Статья 68. Договор об организации перевозок грузов

1. Перевозчики, грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать договоры об организации перевозок грузов. В соответствии с договором об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель - предъявлять их для перевозок в обусловленном объеме. Таким договором устанавливаются объем, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные не предусмотренные настоящим Кодексом и правилами перевозок грузов условия организации перевозок грузов.

2. При заключении договора об организации перевозок грузов перевозки грузов в определенном рейсе осуществляются в соответствии с договором перевозки груза, заключенным на основании договора об организации перевозок грузов. Условия перевозок грузов, согласованные сторонами в договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в договор перевозки груза в определенном рейсе, если иное не предусмотрено таким договором.

Комментарий к статье 68 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. В случае, когда нет необходимости в осуществлении систематических, регулярных перевозок грузов в определенные сроки и в обусловленных объемах, когда нет выраженной необходимости в элементах планирования отношений между перевозчиком и грузоотправителем на долгосрочный период, применяется рассмотренная выше система заявок. В случае необходимости систематических перевозок грузов, когда необходим четкий элемент планирования объемов и сроков подачи грузов и предоставления транспортных средств, применяется организационный договор, или договор об организации перевозок грузов. Основные правила такого договора содержатся в ст. 798 ГК РФ. Главная цель этого договора - согласовать сроки и объем подачи грузов к перевозке и предъявления транспортных средств (судов) к приему грузов. Сущность договора в том, что грузоотправитель обязуется в установленные сроки и в установленном объеме предъявлять к перевозке грузы, а перевозчик - принимать эти грузы к перевозке. Данный договор не является договором перевозки, по своей конструкции он носит консенсуальный характер, то есть считается заключенным с момента согласования условий договора, и является взаимным. Существенными условиями данного договора являются объем, срок и порядок расчетов. При отсутствии одного из них договор считается незаключенным. В договор могут включаться и иные условия, в частности, права и обязанности сторон: обязанность перевозчика подавать исправные и пригодные в техническом отношении суда, обязанность грузоотправителя обеспечить безопасность груза и его сопровождение в установленных случаях и иное. Условия ответственности сторон, детальное регулирования порядка расчетов, порядка изменения сроков и объема перевозок, а также иные условия могут быть включены в содержание. Договор заключается в простой письменной форме.

2. По своей природе организационный договор напоминает предварительный договор (ст. 429 ГК РФ), но он им не является по смыслу ст. 798 ГК РФ, согласно которой в организационном договоре должны содержаться объем, срок, порядок расчетов и иные условия организационного характера. Данная статья ничего не говорит о том, что в организационный договор должны включаться существенные условия самого договора перевозки, как это должно было бы быть по смыслу п. 3 ст. 429 ГК РФ. Назначение договора об организации перевозок - организовать, спланировать предстоящие перевозки, он поэтому так и называется. В него могут и не входить условия, которые должны содержаться в самих договорах перевозки, заключенных на его основании. У организационного договора есть самостоятельный предмет и условия - согласование объемов и сроков предъявления и приема грузов к перевозке, а также организационные моменты предъявления и принятия грузов к перевозке. Но в п. 2 комментируемой статьи содержится правило, согласно которому условия перевозок, согласованные в организационном договоре, считаются включенными в сам договор перевозки, если только иное не предусмотрено договором перевозки. Данное правило является диспозитивным. Стороны в самом договоре перевозки, осуществляемом в отдельном рейсе, могут и изменить некоторые условия, содержащиеся в организационном договоре. Если в организационном договоре согласованы все условия отдельного договора перевозки груза и если иное договором не установлено, то можно применять данные условия организационного договора как предварительного договора, тем более что п. 1 комментируемой статьи не оговаривает, какие именно иные условия могут быть включены в организационный договор, оставляя это на усмотрение сторон. Но на практике иногда не является целесообразным включать в организационный договор все условия относительно договора перевозки, так как ситуация может меняться, и эти условия целесообразно согласовывать в самом договоре перевозки.

Как при системе заявок, так и при организационном договоре, порождаются взаимные обязанности сторон: грузоотправителя - предъявить в определенном объеме в установленный срок груз к перевозке и перевозчика - подать судно и принять груз к перевозке.

Другой комментарий к статье 68 КВВТ РФ

1. Договоры об организации перевозок грузов были широко распространены на транспорте в начале 1990-х гг., когда постановлениями Правительства было предусмотрено заключение прямых договоров на перевозку грузов. Подобные договоры применялись при регулировании взаимоотношений грузоотправителей с транспортными предприятиями под разными наименованиями и регулировались транспортным законодательством (на внутреннем водном транспорте такой договор именовался навигационным).

В настоящее время ст. 798 ГК РФ предусматривает, что перевозчики и грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В этих договорах может быть установлена и ответственность за нарушение предусмотренных в них обязательств.

В соответствии со ст. 798 ГК РФ участниками договоров об организации перевозок являются перевозчик и грузовладелец. Грузовладелец - лицо, принимающее на себя обязанность систематически предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме и в обусловленные сроки. Этот договор является консенсуальным и взаимообязывающим.

Статья 798 ГК РФ к существенным условиям договора об организации перевозок относит объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов. Иные условия договора (например, ответственность за нарушение условий договора, маршруты перевозок и др.) могут быть установлены по соглашению сторон при его заключении.

Заключение долгосрочных договоров об организации перевозок не является обязательным для сторон. Стороны - перевозчик и грузовладелец - лишь при обоюдном согласии могут заключить подобный договор. На это указывает п. 1 комментируемой статьи, согласно которому перевозчики, грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут (а не обязаны) заключать договоры об организации перевозок грузов.

В соответствии с договором об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель - предъявлять их для перевозок в обусловленном объеме. Таким договором устанавливаются объем, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные не предусмотренные Кодексом и правилами перевозок грузов условия организации перевозок грузов.

2. Следует особо подчеркнуть, что предусмотренные ст. 798 ГК РФ договоры не заменяют договоров перевозки. Они призваны упорядочить взаимоотношения сторон, связанные с организацией систематических перевозок грузов, а также урегулировать те вопросы, возникающие в ходе перевозочного процесса, которые не получили достаточной нормативной регламентации. Такие договоры создают основу предпринимательских отношений сторон и гарантируют исполнение ими взятых на себя обязательств.

При заключении договора об организации перевозок грузов перевозки грузов в определенном рейсе осуществляются в соответствии с договором перевозки груза, заключенным на основании договора об организации перевозок грузов.

Условия перевозок, согласованные сторонами в договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в договор перевозки груза в определенном рейсе, если иное не предусмотрено таким договором.

Сказанное в полной мере подтверждается следующим примером из судебной практики.

ЗАО "Финмар Сервис" обратилось в арбитражный суд с иском к ЗАО "Волгарь Фрахт Форвард" о взыскании штрафа за неподачу транспортных средств.

Суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования ЗАО "Финмар Сервис", сославшись на ст. ст. 309, 333 и 787 ГК РФ и ст. 115 КВВТ РФ.

Вторая инстанция, сославшись на ст. 432 ГК РФ, пришла к выводу, что воля и волеизъявление сторон были направлены на заключение договора об организации перевозок грузов, который сторонами не заключен ввиду недостижения контрагентами его существенных условий: заявок с указанием объема груза, количества транспортных средств и графиков их подачи.

Суд апелляционной инстанции дал правильную квалификацию правоотношений сторон как обязательственных, вытекающих из договора об организации перевозок грузов.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договором установлены наименования судов, осуществляющих перевозку грузов, и объем поставок. Договор и дополнительные соглашения к нему подписаны сторонами без разногласий и добросовестно выполнялись ими в течение двух месяцев.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 КВВТ РФ при заключении договора об организации перевозок грузов перевозки грузов в отдельном рейсе осуществляются в соответствии с договором перевозки груза, заключенным на основании договора об организации перевозок грузов.

В связи с этим выводы суда апелляционной инстанции о незаключенности договора на организацию перевозок грузов суд кассационной инстанции признал ошибочными <184>.

--------------------------------
<184> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 января 2007 г. N А43-37940/2005-27-1102.

Остались вопросы по ст 68 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 68 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.