1. При предъявлении грузов для перевозок грузоотправитель указывает в транспортной накладной их массу, определяемую им согласно трафарету, в соответствии со стандартом или путем взвешивания, а в отношении тарных и штучных грузов и количество грузовых мест. В случаях, установленных правилами перевозок грузов, допускается определение массы отдельных грузов расчетным путем (посредством обмера грузов, по осадке судна или условно). Определение массы грузов согласно трафарету, в соответствии со стандартом, расчетным путем (посредством обмера грузов или условно) проводится грузоотправителем. Масса грузов путем взвешивания определяется грузоотправителем за его счет совместно с перевозчиком на весовых приборах грузоотправителя, перевозчика или осуществляющей погрузку грузов в порту отправления организации.
2. Грузы в контейнерах принимаются для перевозок в соответствии с массой, указанной грузоотправителем.
3. Масса грузов, перевозимых наливом, определяется грузоотправителем в соответствии с замерами береговых резервуаров, для которых имеются утвержденные в установленном порядке калибровочные таблицы, а также на основании показаний счетчиков или замеров грузовых емкостей судов. В случаях, если такие грузы перевозятся с перегрузкой в пути с судна на судно или на одном судне в адрес нескольких грузополучателей, масса грузов определяется грузоотправителем с участием перевозчика.
Комментарий к статье 70 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Указание массы груза является одним из важнейших видов данных, содержащихся в транспортной накладной. Указание массы, ее фиксация в накладной, имеет значение юридического факта. Недостача (расхождение) в массе принятого груза и сданного в порту назначения сверх норм естественной убыли представляет собой одну из форм несохранности груза и является основанием ответственности перевозчика, основанием для предъявления к нему претензии. Основные правила определения массы груза содержатся в разделах 1 и 19 Правил перевозки грузов, конкретно в параграфе 21 первого раздела, а также в правилах перевозки конкретных видов грузов. Раздел 19 устанавливает правила определения массы груза по осадке судна.
Масса определяется по трафарету, по стандартам, путем взвешивания на весах или подсчета общей массы. Масса нерудных строительных материалов, автомобилей, лесоматериалов, живности и иных специфических грузов определяется расчетным путем, а также по обмеру, условно или по осадке судна. Параграфом 22 первого раздела Правил установлена императивная обязанность грузоотправителя: определять массу грузов путем обмера, расчетным путем, условно, по стандарту или трафарету, а также определять массу опасных, негабаритных, тяжеловесных и иных специфических грузов. Во всех случаях это определяет грузоотправитель без проверки на весах. Определение массы грузов по осадке судна всегда должно осуществляться грузоотправителем совместно с перевозчиком. Масса зерновых грузов, предъявляемых к перевозке насыпью, определяется на элеваторных весах с участием представителя порта (думается, перевозчика). Способ, которым определялась масса груза, должен в обязательном порядке указываться в накладной. То правило, что масса груза в порту отправления должна определяться таким способом, который может быть применим в пункте (порту) назначения или перевалки, является диспозитивным, но на практике желательно этого достигать. В случае определения массы путем взвешивания не допускается применение неисправных или непроверенных весов. Весы должны соответствовать требованиям стандартов, с которыми их владелец (если это не сам грузоотправитель) обязан ознакомить грузоотправителя и в его присутствии (его ответственного представителя) произвести проверку весов. Согласно правилу п. 1 комментируемой статьи, взвешивание может осуществляться на весах грузоотправителя, перевозчика или специализированной организации грузоотправителем совместно с перевозчиком, а параграфом 25 раздела 1 Правил перевозки установлено, что если при проверке будет выявлено, что взвешивание производилось на неисправных или непроверенных весах грузоотправителя, то масса таких грузов считается определенной грузоотправителем. Подача и уборка грузов с весов осуществляется силами и средствами грузоотправителя, он же несет и расходы на оплату услуг специализированной организации. Грузы в контейнерах (п. 2 комментируемой статьи), а также грузы транспортными пакетами принимаются к перевозке по массе, указанной грузоотправителем.
Особо регламентировано правилами перевозок определение массы груза по осадке судна. Порядок такого определения составляют технические нормы. Масса груза по осадке определяется по разнице его водоизмещений с грузом и порожнем с учетом изменения за время грузовых операций количества балласта, судовых запасов (топливо, смазочные материалы, питьевая вода), подсланевых и хозяйственных вод. В целом, это весьма сложный способ определения массы груза, требующий на практике совместных действий грузоотправителя и перевозчика в рамках осуществления такого способа определения массы грузов. Можно ознакомиться с ним полностью непосредственно по Правилам перевозки, это их 19 раздел, параграфы 1 - 7. Результаты замеров осадок, определения балласта и судовых запасов, а также расчет массы груза должны указываться в акте погрузки-разгрузки судна по схеме, приведенной в качестве образца в параграфе 6 раздела 19 Правил: должна указываться осадка до начала погрузки и по окончании погрузки (нос, середина, корма судна - правого и левого бортов), затем указывается длина и ширина судна в метрах и коэффициент полноты водоизмещения. Затем - масса топлива, других судовых запасов, балласта. Затем - определение массы груза - по грузовой шкале или путем расчета.
Правила содержат перечень видов грузов, прием которых к перевозке осуществляется по массе, определенной (объявленной) грузоотправителем - всего 34 вида, различных по группам и свойствам.
В частности, вода обыкновенная, лед всякий, негабаритные грузы (длиной более 3 м, высотой более 2 и шириной более 2,5 м) и тяжеловесные грузы (массой в одном месте более 1,5 т); масло растительное в судах наливом, овощи, лесоматериалы, грузы, перевозимые с проводниками (представителями грузоотправителя) и иные виды.
Количество грузовых мест в любом случае определяется грузоотправителем. Перевозчик при приемке груза к перевозке сверяет (эта обязанность в Правилах определена как императивная) количество мест с количеством, указанным в накладной. Такая сверка не производится при перевозке грузов в опломбированных помещениях и с проводниками (представителями) грузоотправителя.
2. Определение массы грузов, перевозимых наливом (например, нефтепродуктов), производится одним из способов, указанных в п. 3 комментируемой статьи. На практике операции по определению массы таких грузов представляют собой довольно сложный набор действий, им сопутствуют отбор проб груза, определение высоты каждого грузового помещения (танка), определение коэффициента незаполненного объема в танках, определение удельного веса жидкого груза. Поэтому на практике лучше во всех случаях определять массу таких грузов с участием перевозчика и не только в тех случаях, когда такие грузы перевозятся с перегрузкой в адрес нескольких получателей. Последнее - это императивная норма. Ее стороны не могут исключить или изменить в договоре. Что касается обычной перевозки наливных грузов, здесь целесообразно именно в договоре закрепить совместное определение массы такого груза, то есть присутствие представителя перевозчика. Каждый береговой резервуар и каждый танк должны быть снабжены калибровочными таблицами, отвечающими стандарту изготовителя, который должен соответствовать утвержденным ГОСТам, в случае такого несоответствия эти таблицы не следует применять, а следует определять массу путем замера танков (их вместимости, объема) и соотнесения их с показаниями счетчиков. Калибровочные таблицы иначе называют таблицами емкости грузовых танков. Они составляются так, что показывается объем танка в кубических метрах на каждый сантиметр высоты танка. Если это не указывается, данная величина определяется путем расчета. Применяются замеры уровня наливного груза в танке метроштоком, рулеткой или иными аналогичными способами. При замерах стальной рулеткой ее целесообразно обработать в месте примерного уровня груза веществом, обеспечивающим четкость линии отметки уровня наливного груза. Рулетку следует держать строго вертикально, а поднимать строго перпендикулярно плоскости уровня груза, не смещая. Фиксировать уровень следует сразу же после того, как смоченная часть рулетки будет на уровне замерной трубки. Такое измерение следует осуществлять два раза, с точностью отсчета до 1 мм, что особенно важно при перевозке нефтепродуктов.
Другой комментарий к статье 70 КВВТ РФ
1. Согласно п. 1 комментируемой статьи при предъявлении грузов для перевозок грузоотправитель указывает в транспортной накладной:
- массу грузов, которая определяется согласно трафарету, в соответствии со стандартом или путем взвешивания;
- количество грузовых мест - в отношении тарных и штучных грузов.
В случаях, установленных правилами перевозок грузов, допускается определение массы отдельных грузов расчетным путем (посредством обмера грузов, по осадке судна или условно).
Определение массы грузов согласно трафарету, в соответствии со стандартом, расчетным путем (посредством обмера грузов или условно) проводится грузоотправителем.
Масса грузов путем взвешивания определяется грузоотправителем за его счет совместно с перевозчиком на весовых приборах грузоотправителя, перевозчика или осуществляющей погрузку грузов в порту отправления организации.
2. Грузы в контейнерах принимаются для перевозок в соответствии с массой, указанной грузоотправителем (п. 2 комментируемой статьи).
В силу п. 3 статьи масса грузов определяется грузоотправителем, если грузы перевозятся наливом. Масса определяется в соответствии с замерами береговых резервуаров, для которых имеются утвержденные в установленном порядке калибровочные таблицы, а также на основании показаний счетчиков или замеров грузовых емкостей судов.
Масса грузов определяется грузоотправителем с участием перевозчика в тех случаях, когда такие грузы перевозятся с перегрузкой в пути с судна на судно или на одном судне в адрес нескольких грузополучателей.
Следует отметить, что на практике соблюдение правил, установленных данной статьей, имеет важное значение.
Пример. Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании ущерба в связи с недостачей перевезенного груза. Основанием иска указано ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки груза, повлекшее утрату дизельного топлива.
В подтверждение исковых требований истец представил договор перевозки груза, товарно-транспортные накладные, коммерческие акты, претензию, учредительные документы, свидетельство о регистрации, решение арбитражного суда, расчет исковых требований.
При разрешении спора суд первой инстанции принял во внимание обстоятельства, установленные по делу, в частности объем перевезенного дизельного топлива.
По мнению суда апелляционной инстанции, из анализа товарно-транспортных накладных, коммерческих актов следует, что истцом при определении объема полученного дизельного топлива использовался способ замеров, отличный от способа замеров, применяемого при погрузке груза. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении истцом требований ст. 70 КВВТ РФ.
Выводы суда первой инстанции о преюдициальности решения арбитражного суда судом апелляционной инстанции признаны необоснованными в связи с тем, что данным актом установлен объем перевезенного груза, а не объем утраченного груза.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены доводы суда первой инстанции о возможности определения объема недостачи дизельного топлива на основании решения арбитражного суда, имеющего преюдициальное значение в части установления размера перевезенного груза. Данным судебным актом установлен объем перевезенного груза, а не объем утраченного груза, для определения которого в силу указания закона необходимо использовать специальные средства доказывания, соблюдать определенные правила <186>.
--------------------------------
<186> Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2004 г. N А58-3613/03-Ф02-2680/04-С2.