Статья 60. Общие положения

1. Пункт утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ.

2. На внутреннем водном транспорте аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и установленными настоящей главой правилами.

3. Аренда судов осуществляется на основании договора между арендодателем - лицом, сдающим судно в аренду, и арендатором - лицом, принимающим судно в аренду.

4. Отчуждение судна во время действия договора аренды не влечет за собой прекращение действия указанного договора, и новый собственник приобретает все права и обязанности, предусмотренные таким договором и законодательством Российской Федерации. При этом лицо, у которого отчуждается судно, обязано уведомить лицо, приобретающее право собственности на судно, обо всех договорах аренды, заключенных в отношении отчуждаемого судна. Обязанностью лица, приобретающего право собственности на судно, является уведомление всех арендаторов данного судна о смене собственника.

5. Передача судна в аренду и возврат судна по истечении срока действия договора аренды осуществляются арендодателем и арендатором в пункте отстоя судна. Расходы, связанные с доставкой судна в указанный пункт, несет сторона, передающая судно.
6. Договором аренды предусматривается срок передачи судна в распоряжение арендатора с указанием дат наступления и окончания такого срока. Арендатор не обязан принимать судно в свое распоряжение ранее даты наступления такого срока. Арендатор обязан принять судно в свое распоряжение до истечения даты окончания такого срока. В случае, если по истечении даты окончания такого срока судно не будет предоставлено в распоряжение арендатора, он имеет право требовать расторжения договора аренды. Арендодатель также вправе расторгнуть договор аренды, если судно по истечении даты окончания такого срока не было принято арендатором.

7. При заключении договора субаренды лицо, передающее судно, приобретает права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации для арендодателей, по отношению к лицу, которому судно сдается в субаренду, но при этом сохраняет права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором аренды, по отношению к лицу, у которого до этого судно было принято в аренду или субаренду.

Комментарий к статье 60 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Прежде чем анализировать нормативный материал данной главы, следует вкратце определить некоторые отправные моменты, которые проявляются в следующем. Во-первых, ориентируясь на нормы данной главы, следует учитывать, что эти нормы являются lex specialis (специальным, конкретизирующим законом) по отношению к правилам параграфа 3 гл. 34 ГК РФ, в котором речь идет о двух видах аренды транспортных средств. При этом нормы самого параграфа 3 представляют собой конкретизацию общих правил аренды, содержащихся в ст. ст. 606 - 625 ГК РФ. Во-вторых, аренда судов - это договор. В цивилистике давно выработаны правила анализа конструкции договоров. Они сводятся к следующему. Сначала рассматривается понятие договора, его существенные условия и правовая природа. Затем рассматриваются элементы договора, к которым относятся: стороны, предмет, форма и содержание. Содержание договора составляют права и обязанности сторон. После этого рассматриваются вопросы прекращения и возобновления договора, а также вопросы изменения субъектного состава. Наконец, после этого рассматриваются вопросы ответственности по договору. И затем, если какой-либо договор (в данном случае - аренда) имеет разновидности по какому-то критерию, эти отдельные виды договоров всегда целесообразно анализировать именно по приведенной выше схеме. В связи с этим следует указать на некоторые недостатки в изложении нормативного материала комментируемой главы. Очень слабо урегулированы вопросы договорной ответственности, а также недостаточно полно отражена специфика содержания договора. Например, в статье 61 комментируемого Кодекса, которая называется "права и обязанности арендодателя при аренде судна с экипажем", собственно о правах почти ничего не говорится. Думается, что не помешало бы включить сюда такие нормы - это не привело бы к "раздутости" Кодекса и не повысило бы степень сложности восприятия нормативного материала. В-третьих, аренда судов внутреннего водного транспорта как раз и представляет собой такой частный случай выделения отдельного вида аренды, исходя из специфики предмета договора. Исходя из указанных особенностей и следует исходить далее, но, конечно, насколько позволяет объем.

2. Пункты 1 и 2 ст. 60 КВВТ РФ говорят, по сути, об одном. Они ориентируют на нормативный материал. Пункт 1 определяет, что все нормы главы об аренде судов являются диспозитивными.

Диспозитивные нормы - это такие нормы, применение которых полностью зависит от свободы воли самих сторон договора (участников правоотношений). Диспозитивная норма содержит лишь образец, на который субъекты могут (не обязаны) ориентироваться. Поэтому, если в договоре аренды судов установлены иные правила, чем предусмотренные гл. 10 КВВТ РФ, то применяться должны правила договора. Но это не означает, что стороны могут составить договор по своему усмотрению, свобода действий субъектов в диспозитивных нормах - это свобода действий в рамках закона. Поведение сторон в рамках исполнения договорных обязанностей и использования договорных прав не должно быть противоправным. Например, стороны могут составить договор аренды так, что он будет эталоном кабальной сделки. Закон не содержит императивной нормы, прямо запрещающей такие сделки, но он содержит норму (ст. 179 ГК РФ), согласно которой кабальная сделка может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего как сделка, совершенная с пороком воли. На практике, подготавливая и заключая договор аренды судна, лучше ориентироваться на нормы данной главы, а в недостающей части - на нормы гл. 34 ГК РФ. Такой же смысл заложен законодателем и в содержание п. 2 комментируемой статьи, исходя из которого как раз и можно увидеть, что правила гл. 10 КВВТ конкретизируют положения ГК РФ в соответствующей части. Пересказывать все нормы ГК РФ об аренде и о договорах вообще в данном случае неуместно, необходимо придерживаться логики комментируемой статьи. Их достаточно указать. Помимо упомянутого параграфа 3 гл. 34 и общих правил об аренде в ст. ст. 606 - 625 ГК РФ, подлежат применению правила подраздела 2 раздела III ГК РФ "Общие положения о договоре", а также подраздела 1 "Общие положения об обязательствах". Смысл же правила п. 2 комментируемой статьи в том, что если какие-либо моменты договоров аренды судов не урегулированы в гл. 10 КВВТ РФ, то в этой неурегулированной части подлежит применению гражданское законодательство. Например, КВВТ РФ ничего не говорит о форме договора аренды. В данном случае следует обращаться к ст. 633 ГК РФ, согласно которой такой договор должен быть заключен в письменной форме. Та же ситуация возникает, когда стороны согласовывают права и обязанности. Нормы гражданского законодательства, подлежащие применению в соответствующих областях, будут указаны подробнее.

3. Аренда юридически оформляется договором. Еще яснее тот факт, что арендодатель - это тот, кто сдает в аренду, а арендатор - это тот, кто принимает в аренду. Это похоже на своеобразную "квазитавтологию", аренда - это договор, а данный договор - это договор аренды. Поэтому не надо эту квазитавтологию комментировать, а уместно будет разобраться в таких вопросах, как понятие договора аренды судов, его природа и стороны. Говоря о понятии договора аренды судов, следует ориентироваться на два вида аренды транспортных средств: с экипажем и без экипажа. Именно так их обозначает ГК РФ, именно так они выглядят и в КВВТ РФ. На морском транспорте это тайм-чартер и бербоут-чартер (гл. 10 и 11 КТМ РФ). В ГК РФ законодатель дает сразу определения этих двух видов договоров, ориентируя на систематическое толкование ст. 632 "Договор аренды транспортного средства с экипажем", ст. 642 "Договор аренды транспортного средства без экипажа" и ст. 606, которая содержит общие правила договора аренды. В случае с КВВТ РФ логика та же. По договору аренды, арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Исходя из этой легальной дефиниции и следует подходить к природе договоров аренды таких транспортных средств, как суда внутреннего водного транспорта. По договору аренды судна с экипажем арендодатель предоставляет арендатору судно за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению судном и его технической эксплуатации. По договору аренды судна без экипажа арендодатель предоставляет арендатору судно за плату во временное владение и пользование без предоставления услуг по управлению судном и его технической эксплуатации. Это осуществляет сам арендатор. Единственная разница в природе этих двух договоров заключается в специфике их содержания, то есть прав и обязанностей сторон, о чем будет подробно сказано ниже. В остальном они схожи. Целью их является обеспечение передачи судна во временное владение и пользование. Данные договоры являются возмездными, так как судно передается за плату, то есть имеет место встречное предоставление. Они являются взаимными. А вот по вопросу о том, являются ли они реальными или консенсуальными, могут возникнуть некоторые разнотолки, с учетом правила п. 6 комментируемой статьи. ГК РФ прямо определяет оба вида аренды транспортных средств как реальные. Это означает, что права и обязанности по договору могут возникнуть только с момента фактического перехода судна во владение арендатора - ни минутой раньше. Но п. 6 комментируемой статьи предусматривает срок передачи судна, и сформулировано это правило так, что можно увидеть в таких договорах черты консенсуальной сделки, когда права и обязанности возникают с момента достижения соглашения. Подробнее об этом в комментарии к п. 6, но уже здесь можно указать, что при заключении договоров аренды судов полезно будет ориентироваться на ГК РФ, то есть оговаривать, что договор вступает в силу с момента передачи судна арендатору. Существенная черта этих договоров в том, что арендодатель получает на судно одновременно право владения и право пользования. Пользование - это применение судна и его свойств в целях извлечения выгоды. Владение означает фактическое обладание судном и хозяйственное господство над ним, но, разумеется, без права распоряжения. Конечно, здесь владение и пользование не тождественны соответствующим правомочиям собственника. Объем их определяется исходя из норм КВВТ РФ и ГК РФ самим договором аренды. Но важный момент заключается в том, что при аренде судов арендатор всегда наделяется правом владения, а это означает, что его право пользования согласно прямому указанию ст. 305 ГК РФ наделяется вещно-правовой защитой. Поэтому арендатор может защищаться и против притязаний самого арендодателя.

Сторонами договоров аренды судов являются арендодатель и арендатор. Арендодателем может быть в первую очередь собственник судна, будь то физическое или юридическое лицо. Здесь сложностей не возникает. Если же арендодатель не является собственником, то он в силу правила ст. 608 ГК РФ может иметь полномочия на передачу имущества в аренду. Эти полномочия могут основываться на законе или на специальном уполномочии (разрешении) собственника. Суть этого полномочия - сдавать имущество в аренду не от имени собственника, а от собственного имени. На практике, если арендодатель не является собственником судна, а обладает иным вещным правом, должно иметь место такое согласие собственника, независимо от формы собственности. Арендатором в данном случае может быть любое лицо, обладающее соответствующим объемом правосубъектности (в частности, если это юридическое лицо, в его уставе или ином учредительном документе должно быть установлено право быть арендатором судна), каких-либо особых требований КВВТ РФ здесь не содержит. Исключение могут составлять случаи, когда необходимым является наличие лицензии (см. комментарий к ст. 5 КВВТ РФ).

Договоры аренды судов должны заключаться в письменной форме. Что касается вопросов регистрации таких договоров, то она здесь не требуется. С одной стороны, судно, исходя из ст. 130 ГК РФ, относится к недвижимости. Но договоры аренды недвижимости подлежат государственной регистрации, если иное не установлено законом. Данное "иное" содержится в ст. ст. 633 и 643 ГК РФ, согласно которым к договорам аренды транспортных средств правила о регистрации не применяются, что в полной мере относится и к аренде судов. Такое решение законодателя вполне обоснованно. Транспортное средство перемещается в пространстве, что делает такую регистрацию излишней. Подробнее об этом было сказано в комментарии к п. 4 ст. 16 КВВТ РФ. Судебная практика имеет аналогичный подход.

В частности, в рассмотренном в комментарии к гл. 7 Кодекса Постановлении ФАС СЗО N А56-2433/2006 от 3 сентября 2007 г. отказано в удовлетворении кассационной жалобы ОАО "Северо-Западный флот" на решения судов первой и второй инстанций по иску ООО "Евротранс" к ОАО "Северо-Западный флот" о возмещении ущерба, причиненного столкновением судов. Одним из доводов заявителя кассационной жалобы было то, что ООО "Евротранс" не имело права на возмещение убытков, так как у него отсутствует регистрация права аренды судна, которому причинены повреждения. В данных доводах заявитель кассационной жалобы сослался на ст. 131 ГК РФ, ст. 19 КВВТ РФ, Правила государственной регистрации судов (Приказ Минтранса России N 144) и считал, что право аренды судна должно регистрироваться в Государственном судовом реестре. В решении об отказе в удовлетворении жалобы ФАС СЗО указал, что ни ст. 131 ГК РФ, ни ст. ст. 16 и 19 КВВТ РФ не предусматривают регистрации права аренды судна и, соответственно, последствий отсутствия такой регистрации, как не предусматривает этого и гл. 10 КВВТ РФ, регулирующая аренду судов. Далее ФАС СЗО указал, что суды обеих инстанций правильно указали, что в силу ст. 643 ГК РФ к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются правила о государственной регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК РФ. Судно, которому причинены повреждения, принадлежало истцу (ООО "Евротранс") на праве аренды без экипажа.

Договор аренды судов - срочный договор, но закон не содержит (и не должен содержать) строгих правил о сроках договора аренды. Он может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом к таким договорам не применяются правила о возобновлении договора на неопределенный срок, а также правила о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок. Если в договоре аренды судна был установлен срок и он истек, то договор прекращается. В этом случае следует прибегнуть к заключению нового договора аренды.

4. Закон наделяет право пользования арендатора таким качеством, как свойство следования за вещью. Это в полной мере относится и к аренде судов, о чем говорится в п. 4 комментируемой статьи. Это свойство здесь будет означать, что переход права собственности (как и иного вещного права) на сданное в аренду судно не будет основанием для изменения или расторжения договора аренды. Договор продолжает действовать, изменение происходит лишь в субъектном составе. Все условия, содержание договора остаются без изменения. Новый собственник или иной титульный владелец становится после перехода к нему соответствующего права арендодателем. Комментируемый пункт говорит только о смене собственника. Если сменился иной титульный владелец, который ранее был уполномочен собственником сдавать судно в аренду, то новый титульный владелец должен также получить такое разрешение от собственника. Далее установлена обязанность арендодателя информировать нового собственника судна обо всех договорах аренды, заключенных в отношении данного судна, а также обязанность нового собственника информировать всех арендаторов о смене собственника, то есть о том, что в договоре сменился арендодатель. Смысл этой обязанности ясен. Сторона в договоре должна знать своего контрагента, равно как и новый собственник судна должен знать обо всех обременениях. Кроме того, у этой нормы имеются фискальные и иные публично-правовые цели, поэтому, вопреки правилу п. 1 комментируемой статьи, данные обязанности следует рассматривать как императивные. На практике прежний собственник судна должен проинформировать нового собственника о договорах аренды заранее. Например, при продаже судна это целесообразно будет сделать на стадии согласования условий договора купли-продажи.

5. Следующий пункт устанавливает обязанность осуществления передачи судна в аренду и его возврата в пункте отстоя судна (подробно о пунктах отстоя см. комментарий к ст. 3 КВВТ РФ). Но на практике это может происходить, например, и в порту в случае, если он оборудован для осмотра судов и это не нарушает нормальной деятельности порта. В случае, когда судно сдается в аренду, расходы на оплату топлива и иные виды расходов несет арендодатель, а при возврате судна арендодателю все расходы по доставке судна в согласованный пункт несет арендатор. Это правило относится к обоим видам аренды судов как с экипажем, так и без экипажа.

6. Шестой пункт комментируемой статьи устанавливает срок для передачи судна во владение арендатора. Сразу следует оговориться, что термин "распоряжение" здесь следует толковать ограничительно. Распоряжаться, то есть определять юридическую судьбу судна как вещи, - это прерогатива исключительно собственника. Само собой арендатор не имеет права это судно продать. Здесь "распоряжение" означает хозяйственное господство в рамках договора аренды и закона. Поэтому было бы яснее, если бы была формулировка "принимать во владение". Этот срок является договорным. Стороны сами согласовывают даты начала и окончания такого срока. Устанавливаться и исчисляться этот срок должен по правилам гл. 11 ГК РФ. На практике продолжительность этого срока зависти от ряда обстоятельств: назначения и класса судна, места его нахождения и иных факторов. Смысл этого срока заключается в том, чтобы предоставить сторонам дополнительную возможность взвесить все "за" и "против" по отношению к будущим договорным обязательствам. Кроме того, в течение этого срока обычно целесообразно производить окончательную подготовку и проверку судна и судовых документов, а также подготовку акта приемки-передачи судна, который необходим при данных договорах. Течение этого срока начинается со следующего дня после календарной даты, которой определено его начало. К примеру, если этой датой будет 28 июня 2009 г., то срок начнет течь с 00.00 часов 29 июня. Что касается окончания срока, то независимо от единицы времени (месяц, квартал, недели, дни) датой его окончания будет последний день этого срока - по общему правилу до истечения 24 часов последнего дня. Но на практике трудно представить себе передачу судна в аренду в 23:30, поэтому истечение удобнее приурочить к моменту окончания рабочего дня. Передача судна арендатору может произойти в любой день в течение этого срока. Хотя по смыслу комментируемого пункта передача судна арендодателю до начала даты течения такого срока и не является обязательной, на практике это допустимо. Арендодатель обязан предоставить, а арендатор - принять судно в аренду до истечения последней даты такого срока. Если эти действия контрагентами не совершены, каждый из них вправе требовать от другой стороны расторжения договора. Такая ситуация не будет означать безоговорочного прекращения договора, так как это требование является правом, а не обязанностью сторон, что дает возможность договориться о новом сроке предоставления судна арендатору. Как уже указывалось, договор аренды судна по смыслу ст. ст. 632 и 642 ГК РФ является реальным. И он остается реальным, несмотря на правило об указанном сроке, - договорные отношения не могут начаться до фактического получения судна арендатором в свое владение, так же как, например, совпадение в договоре купли-продажи момента заключения договора и передачи вещи не делает куплю-продажу реальной сделкой. Правоотношения в рамках аренды судов, не урегулированные гл. 10 КВВТ РФ, подлежат нормативному воздействию ГК РФ, который определяет такие договоры как реальные. Как уже было указано выше, лучше в тексте договора указывать на его вступление в силу с момента передачи судна арендатору.

7. Субаренда судна, о которой говорит п. 7 комментируемой статьи, представляет собой форму передачи прав арендатора третьему лицу (лицам). В течение срока аренды судна последнее может оказаться на некоторое время ненужным арендатору и в этих случаях он вправе без согласия арендодателя сдать судно в субаренду (ее еще обозначают термином "поднаем"). Что касается согласия арендодателя, оно не требуется в силу прямого указания п. 4 ст. 62 и п. 5 ст. 64 КВВТ РФ, что, однако, не мешает оговорить сторонам в основном договоре аренды условие о необходимости согласия арендодателя. Структура субъектного состава правоотношений при субаренде судна такова, что арендатор становится арендодателем по отношению к субарендатору, но при этом арендатор сохраняет и за собой некоторый объем арендных прав. ГК РФ не регламентирует субаренду подробно, а КВВТ РФ о ней просто упоминает. Поэтому конкретный объем арендных прав, который оставит первоначальный арендатор за собой, должен определяться в договоре. Общие же правила субаренды судов здесь будут сводиться к следующему. Во-первых, здесь действует общая норма, согласно которой никто не может передать больше прав, чем обладает сам. Поэтому субарендатор не может получить больше прав, чем имеет арендодатель. Например, если арендатор по договору аренды не имеет права использовать одно из грузовых помещений на судне, то он не вправе разрешить это субарендатору. Во-вторых, действует еще одно фундаментальное правило - субаренда следует судьбе аренды. Если договор аренды будет признан ничтожным, например, на основании абзаца 1 ст. 169 ГК РФ, если аренда судна была заключена с целью совершения нескольких скрытых транспортировок люизита (химическое оружие), то ничтожным будет и договор субаренды. Согласно п. 1 ст. 618 ГК РФ, досрочное прекращение договора аренды влечет и прекращение заключенного с ним договора субаренды. В таком случае субарендатор вправе будет заключить договор аренды судна в пределах оставшегося срока субаренды на тех же условиях, на которых был заключен прекращенный договор аренды судна. В случае если в договоре аренды судна есть условие о получении согласия арендодателя на субаренду, то ее сроки должны быть также оговорены в договоре. Согласно п. 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", если арендодатель дал соглашение на субаренду в отношении конкретного лица, но при этом не оговорил срока субаренды, то арендатор может возобновить договор субаренды с данным лицом в течение срока аренды без согласия арендодателя. Но еще раз подчеркнем, что это в том случае, если договором аренды будет предусмотрено получение согласия арендодателя, по общему же правилу оно не требуется. Форма договора субаренды должна быть аналогичной форме договора аренды.

В КВВТ РФ законодатель не говорит о перенайме (п. 2 ст. 615 ГК РФ), но на практике это возможно. В данном случае на место прежнего арендатора заступает новый. Прежний попросту выбывает из договорного правоотношения, он уже не несет какой-либо договорной ответственности перед арендодателем, а вот договор субаренды судна при перенайме будет сохранять силу.

Ниже будут подробнее изложено содержание двух видов договоров аренды судов: аренды транспортного средства с экипажем и аренды транспортного средства без экипажа.

Другой комментарий к статье 60 КВВТ РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит диспозитивную норму, согласно которой договором аренды могут быть предусмотрены иные правила. Если же договором они не установлены, то применяются правила настоящей главы.

2. Норма, содержащаяся в п. 2 комментируемой статьи, является бланкетной, отсылающей толкователя к гражданскому законодательству. Однако при применении норм гражданского законодательства следует учитывать специфику рассматриваемых правоотношений.

В этом смысле небезынтересным является следующий пример из судебной практики.

Между ОАО (арендодатель) и ООО (арендатор) был заключен договор аренды речного теплохода сроком на четыре года с правом выкупа сданного внаем имущества.

Согласно условиям договора арендные платежи подлежали уплате арендатором ежегодно в течение четырех лет в установленные договором сроки. После внесения последнего арендного платежа судно переходит в собственность арендатора. Невнесение арендатором очередного ежегодного платежа послужило основанием для предъявления арендодателем иска.

В силу ст. 609 ГК РФ договор аренды имущества, предусматривающий переход в последующем права собственности на это имущество к арендатору (ст. 624 ГК РФ), заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи.

На этом основании к отношениям сторон применим п. 2 ст. 489 ГК РФ, согласно которому в случае, когда покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж за проданный в рассрочку и переданный ему товар, продавец вправе, если иное не предусмотрено договором, отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда сумма платежей, полученных от покупателя, превышает половину цены товара.

Поскольку за предыдущие периоды арендатором уплачена половина стоимости судна, у суда первой инстанции отсутствовали основания для обязания ответчика возвратить истцу данное имущество.

В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в этой части, отказав в возврате речного теплохода.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы постановление апелляционной инстанции было отменено и оставлено в силе решение суда первой инстанции.

При этом суд кассационной инстанции обратил внимание на необходимость разграничения двух разных институтов - выкуп арендованного имущества (ст. 624 ГК РФ) и продажа товара в кредит с условием о рассрочке платежа (ст. 489 ГК РФ).

Пункт 3 ст. 609 ГК РФ указывает лишь на необходимость при заключении договора аренды, предусматривающего переход в последующем права собственности на сданное внаем имущество к арендатору, руководствоваться правилами о форме договора купли-продажи соответствующего имущества.

Следовательно, к правоотношениям сторон, связанным с выкупом арендованного имущества, не могут применяться нормы, регламентирующие куплю-продажу товара в кредит с условием о рассрочке платежа.

В рассматриваемой ситуации истечение срока аренды не означало перехода судна в собственность арендатора, поскольку арендные платежи не были уплачены полностью.

Суд кассационной инстанции отметил, что к моменту заявления истцом соответствующего требования у ответчика отсутствовали какие-либо права на спорное имущество: право собственности не было приобретено, а право аренды прекратилось в связи с истечением ее срока.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск арендодателя в части истребования имущества на основании ст. 622 ГК РФ <162>.

--------------------------------
<162> Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2002. N 3.

Следовательно, к договору аренды имущества, предусматривающему переход в последующем права собственности на это имущество к арендатору, применяются только те правила о договоре купли-продажи, которые регламентируют форму данного договора (п. 3 ст. 609 и ст. 624 ГК РФ).

3. В соответствии с общими положениями об аренде (ст. 606 ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимся к нему, если иное не предусмотрено договором.

В аренду могут быть переданы любые вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи), в том числе транспортные средства.

В ГК РФ аренде транспортных средств посвящен отдельный параграф (§ 3 главы 34), поскольку законодатель рассматривает аренду транспортных средств в качестве одного из видов договора имущественного найма (аренды). Следует отметить, что юридическая наука не столь однозначна, поскольку ставится вопрос о соотношении договора аренды (фрахтования на время) и договора перевозки. Так, О.М. Козырь отмечает, что аренда транспортных средств с экипажем "смыкается" с договором перевозки. Однако в данном случае между собственником транспортного средства и лицом, нанимающим это средство, возникают именно отношения аренды, а уже в процессе эксплуатации транспортного средства арендатором у него складываются отношения с другими лицами по перевозке <163>. Безусловно, с этим мнением нельзя не согласиться. Однако решение данного вопроса имеет не только теоретическое, но и практическое значение, что подтверждается следующим примером из судебной практики.

--------------------------------
<163> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. С. 338.

Судоходная компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, который пришел к выводу, что заявитель не вправе применять налоговую ставку 0 процентов, поскольку не является перевозчиком, а фактически оказывает услуги фрахтования, предоставляя компании в распоряжение судно на определенное время и за обусловленную плату (фрахт) для перевозки грузов грузоотправителей, которым заявитель непосредственно услуги перевозки не оказывает и плату за их оказание не получает.

Суд первой инстанции, признавая недействительным указанное решение налогового органа, исходил из того, что заявитель на основании заключенных им контрактов осуществил услуги по перевозке экспортного товара.

Апелляционная инстанция признала выводы суда первой инстанции обоснованными.

Суд кассационной инстанции указал, что в соответствии с контрактами заявитель-судовладелец предоставил судно во временное пользование фрахтователю-компании для перевозки экспортных грузов. Данные контракты были правомерно расценены судебными инстанциями как договоры фрахтования судна.

Вместе с тем суды необоснованно признали, что в силу вышеуказанных контрактов заявитель является судовладельцем, осуществившим реализацию услуг по перевозке экспортного товара, которая подлежит обложению НДС по ставке 0 процентов.

Согласно условиям вышеназванных контрактов заявитель не является перевозчиком, а лишь предоставляет на определенное время в распоряжение фрахтователя за обусловленную плату (фрахт) судно для оказания услуг по перевозке экспортных грузов, оказываемых фрахтователем иным организациям.

В соответствии со ст. ст. 632 и 642 ГК РФ договоры, в силу которых транспортное средство предоставляется за плату во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению судном и его технической эксплуатацией либо без оказания таких услуг, относятся к договорам аренды транспортного средства.

Договор аренды транспортных средств не относится к договорам по оказанию услуг. Следовательно, положения ст. 164 НК РФ на осуществляемые заявителем операции во исполнение обязательств по контрактам не распространяются.

Таким образом, несмотря на то, что предоставленное фрахтователю судно используется им для перевозки экспортных грузов, само по себе предоставление заявителем данного судна в аренду по договору фрахтования не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% <164>.

--------------------------------
<164> Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2006 г. по делу N А55-1040/2006-34.

4. Аренда судов осуществляется на основании договора между арендодателем - лицом, сдающим судно в аренду, и арендатором - лицом, принимающим судно в аренду.

Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства представляет собой гражданско-правовой договор, по которому транспортное средство предоставляется арендатору за плату во временное владение и пользование.

Данный договор выделяется в самостоятельный вид договора аренды в силу присущих ему особенностей.

Первая особенность обусловлена спецификой предмета договора - транспортного средства. Транспортные средства, в том числе суда внутреннего плавания, согласно ст. 130 ГК РФ отнесены к недвижимым вещам.

Вторая особенность связана с требованием к форме договора. По общему правилу сделки с недвижимым имуществом и, в частности, договор аренды недвижимости, заключенный на срок более одного года, требуют государственной регистрации (ст. ст. 164, 609 ГК РФ). Однако договор аренды транспортного средства не подлежит государственной регистрации, он заключается в простой письменной форме. Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики.

Так, ООО обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО убытков, возникших в результате столкновения теплохода "Беломорский-22" с теплоходом "Москва-104".

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет ОАО "Северо-Западный флот". Решения по иску к ОАО "Северо-Западное пароходство" не принято.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и в иске в этой части отказано. Также отказано в иске к ОАО "Северо-Западное пароходство".

Суд кассационной инстанции указал, что доводы ОАО об отсутствии у ООО права на иск в связи с тем, что право аренды теплохода "Москва-104" не зарегистрировано, следует считать несостоятельными исходя из следующего. По мнению ответчика, обязанность регистрации права аренды теплохода вытекает из ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 16 и 19 КВВТ РФ и Правил регистрации. Однако ни статья 131 Гражданского кодекса РФ, ни ст. ст. 16 и 19 КВВТ РФ не предусматривают регистрации права аренды судна и, соответственно, последствий отсутствия такой регистрации.

Не предусматривает регистрации договора аренды или права аренды и глава 10 КВВТ РФ, регулирующая аренду судов.

Как правильно указали суды обеих инстанций, в силу ст. 643 Гражданского кодекса РФ к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 Кодекса <165>.

--------------------------------
<165> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 сентября 2007 года по делу N А56-2433/2006.

Третья особенность состоит в обязанности арендатора в течение всего срока действия договора аренды транспортного средства поддерживать сданное в аренду транспортное средство в надлежащем состоянии, включая осуществление как текущего, так и капитального ремонта. По общему же правилу обязанность осуществления капитального ремонта сданного в аренду имущества возлагается на арендодателя (п. 1 ст. 616 ГК РФ).

И, наконец, четвертая особенность заключается в том, что арендатору транспортного средства предоставлено право без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду, если иное не предусмотрено договором. Как известно, применительно к договорам аренды иного имущества действует противоположное правило, согласно которому арендатор может передать арендованное имущество в субаренду только с согласия арендодателя (п. 2 ст. 615 ГК РФ).

5. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи отчуждение судна во время действия договора аренды не влечет за собой прекращение действия указанного договора, и новый собственник приобретает все права и обязанности, предусмотренные таким договором и законодательством Российской Федерации. При этом лицо, у которого отчуждается судно, обязано уведомить лицо, приобретающее право собственности на судно, обо всех договорах аренды, заключенных в отношении отчуждаемого судна. Обязанностью лица, приобретающего право собственности на судно, является уведомление всех арендаторов данного судна о смене собственника.

Таким образом, положения п. 4 комментируемой статьи основаны на наличии у обладателя вещного права правомочия следования. Оно означает сохранение обладателем своего вещного права, несмотря на переход вещи к новому собственнику (владельцу), право сохраняется и при перемене права собственности на такое имущество (например, в случае его продажи), обременяя его, т.е. всегда "следует" за вещью, а не за собственником.

Здесь нельзя не затронуть вопрос о природе права аренды - относится ли данное право к вещным, или же оно является обязательственным? В дореволюционной юридической литературе на этот счет существовали три позиции. Первая группа ученых придерживалась мнения об обязательственной природе права пользования арендованным имуществом <166>. Вторая точка зрения заключалась в том, что рассматриваемое право признавалось вещным, так как при "найме, как и купле-продаже, наниматель покупает от хозяина право собственности на выгоды из нанимаемого имущества" <167>. Согласно третьей позиции право пользования арендованным имуществом квалифицировалось как смешанное, двойственное - вещно-обязательственное <168>.

--------------------------------
<166> Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права (по изданию 1917 г.). С. 320.
<167> Змирлов К. Договор найма имущества по нашим законам // Журнал гражданского и уголовного права. СПб., 1884. Книга вторая. С. 58 - 59.
<168> Кавелин К.Д. Права и обязанности по имуществам и обязательствам в применении к русскому законодательству. СПб., 1879. С. 66.

В настоящее время современные ученые достаточно редко относят право аренды к вещным правам <169>. В этом отношении нельзя не согласиться с М.И. Брагинским, который отмечает, что едва ли не большинство гражданских правоотношений являются смешанными "вещно-обязательственными" <170>. Аренда в этом смысле не исключение.

--------------------------------
<169> См., например: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Ч. 2. С. 152.

КП: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

<170> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М., 1997. С. 223.

6. Согласно п. 5 комментируемой статьи передача судна в аренду и возврат судна по истечении срока действия договора аренды осуществляются арендодателем и арендатором в пункте отстоя судна. Расходы, связанные с доставкой судна в указанный пункт, несет сторона, передающая судно.

Данные положения соответствуют сути ст. 622 ГК РФ, в соответствии с которой при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.

В случае, когда за несвоевременный возврат арендованного имущества договором предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором.

7. Пункт 6 комментируемой статьи указывает на то, что договором аренды должен быть предусмотрен срок передачи судна в распоряжение арендатора с указанием дат наступления и окончания такого срока.

Арендатор не обязан принимать судно в свое распоряжение ранее даты наступления такого срока, но он обязан принять судно в свое распоряжение до истечения даты окончания такого срока. В случае если по истечении даты окончания такого срока судно не будет предоставлено в распоряжение арендатора, он имеет право требовать расторжения договора аренды.

Арендодатель также вправе расторгнуть договор аренды, если судно по истечении даты окончания такого срока не было принято арендатором.

8. Арендные отношения предполагают возможность последующей передачи арендованного имущества или его части в субаренду. При заключении договора субаренды лицо, передающее судно, приобретает права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации для арендодателей, по отношению к лицу, которому судно сдается в субаренду. При этом сохраняются права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором аренды, по отношению к лицу, у которого до этого судно было принято в аренду или субаренду.

По общему правилу арендатор может передать такое имущество в субаренду только с разрешения арендодателя, если иное не установлено правовыми актами. Статья 638 ГК РФ урегулирует этот вопрос иначе, указывая, что арендатор имеет право без согласия арендодателя заключать договор субаренды транспортного средства с экипажем (это правило распространяется и на договор субаренды транспортного средства без экипажа). Данная норма является диспозитивной, поэтому стороны могут в своем соглашении установить иное правило.

Остались вопросы по ст 60 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 60 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.