Статья 66. Общие положения

1. Перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок. Порядок осуществления перевозок грузов устанавливается правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте (далее - правила перевозок грузов), утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.Оказание физическим лицам услуг по перевозке грузов для личных (бытовых) нужд осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (далее - правила оказания услуг), утвержденными Правительством Российской Федерации.
2. Перевозчик (коммерческая организация, индивидуальный предприниматель), осуществляющий перевозки грузов на внутреннем водном транспорте в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и выданной ему лицензией по обращению любого физического или юридического лица, является перевозчиком общего пользования.

Комментарий к статье 66 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Перевозки грузов всегда являлись одной из важнейших функций транспорта как такового, сама данная отрасль возникла и развивалась именно вследствие потребности при возрастании и совершенствовании отношений обмена в перемещении в пространстве материальных предметов, которые в процессе такого перемещения приобретают статус грузов. Такое перемещение является одним из важнейших условий нормального гражданского оборота, так как в его процессе осуществляется взаимодействие субъектов отношений по реализации ими экономических и иных интересов и эти интересы реализуются не иначе как в процессе поведения их носителей, то есть оно объективно всегда нуждается в правовом регулировании.

Комментируемая статья в общих чертах определяет основные моменты регулирования грузовых перевозок на ВВТ, ее недостаток - отсутствие указания на законодательство в данной области. Оно состоит из норм гл. 40 ГК РФ "Перевозка", раздела III ГК РФ "Общая часть обязательственного права", норм комментируемой главы КВВТ РФ, а также массы подзаконных нормативно-правовых актов, основные из которых будут несколько затронуты далее. Также сюда относятся и нормы международных договоров, о чем подробнее ниже. Еще одним пробелом в регулировании перевозок грузов на ВВТ является отсутствие норм об экспедиционной деятельности. Между тем такая необходимость есть, так как, например, перевозка груза в сопровождении представителей грузовладельца есть не что иное, как отношения транспортной экспедиции, поэтому в этом случае, в соответствующем объеме, субсидиарно подлежат применению и правила гл. 41 ГК РФ "Транспортная экспедиция".

Экспедиционные отношения, возникающие в рамках оказания экспедиционных услуг, являются опосредующими сами отношения по перевозке. В данном случае грузоотправитель (грузополучатель) может обратиться к услугам специализированной экспедиционной организации, тогда правила гл. 41 ГК РФ подлежат применению в полном объеме, а может поручить сопровождение груза своему работнику (скажем, охраннику), тогда правила гл. 41 ГК РФ применяются с учетом отношений, в которых состоит грузовладелец и данный работник. Здесь акцент действия определенных норм об экспедиции как бы смещается более в сторону отношений перевозчика и грузоотправителя (грузополучателя), о чем несколько подробнее будет указано в комментарии к ст. 69 и ст. 74 настоящего Кодекса. Но сама перевозка грузов порождает обязательства по перевозке, которые являются центром, ядром всей массы обязательств, которую называют транспортными обязательствами. Данные обязательства имеют общие черты, присущие любой перевозке, они также имеют специфику в зависимости от предмета перевозки (оказания транспортной услуги) и в зависимости от вида транспорта. Правила гл. 11 комментируемого Кодекса и диссоциированы из общей массы норм об обязательствах о перевозке по двум последним критериям:

это перевозка грузов;

это перевозка внутренним водным транспортом.

При использовании норм об обязательствах по перевозке на ВВТ действует общий принцип. Нормы подзаконных актов не должны противоречить КВВТ РФ (если противоречат, то они не применяются), нормы КВВТ РФ должны соответствовать правилам ГК РФ (приоритет норм ГК РФ над иными источниками гражданского законодательства, к предмету которого относятся обязательства по перевозке), нормы внутригосударственного права не должны противоречить нормам международного договора, в котором участвует РФ (РФ присоединилась к Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ)).

Пункт 1 комментируемой статьи в общих чертах указывает на некоторые элементы нормативной базы перевозок грузов на ВВТ, а также указывает на сохранение в данном виде деятельности элементов планирования. Что касается плановости как отличительной черты перевозок грузов вообще, то смысл ее в том, что сама специфика перевозочной деятельности предопределяет необходимость предварительного согласования условий перевозки. Все действия до момента заключения самого договора перевозки груза (ст. 785 ГК РФ), которым непосредственно регулируются правоотношения по перевозке груза, являются организационными по своему характеру - это преддоговорная стадия, а результаты встречных действий сторон на данной стадии обычно называют предпосылками заключения договора перевозки - здесь еще нет оферты и акцепта, здесь только создаются фактические условия для них. (Впрочем, сам договор перевозки может иметь консенсуальную конструкцию, в частности при фрахтовании, тогда все организационные моменты могут содержаться уже и в самом договоре.) В комментируемом пункте и устанавливаются такие формы предпосылок заключения договора перевозки, как заявки и организационные договоры или договоры об организации перевозок. Смысл заявок в том, что их подача формально, в документарной форме выражает согласование объемов предстоящих перевозок. Грузоотправитель заявляет о своих потребностях на перевозку, а перевозчик узнает о них. Это фиксируется путем подачи заявки. Формы заявок устанавливаются правилами перевозок, они могут меняться. Заявки целесообразно сохранять, в заявке указываются и сроки, в течение которых грузы будут подаваться к перевозке, а также вид грузов и их количество. Договор об организации перевозок, или организационный договор (раньше на ВВТ его называли навигационным), в общих чертах регулируется ст. 798 ГК РФ и представляет собой консенсуальный и взаимный договор, в котором стороны согласовывают объем и сроки перевозок грузов, договариваясь о том, что грузоотправитель будет в установленные сроки и в установленном объеме подавать, а перевозчик - принимать грузы к перевозке. Такая форма удобна при регулярных и долгосрочных перевозках, когда взаимодействие грузовладельца и перевозчика носит систематический и долгосрочный характер. Этот договор считается заключенным, только если согласованы объем и сроки подачи грузов и предоставления транспортных средств (судов) - это существенные условия договора. По своей природе организационный договор не является договором перевозки. Несколько подробнее о нем в комментарии к ст. 68 КВВТ РФ, которая специально посвящена данному договору.

Особый вид перевозок грузов представляют собой перевозки грузов для личных (бытовых) нужд. Здесь перевозчик является исполнителем услуги и грузоотправитель - потребителем такой услуги. В исполнение этого Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и иных нормативных актов о защите прав потребителей, а также с учетом специфики ВВТ как вида транспорта сотрудниками Научно-исследовательского центра правового обеспечения деятельности ВВТ (НИЦ ПОД ВВТ) разработаны Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72. Специфика такой перевозки обусловлена тем, что грузы для личных нужд не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Порядок оказания услуг по перевозке таких грузов определен разделом IV указанных Правил. Груз принимается по его предъявлении, без заявок, такие грузы сдаются для перевозки под общим наименованием в транспортной накладной. Данный договор является реальным, возмездным и взаимным. Груз принимается по его предъявлении, без заявок, такие грузы сдаются для перевозки под общим наименованием в транспортной накладной "Грузы для личных (бытовых) нужд" с указанием наименования и количества предметов. Погрузка груза на судно является обязанностью исполнителя (императивной), если такой груз принимается к перевозке в контейнерах, потребитель должен представить в 3 экземплярах опись с оценкой погруженных в контейнер предметов, контейнеры пломбируются исполнителем за счет потребителя. Исполнитель не позднее 12 часов до прибытия груза информирует об этом адресата, груз бесплатно хранится только в течение суток, не считая дня его прибытия. Такой груз выдается потребителю при предъявлении им квитанции о приеме груза и документов, удостоверяющих личность и место жительства потребителя, под расписку в дорожной ведомости, в которой должны быть указаны дата получения такого груза, номер документа, удостоверяющего личность, и место жительства потребителя. Ответственность перевозчика при перевозке груза для личных нужд регулируется правилами гл. 15 КВВТ РФ (см. комментарий), с учетом норм ГК РФ и указанного выше Закона РФ "О защите прав потребителей".

2. Подавляющее большинство перевозчиков на ВВТ являются перевозчиками общего пользования, что позволяет признать договор перевозки груза на ВВТ как публичный (ст. 426 ГК РФ). Но для признания перевозчика перевозчиком общего пользования требуется ряд императивных условий, которые в сжатой форме указаны в п. 2 комментируемой статьи. Одно из таких условий - осуществление перевозок специализированной транспортной организацией или индивидуальным предпринимателем, для которых перевозки являются коммерческой деятельностью, - прямо содержится в данном пункте. Второе условие - наличие лицензии на перевозку внутренним водным транспортом грузов. Такая деятельность является лицензионной в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (см. комментарий к ст. 5 Кодекса), порядок получения, выдачи, аннулирования лицензии на перевозку грузов ВВТ содержится в Положении о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490. Лицензирующий орган - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, срок действия лицензии составляет 5 лет, он может быть продлен в порядке переоформления лицензии. В п. 4 данного Положения содержится развернутый перечень лицензионных требований и условий, которые являются основанием для получения лицензии и для самой перевозочной деятельности. Их нарушение влечет аннулирование лицензии. Это такие требования, как:

1) наличие у лицензиата на законном основании судов, предназначенных для перевозок и допущенных к плаванию;

2) наличие договора страхования жизни и здоровья членов экипажа;

3) соблюдение лицензиатом требований безопасности судоходства (гл. 6 КВВТ РФ), правил плавания, правил перевозок грузов и правил предотвращения загрязнения с судов;

4) наличие должностного лица, ответственного за перевозки грузов, имеющего стаж работы в данной области не менее 3 лет;

5) наличие у лицензиата должностного лица, ответственного за перевозку опасных грузов и имеющего стаж такой работы не менее 3 лет, и иные условия. Всего 9 пунктов. Помимо документов, указанных в ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (см. комментарий к ст. 5 Кодекса), соискатель должен представить и иные документы, установленные Положением, в частности: копии документов об образовании и квалификации должностного лица, ответственного за перевозки грузов; копию удостоверения на право управления судном, если перевозки будут осуществляться одним судном, подлежащим регистрации в судовой книге;

6) копии приказов о назначении лиц, ответственных за организацию перевозок и безопасную эксплуатацию судов;

7) копии удостоверения о прохождении аттестации должностным лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию судов;

8) копии приказа о назначении и копии документов об образовании лица, ответственного за перевозки опасных грузов;

9) перечень судов, которые будут применяться для перевозок с приложением свидетельств о праве плавания под Государственным флагом РФ, свидетельств о праве собственности, свидетельств о годности к плаванию с указанием класса каждого судна и иных установленных документов.

О грубых нарушениях лицензионных требований говорилось в комментарии к ст. 5 настоящего Кодекса. Грубыми нарушениями являются нарушения лицензионных требований и условий (не важно, нескольких или одного из них), в результате которых произошло транспортное происшествие, повлекшее:

человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью;

причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек (в ст. 5 указывалось, что непонятно, почему именно 5, достаточно было бы одному);

причинение вреда окружающей среде.

Данные обстоятельства являются основаниями для аннулирования лицензии на перевозку грузов. Третьим условием является обязательная публикация сведений о перевозчике общего пользования в общедоступной форме для неограниченного круга лиц, что достигается путем публикации перечня перевозчиков общего пользования в сборнике правил и тарифов ВВТ.

Другой комментарий к статье 66 КВВТ РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи указывает, что перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок.

Соответственно, заключение договора перевозки грузов требует наличия определенных организационных предпосылок.

В первую очередь выполнение действий, связанных с организацией перевозок грузов, невозможно без предварительного их согласования с перевозчиками и грузоотправителями. Согласование достигается в процессе организации выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах, конкретизирующих объемы перевозок грузов и их сроки.

В зависимости от особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в прямом сообщении - это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении - ежесуточная заявка, недельный календарный план, месячный график подачи судов.

При выполнении обязательств по перевозке грузов с участием грузоотправителя и перевозчика важную роль играет заявка.

Заявка является важнейшим элементом организации перевозки грузов - в ней уточняется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку.

В науке гражданского права вопрос о значении заявок и их юридической природе продолжает оставаться дискуссионным. Так, по мнению Т.Е. Абовой, принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя практически означает достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозки грузов перевозчиком и их использованию грузоотправителем <172>. В.В. Витрянский указывает, что обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора <173>. В.А. Егиазаров считает наиболее верной точку зрения, в соответствии с которой заявка в отношении грузовых перевозок играет роль оперативно-регулирующего документа, с помощью которого осуществляется организация перевозок грузов <174>. На наш взгляд, п. 1 комментируемой статьи дает ответ на этот вопрос, указывая, что на внутреннем водном транспорте перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок. Следовательно, подачей заявки грузоотправитель способствует организации перевозочного процесса. Функция заявки состоит в конкретизации дальнейшего порядка выполнения перевозки грузов.

--------------------------------
<172> См.: Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации. М., 1998. С. 28.
<173> См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2001. С. 225.

КП: примечание.

Учебник В.А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2011 (7-е издание, переработанное и дополненное).

<174> См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник для вузов. 3-е изд., стер. М.: Юстицинформ, 2005.

В соответствии с п. 1 статьи оказание физическим лицам услуг по перевозке грузов для личных (бытовых) нужд осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденными Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 72 <175> (далее в комментируемой главе - Правила, Правила оказания услуг по перевозке пассажиров).

--------------------------------
<175> Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 7. Ст. 646.

Правила регулируют отношения между исполнителями услуг и их потребителями в связи с оказанием услуг на внутреннем водном транспорте при перевозке грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее именуются грузы для личных (бытовых) нужд).

2. Пункт 2 комментируемой статьи дает определение перевозчика общего пользования - это перевозчик (коммерческая организация, индивидуальный предприниматель), осуществляющий перевозки грузов на внутреннем водном транспорте в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и выданной ему лицензией по обращению любого физического или юридического лица.

Таким образом, для перевозчика общего пользования характерно:

а) осуществление перевозки коммерческой организацией, т.е. организацией, извлекающей прибыль из данного вида деятельности;

б) обязанность этой организации в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и выданной ему лицензией осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Лицензирование перевозок внутренним водным транспортом грузов осуществляется на основании Положения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 490 <176>.

--------------------------------
<176> Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 490 // Собрание законодательства РФ. 2006. N 34. Ст. 3679.

Перечень перевозчиков общего пользования публикуется в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта. Однако единые правила для такой публикации не установлены и публикации в настоящее время не осуществляются, за исключением железнодорожного транспорта, издающего тарифные руководства.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Правила оказания услуг по публичному договору установлены ст. 426 ГК РФ, согласно которой публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (перевозка транспортом общего пользования и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается.

Если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Правила обслуживания по публичному договору перевозки и тарифы устанавливаются едиными для всех получателей услуг. Таким образом, публичный договор представляет собой оферту со стороны перевозчика.

Необходимо различать термины "перевозка транспортом общего пользования" и "перевозка общественным транспортом", поскольку общественный транспорт - категория, широко использовавшаяся в недавнем прошлом, ныне в документах правового характера используется ограниченно для указания на льготы пассажирам в оплате проезда (городской общественный транспорт) <177>.

--------------------------------
<177> См., например: Приказ ФСБ России от 16 марта 2005 г. N 152 "О размерах и порядке обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси)" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 18.

Остались вопросы по ст 66 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 66 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.