В случаях, если собственник затонувшего имущества не поднимет имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 48 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
Точнее было бы сформулировать как "в соответствии с гражданским законодательством". По отношению к фигуре собственника здесь рассматривается та ситуация, когда собственник известен. По отношению к ситуации с самим затонувшим имуществом здесь имеется в виду прежде всего та ситуация, когда оно не создает угрозы и не оказывает препятствий к осуществлению деятельности в смысле ст. 47 и ст. 49 КВВТ РФ. Если такая ситуация возникает, собственник, если он известен, вступает в правоотношения, регулируемые данными статьями.
Подобные фразы "определяются в соответствии с законодательством". В кодифицированных источниках права с нормами разных отраслей и институтов, каковым является и КВВТ РФ, без подобных приемов юридической техники обойтись трудно. Тем более когда это касается такого объемного института, как право собственности. Законодательство, о котором идет речь, здесь понимается предельно широко. Прежде всего это правила ГК РФ в части права собственности. Сюда же относятся более конкретизированные правила, например нормы гл. 4 КВВТ РФ (см. комментарий). Права собственника на затонувшее имущество может в это время попасть и в поле действия иных отраслей права. Здесь термин "законодательство" толкуется в широком понимании, то есть к нему относятся нормы не только законов, но и подзаконных актов. Тем не менее можно несколько остановиться на общих вопросах права собственника на затонувшее имущество в рассматриваемой ситуации. Прежде всего, данное право у него остается. Он не может быть его лишен иначе как по решению суда. Правила ст. 242 ГК РФ о реквизиции на такую ситуацию не распространяются - нет фактора чрезвычайности. Далее, на такое имущество может быть обращено взыскание по долгам его собственника. В частности, на такое имущество будут распространяться правила об аресте судна (см. комментарий к ст. 25 КВВТ РФ). В этом случае его могут продать в порядке исполнительного производства, а расходы на подъем и транспортировку возложить на бывшего собственника. Если такое судно или иное имущество не брошено собственником (он его просто не поднимает и не удаляет), оно продолжает находиться на его балансе и оно не погибло конструктивно и не утратило полностью полезных свойств, то в этом случае, если такому имуществу будет причинен вред, собственник будет вправе требовать его возмещения в порядке гл. 59 ГК РФ. Далее, собственник может воспользоваться правом, предоставленным ему ст. 236 ГК РФ, и отказаться от права собственности на такое имущество. Какой-либо запрещающей нормы в данной ситуации нигде не предусмотрено. В принципе, отказ может быть осуществлен в форме совершения действий, определенно свидетельствующих об устранении собственника от владения, пользования и распоряжения таким имуществом без намерения сохранить на него какие-либо права. Когда собственник не сделал указанное заявление, а если сделал, то не осуществил подъем и удаление такого имущества, может возникнуть предположение о том, что он от него отказался. В этом случае орган местного самоуправления может (п. 3 ст. 225 ГК РФ) подать заявление в территориальное управление государственного надзора на ВВТ о принятии такого имущества на учет как бесхозяйную недвижимую вещь. Согласно распоряжению Ространснадзора от 19 июля 2005 г. N АН-149-р(фс) "Об организации регистрации судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания территориальными управлениями государственного надзора на внутреннем водном транспорте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта", органами, осуществляющими регистрацию судов и прав на них, являются управления государственного надзора на ВВТ (БУГН на ВВТ). Поэтому именно они являются в данном случае органами, указанными в п. 3 ст. 225 ГК РФ. Это же следует из п. 15 ст. 19 КВВТ РФ. Но данный порядок применяется только в отношении затонувших судов, так как они относятся к недвижимости. По истечении года с даты постановки такого имущества на учет БОГУ на ВВТ или иной уполномоченный орган (например, в соответствии с указанной выше программой, утвержденной распоряжением правительства Ленинградской области от 21 сентября 2004 г. N 403-р, таким органом определено ГУ "Агентство экономического развития Ленинградской области") обращается с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на такое имущество. При этом право собственности в течение годичного срока не прекращается. Это значит, что собственник может вступить во владение, пользование и распорядиться таким имуществом, а также значит, что если таким имуществом или в результате действий собственника по его, скажем, подъему или транспортировке будет причинен вред, собственник будет обязан его возместить.
Рассмотренные вкратце правоотношения возникают только в случаях, если затонувшим имуществом является судно, так как суда относятся к недвижимости. Если затонувшее имущество является движимым, применяются правила п. п. 1 и 2 ст. 225 и ст. 226 ГК РФ. В этом случае лицо, фактически вступившее во владение таким имуществом (например, грузом), подает исковое заявление о признании имущества бесхозяйным.
Другой комментарий к статье 48 КВВТ РФ
В случаях, если собственник затонувшего имущества не сделает заявление согласно п. 1 ст. 46 Кодекса или не поднимет имущество в срок, установленный в соответствии с п. 2 ст. 46 Кодекса, права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, ст. 226 ГК РФ содержит правила о движимых вещах, от которых собственник отказался (так называемые брошенные вещи) и делит все брошенные вещи на две категории:
- малоценные вещи - вещи, стоимость которых явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, и вещи, входящие в список, содержащийся в п. 2 ст. 226 ГК (в том числе водный объект);
- иные брошенные вещи (не подходящие под первую категорию). Это предметы, стоимость которых явно не ниже суммы, соответствующей 5-кратному МРОТ. Верхнего предела стоимости этих объектов ГК не устанавливает.
В зависимости от этого существует два способа приобретения права собственности на брошенные вещи.
Для вещей, относящихся к первой категории, порядок приобретения права собственности более простой, а для вещей, подпадающих под вторую категорию, - более сложный.
Что касается вещей, принадлежащих к первой категории, то владельцу достаточно приступить к их использованию или совершить иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
В отношении вещей, подходящих под вторую категорию, требуется, во-первых, вступление во владение ими и, во-вторых, решение суда о признании их бесхозяйными. Право на подачу соответствующего заявления имеет владелец. Продолжительность владения не играет роли. Соответствующие дела рассматриваются в порядке особого производства (п. 1 ст. 262, ст. 290 ГПК РФ).
Специальные правила существуют для случайно поднятого затонувшего имущества при осуществлении операций, связанных с судоходством (ст. 52 КВВТ РФ).
Кроме того, затонувшее имущество, поднятое бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте (см. п. 1 ст. 49 Кодекса), может быть истребовано его собственником. При этом он должен возместить расходы на подъем затонувшего имущества и другие понесенные в связи с этим расходы при условии, что с момента подъема затонувшего имущества прошел не более чем один год.