейнеров сфера обязанностей грузоотправителя также очерчивается свойствами и качеством подготовки груза. Если сами контейнеры подаются грузоотправителем, такая обязанность распространяется и на контейнеры. Конкретные правила подготовки груза к перевозке определяются свойствами самих грузов и содержатся в соответствующих разделах Правил перевозки грузов, с чем грузоотправитель непременно должен быть ознакомлен, и это его обязанность. Всего в Правилах есть 24 раздела о перевозках конкретных видов грузов (разделы 25 - 47 и раздел 49 Правил).
В случае если грузоотправитель не подготовил груз надлежащим образом, перевозчик вправе его не принимать к перевозке, но это следует из общего смысла гражданского законодательства, в силу указания на это в ст. 793 ГК РФ, но указания весьма туманного, а что касается норм КВВТ РФ об ответственности грузоотправителя, то в ст. 120 настоящего Кодекса, посвященной ответственности грузоотправителей (см. комментарий), нет конкретной нормы об ответственности грузоотправителя за неподготовленный груз. Там есть лишь нормы об ответственности за неправильное указание в транспортной накладной свойств и наименования груза, об ответственности за неправильное указание особых отметок и мер предосторожности, а также за сверхнормативный простой судна, допущенный по вине грузоотправителя. Но в любом случае перевозчик вправе требовать от грузоотправителя подготовить груз надлежащим образом, взыскав с него штраф за сверхнормативный простой судна в порядке, определенном п. 2 ст. 120 комментируемого Кодекса (см. комментарий), если это вызвало простой сверх нормативного времени погрузки. Что касается Правил перевозки, то там есть лишь указание, что если при осмотре груза (тары) будут замечены недостатки, вызывающие опасения несохранности груза в пути, груз к перевозке не принимается (императивная норма) до приведения его в состояние, обеспечивающее его сохранность при перевозке.
Обязанность грузоотправителя обеспечить соответствие транспортной тары и качества груза (п. 2 комментируемой статьи) действующим ГОСТам и техническим условиям на продукцию является составной частью обязанности подготовить груз к перевозке, если этого сделано не было - последствия аналогичны указанным выше.
2. Как уже указывалось, основным транспортным документом при грузовых перевозках по ВВП является транспортная накладная, которая должна быть приложена грузоотправителем наряду с другими необходимыми документами (см. далее) к грузу при его предъявлении и заполнена в порядке, установленном в разделе 3 Правил перевозки грузов, посвященном заполнению накладных. Основные правила заполнения накладных уже были рассмотрены выше: в накладной указываются данные о сторонах и подробное описание рода, массы и количества груза с указанием его свойств. Все это должно быть указано до мельчайших подробностей. Накладная должна заполняться ясно и отчетливо (при перевозке некоторых видов грузов Правилами установлена необходимость указания прописью некоторых данных, в частности, количества грузовых мест при сдаче груза транспортными пакетами), не допускаются исправления, подчистки, зачеркивания и помарки. Дополнительные документы подшиваются к накладной с верхней части оборотной стороны. Помимо общих правил, содержатся правила заполнения накладных на перевозку конкретных видов грузов: на перевозку сухогрузов, на перевозку грузов в универсальных контейнерах, на перевозку нефтегрузов наливом, на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении (о последнем см. комментарий к главе 14 Кодекса). Обязательным реквизитом любой транспортной накладной является подпись грузоотправителя, проставление которой имеет значение юридического факта, порождающего сдачу грузоотправителем груза и подтверждающего достоверность содержащихся в накладной сведений. Накладная должна заполняться на каждую партию груза, направляемую одному грузополучателю. При этом не допускается перевозка по одной накладной:
скоропортящихся грузов, продуктов и сырья животного происхождения вместе с другими грузами;
грузов, перевозимых с соблюдением особых условий (например, животных), с грузами, перевозимыми на общих основаниях;
грузов насыпных или навалочных с грузами штучными или тарными;
грузов, хранение которых по их свойствам не допускается с другими грузами.
Во всех этих случаях должны составляться отдельные накладные. За достоверность сведений, содержащихся в накладной, грузоотправитель несет ответственность. Меры ответственности за недостоверность или неясность сведений, содержащихся в транспортной накладной, определены п. 1 ст. 120 КВВТ РФ (см. комментарий), в комментарии к которой они рассмотрены, в частности весьма грозный размер штрафа (пятикратная стоимость провозной платы), который следует дифференцировать в зависимости от убытков перевозчика. Грузоотправитель не вправе препятствовать перевозчику в осуществлении проверки достоверности сведений, содержащихся в транспортной накладной, если действия перевозчика по такой проверке не вредят грузу и не влекут убытков грузоотправителя. После предъявления груза и накладной, а также проверки содержащихся в ней сведений, перевозчик обязан (императивная норма) проставить на накладной календарный штемпель и выдать отправителю заполненную по установленной форме квитанцию о приеме груза к перевозке. Квитанция является доказательством выражения воли перевозчика на принятие груза к перевозке и вступлению в договорные отношения по перевозке, она же является документом, управомочивающим на предъявление претензии к перевозчику.
3. Требования относительно маркировки грузов, тары и транспортные пакеты, адресованные грузоотправителю, также являются императивными (п. 4 комментируемой статьи). Данная обязанность грузоотправителя конкретизирована и в п. 8 раздела 1 Правил перевозки. Цель маркировки - обеспечить индивидуализацию грузов, а значит, и их сохранность. Это, конечно, не единственная мера по сохранности груза со стороны отправителя, но одна из необходимых. Каждое грузовое место должно быть замаркировано в соответствии с ГОСТ 14192 "Маркировка грузов". Данный документ, разработанный и применяемый как межгосударственный в рамках СНГ, весьма объемен. Он содержит ссылки на 9 ГОСТов и несколько подробных разделов, включая образцы маркировочных обозначений. Любая маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.
Кроме того, допускается применять и предупредительные надписи, если невозможно выразить способ обращения с грузом манипуляционными знаками, например "Открывать здесь", "На верх не ставить" и иные. Общие правила относительно содержания маркировки установлены разделом 3 ГОСТа и параграфом 9 раздела 1 Правил перевозки. Таким образом, маркировка состоит из четырех видов информационных групп. Первая из них - манипуляционные знаки. Они представляет собой изображения, указывающие на способы обращения с грузом и представлены в виде рисунков или знаков, образцы которых определены в соответствующих разделах ГОСТа 14192. Например, там содержится таблица из трех столбцов: в первом указывается номер и наименование знака, во втором - его вид, образец и в третьем - назначение знака. В частности, знак N 4 - надпись "Фото" на английском языке, взятая сверху и снизу в пунктирную линию. Она обозначает, что любой вид излучения может влиять на свойства груза и изменять их, например непроявленные пленки. Второе - это основные надписи. Они должны содержать полное наименование грузополучателя, наименование пункта назначения, порта перегрузки, количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии (указывается дробью). Количество грузовых мест и порядковый номер указываются при перевозке: разнородных или разносортных грузов в однотипной таре, однородных грузов в разнотипной таре, однородных грузов при недопустимости смешения сортов в партии, комплектов оборудования. Дополнительные надписи должны содержать:
наименование грузоотправителя;
наименование порта отправления;
надписи транспортных организаций.
Информационные надписи содержат:
массу брутто и нетто грузового места;
габаритные размеры (если они выше одного метра);
объем грузового места.
При перевозке грузов пакетами на каждом пакете должны быть основные, дополнительные и информационные надписи. Маркировка должна быть ясно видимой и разборчивой, если применяется старая тара, то прежняя маркировка должна быть уничтожена отправителем. Более подробное представление о маркировке можно получить только изучая ГОСТ и раздел 1 Правил по первоисточникам.
4. Помимо транспортной накладной, на грузоотправителя императивно возлагается обязанность приложить к грузу и иные необходимые в соответствующих ситуациях документы (п. 5 комментируемой статьи). Конкретный набор таких документов определяется родом груза (например, карантинные и ветеринарные документы при перевозке животных), видом перевозки (таможенные документы при пересечении границы) и иными обстоятельствами, а их формы устанавливаются в подзаконных актах соответствующими ведомствами в рамках их компетенции. В частности, при пересечении таможенной границы должна прилагаться целая масса сопроводительных и удостоверяющих документов, основные среди которых следующие. Грузовая таможенная декларация (ГТД) - документ, выполняющий декларативную, заявительную и удостоверяющую функции. В ней содержатся номер грузового документа, по которому груз принят на таможню, наименование судна, тарифное наименование товара (груза), цена и стоимость партии товара, а также перечень прилагаемых документов. Посредством ГТД сообщаются все необходимые сведения о товаре и о внешнеторговой операции, опосредуемой данной перевозкой, заявляется о законности внешнеторговой сделки и подтверждается законность вывоза (ввоза) данных видов грузов. Экспортная и импортная лицензии - документы, выдаваемые на основании заявления экспортера или импортера и содержащие разрешение на экспорт указанных товаров в определенный период (экспортная лицензия) и разрешение на вывоз определенного количества товаров за определенный период на оговоренных в лицензии условиях (импортная лицензия). Грузовая декларация - группа документов (применяется на участках ВВП с морским режимом судоходства, на основании Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г.), содержащих все необходимые для таможни данные о грузе. Что касается такого документа, как декларации об опасных грузах, то его обязан подготовить грузополучатель. Нет возможности рассмотреть содержание и функции всех таможенных документов, но если они определены таможенными правилами (имеется в виду Таможенный кодекс РФ и принятые в его исполнение подзаконные акты ГТК и иных ведомств), их наличие является обязательным. Оформление таможенных документов (таможенное оформление) при вывозе товаров начинается с момента представления таможенной декларации (ст. 60 Таможенного кодекса РФ) либо с момента совершения действий, свидетельствующих о намерении совершить таможенное оформление. В п. 2 ст. 74 Таможенного кодекса РФ представлен перечень документов, которые перевозчик должен представить таможенному органу при международной перевозке речным транспортом:
общая декларация;
декларация о грузе;
декларация о судовых припасах;
декларация о личных вещах экипажа;
список членов экипажа судна (судовая роль), а также все документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки.
Среди последних и выделяются те, которые должны быть приложены к транспортной накладной грузоотправителем. Для подробного исследования всех данных документов требуется специальное изучение таможенного законодательства, чего не позволяет сделать объем. Что касается видов контроля при пропуске грузов и транспортных средств через Государственную границу РФ, то они определены Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 94 "О видах контроля, осуществляемых через государственную границу РФ", в частности: ветеринарный, фитосанитарный, карантинный, транспортный контроль, а также пограничный и таможенный контроль. Письмом Федеральной таможенной службы от 14 декабря 2006 г. N 06-73/44165 "О номенклатуре товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю" установлена номенклатура товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю.
Сертификаты, паспорта качества, удостоверения и другие документы фиксирующего и удостоверяющего значения могут требоваться как при пересечении таможенной границы, так и без него. Например, сертификат качества, представляющий собой свидетельство об удостоверении качества груза и его соответствие условиям перевозки. В нем также содержатся и условия о соответствии его условиям договора грузоотправителя с получателем в рамках их договорных отношений. Дело в том, что во всех подобных документах груз рассматривается не только (зачастую и не столько) как груз, но прежде всего как товар, что накладывает отпечаток на содержание и направленность составляющих его сведений. Они шире, чем те, которые характеризуют статус предмета только как груза. Ветеринарное свидетельство - документ, удостоверяющий, что перевозимые животные или птица не инфицированы возбудителями инфекционных заболеваний и не имеют паразитарных заболеваний, а также содержащий данные о вакцинации и иных видах обработки и сведения о происхождении животных (птицы). Санитарное свидетельство - документ, удостоверяющий, что перевозимые (точнее, на данной стадии еще предъявляемые к перевозке) продукты пищевые и продукты животноводства пригодны для потребления людьми, и указывающий формы (средства и методы) проведенного контроля. Аналогичное значение имеет фитосанитарное свидетельство относительно продуктов растительного происхождения. Карантинные сертификаты или свидетельства выдаются в целях удостоверения, что перевозимый груз не заражен болезнями и вредителями и происходит из региона, благополучного в карантинном отношении. Карантинные свидетельства требуются только для определенных видов грузов, чаще всего семян, шерсти, хлопкового волокна, саженцев, табака-сырца, сухофруктов и иных. Паспорта качества должны прилагаться к накладной на грузы, для которых такие документы предусмотрены изготовителем и условиями договора грузоотправителя с получателем. Ими удостоверяются потребительские свойства груза, обусловленные самим его назначением.
Следует заметить, что все ГОСТы и иные стандарты, согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в своем составе имеют два вида норм - императивные и рекомендательные. Императивные нормы - о соответствии товара (продукта, который здесь рассматривается как груз) требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, безопасности для окружающей среды, требования относительно единства контрольных средств и методов, а также маркировки и взаимозаменяемости товаров. Иные нормы могут носить и рекомендательный характер. Поэтому для перевозки ВВТ требуется указание в законе относительно обязательности таких императивных норм - не важно, в самом ли КВВТ РФ, как это имеет место в комментируемой статье (но лишь в общих чертах - КВВТ РФ отсылает к законодательству о технической регламентации), или в законодательстве о технической регламентации. А что касается рекомендательных норм, то для того, чтобы они имели силу обязательных, требуется ссылка сторон в договоре, причем на весь документ (ГОСТ), а не на отдельную его часть. Это касается договора грузоотправителя с контрагентом - грузополучателем.
5. Сроки прекращения обязательного приема грузов к перевозке определяются на основании указанных выше правил, в зависимости от сроков навигации, навигационных условий. Они содержатся в Правилах перевозки в табличной форме. Ни КВВТ РФ, ни правила перевозок не определяют императивно этот срок как пресекательный. Стороны могут договориться о приеме к перевозке груза и по истечении данного срока, если позволяют навигационные условия. В случае если груз был принят к перевозке после наступления данного срока, подлежат применению правила п. 3 ст. 84 комментируемой главы, которые и будут рассмотрены в комментарии к данной статье.
6. Как уже указывалось, РФ присоединилась к Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) (Федеральный закон от 16 февраля 2007 г. N 33-ФЗ). С полным текстом данной Конвенции можно ознакомиться по реквизитам данного Закона, а также непосредственно по тексту самой Конвенции. Согласно п. 1 ст. 2 Конвенции о договоре перевозки грузов по ВВП, она применяется к любому договору перевозки, в соответствии с которым порт погрузки или место приема груза и порт разгрузки или порт сдачи судна расположены в двух различных государствах, из которых по крайней мере одно является государством - участником настоящей Конвенции. Если договор предусматривает выбор между несколькими портами разгрузки или местами сдачи, таким портом или местом сдачи является тот (то), в котором фактически был сдан груз. Если это перевозка без перевалки как по ВВП, так и по путям с режимом морской перевозки, Конвенция тоже применяется при соблюдении рассмотренных условий, за исключением случаев, когда в соответствии с применимым морским законодательством составлен морской коносамент и когда расстояние, которое предстоит пройти по путям с морским режимом перевозки, является более длинным. Конвенция применяется независимо от места регистрации, порта приписки и национальной принадлежности судна, независимо от того, является ли судно судном внутреннего или морского плавания, а также независимо от национальной принадлежности, домициля, места нахождения или пребывания сторон договора и грузополучателя. Обязанности грузоотправителя на рассматриваемой стадии регламентируются ст. 6 Конвенции. Они по своей природе и по своему составу практически идентичны рассмотренным выше:
обязанность предоставить в письменной форме данные о грузе (размеры, вес и количество мест, идентификационную маркировку, характер, особенности и свойства груза, указания об административном и таможенном режиме груза, иные сведения);
обязанность предоставить все необходимые сопроводительные документы.
Отдельно устанавливается обязанность отправителя упаковать груз таким образом, чтобы предупредить его потерю или повреждение с момента принятия и до сдачи и исключить возможность причинения им ущерба судну или другому грузу, если этого требует характер груза и согласованные транспортные операции. При условии соблюдения перевозчиком своих обязательств (имеются в виду обязательства на данной стадии), отправитель должен погрузить, уложить и закрепить груз в соответствии с практикой судоходства, но это диспозитивная норма. Стороны в договоре могут договориться об ином распределении такой обязанности. В последующих статьях комментария к данной главе еще будут приводиться некоторые правила Конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям, но полностью с ней лучше ознакомиться по самому ее тексту.
Другой комментарий к статье 69 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья раскрывает содержание договора перевозки груза, указывая основные обязанности грузоотправителя.
До предъявления груза для перевозки грузоотправитель обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров.
Грузоотправители обязаны подготавливать грузы в соответствии с установленными техническими регламентами и стандартами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации судна, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, пожарную и экологическую безопасность.
В целях предотвращения повреждения, порчи, утраты перевозимых грузов, а также загрязнения и засорения судна и окружающей среды грузы должны предъявляться к перевозке в упакованном виде с применением транспортной тары.
Комментируемой статьей предусмотрено, что транспортная тара и упаковка должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Качество грузов должно соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству.
Данная редакция действует с 21 октября 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании". Ранее действующая редакция предусматривала, что транспортная тара и упаковка, качество грузов должны соответствовать государственным стандартам или техническим условиям на продукцию, утвержденным соответствующими организациями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции. Причем под процессом обращения понимают транспортирование, хранение и реализацию продукции.
Тара - основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" основным документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), является технический регламент.
Требования могут быть также установлены следующими видами документов:
- стандартом, т.е. документом, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
- сводом правил, под которым понимается документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.
Например, ГОСТ 26319-84 "Грузы опасные. Упаковка" устанавливает упаковку опасных грузов, предъявляемых к перевозке транспортом любого вида, массой нетто грузового места не более 400 кг и вместимостью не более 450 куб. дм.
Здесь также четко определены общие требования к транспортной таре и упаковке, а также их виды, типы, основные параметры и виды испытаний.
Транспортная тара (упаковка) каждого вида, типа и исполнения по показателям прочности, устанавливаемым в результате испытаний, разделяется на три вида упаковки в соответствии со степенью опасности:
группа упаковки I - с высокой степенью опасности;
группа упаковки II - со средней степенью опасности;
группа упаковки III - с низкой степенью опасности.
Данный стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области упаковки и видов ее испытаний. Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации и использующих результаты этой деятельности.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены пометой "Ндп.".
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значение используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
В случаях, когда в термине содержатся все необходимые и достаточные признаки понятия, определение не приведено и в графе "Определение" поставлен прочерк.
В стандарте в качестве справочных приведены иноязычные эквиваленты для ряда стандартизованных терминов: на немецком (D), английском (E), французском (F) языках. В стандарте имеется приложение, в котором приведены термины и определения, относящиеся к размерам тары и видам укупорочных средств.
При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозок грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя.
Перевозчик имеет право проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной.
В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить календарный штемпель в транспортной накладной и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.
Пункт 4 комментируемой статьи предписывает, что грузоотправитель обязан нанести на предъявляемые для перевозки тарные и штучные грузы, а также транспортные пакеты маркировку в соответствии с требованиями к маркировке груза, установленными законодательством Российской Федерации, и правилами перевозок грузов.
Данная редакция действует с 21 октября 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании". Ранее действующая редакция предусматривала, что грузоотправитель обязан был нанести на предъявляемые для перевозки тарные и штучные грузы, а также транспортные пакеты маркировку в соответствии только с требованиями государственных стандартов на маркировку грузов и правил перевозок грузов.
В соответствии с п. 21 Санитарных правил для морских и речных портов СССР, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 02.06.1989 N 4962-89, штучный груз - это сухой груз, состоящий из отдельных мест.
Согласно Межотраслевым правилам "ПОТ РМ-007-98. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов", утв. Постановлением Минтруда РФ от 20.03.1998 N 16, в зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:
- штучные нештабелируемые грузы - металлические конструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.д. Группа штучных нештабелируемых грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому единых типовых способов строповки их, пригодных для всех грузов этой группы, не существует.
- штучные штабелируемые грузы - прокатная сталь, трубы, лесо- и пиломатериалы, кирпич, шлакоблоки, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, балки, лестничные марши, ящики, бочки и др. изделия геометрически правильной формы.
Под транспортным пакетом понимается укрупненное грузовое место, сформированное из отдельных мест груза в таре или без нее, скрепленных между собой с помощью универсальных или специальных средств пакетирования разового или многоразового пользования, позволяющих обеспечить безопасное выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ при перевозке грузов, соответствующих установленным стандартам, техническим условиям на продукцию, ее тару и упаковку и иным актам <185>.
--------------------------------
<185> Данное определение содержится в Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов в транспортных пакетах, утв. Приказом МПС России от 17.06.2003 N 23.
ГОСТ 14192-96 - Межгосударственный стандарт "Маркировка грузов" утвержден Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 18 июня 1997 г. N 219. Межгосударственный стандарт ГОСТ 14192-96 введен непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1998 г.
Указанный стандарт устанавливает общие правила маркировки как для грузов, поставляемых на экспорт, так и для внутренних перевозок. Также его используют для разработки нормативных документов на конкретные виды продукции (продукты, стройматериалы и т.д.). Маркировка опасных грузов должна соответствовать требованиям ГОСТ 19433-88.
Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.
Манипуляционные знаки - изображения, указывающие на способы обращения с грузом.
Основные надписи должны содержать:
- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;
- наименование пункта назначения с указанием при необходимости станции или порта перегрузки. Если пунктом назначения является железнодорожная станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги (пароходства) назначения;
- количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе - порядковый номер места в партии, в знаменателе - количество мест в партии.
Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при перевозке следующих грузов:
- разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах);
- однородных грузов в разнотипной таре;
- однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии;
- комплектов оборудования;
- грузов в одном вагоне мелкими отправками.
Дополнительные надписи должны содержать:
- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;
- наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенное наименование дороги отправления;
- надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных министерств).
Информационные надписи должны содержать:
- массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию;
- габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота). Габаритные размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м при транспортировании груза на открытом подвижном составе, 1,2 м - в крытом и 0,7 м - при транспортировании воздушным транспортом.
Грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
Комплект документов, который необходимо прикладывать к грузу, зависит от вида груза, а также от маршрута его перевозки.
Так, например, в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров грузы для личных (бытовых) нужд, в том числе состоящие из нескольких разнородных предметов, сдаются для перевозки под общим наименованием в транспортной накладной "Грузы для личных (бытовых) нужд" и с указанием наименования и количества отдельных предметов, составляющих отправку. Исполнитель обеспечивает потребителей бланками транспортных накладных в порядке, установленном правилами перевозок грузов.
Кроме того, грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной сертификаты или декларации о соответствии, паспорта качества, удостоверения и другие документы, наличие которых установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" декларация о соответствии - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; сертификат соответствия - это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) таможенные документы - это документы, составляемые исключительно для таможенных целей. К таким документам в первую очередь относится таможенная декларация, то есть документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Также к таможенным документам относятся документы, подтверждающие страну происхождения товаров, предусмотренные ст. ст. 59 - 61 Таможенного кодекса Таможенного союза: декларация о происхождении товара (заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров) и сертификат о происхождении товара (документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров).
Кроме того, таможенные документы предусматриваются иными нормативными правовыми актами, кроме Таможенного кодекса Таможенного союза. Так, п. 4 Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ Российской Федерации от 29.06.2011 N 502, предусмотрено, что при ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза подкарантинной продукции перевозчик или лицо, действующее по его поручению, представляет таможенному органу одновременно с документами, предусмотренными Таможенным кодексом Таможенного союза, следующие документы:
- коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;
- фитосанитарный сертификат, выданный уполномоченным органом государства, на территории которого была сформирована ввозимая партия подкарантинной продукции, - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска;
- разрешение на ввоз карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в научно-исследовательских целях - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие такого разрешения является условием ввоза карантинных объектов (карантинных вредных организмов).
Наличие паспорта качества предусмотрено, например, Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 231. Согласно указанной Инструкции паспорт качества нефтепродукта - это документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества нефтепродукта, полученных в результате лабораторных испытаний.
Межгосударственный стандарт "Паспорт безопасности химической продукции. ГОСТ 30333-2007", принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 32 от 24.10.2007) и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.08.2008 N 164-ст, устанавливает основные требования к паспорту безопасности химической продукции. Паспорт безопасности является обязательной составной частью технической документации на химическую продукцию (вещество, смесь, материал, отходы промышленного производства) и предназначен для обеспечения потребителя достоверной информацией по безопасности промышленного применения, хранения, транспортирования и утилизации химической продукции, а также ее использования в бытовых целях.
Стандарт "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ Р 22.0.04-95", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 25.01.1995 N 16, определяет ветеринарное свидетельство как документ, удостоверяющий благополучие перевозимых сельскохозяйственных животных, кормов, продуктов и сырья животного происхождения.
2. Погрузка (выгрузка) груза для личных (бытовых) нужд на судно является обязанностью исполнителя.
Груз для личных (бытовых) нужд в контейнерах принимается для перевозки по описи, представляемой потребителем в трех экземплярах, с оценкой погруженных в контейнер предметов. Опись должна быть подписана потребителем и исполнителем и удостоверена календарным штемпелем порта отправления.
Один экземпляр описи выдается потребителю, второй экземпляр остается у исполнителя, а третий экземпляр помещается в контейнер.
Пароходство осуществляет бесплатное хранение грузов, принятых к перевозке до сроков прекращения обязательного приема и задержанных в пути по вине пароходства сверх сроков доставки. В случае если грузы, принятые к перевозке до сроков прекращения обязательного приема, задержаны по причине возникновения длительного препятствия, когда срок доставки груза не истек, хранение оплачивается грузополучателем в размере 50% тарифной ставки.
Наступление сроков прекращения обязательного приема грузов к перевозке, плотов и судов к буксировке дает возможность пароходству отказать в их приемке либо принять их к перевозке (буксировке) (в зависимости от условий навигации, свойств и состояния груза).
Плановые грузы к осуществлению перевозки принимаются беспрепятственно (если отсутствуют неблагоприятные прогнозы о ледоставе или реальная угроза возникновения других длительных препятствий). В данном случае порт (пристань) отправления ставит штамп или делает следующую надпись на накладной: "Груз принят к перевозке после сроков прекращения обязательного приема".
Принятые к перевозке после сроков прекращения обязательного приема и доставленные в пункт назначения грузы, выгрузка которых осуществляется на причалах получателей, принимаются грузовладельцем непосредственно по прибытии судов и выгружаются в установленные сроки.
В случае если в течение 8 ч с момента посылки извещения о доставке грузов получатель не приступил к выгрузке или не разгрузил судно в установленные сроки, пароходство имеет право выгрузить груз своими средствами на своих причалах или увести судно в отстойный пункт с грузом. Расходы по разгрузке судна и хранению грузов как в судах, так и на складах взыскиваются с получателя.
В случае необходимости привлечения на время выгрузки другого судна грузополучателю отправляется письменное предупреждение и с него взимается плата за стоянку этого судна по тарифным ставкам его аренды.
При неблагоприятных навигационных условиях (ледоход и т.п.) судно уводится в отстойный пункт до окончания выгрузки. Разгрузочные работы приостанавливаются, и судно с невыгруженной частью груза уводится к месту зимовки, о чем составляется акт. Оставшаяся часть груза выгружается грузополучателем на месте зимовки судна в сроки, установленные по нормам (на устройство мостков и приспособлений предоставляется дополнительное время - 12 ч).
Если груз принят после сроков обязательного приема и доставлен на грузопассажирском судне в пункт назначения, не оснащенный складскими помещениями, грузополучатель обязан немедленно принять груз по прибытии и выгрузить его в свои склады.
Если данное требование не выполняется, пароходство имеет право отправить судно с грузом в отстойный пункт или на ближайшую пристань.
Хранение данных грузов производится на общих основаниях.
Грузы, принятые к перевозке после сроков прекращения обязательного приема и не доставленные в пункт назначения по причине возникновения длительного препятствия к продолжению рейса, принимаются грузовладельцем в месте их задержки в 10-дневный срок со дня уведомления пароходства.
При невозможности принять груз в месте его задержки грузовладелец немедленно обязан сообщить пароходству, как поступить с грузом.
Если надлежащие указания грузовладельца отсутствуют или пароходство не имеет возможности выполнить распоряжение грузовладельца, оно может передать груз другой организации или выгрузить и оставить его на хранении за счет грузополучателя до открытия навигации.
Плата за хранение таких грузов взыскивается с грузополучателя по тарифным ставкам, дополнительные работы (выгрузка, погрузка, перекладка груза, просушивание, отепление и т.п.) оплачиваются отдельно. Если в процессе хранения груза в судах грузу или судну угрожает опасность повреждения, расходы, произведенные пароходством по спасению груза, оплачиваются грузовладельцем. Расходы по спасению груза или судна не могут превышать стоимости самого груза.
Плоты, принятые к буксировке после сроков прекращения обязательного приема, задержанные в пути или поставленные на зимовку в случайных пунктах отстоя, принимаются владельцем плота не позднее 24 ч с момента получения им извещения.
Если плоты не приняты владельцем в течение 24 ч, пароходство устанавливает их на зимний отстой в безопасное место. За отстой и сохранность плотов в случайных пунктах пароходство ответственности не несет. Осуществление работ по безопасному отстою плота и охране древесины - обязанность владельца плота. Данные работы производятся владельцем плота за свой счет.