1. Арендодатель обязан обеспечить пригодность судна для целей, предусмотренных договором аренды, укомплектование экипажем и надлежащее снаряжение судна, а также безопасную техническую эксплуатацию судна, содержание его экипажа и наличие предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовых документов в соответствии с целями аренды.
2. Члены экипажа судна являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, касающимся управления и технической эксплуатации судна.В договоре аренды судна с экипажем не могут содержаться положения, противоречащие трудовым договорам (контрактам) членов экипажа и коллективному договору (соглашению).
3. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным судном, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.
4. В случае, если арендодатель не является собственником судна, он обязан извещать собственника судна обо всех заключенных в отношении данного судна договорах аренды и субаренды. Арендодатель несет ответственность за безопасную эксплуатацию судна и выполняет функции судовладельца, предусмотренные настоящим Кодексом.
Комментарий к статье 61 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Положения комментируемой статьи, так же как и всей гл. 10 КВВТ РФ, представляют собой совокупность специальных норм по отношению к правилам аренды транспортных средств, сформулированных в параграфе 3 гл. 34 ГК РФ. В случае если какие-либо моменты аренды судна не урегулированы договором аренды и КВВТ РФ, подлежит применению гражданское законодательство в соответствующей части. Каких-либо принципиальных особенностей договор аренды судов внутреннего водного транспорта с экипажем и без экипажа не содержит, что следует объяснять длительным огосударствлением транспортной отрасли в целом, а также довольно низким коэффициентом практики такой аренды. Но развитие комплекса внутреннего водного транспорта в русле рыночных отношений позволяет прогнозировать интенсификацию практики таких договоров.
Пункт 1 комментируемой статьи в общих чертах регламентирует обязанности арендодателя при первом виде аренды судов внутреннего водного транспорта - аренды с экипажем. Более верное с юридической точки зрения определение - аренда с предоставлением услуг по управлению судном и его технической эксплуатации. По данному договору арендодатель предоставляет арендатору судно внутреннего водного транспорта определенного класса и назначения за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению судном и его технической эксплуатации. Данный договор отличается рядом особенностей. Первая заключается в предмете договора - это судно внутреннего водного транспорта, определенного класса и назначения, находящееся в состоянии, пригодном для целей аренды. В данном случае судно - это транспортное средство, способное к перемещению в пространстве по внутренним водным путям. Но это не означает, что арендуемое судно не может быть буксируемым. Просто в этом случае аренда с экипажем возможна лишь тогда, когда судно способно быть управляемым людьми. Вторая особенность проявляется в цели договора - обеспечить арендатору возможность беспрепятственной коммерческой эксплуатации судна при том, что его техническую эксплуатацию (которая делает возможной саму коммерческую эксплуатацию) осуществляет сам арендодатель. Третья особенность состоит в том, что арендодатель не сохраняет владение судном, но при этом им продолжают управлять работники арендодателя, поэтому здесь просматриваются черты действия в чужих интересах (в интересах арендатора). Четвертая особенность проявляется в расширении сферы обязанностей арендодателя.
Данный договор заключается в письменной форме, со всеми иными общими чертами, указанными в комментарии к ст. 60 КВВТ РФ. Этот договор является реальным, возмездным, взаимным.
Уже из приведенной выше дефиниции договора нельзя не сделать выводы о расширении круга обязанностей арендодателя. В самом договоре должны быть оговорены как общие обязанности арендодателя, вытекающие из договора аренды вообще, так и специфические обязанности, обусловленные указанными выше особенностями договора и целями договора. КВВТ РФ не регламентирует общие обязанности арендодателя, да это и не является необходимым в виду отсылочного характера многих норм гл. 10 комментируемого Кодекса. Кроме того, специфические обязанности в данном виде аренды судов есть не что иное, как конкретизация общих обязанностей арендодателя по отношению к такому виду аренды. Можно лишь упомянуть, что здесь к общим обязанностям будут относиться обязанность арендодателя передать судно в установленный срок, устранить скрытые недостатки, информировать арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду судно, а также не препятствовать арендатору свободно использовать судно в соответствии с условиями и целями аренды. Что касается остальных общих обязанностей, то они здесь существуют в форме конкретизированных общих обязанностей, эти общие обязанности эксплицируются в нормативную ткань договора, преломляясь через указанные особенности этого договора, при этом сами определяя некоторые из этих особенностей.
Итак, помимо общих обязанностей как таковых, в договоре аренды судна с экипажем на арендодателя возлагаются следующие специфические обязанности:
1) обеспечивать в течение всего срока аренды поддержание судна в состоянии, пригодном для целей аренды, очевидно, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Текущий ремонт - это в нашем случае система мероприятий по устранению таких недостатков судна, которые не связаны с заменой главных механизмов, систем и узлов. В результате такого ремонта не происходит износа судна, как не происходит и увеличения его стоимости. При этом всегда следует иметь в виду разницу между текущим ремонтом и поддержанием судна в надлежащем состоянии. Капитальный ремонт имеет целью восстановление основных конструктивных элементов (например, замена основных двигателей). Без такого восстановления судно вообще нельзя использовать по назначению. В договоре аренды судна всегда целесообразно детально оговаривать отношения сторон на период проведения капитального ремонта судна, особенно это касается сроков его проведения, так как это поможет заранее минимизировать или исключить риски арендатора.
Если цели в договоре аренды отсутствуют (это совсем не целесообразно), тогда подлежит применению правило ч. 1 ст. 611 ГК РФ, то есть арендодатель должен обеспечить нормальную эксплуатацию судна в соответствии с его классом и назначением. В связи с этим представляется неудачной формулировка "обеспечить". Обеспечить - значит произвести разовые мероприятия, а договор аренды, являясь срочным, предполагает постоянную деятельность по обеспечению нормальной эксплуатации судна. Очевидно, что арендодатель должен исполнять свои обязанности в течение всего срока аренды, начиная с момента передачи судна. Смысл рассматриваемой обязанности - обеспечивать такое состояние судна, которое соответствует целям аренды в течение всего времени аренды. В этом плане представляется удачной формулировка "мореходное состояние" (ст. 203 КТМ РФ). Аналогичен подход законодателя и в ст. 61 КВВТ РФ, за исключением отсутствия подобного термина;
2) обеспечивать в течение всего срока аренды безопасную техническую эксплуатацию судна и укомплектование его необходимым снаряжением. Безопасность технической эксплуатации - это состояние защищенности судна и процесса его эксплуатации от негативного воздействия техногенных факторов. Такое воздействие может быть вызвано не только неисправностями оборудования и снаряжения, специально предназначенного для обеспечения безопасности, но и недостатками иного рода, в частности, неисправностями двигателя, несущих конструкций, средств связи и оповещения. Контроль за работой всех конструктивных элементов, сбой в работе которых может создать угрозу эксплуатации судна, является выражением деятельности арендодателя по выполнению данной обязанности. На практике это осуществляется экипажем. Устранение таких недостатков производится арендодателем в процессе капитального и (или) текущего ремонта. Также это осуществляется в процессе самой технической эксплуатации судна, исходя из его конструктивных свойств (повседневные или периодические мероприятия по обеспечению технической эксплуатации судна). Что касается снаряжения судна, то его конкретный вид и состав определяется подлежащими применению правилами (например, перевозки опасных грузов) и целью аренды. Следует подчеркнуть, что все обязанности арендодателя направлены на техническую, но не на коммерческую эксплуатацию судна. Например, когда арендатор заключил договор перевозки груза, арендодатель будет обязан лишь обеспечить размещение данного груза на судне в соответствии с правилами и свойствами груза, но он не будет участвовать в обеспечении рентабельности такой перевозки для арендатора. Другой пример - расходы на оплату топлива и сборов относятся к коммерческой эксплуатации судна, тогда как расходы на текущий ремонт топливных систем - к технической эксплуатации;
3) обеспечивать укомплектование судна экипажем и содержание экипажа. В данном случае экипаж - это коллектив, в деятельности которого выражается соответствующая деятельность как арендодателя, так и арендатора. Рассматриваемая обязанность вытекает уже из самой обязанности арендодателя оказывать своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации судна. Состав экипажа и квалификация членов экипажа должны соответствовать требованиям гл. 5 КВВТ РФ (см. комментарий), а также специальных правил, которые будут применяться для целей аренды, например, правил перевозки опасных грузов. Содержание экипажа судна также является обязанностью арендодателя, в данном случае это конкретизация правила, установленного ч. 2 ст. 635 ГК РФ. Причем в контексте комментируемого пункта под содержанием надлежит понимать не только плату за выполняемые должностные обязанности и трудовые операции, но и обеспечение условий, перечисленных в п. 4 ст. 28 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 28 КВВТ РФ);
4) обеспечить наличие на судне необходимых документов. В п. 1 ст. 14 КВВТ РФ дан перечень таких документов, носящий императивный характер. Помимо указанных в данной статье документов арендодатель обязан обеспечить и наличие документов в соответствии с целями аренды. Например, если согласно целям аренды судно будет пересекать Государственную границу РФ, необходимы еще и соответствующие документы, предусмотренные международными договорами (см. комментарий к ст. 14 настоящего Кодекса). В этом случае возможные расходы на оформление и выдачу таких документов будут относиться к расходам на коммерческую эксплуатацию судна. Оплата сборов является обязанностью арендатора, но в случае, если договором установлена обязанность арендодателя по обеспечению подобными документами, расходы, вызванные этим, могут включаться в состав арендной платы;
5) страховать судно и ответственность за вред, который может быть причинен судном, его механизмами и устройствами в связи с его эксплуатацией. КВВТ РФ в данной части ничего не говорит, лишь вскользь упоминая об этом в ст. 64, а ст. 637 ГК РФ содержит такую норму, носящую диспозитивный характер. Эта обязанность возлагается на арендодателя лишь в тех случаях, когда она установлена законом или самим договором аренды. Впрочем, даже если такая обязанность и установлена законом, арендодатель может быть освобожден от нее договором аренды (но только в тех случаях, если законом она прямо не возложена на арендодателя). Еще раз напомним, что в силу п. 1 ст. 60 КВВТ РФ все обязанности сторон определены в диспозитивных нормах.
2. Пункт 2 комментируемой статьи практически повторяет правило абзаца второго ч. 2 ст. 635 ГК РФ, согласно которому члены экипажа связаны трудовыми отношениями с арендодателем и подчиняются его распоряжениям, касающимся управления транспортным средством (в данном случае судном) и его технической эксплуатации. В договоре аренды не могут содержаться положения, противоречащие в какой-либо части трудовым договорам и коллективному договору (соглашению), под действие которых попадают данные работники. В случае наличия таких положений члены экипажа вправе их не выполнять, осуществив это в порядке гл. 59 ТК РФ "Самозащита работниками трудовых прав". В этом случае член экипажа просто извещает в письменной форме работодателя (это арендодатель по договору) об отказе выполнять такие положения, а если выполнение таких положений опасно для жизни и здоровья - попросту их не выполнять. Но это, конечно, не относится к тем случаям, когда выполнение таких обязанностей установлено законом, например, само собой ясно, что члены экипажа обязаны принимать меры по тушению пожара на судне, хотя это и опасно. Здесь уже иная плоскость правового регулирования (см. комментарий к гл. 5 и 6 КВВТ РФ). Индивидуальные и (или) коллективные трудовые споры, если они возникнут, подлежат разрешению в порядке гл. 60 и 61 ТК РФ. Сам договор аренды в этом случае может быть признан ничтожным по правилам ст. 168 ГК РФ, но вероятнее то, что он будет признан недействительным только в части таких положений, (противоречащим трудовым договорам и коллективным соглашениям), если можно будет предположить, что аренда все же была бы заключена и без включения в договор таких положений (ст. 180 ГК РФ). Хотя, по мнению автора, в случае, если среди этих положений содержались бы такие, выполнение которых создавало бы угрозу жизни и здоровью членов экипажа, такой договор должен полностью признаваться ничтожным. Никакое обеспечение нормального гражданского оборота не стоит жизни и здоровья работников.
3. В случае если арендованным судном, его механизмами, оборудованием или снаряжением, а также в результате деятельности по его эксплуатации (причем неважно, коммерческой или технической) причинен вред третьим лицам, обязанность возмещения вреда возлагается на арендодателя. В случае, когда вред причинен третьим лицам, он возмещается по правилам ст. 1079 ГК РФ "Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих". В случае столкновения судов, а также в результате выполнения (невыполнения) маневра или несоблюдения правил плавания, даже если не произошло столкновения судов, - по правилам гл. 7 КВВТ РФ. Предоставление в данном случае арендодателю права регресса к арендатору - это необходимость, так как арендодатель может вообще не иметь никакого отношения к возникновению обязательств из причинения вреда. Вред может наступить исключительно по вине арендатора. Правда, в этом случае бремя доказывания вины арендатора закон возлагает на самого арендодателя. Подробнее вопросы возмещения вреда как при столкновении судов, так и применительно к судну как источнику повышенной опасности рассмотрены в комментарии к гл. 7 КВВТ РФ.
4. Согласно правилу ст. 638 ГК РФ, если иное не установлено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду, а также без согласия арендодателя заключать договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям аренды. КВВТ РФ дублирует данное правило, несколько конкретизируя его. В соответствии со ст. 608 ГК РФ, в качестве арендодателя может выступать не только собственник, но и иной титульный владелец (подробнее об этом см. комментарии к ст. 60 и ст. 16 КВВТ РФ). Это в полной мере относится и к аренде судов. В целях защиты имущественных интересов собственника судна законодатель устанавливает правило, согласно которому, если арендодатель собственником судна не является, он обязан извещать собственника обо всех заключенных в отношении данного судна договорах аренды и субаренды. Эта обязанность возложена на такого арендодателя независимо от того, правомочен ли он сдавать судно в аренду в силу закона или на основании разрешения собственника.
5. Помимо обязанностей, арендодатель по договору аренды судна с экипажем обладает и правами, о которых КВВТ РФ ничего не говорит. Собственно, о них и ГК РФ почти ничего не говорит. Это обусловлено тем, что объем прав арендодателя зависит от объема переданных прав, которые становятся арендными правами арендатора, кроме того, многие права арендодателя реализуются в рамках ответственности арендатора по договору. В любом случае, при аренде судна с экипажем арендодатель вправе требовать от арендатора использовать судно строго в соответствии с его классом и назначением, а также целями аренды, требовать своевременной и в обусловленном размере выплаты арендной платы. Любая обязанность арендатора будет корреспондировать с правом арендодателя требовать ее исполнения. Большинство прав устанавливается в самом договоре, например, стороны могут оговорить право арендодателя требовать досрочного внесения арендной платы. Само собой, арендодатель сохраняет право распоряжения арендованным судном, к примеру, он может его продать. Просто здесь надо проводить водораздел между правами, основанными на законе, и правами, оговоренными самими сторонами в договоре.
6. Договор аренды судна с экипажем предполагает и наличие ответственности, элементы которой будут подробнее рассмотрены в комментарии к ст. 62 КВВТ РФ, после анализа прав и обязанностей арендатора.
Другой комментарий к статье 61 КВВТ РФ
1. Предоставление транспортного средства может сопровождаться оказанием услуг по управлению им и по его технической эксплуатации. В зависимости от этого аренда транспортных средств разделяется на две разновидности - аренда транспортного средства с экипажем (ст. ст. 632 - 641 ГК РФ) и аренда транспортного средства без экипажа (ст. ст. 642 - 649 ГК РФ).
Различия в правовом регулировании указанных разновидностей договора обусловлены тем, что в одном случае обязанности по управлению и технической эксплуатации транспортного средства остаются на арендодателе, а в другом - осуществляются арендатором транспортного средства.
Договор аренды транспортного средства с экипажем является двусторонне обязывающим, возмездным и срочным.
Исходя из буквального содержания ч. 1 ст. 632 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем является реальным, т.е. заключенным с момента передачи арендатору транспортного средства. Однако на внутреннем водном транспорте такой договор сконструирован как консенсуальный.
В изъятие из общего правила о форме и обязанности государственной регистрации договора аренды (ст. 609 ГК РФ) договор аренды транспортного средства с экипажем безотносительно к сроку его действия и его субъектному составу должен быть заключен в письменной форме. При аренде судов внутреннего водного плавания договоры обычно заключаются с использованием проформ (стандартных форм) чартеров.
В проформе с учетом рода (вида) груза, направления перевозки и других факторов излагаются общие, как правило, постоянные условия аренды судна.
Несоблюдение простой письменной формы договора аренды транспортного средства лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (ст. 162 ГК РФ).
2. Правило о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК РФ) к аренде транспортных средств с экипажем не применяется. Неприменение этого правила направлено на то, чтобы способствовать широкому внедрению этого договора в коммерческий оборот путем упрощения и облегчения процедуры его заключения. Согласно п. 2 ст. 632 ГК РФ правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок при отсутствии возражений арендодателя и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к этому договору также не применяются.
3. Предмет договора аренды транспортного средства с экипажем складывается из двух основных компонентов.
В первую очередь арендатору предоставляется своеобразное имущество - транспортное средство. При этом под предоставлением понимается прежде всего передача арендатору на время правомочия пользования - права коммерческой эксплуатации транспортного средства.
Что касается правомочия владения транспортным средством, то оно и на время аренды остается за арендодателем, сохраняющим контроль над членами экипажа. Для них обязательны распоряжения арендодателя, относящиеся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства.
Передаваемое арендатору транспортное средство должно быть пригодным для немедленного использования. Это предполагает его надлежащее техническое состояние, прочность и исправность, надежность его систем, конструкций, механизмов и приспособлений.
В течение всего срока аренды арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, предоставляя все необходимые материалы и принадлежности и заменяя изношенные части и механизмы, проводя текущий и капитальный ремонт.
Вторым элементом предмета рассматриваемого договора является оказание услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации.
Предоставление со стороны арендодателя услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства имеет целью обеспечить его нормальное и безопасное использование в соответствии с условиями договора. Эта цель достигается путем укомплектования транспортного средства достаточным по численности и квалифицированным экипажем.
В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна (например, бармены и официанты). К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в список членов экипажа судна, ведение которого является обязанностью капитана судна.
Экипаж с передачей транспортного средства арендатору оказывается в двойном подчинении. Оставаясь работниками арендодателя и по-прежнему подчиняясь ему в вопросах управления и технической эксплуатации, члены экипажа обязаны также подчиняться распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.
Коммерческая эксплуатация представляет собой пользование транспортным средством и услугами экипажа на условиях договора.
4. Арендодатель должен выплачивать заработную плату экипажу, а также нести иные расходы по его содержанию. Помимо того, арендодатель принимает на себя и такую постоянную часть эксплуатационных расходов, как расходы по страхованию транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть нанесен вследствие его эксплуатации. Переменная часть эксплуатационных затрат - оплата топлива, смазочных масел и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, налоги и сборы и т.п. - падает на арендатора.
Члены экипажа являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства. Задача арендодателя - обеспечить такой состав экипажа транспортного средства и уровень его квалификации, которые соответствовали бы:
- условиям договора;
- обязательным для сторон правилам;
- требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.
Арендодатель обязан обеспечить пригодность судна для целей, предусмотренных договором аренды, укомплектование экипажем и надлежащее снаряжение судна, а также безопасную техническую эксплуатацию судна, содержание его экипажа и наличие предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовых документов в соответствии с целями аренды.
В договоре аренды судна с экипажем не могут содержаться положения, противоречащие трудовым договорам (контрактам) членов экипажа и коллективному договору (соглашению).
Принципиальные различия в правовом регулировании договоров аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа касаются ответственности за вред, причиненный арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием третьим лицам. При аренде транспортного средства с экипажем ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным судном, его механизмами, устройствами, оборудованием, возлагается на арендодателя. Арендодатель может предъявить арендатору требование о возмещении сумм, выплаченных им третьим лицам, но только в регрессном порядке и при условии представления доказательств, подтверждающих, что вред причинен третьим лицам по вине арендатора (ст. 640 ГК РФ). При аренде транспортного средства без экипажа ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор.