Статья 62. Права и обязанности арендатора при аренде судна с экипажем

1. Арендатор вправе от своего имени заключать договоры перевозки или буксировки без согласия арендодателя, если они не противоречат назначению и классу судна, а также целям, предусмотренным договором аренды.

2. Члены экипажа судна подчиняются распоряжениям арендатора в части коммерческой эксплуатации судна. Арендатор обязан осуществлять все расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

3. Арендатор вправе назначить на судно для осуществления руководства его коммерческой эксплуатацией своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана судна обязательными.

4. Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать судно в субаренду на условиях аренды судна с экипажем.

Комментарий к статье 62 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Конкретный объем прав и обязанностей арендатора при аренде судна с экипажем определяется в самом договоре аренды. Как и в случае с регулированием прав и обязанностей арендодателя, здесь КВВТ РФ содержит лишь основные базирующиеся на гражданском законодательстве нормы с учетом специфики этого вида аренды на внутреннем водном транспорте. И так же, как в случае с арендодателем, права и обязанности арендатора здесь подразделяются на общие, вытекающие из сущности аренды как таковой, и специфические (специальными их было бы назвать не совсем верно), присущие договору аренды судна с экипажем. Что касается общих прав арендатора, то среди них следует указать на право получения судна во владение в установленный срок, право беспрепятственно пользоваться судном в соответствии с условиями договора и целями аренды, право быть информированным о смене собственника. Что касается остальных прав арендатора, то они также представляют собой конкретизацию общих правил, содержащихся в гл. 34 ГК РФ. В числе основных обязанностей арендатора следует назвать обязанность использовать судно в соответствии с условиями и целями аренды, вносить своевременно и в обусловленных форме и размере арендную плату, а также передать судно арендодателю в установленный срок по окончании срока аренды. Остальные права и обязанности, специфичные для аренды судна, можно рассмотреть несколько подробнее.

Право арендатора от своего имени заключать договоры перевозки или буксировки без предварительного согласия арендодателя не должно вызывать сложностей. Оно прямо базируется на цели аренды судна - обеспечить арендатору право коммерческой эксплуатации судна. Данное правило п. 1 комментируемой статьи просто конкретизирует норму, содержащуюся в ст. 638 ГК РФ. В самом договоре аренды данное право целесообразно конкретизировать, как бы "дробить", в зависимости от класса и назначения судна, а также в соответствии с конкретными целями аренды. Например, если судно предназначено и оборудовано только для перевозки горюче-смазочных материалов, арендодатель не может перевозить на нем полуфабрикаты пищевых продуктов. Если арендованное судно является буксируемым (см. комментарий к п. 1 ст. 61 настоящего Кодекса), арендатор не может выступать в договорах буксировки в качестве буксировщика. В первом случае ограничение носит сугубо нормативный характер, во втором - оно обусловлено только техническим фактором. Если же обе стороны оговорили в договоре такие условия, что арендодатель может заключать договоры перевозки, противоречащие назначению и классу судна, договор по иску заинтересованного лица может быть признан недействительным в данной части. Порядок заключения договоров перевозки и буксировки, а также отношения арендатора с контрагентами по этим договорам будут регулироваться нормами гл. 11 - 15 КВВТ РФ.

2. Арендатор в данном виде договора аренды судов обязан нести все расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна, то есть всех тех видов его эксплуатации, ради которых арендатор и вступил в договорные отношения. Арендодатель обеспечивает управление судном, его техническую эксплуатацию, проведение текущего и капитального ремонта, поддержание судна и его конструктивных элементов в исправном состоянии и все. Арендатор обязан нести все расходы, возникающие в процессе коммерческой эксплуатации судна, включая расходы на оплату топлива и иных расходуемых в процессе эксплуатации судна материалов, а также расходы на оплату сборов. В случае, например, общей аварии (см. комментарий к гл. 17 комментируемого Кодекса), возникшей в ходе перевозки груза, расходы на оплату сбора за составление диспаши будут бременем арендатора. Это же относится к лицензионным, таможенным, фискальным и иным сборам. При этом в силу диспозитивности норм главы стороны могут в соглашении освободить арендатора и от таких расходов, равно как и возложить обязанности по проведению текущего и капитального ремонта на арендатора.

Члены экипажа судна при аренде с экипажем остаются в трудовых отношениях с арендодателем (см. комментарий к п. 2 ст. 61 Кодекса), но при этом они обязаны выполнять распоряжения арендатора относительно операций, направленных на обеспечение коммерческой эксплуатации судна. Экипаж, оставаясь при аренде судна таким же, как и до аренды, может не иметь в своем составе лиц, специализирующихся на определенных видах деятельности, которые могут составлять коммерческую эксплуатацию судна. Поэтому в целях обеспечения возможности нормального течения процесса коммерческой эксплуатации судна законодатель предоставил арендатору право назначать на судно своего представителя. Данный представитель по своему статусу в состав экипажа судна не входит. Он подчиняется исключительно арендатору, состоит только с ним в трудовых или иных договорных отношениях, но при этом законные распоряжения такого представителя относительно коммерческой эксплуатации судна являются обязательными для капитана. В такой системе правоотношений функции капитана судна как представителя арендодателя и как должностного лица, управомоченного давать распоряжения личному составу экипажа, как бы соединяются воедино по отношению к фигуре арендатора. Исходя из данной нормы, следует полагать, что такой назначенный арендатором представитель не вправе отдавать распоряжения иным членам экипажа, а если и вправе, то по согласованию с капитаном судна. Что касается самого экипажа, то при данном виде аренды он подчиняется распоряжениям как арендодателя, так и арендатора, но при этом работодателем продолжает оставаться арендодатель.

3. Право арендатора на субаренду, которое закреплено в п. 4 комментируемой статьи, представляет собой конкретизацию правила п. 1 ст. 638 ГК РФ, согласно которому арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды, вправе сдавать транспортное средство (в нашем случае - судно) в субаренду. КВВТ РФ прямо закрепляет, что такое согласие арендодателя не нужно, хотя договором аренды оно может и предусматриваться. Кроме того, стороны могут вообще исключить такое право арендатора согласно смыслу п. 1 ст. 60 настоящего Кодекса. Правовая природа субаренды подробнее рассмотрена выше (комментарий к п. 7 ст. 60 КВВТ РФ), здесь же следует упомянуть еще о тех императивных правилах, когда разрешение арендодателя является обязательным. К таким случаям относятся передача прав и обязанностей арендатора другому лицу (перенаем судна), передача судна в безвозмездное пользование. Также арендатор не вправе без согласия арендодателя отдавать арендные права в залог, вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса. При всех этих случаях арендатор остается ответственным перед арендодателем, за исключением перенайма. В этом случае, как уже было указано, арендатор выбывает из правоотношения, его место занимает другой арендатор.

4. Договор аренды судна с экипажем предполагает наличие института ответственности сторон. КВВТ РФ ничего не говорит на этот счет, не считая общей отсылки к гражданскому законодательству, но некоторые замечания на данную тему здесь будут уместными. Ответственность здесь подразделяется на два вида:

1) ответственность контрагентов между собой;

2) ответственность каждого из них перед третьими лицами.

В рамках первого вида ответственности следует прежде всего указать на ответственность арендодателя за недостатки сданного в аренду судна. Причем ответственность эта будет иметь место и в случае, если арендодатель не знал о таких недостатках во время заключения договора. На практике судно целесообразно передавать по передаточному акту, тщательно проверяя его на предмет таких недостатков, в том числе и скрытых.

Скрытые недостатки - это такие недостатки, которые не могут быть обнаружены путем визуального осмотра или иными способами, не требующими применения специальных средств и методов их обнаружения. К таким скрытым недостаткам можно отнести, например, скрытый дефект обшивки или скрытый износ креплений каких-либо конструктивных элементов. В случае обнаружения недостатков судна подлежат применению общие правила ст. 612 ГК РФ. Арендатор в этом случае вправе требовать расторжения договора и возмещения убытков. В принципе он может и требовать безвозмездного устранения недостатков силами арендодателя, а также соразмерного уменьшения арендной платы. Он может устранить эти недостатки и своими силами, потребовав от арендодателя возмещения понесенных в связи с этим расходов. Определенные меры ответственности могут применяться и по отношению к невыполнению арендодателем остальных обязанностей по договору. В частности, если арендодатель не производит в установленные сроки или по мере необходимости капитального ремонта, арендатор вправе требовать расторжения договора и возмещения убытков. Он может произвести капитальный ремонт за свой счет, возложив данные расходы на арендодателя или уменьшив арендную плату.

Ответственность арендатора по договору также может быть реализована только в случае невыполнения им своих обязанностей. Отношения договорной ответственности, связанные с арендной платой, будут подробнее рассмотрены далее (см. комментарий к ст. 65 настоящего Кодекса). В случае если арендатор использует судно не в соответствии с его классом и назначением либо целями аренды, а также ухудшает состояние судна (без учета нормального износа) и его механизмов, мерой ответственности будет являться возмещение убытков арендодателю, который имеет право в этом случае требовать и расторжения договора. Но на практике трудно представить подобную ситуацию, с учетом того что на судне остается экипаж арендодателя. В случае гибели или повреждения судна на арендатора будет возложена обязанность возместить арендодателю убытки только при условии, если арендодатель докажет, что гибель или повреждение произошли по обстоятельствам, за которые отвечает арендатор в силу закона или договора. Здесь присутствуют элементы ответственности на началах риска, так как в числе таких обстоятельств могут быть такие, которые связаны с коммерческой эксплуатацией судна, но в их появлении нет вины арендатора, например, детонация опасного груза. В таких случаях, если данные обстоятельства в договоре не определены, будут применяться правила п. 3 ст. 401 ГК РФ, где речь идет об ответственности по обязательствам в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Что касается ответственности сторон договора перед третьими лицами, то ее реализация происходит по правилам ст. 1079 ГК РФ с учетом общих положений об обязательствах по возмещению вреда. При данном виде аренды судов отвечать за такой вред будет арендодатель. Закон наделяет арендодателя правом регресса к арендатору, но при этом возлагает на арендодателя и бремя доказывания вины. Подробнее вопросы возмещения вреда судном и его механизмами затронуты в комментарии к гл. 7 КВВТ РФ.

Прекращение договора аренды судна с экипажем производится в общем порядке, установленном гл. 26 "Прекращение обязательств" и гл. 29 "Изменение и расторжение договора" ГК РФ, а также по правилам ст. ст. 617, 619 и 620 ГК РФ. По истечении срока аренды договор прекращается с момента возврата судна арендодателю в пункте отстоя судна или ином установленном договором месте. Досрочно договор аренды судна прекращается в случае ликвидации юридического лица, неважно - арендодателя или арендатора. В случае если договор аренды судна заключен между физическими лицами, действуют правила ст. 617 ГК РФ. В случае смерти физического лица - арендатора судна его арендные права и обязанности переходят к его наследнику, если договором аренды не установлено иное. КВВТ РФ ничего на данный счет не говорит, поэтому ориентироваться надо только на договорные условия. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор (если, конечно, он изъявит такое желание), за исключением случаев, когда заключение договора аренды было обусловлено личными качествами арендатора.

Досрочное расторжение договора аренды судна с экипажем по требованию соответствующей стороны возможно и в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) контрагентом обязанностей, рассмотренных выше, здесь применимы правила ст. ст. 619 и 620 ГК РФ. Например, по требованию арендатора договор может быть досрочно расторгнут судом, когда арендодатель не выполняет обязанности по осуществлению капитального и текущего ремонта, когда судно было передано с недостатками, которые не были оговорены арендодателем, не были заранее известны арендатору и не могли быть им обнаружены при осмотре судна. По требованию арендодателя договор может быть досрочно расторгнут, если, например, арендатор использует судно не в соответствии с его классом и назначением или не производит текущего ремонта судна, если такая обязанность была возложена на него договором.

Другой комментарий к статье 62 КВВТ РФ

1. Арендатор наделен широкими возможностями при осуществлении коммерческой эксплуатации транспортного средства. Он может без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки или буксировки, исходя из целей использования взятого в аренду транспортного средства, а если они в договоре не определены, в соответствии с его назначением.

2. Члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Для осуществления руководства коммерческой эксплуатацией судна арендатор вправе назначить своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана судна обязательными.

В этом отношении особый интерес представляет следующий пример из судебной практики <171>.

--------------------------------
<171> fasinfo@fas.spb.ru

ООО "Вартони-Петербург" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Транспетрочарт" о расторжении договора тайм-чартера.

Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

Как следует из материалов дела, ООО "Транспетрочарт" и ООО "Вартони-Петербург" заключили договор тайм-чартера, в соответствии с которым последнему передана в аренду баржа.

Как видно из материалов дела, баржа без указаний ООО "Вартони-Петербург" покинула порт, в связи с чем ООО "Вартони-Петербург" предложило ООО "Транспетрочарт" расторгнуть спорный договор.

Отказ ООО "Транспетрочарт" от расторжения договора послужил основанием для обращения ООО "Вартони-Петербург" в арбитражный суд с иском.

Кассационная инстанция, сославшись на ст. 632 ГК РФ, п. 2 ст. 60 КВВТ РФ и п. 2 ст. 62 КВВТ РФ, указала, что члены экипажа судна подчиняются распоряжениям арендатора в части коммерческой эксплуатации судна.

Судами обеих инстанций установлено, что экипаж баржи покинул порт без указания на это ООО "Вартони-Петербург". Ответчиком не представлено доказательств получения от истца соответствующих указаний. Ссылка ответчика на получение устных указаний от главного инженера истца правомерно отклонена судами, поскольку должностные обязанности главного инженера относятся к технической части, а доказательств того, что истец назначил его своим представителем для осуществления руководства коммерческой эксплуатацией судна в порядке п. 3 ст. 62 КВВТ, не представлено. Доказательств получения иным способом от истца соответствующих указаний ответчик также не представил.

Таким образом, по вине ответчика истец был лишен возможности использовать судно для целей, указанных в спорном договоре, в связи с чем суды обоснованно удовлетворили требование о расторжении данного договора.

Следует отметить, что право арендатора отдавать распоряжения, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, позволяет разграничивать договор фрахтования транспортного средства на время как договор аренды и договор фрахтования как разновидность договора перевозки (ст. 787 ГК РФ). В договоре фрахтования собственник транспортного средства выступает как перевозчик, сохраняя владение и пользование транспортным средством, и самостоятельно осуществляет его коммерческую эксплуатацию. В то время как в аренде транспортного средства с экипажем (фрахтование транспортного средства на время) транспортное средство выбывает из владения и пользования арендодателя, а его владение, пользование и коммерческую эксплуатацию осуществляет арендатор. Соответственно, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, если иное не предусмотрено договором (ст. 636 ГК РФ).

3. Исключением из общих правил об аренде является право арендатора без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду на условиях аренды судна с экипажем. К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Остались вопросы по ст 62 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 62 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.