Статья 161. Порядок предъявления претензий к перевозчику или буксировщику

1. До предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику.

2. Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.

3. К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии.К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или о повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

4. Претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Сроки исковой давности исчисляются в отношении:возмещения ущерба за утрату груза, багажа или буксируемого объекта - по истечении тридцати дней со дня окончания срока доставки груза, багажа или буксируемого объекта;возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза, багажа или повреждение буксируемого объекта - со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта;несоблюдения срока доставки груза или буксируемого объекта, возврата излишне уплаченной провозной платы - со дня выдачи груза или буксируемого объекта;задержки отправления или прибытия с опозданием пассажирского судна - со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии;возмещения ущерба за недостачу однородных грузов, перевозки которых осуществляются навалом, насыпью или наливом и отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, - со дня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки и сданных грузополучателям грузов.

Комментарий к статье 161 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Как уже указывалось, на внутреннем водном транспорте, как и на всех иных видах транспорта, обязательным является претензионный порядок рассмотрения и урегулирования споров по перевозке и буксировке. Общее правило на этот счет содержится в ст. 797 ГК РФ, согласно п. 1 которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, установленном транспортными кодифицированными актами. Следует обратить внимание - именно кодексами и уставами. Это прямое указание ГК РФ на кодифицированные акты является еще одним, формальным основанием включения в КВВТ РФ статей, более детально регулирующих порядок отношений участников претензионной деятельности, что прежде всего касается порядка обжалования в отказе составления актов и нарушении в их составлении. Не следует перекладывать такие вопросы на ведомственное нормотворчество.

ГК РФ, таким образом, относит регулирование претензионных отношений к компетенции транспортного законодательства, что и является содержанием комментируемой главы КВВТ РФ.

ГК РФ не говорит о претензионных отношениях по поводу буксировки, но фактическое сходство оказываемых услуг в перевозке и буксировке вполне обосновывают распространение законодателем в КВВТ РФ данных норм и на буксировку. Кроме того, в ГК РФ общие правила буксировки вообще отсутствуют.

Таким образом, п. 1 комментируемой статьи просто констатирует наличие обязательного претензионного порядка урегулирования отношений, возникающих в рамках ответственности перевозчиков и буксировщиков. Цель такого порядка - позволить сторонам урегулировать спор без обращения в суд. Кроме того, если такое обращение все же будет иметь место, доказательства и иные материалы, собранные в ходе претензионной деятельности, могут значительно облегчить рассмотрение предмета спора в суде.

2. Претензия должна быть направлена перевозчику или буксировщику по месту их нахождения, которое представляет собой их юридический адрес. Претензию следует вручать уполномоченному работнику перевозчика (буксировщика) под расписку. Должно быть минимум два экземпляра претензии. Один направляется перевозчику (буксировщику), второй остается у заявителя. При вручении под расписку следует требовать росписи с указанием фамилии и должности принявшего претензию лица, а также указания даты принятия претензии и ее регистрации. Можно направить претензию и заказным письмом с уведомлением о вручении. В претензии должны содержаться реквизиты сторон, данные о договоре перевозки (буксировке), на основании которого возникли претензионные отношения, сущность претензии, подробно, в чем проявилось обстоятельство, послужившее основанием для предъявления претензии. В конце должно содержаться само требование - его предмет и размер (сумма, цена). При предъявлении претензии пассажиром можно применять фразы "услуга", указывая, в чем проявился недостаток услуги. Следует указать, что п. 44 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72, отсылает к КВВТ РФ в отношении правил предъявления претензий. Вместе с тем данными Правилами, в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", устанавливается ответственность перевозчика не только в тех пределах, которые очерчены гл. 15 КВВТ РФ. В частности, перевозчик (именуемый здесь исполнителем) несет ответственность за непредоставление пассажиру информации об услугах, за нарушение прав пассажира на свободный выбор услуг. Само собой, что перевозчик несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира (потребителя). В этом случае подлежат применению правила гл. 59 ГК РФ и ст. ст. 14 и 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" (см. комментарий к ст. 116 настоящего Кодекса). Неясно, является ли необходимым предъявление претензии в случае нарушения перевозчиком указанных прав пассажиров в отношениях их как исполнителя и потребителя. Неясно также, надо ли предъявлять претензию при причинении вреда жизни и здоровью пассажира, или можно сразу предъявлять иск. На первый взгляд, исходя из систематического толкования п. 1 ст. 797 ГК РФ и соответствующих статей КВВТ РФ, где установлены обстоятельства ответственности перевозчика по отношению к пассажиру, можно сделать вывод, что здесь допускается сразу подача искового заявления. Пункт 1 ст. 797 ГК РФ устанавливает, что порядок предъявления претензий устанавливается транспортным кодексом. Само собой, что здесь порядок надлежит толковать расширительно, так как сюда входит и установление обстоятельств, при которых предъявляется претензия. В гл. 16 и гл. 18 КВВТ РФ такие обстоятельства, как причинение вреда жизни и здоровью или нарушение права на информацию об услуге, не указаны. Но вместе с тем п. 1 ст. 161 КВВТ РФ применяет фразу "в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза". "В связи с перевозкой" находятся и все указанные обстоятельства ответственности перевозчика. Другое дело, что ст. 162 КВВТ РФ такие обстоятельства не упоминает. С одной стороны, они являются основаниями имущественной ответственности перевозчика, с другой стороны, конкретно они в КВВТ РФ не указаны. Так или иначе, но если потребитель (пассажир), не предъявив в этих случаях (например, при возмещении вреда здоровью) претензию, обратился сразу в суд с иском, это не должно рассматриваться как основание в отказе в принятии иска, так как в этом случае было бы нарушено общее правило ст. 1064 ГК РФ, согласно которому причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

3. Претензия, как уже указывалось, должна быть сопровождена документально. Это значит, что к ней должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии их. Это документы, подтверждающие право заявителя на претензию. Конкретный перечень таких документов зависит от специфики основания ответственности перевозчика (буксировщика). Должны быть приложены документы, свидетельствующие о самой перевозке или буксировке: договор, транспортная накладная, дорожная ведомость, квитанция, билет, багажная квитанция и иные, то есть все документы, которыми оформлялись отношения сторон в процессе заключения, осуществления и прекращения договора. При наличии коммерческого акта, акта общей формы и иных удостоверяющих основания ответственности документов - все они должны быть приложены в обязательном порядке. При отказе в составлении акта или составлении его с нарушениями должны быть приложены документы обжалования этого и документ о рассмотрении жалобы (заявления). В обязательном порядке должны прилагаться документы, обосновывающие сумму претензии. Что касается прилагаемых документов, то они должны быть в любом случае, а что касается содержания самой претензии, то если заявитель уверен, что претензия удовлетворена не будет, необязательно составлять ее слишком развернутой и объемной. При рассмотрении иска роль доказательств будут играть прежде всего эти документы. Что касается содержания самой претензии, то в такой ситуации следует особый упор сделать на обоснование суммы, именно сумма претензии будет впоследствии ценой иска. Иногда, при отказе в удовлетворении претензии или при отсутствии ответа на нее, перевозчик (буксировщик) может не возвратить прилагаемый документы. В этом случае следует обращаться к п. 43 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Данное Постановление, хотя и не относится к водному транспорту, тем не менее содержит ряд разъяснений судам, которые могут применяться и по отношению к ВВТ. В данном пункте указывается, что, если в исковом заявлении истец ссылается на невозможность представления необходимых документов, так как перевозчик не возвратил их с ответом об отклонении претензии либо не ответил на претензию, арбитражный суд при подготовке дела к рассмотрению обязывает перевозчика представить документы, которые должны быть приложены к претензии.

4. Все кодифицированные транспортные нормативно-правовые акты определяют срок, в течение которого может быть предъявлена претензия, а также момент, с которого данный срок начинает исчисляться. На внутреннем водном транспорте эти сроки и моменты установлены п. 4 ст. 161 настоящего Кодекса. КВВТ РФ устанавливает, что претензия может быть заявлена в течение срока исковой давности. В п. 4 устанавливается момент, с которого начинает течь тридцатидневный срок для предъявления претензии:

для претензии о возмещении ущерба за утрату - по истечении тридцати дней со дня окончания срока доставки груза, багажа или буксируемого объекта;

о возмещении ущерба за недостачу, повреждение и порчу - со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта;

о возмещении ущерба несоблюдением срока доставки, а также о возврате излишне уплаченной провозной платы - со дня выдачи груза или буксируемого объекта;

претензий о возмещении ущерба задержкой отправления или прибытием с опозданием пассажирского судна - со дня наступления события, являющегося основанием для претензии;

о возмещении ущерба за недостачу перевозимых наливом, навалом или насыпью однородных грузов (нефть, топливо, керамзит и т.д.), отправки которых осуществляются в соответствии с организационным договором - со дня подписания акта сверки расчетов за количество сданных к перевозке и принятых грузов.

Во всех этих случаях претензию можно предъявлять на следующий день после указанного дня, который истекает в 00.00 часов. Впрочем, если, например, груз или буксируемый объект передан (роспись в получении) или, скажем, акты сверки расчетов подписаны, а рабочий день не истек, по возможности можно предъявить претензию и в этот день.

Следует несколько остановиться на правовых последствиях пропуска рассматриваемого срока предъявления претензии. По общему правилу его истечение прекращает право заявителя на предъявление претензии, а отсутствие претензионного порядка лишает его и права на иск. Статья 797 ГК РФ на этот счет ничего не говорит, но указание в ней на то, что порядок предъявления претензий является предметом регулирования транспортного устава или кодекса вполне означает, что эти уставы и кодексы могут устанавливать такие сроки и последствия их несоблюдения. КВВТ РФ лишь констатирует, что претензия должна быть заявлена в такой срок. В отличие от КВВТ РФ, ст. 126 ВК РФ и ст. 123 УЖТ РФ прямо устанавливают, что перевозчик может принять к рассмотрению претензию, направленную после истечения установленного срока, если будут в наличии уважительные причины пропуска такого срока. Не помешала бы подобная норма и в КВВТ РФ. Но в любом случае, арбитражная практика в настоящее время не признает сроки для предъявления претензии в качестве пресекательных, что установлено п. 42 указанного выше Постановления Пленума ВАС РФ. Более того, по отношению к предъявлению претензии пассажиром или лицом, заключавшим договор о перевозке груза для личных (бытовых) нужд, отказ в судебной защите на том основании, что истцом не был соблюден срок для предъявления претензии, противоречил бы Закону РФ "О защите прав потребителей" и ст. 46 Конституции РФ. Но на практике лучше претензионный срок все же соблюдать. Кроме того, согласно абзацу 2 п. 42 указанного выше Постановления Пленума ВАС РФ, нарушение претензионного срока является основанием отнесения на истца судебных расходов, причем независимо от исхода спора. Если же вести речь о теории, то в теории гражданского процесса и арбитражного процесса, то здесь случаи несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора (а нарушение срока - это одна из форм такого несоблюдения) относятся к устранимым предметным обстоятельствам, препятствующим возникновению судопроизводства <9>. Это означает, что судья в определении о возвращении искового заявления (оставлении заявления без движения) указывает истцу, как следует устранить эти обстоятельства. Еще некоторые вопросы последствий несоблюдения претензионного порядка будут затронуты в комментарии к ст. 164 настоящего Кодекса.

--------------------------------
<9> Гражданский процесс России / Под ред. М.А. Викут. М., 2003. С. 244.

Другой комментарий к статье 161 КВВТ РФ

1. Предприятия, учреждения и граждане вправе в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.

Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (ст. 4 АПК РФ).

2. Претензия - это письменный документ, составляемый в соответствии с требованиями федерального закона, устанавливающего претензионный порядок урегулирования данной категории споров, а в остальных случаях - в произвольной форме в соответствии с условиями договора и (или) юридическими обыкновениями <261>.

--------------------------------
<261> Исковые заявления и претензии / Под ред. М.Ю. Тихомирова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во М.Ю. Тихомирова, 2006.

Порядок предъявления претензий к перевозчику предусматривается ст. 797 ГК РФ, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

3. Претензионный порядок рассмотрения споров различается в зависимости от вида транспорта. В частности, отличается перечень документов, которыми заявитель должен обосновать конкретный вид претензий; круг лиц, имеющих право на их предъявление; транспортные организации, к которым претензии предъявляются; сроки предъявления и рассмотрения претензий.

Суть претензионного порядка, действующего при исполнении транспортного обязательства, заключается в том, что стороны должны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия (сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.).

Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия - клиентурой перевозчика или смежными органами транспорта, выступающими в роли отправителя или получателя груза, независимо от вида перевозок и т.д.

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения (см. ст. 162 Кодекса и комментарий к ней).

Претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются:

- управлению железной дороги назначения, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;

- пароходству, когда конечным пунктом перевозки является порт (пристань).

Если по заявленной пароходству претензии ответственной является железная дорога, пароходство направляет претензию железной дороге, которой принадлежит станция перевалки груза на воду; если претензия предъявлена железной дороге назначения, а ответственным по ней является пароходство, то железная дорога направляет претензию пароходству перевалки. Железная дорога и пароходство при направлении претензий обязаны приложить к ним данные о результатах рассмотрения в части ответственности, относящейся к дороге или пароходству, и уведомить заявителя о пересылке претензий.

Управления железных дорог и пароходства обязаны пересылать друг другу претензии в срок не позднее 3 месяцев до истечения установленного срока на рассмотрение претензии.

КВВТ РФ не предъявляет каких-либо требований к форме и содержанию претензии. Однако очевидно, что в претензии должны быть указаны:

- наименование организации, которой адресована претензия;

- обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, и доказательства, их подтверждающие;

- ссылки на соответствующий нормативный акт или условия договора;

- сумма претензии и ее обоснование;

- требования заявителя;

- иные сведения, необходимые для урегулирования спора;

- документы, подтверждающие данные, содержащиеся в претензии. Они должны быть представлены в подлинниках или копиях, заверенных в порядке, установленном законом, либо выписки из них (накладные, договоры и т.д.).

К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Претензия подписывается руководителем организации, предъявляющей претензию, либо лицом, надлежащим образом уполномоченным.

Во избежание разногласий по поводу факта и даты поступления претензии и прилагаемых документов целесообразно претензию отправлять заказным или ценным письмом, либо используя средства связи, которые обеспечивают фиксирование ее отправления, либо вручать под расписку.

Все транспортные уставы и кодексы определяют момент, с которого возникает право на обращение с претензией к перевозчику.

Согласно ст. 117 КВВТ РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщик - за утрату или повреждение буксируемого объекта с момента приема груза, багажа или буксируемого объекта для перевозки или буксировки (выдачи грузоотправителю, отправителю багажа или отправителю буксируемого объекта квитанции, подтверждающей прием груза или багажа для перевозки либо буксируемого объекта для буксировки) и до момента их выдачи грузополучателю (росписи его в дорожной ведомости в получении груза), получателю багажа (росписи его в багажной квитанции) или получателю буксируемого объекта (росписи его в дорожной ведомости в получении буксируемого объекта), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, багажа либо утрата или повреждение буксируемого объекта произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик либо буксировщик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

4. Претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Сроки исковой давности исчисляются в отношении:

- возмещения ущерба за утрату груза, багажа или буксируемого объекта - по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза, багажа или буксируемого объекта;

- возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза, багажа или повреждение буксируемого объекта - со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта;

- несоблюдения срока доставки груза или буксируемого объекта, возврата излишне уплаченной провозной платы - со дня выдачи груза или буксируемого объекта;

- задержки отправления или прибытия с опозданием пассажирского судна - со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии;

- возмещения ущерба за недостачу однородных грузов, перевозки которых осуществляются навалом, насыпью или наливом и отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, - со дня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки и сданных грузополучателям грузов.

Таким образом, претензионный порядок считается соблюденным, если:

- претензия заявлена надлежащим заявителем;

- претензия заявлена к надлежащему перевозчику;

- к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента;

- претензия заявлена в установленный срок.

Остались вопросы по ст 161 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 161 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.