Лицо, использующее незарегистрированное судно либо зарегистрировавшее его в одном из реестров судов с нарушением установленного порядка или нарушившее обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в Государственный судовой реестр и реестр арендованных иностранных судов, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 22 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
Административная ответственность за данные правонарушения установлена КоАП РФ. Наиболее часто применяемая на практике ст. 11.8 КоАП РФ "Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления". Под этим данная статья понимает управление судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания. Применительно к ответственности в рамках регистрации судов это будет управление судном, не зарегистрированном в установленном порядке. Данный состав применяется по отношению к лицам, непосредственно управляющим судном. Санкция здесь весьма скромная - от пятисот до тысячи рублей. Просто символическая. В отношении должностных лиц применяется ст. 11.13 КоАП РФ "Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения". В рассматриваемой ситуации к ответственности должностное лицо привлекается за нарушение правил выпуска судна в эксплуатацию без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию (следовало бы установить выпуск "с нарушением правил регистрации"). Санкция также весьма символическая. Данный состав применяется и в отношении маломерных судов. Согласно п. 1 ст. 23.39 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, рассматривают органы внутреннего водного транспорта. Только п. 2 данной статьи не указывает, какие именно органы и по каким именно правонарушениям, эти органы там просто перечисляются. Не содержится этого и в ст. 28.3 КоАП РФ, в которой дан перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Следует четко определить, какие именно органы ВВТ и дела о каких конкретно видах административных правонарушений полномочны (а лучше было бы определить - обязаны) рассматривать. Еще одна проблема в рамках административной ответственности состоит в том, что понятие маломерного судна, определенное в примечании к ст. 11.7 КоАП РФ, не содержится в КВВТ РФ и в Правилах государственной регистрации судов, а Правила плавания по ВВП определяют маломерное судно согласно указанному примечанию. Отсутствие единообразного определения делает затруднительным на практике применение административной ответственности, что тоже следует исправлять.
Другой комментарий к статье 22 КВВТ РФ
Комментируемая статья предусматривает установление административной ответственности за совершение следующих действий и бездействия:
- использование незарегистрированного судна в одном из реестров судов;
- регистрация судна в одном из реестров судов с нарушением установленного порядка;
- нарушение обязанности информировать об изменении сведений, вносимых в Государственный судовой реестр и реестр арендованных иностранных судов.
Так, ч. 1 ст. 11.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в том числе за управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке.
Данное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Административная ответственность за данное правонарушение устанавливается с целью обеспечения безопасности плавания и эксплуатации судов внутреннего водного транспорта.
Объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях, нарушающих требования, предъявляемые к эксплуатации судов.
Требования для выпуска в плавание и регистрации судов внутреннего водного транспорта помимо комментируемого Кодекса установлены Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144.
С субъективной стороны правонарушения совершаются умышленно.
Субъектами правонарушения являются физические лица, в том числе и должностные (например, представители командного состава судна), управляющие судами, не соответствующими требованиям, установленным для их эксплуатации.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27 КоАП РФ), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ), а также органов государственной инспекции по маломерным судам (ст. 23.40 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица перечисленных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Кроме того, ст. 19.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, в частности:
1) часть 1 статьи предусматривает ответственность за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением морских судов и судов смешанного (река - море) плавания), если регистрация обязательна.
Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей; на должностных лиц - от ста до трехсот рублей; на юридических лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей;
2) часть 2 статьи предусматривает ответственность:
- за нарушение собственником судна или фрахтователем судна правил государственной регистрации судов смешанного (река - море) плавания и прав на них;
- за невыполнение собственником судна или фрахтователем судна в установленный федеральным законом срок обязанности по государственной регистрации судна смешанного (река - море) плавания в одном из реестров судов Российской Федерации;
- обязанности по информированию органа, в котором зарегистрировано судно, об изменении сведений, вносимых в реестры судов Российской Федерации.
Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения может выражаться как в активных действиях, нарушающих требования, предъявляемые к регистрации судов, так и в невыполнении обязанностей, предусмотренных соответствующими правилами.
С субъективной стороны правонарушения совершаются умышленно.
Субъектами правонарушения являются физические лица, должностные лица и юридические лица, являющиеся собственником судна или его фрахтователем.
Дела об административных правонарушениях в части судов рассматриваются по ч. 2 ст. 19.22 КоАП РФ должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36 КоАП РФ), по ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ - органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (ст. 23.35 КоАП РФ).