Статья 67. Договор перевозки груза

1. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком.

3. Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

4. Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для грузоотправителей.

Комментарий к статье 67 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи содержится легальная дефиниция (определение) договора перевозки груза на ВВТ. Дефиниция сформулирована, по сути, аналогично п. 1 ст. 786 ГК РФ о договоре перевозки груза вообще. Здесь видны стороны договора и основные их обязанности. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить своевременно и в сохранности переданный грузоотправителем к перевозке груз в порт (пункт) назначения с соблюдением правил перевозки и передать груз грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу, а грузополучатель обязуется уплатить за перевозку провозную плату.

По своей конструкции договор перевозки груза на ВВТ, так же как он сформулирован и в ГК РФ, является возмездным (услуга и плата за нее), взаимным (встречное предоставление) и реальным (он считается заключенным с момента передачи груза к перевозке и документального оформления такой передачи - составления транспортной накладной, дорожной ведомости и выдачи квитанции о приеме груза к перевозке). Реальный договор регулирует отношения сторон с момента передачи груза, а отношения по подаче судна к перевозке и предъявлению груза для перевозки, предшествующие заключению договора перевозки, регулируются КВВТ РФ и правилами перевозок грузов.

Стороны договора перевозки груза - грузоотправитель и перевозчик. Можно встретить еще их обозначение как субъектов транспортного обязательства. Что касается грузоотправителя, то им может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель как участники гражданского оборота. Если это физическое лицо, перевозящее груз для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, то будет иметь место договор перевозки груза для личных (бытовых) нужд. Перевозчик - это судовладелец - транспортная организация или индивидуальный предприниматель, получившие в указанном выше порядке лицензию на перевозки внутренним водным транспортом грузов. Как уже указывалось, подавляющее большинство перевозчиков на ВВТ являются перевозчиками общего пользования, сведения о них периодически публикуются в сборнике правил и тарифов, но отсутствие либо неполнота информации о перевозчиках общего пользования никак не влияют на права контрагентов в транспортных обязательствах. Поэтому договор перевозки груза на ВВТ является публичным, то есть никто из перевозчиков не может оказывать предпочтение одному лицу перед другим в заключении договора перевозки, если иное не будет прямо указано в законе или ином нормативном правовом акте. При необоснованном уклонении перевозчика от заключения договора применяются правила п. 4 ст. 445 ГК РФ. Он может быть в судебном порядке принужден к этому. Если перевозчик, имея лицензию, осуществляет перевозки ВВТ для собственных нужд, это не является договором перевозки груза в смысле правил гл. 40 ГК РФ и гл. 11 КВВТ РФ. Если грузоотправитель и грузополучатель совпадают в одном лице, то единственными участниками обязательства по перевозке груза будут перевозчик и грузоотправитель. Но чаще всего грузоотправитель указывает в качестве грузополучателя определенное третье лицо, которому груз должен быть выдан в порту назначения и в связи с этим на договор перевозки груза на ВВТ распространяется спор относительно природы договора перевозки груза вообще, спор, связанный с фигурой этого третьего лица - грузополучателя. Здесь существует три точки зрения, появившиеся еще в советской цивилистике. Согласно первой, грузополучатель, не совпадающий с грузоотправителем, является самостоятельной стороной в договоре, поэтому сам договор следует признать трехсторонним. Вторая точка зрения базируется на том, что грузоотправитель и грузополучатель, даже если они и не совпадают в одном лице, являются одной стороной в договоре. Согласно третьей точки зрения, которая наиболее распространена, договор перевозки груза в случае, если грузоотправитель и грузополучатель не совпадают, является договором в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). Последняя точка зрения наиболее отвечает реальности: такой грузополучатель не заключает договор перевозки, то есть третьей стороной он не является; не является он также лицом, принимающим исполнение за отправителя, не является он и элементом одной стороны с грузоотправителем. Само право грузополучателя требовать выдачи ему груза вытекает не из договора перевозки как такового, а из тех договорных отношений (скажем, поставки), в которых он является контрагентом грузоотправителя. Эти договорные отношения предусматривают передачу вещи получателю, в данном случае - путем сдачи перевозчику для отправки (п. 1 ст. 224 ГК РФ), а само право получателя и обязанность принять вещь, которая приобретает в процессе перевозки статус груза (временно), возникают вследствие указания норм КВВТ РФ, а не из договора перевозки. Таким образом, договор перевозки груза на ВВТ - это договор в пользу третьего лица.

Предмет договора - услуги по перемещению в пространстве, по ВВП, материальных предметов, которые являются здесь грузами. Материализация, осуществление данной услуги перевозчиком и составляют его основную обязанность - доставить в сохранности вверенный ему груз в установленные сроки в порт назначения. Что касается соблюдения при этом правил плавания по ВВТ, правил перевозки отдельных видов грузов, то это уже обязанности, определенные строго исходя из специфики перевозки ВВТ, поэтому в ГК РФ они не указываются. Осуществляя перемещение груза в пространстве, перевозчик совершает операции и действия, внешне схожие с предметом иных видов обязательств, иных договоров. Например, обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза предполагает совершение им фактических действий, составляющих предмет договора хранения, производство им погрузочных и (или) разгрузочных работ сильно напоминает предмет договора возмездного оказания услуг, а сама выдача перевозчиком груза получателю по указанию отправителя схожа по своей природе с действиями агента в договоре агентирования. Но все эти обязанности и действия по их выполнению не дают основания считать договор перевозки смешанным договором. Все они охватываются главным моментом договора перевозки - его целью, которой является перемещение в пространстве материальных объектов, грузов. Что касается более подробного рассмотрения прав и обязанностей перевозчика, которые в любом случае опосредуют главную обязанность - доставить груз, то уместнее будет их рассмотреть далее, в комментариях к соответствующим статьям данной главы. Это же можно сказать и о правах и обязанностях грузоотправителя. Например, основная его обязанность - уплатить за перевозку груза провозную плату - будет рассмотрена в комментарии к ст. 75 настоящего Кодекса, специально посвященной этой обязанности. Все права и обязанности сторон, возникающие с момента заключения договора, составляют содержание договора перевозки груза. Речь о сроке договора перевозки груза тоже будет вестись далее (ст. 76 комментируемого Кодекса).

2. Форма договора перевозки груза на ВВТ - простая письменная, что соответствует правилу п. 2 ст. 785 ГК РФ и содержится в п. 2 комментируемой статьи. Договор перевозки груза всегда оформляется документально, "протоколируется" транспортными документами. На ВВТ применяется система транспортной накладной - частная форма системы единого документа, как это называют в цивилистике. Есть еще система коносамента, которая применяется на морских перевозках. Транспортная накладная - это документ установленной правилами перевозок грузов формы, в котором содержатся данные об отправителе, получателе, перевозчике и подробно фиксируется род, вид и количество груза. Согласно разделу 3 Правил перевозки грузов, транспортная накладная является основным перевозочным документом. Данный документ имеет важное юридическое значение. Он представляет саму письменную форму договора, имеет силу доказательства и является главным документом, дающим право на предъявление претензий к перевозчику в случае нарушения им своих обязанностей. Накладная заполняется грузоотправителем и представляется вместе с грузом (см. комментарий к ст. 69 настоящего Кодекса). На ее основании составляется дорожная ведомость, а перевозчик обязан проставить на накладной календарный штемпель и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза к перевозке. Оба этих документа тоже являются подтверждением заключения договора, они тоже имеют силу доказательств и являются документами первичного учета. С момента, когда груз принят и составлены данные документы, договор считается заключенным, он вступает в силу.

Соответствующими разделами Правил перевозки грузов установлены подробные правила составления и заполнения транспортных документов (п. 3 комментируемой статьи), нет возможности их приводить здесь все - это весьма объемная информация, выходящая за пределы смысла комментария. Например, разделом 3 Правил устанавливаются правила заполнения транспортных накладных - в зависимости от вида груза (сухогрузы, грузы в контейнерах), а также общие правила заполнения накладных. В частности, накладная должна быть ясно и отчетливо заполнена (печатным текстом), не допускаются исправления, подчистки и помарки. Изменения и дополнения, внесенные в накладную перевозчиком после выдачи грузоотправителю квитанции, должны оговариваться и заверяться подписью ответственного за перевозку груза работника и календарным штемпелем ("слабоватое" правило - грузоотправитель не имеет порой никакой фактической возможности контролировать процесс перевозки в пути следования. Поэтому не помешало бы дополнить это правило обязанностью перевозчика вносить запись об этом в судовой журнал), все приложения к накладной должны быть прочно подшиты в верхней части ее оборотной стороны. Аналогичные подробные правила содержатся и в отношении иных транспортных документов.

3. Когда договор перевозки груза заключается с условием предоставления для перевозки всего судна или его определенных помещений, имеет место договор фрахтования, при котором фрахтователь обладает правами и обязанностями грузоотправителя (п. 4 комментируемой статьи). Данные договоры применяются при перевозках больших партий грузов и при отсутствии при этом организационного договора, что, впрочем, не исключает возможность фрахтования и при его наличии. Статья 787 ГК РФ обозначает данный договор как чартер, который в целом является разновидностью перевозки. В данном случае судно остается во владении и пользовании перевозчика, оно используется для перевозки груза фрахтователя, которого КВВТ РФ недвусмысленно наделяет статусом грузоотправителя. Но иногда в литературе можно встретить точку зрения, согласно которой отождествляется аренда судна и перевозка, что представляется недопустимым: при аренде без экипажа судовладелец не оказывает услуг по перевозке, он только передает судно во владение и пользование арендатора, оговаривая при этом вид коммерческой эксплуатации судна. Что касается аренды с экипажем, то и здесь основной целью является не перевозка груза, а передача судна во временное пользование и владение, несмотря на то что управляет им экипаж арендодателя. В обоих случаях цель договора одна - передать судно в пользование. Что же касается комментируемого пункта ст. 67, то здесь чартер представлен как перевозка в смысле ст. 787 ГК РФ. В случае заключения договора перевозки на условиях чартера фрахтователь вправе требовать освобождения зафрахтованных помещений судна от грузов всех иных грузовладельцев.

Другой комментарий к статье 67 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья регламентирует следующую стадию перевозочного процесса - реализацию принятых к исполнению заявок (заказов) на перевозку грузов, которая осуществляется путем заключения и исполнения договоров между перевозчиками и отправителями.

В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В силу п. 1 комментируемой статьи по договору перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Следует отметить, что относительно правовой характеристики договора перевозки грузов в юридической литературе до сих пор нет единого мнения. Существует несколько точек зрения относительно взаимоотношений грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки. Так, М.К. Александров-Дольник считает грузоотправителя и грузополучателя одной стороной в договоре перевозки грузов <178>. Согласно другой точке зрения (М.А. Тарасова <179>), перевозка грузов есть договор особого рода, в котором грузополучатель является самостоятельным субъектом, а не третьим лицом или единой с грузоотправителем стороной. В.А. Егиазаров указывает, что при определении правовой характеристики договора перевозки грузов достаточно выяснить правовое положение в нем грузополучателя, его отношения с грузоотправителем и перевозчиком <180>. По нашему мнению, наиболее верным является утверждение Е.А. Суханова: "Договор перевозки грузов по своей конструкции относится к широко известному договорному типу - договору в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной договора, пользоваться определенными правами и нести соответствующие этим правам обязанности" <181>.

--------------------------------
<178> См.: Александров-Дольник М.К. Содержание договора грузовой перевозки // Советское государство и право. 1954. N 4. С. 107.
<179> См.: Тарасов М.А. Договор перевозки по советскому праву. М., 1954. С. 34.

КП: примечание.

Учебник В.А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2011 (7-е издание, переработанное и дополненное).

<180> См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник для вузов. 3-е изд., стер. М.: Юстицинформ, 2005.
<181> Гражданское право / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. М.: БЕК, 2003. Том II. Полутом 2.

Договор перевозки является реальным (считается заключенным путем вручения груза отправителем перевозчику), возмездным и двусторонним.

Договор перевозки грузов по внутренним водным путям оформляется соответствующими документами установленной формы, которые имеют юридическое значение для определения взаимных прав и обязанностей сторон, участвующих в договоре. К этим документам п. 2 комментируемой статьи относит:

- транспортную накладную, составленную в соответствии с требованиями правил перевозок грузов;

- дорожную ведомость и квитанцию о приеме груза для перевозки, оформленные на основании транспортной накладной.

Накладная сопровождает груз на всем пути следования, и пароходство обязано выдать ее вместе с грузом получателю в порту (пристани) назначения. На основании накладной порт или пристань отправления составляют дорожную ведомость, которая следует вместе с грузом и после выдачи груза в пункте назначения остается у пароходства.

В накладной отправителем груза должны быть указаны:

- наименование, адреса и расчетные счета отправителя и получателя;

- наименование и вес груза;

- указание скорости, с которой должен перевозиться груз.

Перевозчик без участия отправителя вносит в накладную сведения:

- о платежах, внесенных отправителем при отправлении груза, и о платежах, подлежащих взысканию с получателя;

- о предусмотренных пунктах перевалки, переадресовки, о состоянии тары и упаковки, если она вызывает замечания.

Указанные документы подтверждают заключение договора перевозки груза. В этом отношении показательным является следующий пример из судебной практики.

ОАО "Киренская РЭБ флота" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "СИБИНКОМ" о взыскании задолженности за перевозку груза.

Основанием иска истец указал невыполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг.

В обоснование исковых требований истец представил: договор об организации перевозки груза, в соответствии с условиями которого ООО "СИБИНКОМ" предъявляет, а ОАО "Киренская РЭБ флота" принимает к перевозке в навигацию нефтепродукты и обеспечивает перевозку в сроки обязательного приема груза; дорожные ведомости на перевозку нефтегрузов наливом, счета-фактуры.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, установив, что фактически спорный договор не исполнялся.

В соответствии со ст. ст. 67 и 79 КВВТ РФ подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости.

Как следует из материалов дела, в подтверждение оказания услуг по перевозке нефтепродуктов истцом были представлены дорожные ведомости, согласно которым отправителем и получателем груза является ООО "СИБИНКОМ".

Арбитражным судом не дана оценка представленным в материалы дела дорожным ведомостям на соответствие их требованиям ст. 785 ГК РФ и КВВТ РФ. Не исследовался вопрос о том, представителями какой компании был фактически получен груз (доверенности на получение груза не истребовались).

В обоснование выводов о том, что по договору об организации перевозки груза фактически перевозка не осуществлялась, арбитражным судом дана оценка правоотношениям сторон, сложившимся между иными лицами. Между тем указанные лица к участию в деле привлечены не были.

В связи с изложенным решение арбитражного суда было отменено с направлением дела на новое рассмотрение <182>.

--------------------------------
<182> Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 августа 2006 г. N А19-9872/06-31-Ф02-4344/06-С2.

2. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

В соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров исполнитель принимает для перевозки груз для личных (бытовых) нужд по его предъявлении без предварительной подачи заявки и выдает квитанцию о приеме груза для перевозки.

Грузы для личных (бытовых) нужд, в том числе состоящие из нескольких разнородных предметов, сдаются для перевозки под общим наименованием в транспортной накладной "Грузы для личных (бытовых) нужд" и с указанием наименования и количества отдельных предметов, составляющих отправку.

Исполнитель обеспечивает потребителей бланками транспортных накладных в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

Груз для личных (бытовых) нужд в контейнерах принимается для перевозки по описи, представляемой потребителем в 3 экземплярах, с оценкой погруженных в контейнер предметов. Опись должна быть подписана потребителем и исполнителем и удостоверена календарным штемпелем порта отправления.

Один экземпляр описи выдается потребителю, второй экземпляр остается у исполнителя, а третий экземпляр помещается в контейнер.

В пункте назначения груз для личных (бытовых) нужд, прибывший в контейнере, выдается по требованию потребителя после проверки соответствия количества и наименования предметов сведениям, указанным в приложенной описи.

Груз для личных (бытовых) нужд выдается потребителю по предъявлении им квитанции о приеме груза для перевозки и документов, удостоверяющих личность и место жительства потребителя, под расписку в дорожной ведомости с указанием в ней даты получения груза для личных (бытовых) нужд, номера документа, удостоверяющего личность, и место жительства потребителя.

3. Транспортное средство одного и того же вида может быть использовано в различных целях, которые не должны противоречить действующему законодательству. Так, судно можно использовать для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для спасания судов, терпящих бедствие, буксировки других судов и иных плавучих объектов, подъема затонувшего имущества для научных, учебных и культурных целей, для спорта и иных целей. В зависимости от целей может быть заключен договор перевозки груза с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его - договор фрахтования (п. 4 ст. 67 Кодекса).

Смысл договора фрахтования состоит прежде всего в предоставлении за плату всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Сторонами в договоре фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь. В качестве фрахтовщика выступает владелец транспортного средства (его собственник или лицо, которому транспортное средство принадлежит на ином правовом основании). Фрахтователь - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перевозке больших партий груза или групп пассажиров по маршруту, предусмотренному договором фрахтования, который, как правило, не совпадает с установленными линиями (направлениями) перевозки. Обычно фрахтователь является отправителем или получателем груза, но возможны и такие ситуации, когда судно фрахтуется в соответствии с договором купли-продажи товара его продавцом, а отправление груза в адрес получателя осуществляет изготовитель товара. В любом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные Кодексом для грузоотправителей.

Договор фрахтования отнесен к договорам перевозки грузов с особым условием - предоставлением под погрузку всего судна или части его.

Предметом такого договора является именно деятельность по транспортировке груза: характеристика груза; порядок погрузки; температурный режим перевозки груза; порядок доставки в определенные соглашением сторон порты; скорость перевозки; порядок погрузки (выгрузки) груза; ответственность за сохранность груза.

Названные условия отнесены ст. 67 КВВТ РФ к содержанию договора перевозки.

Так, ООО представлена в инспекцию ФНС России налоговая декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов. В ней была отражена реализация работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим международного транзита, налоговые вычеты, в том числе НДС. Одновременно в инспекцию представлены документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, а также документы, подтверждающие заявленные в налоговой декларации налоговые вычеты. Обществом было подано заявление о возврате НДС.

Налоговый орган отказал ООО в возмещении НДС, предложив внести необходимые исправления в налоговый и бухгалтерский учет.

Основанием для отказа в возмещении НДС явились следующие обстоятельства:

- порядок налогообложения по ставке 0% не распространяется на услуги по предоставлению во временное пользование судов для иных целей торгового мореплавания (в отличие от непосредственной транспортировки экспортируемых товаров) как с экипажем, так и без экипажа, оказываемые судовладельцами фрахтователям;

- ООО не является перевозчиком-судовладельцем, оказывающим услуги по транспортировке грузов непосредственно отправителям грузов и получающим от них оплату за оказание этих услуг, никаких документов в подтверждение взаимоотношений с отправителем экспортного груза налогоплательщиком не представлено.

ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта налогового органа (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган).

Признавая оспариваемое решение недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что ставка 0% правомерно применена обществом, поскольку материалами дела подтверждено, что ООО "Петропром" является судовладельцем, а представленный договор содержит все существенные условия договора перевозки грузов.

Суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с положениями ст. 431 ГК РФ приоритет имеет буквальное толкование договора, то есть дословное содержание содержащихся в нем слов и выражений.

Спорное соглашение озаглавлено сторонами как "чартер". Указанный термин применяется к одному из видов договоров перевозки груза (ст. 787 ГК РФ) - договору фрахтования. Специальным законодательством об осуществлении перевозок внутренним водным транспортом договор фрахтования также отнесен к договорам перевозки грузов с особым условием - предоставлением под погрузку всего судна или части его (п. 4 ст. 67 КВВТ РФ).

Особенностью договора перевозки в отличие от договора аренды является существенное различие в сущности предмета договора - в одном случае это вещное право временного владения и пользования объектом аренды, в другом - деятельность по оказанию соответствующих услуг. То есть квалифицирующими признаками договора аренды будут являться согласование условий о предмете аренды и сроке передачи имущества (вещный объект), а договора перевозки - согласование условий, направленных на доставку определенного груза в назначенный пункт, с соблюдением его целостности и сохранности (деятельность).

О том, что одним из существенных условий договора аренды транспортного средства с экипажем, который, по мнению налогового органа, заключен налогоплательщиком, является срок использования имущества, свидетельствует употребление понятия "тайм-чартер" в качестве термина, обозначающего названный вид договора (ст. 198 КТМ РФ), приставка "тайм" в данном случае указывает на такой квалифицирующий признак, как срочность использования транспортного средства.

Предметом спорного договора является именно деятельность по транспортировке груза. Большая часть условий чартера посвящена характеристике груза, порядку погрузки, температурному режиму перевозки груза, порядку доставки в определенные соглашением сторон порты, скорости перевозки, порядку погрузки (выгрузки) мазута, ответственности за сохранность груза. Названные условия отнесены ст. 67 КВВТ РФ к содержанию договора перевозки, таким образом, судом первой инстанции дана правильная квалификация соглашения.

Грузоотправитель является стороной договора перевозки, которая поручает другой стороне совершить действие по доставке груза в пункт назначения. При этом закон не исключает перемещения груза на основании нескольких последовательно заключаемых договоров перевозки, ограничений относительно того, что грузоотправителем может являться исключительно собственник груза, закон не содержит.

На основании изложенного апелляционный суд постановил решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения <183>.

--------------------------------
<183> Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2006 г. по делу N А56-11127/2006.

Остались вопросы по ст 67 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 67 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.