1. Обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчиков, буксировщиков, грузоотправителей, грузополучателей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемых объектов и пассажиров при осуществлении соответствующих перевозок, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми перевозчиками или буксировщиками по заявлениям грузоотправителей, грузополучателей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемых объектов и получателей багажа. Формы коммерческого акта и акта общей формы, а также правила их составления устанавливаются правилами перевозок грузов и правилами перевозок пассажиров и их багажа.
2. Коммерческий акт составляется при выдаче груза, багажа или буксируемого объекта для удостоверения:несоответствия фактического наименования груза, багажа или буксируемого объекта, массы груза или багажа, количества грузовых мест или мест багажа указанным в перевозочном документе данным;повреждения (порчи) груза, багажа или повреждения буксируемого объекта;обнаружения груза, багажа или буксируемого объекта без перевозочного документа, а также перевозочного документа без груза, багажа или буксируемого объекта;недостачи древесины и такелажа в поврежденных плотах;возвращения перевозчику похищенного груза, багажа или буксируемого объекта.Отказ от составления коммерческого акта или оформление его с нарушением установленных требований могут быть обжалованы в порядке, установленном правилами перевозок грузов.
3. Недостача или порча грузов, перевозимых наливом, удостоверяется перевозочными документами в порядке, установленном правилами перевозок грузов.
4. Коммерческий акт не составляется:при недостаче массы груза в пределах норм естественной убыли, норм снижения процента влажности или сорности при перевозке груза, норм расхождения в показаниях весовых приборов, разницы в массе груза, принятого для перевозки исходя из условий расчетов по итогам за навигацию; при выдаче груза, доставка которого осуществлена на технически исправном судне или в контейнере с неповрежденными запорно-пломбировочными устройствами либо в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя.
5. Акты общей формы составляются в случае удостоверения обстоятельств, не предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Комментарий к статье 160 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Как и на всех видах транспорта, на внутреннем водном транспорте предусматривается претензионный порядок предъявления требований к перевозчику и буксировщику по обстоятельствам, являющимися основаниями их имущественной ответственности. Суть такого порядка в том, что до того, как предъявить перевозчику или буксировщику иск, необходимо предъявить ему претензию в порядке, установленном в транспортном законодательстве. Недостатком практически всех кодифицированных источников транспортного законодательства является та их черта, что порядок предъявления претензий в них почти полностью состоит из отсылочных норм, а отсылают эти нормы к подзаконным актам, создавая еще одно благодатное условие для чрезмерной экспансии ведомственного нормотворчества. Думается, что, если бы в комментируемой главе КВВТ РФ содержалось еще 5 - 6 статей, более детально и единообразно регулирующих именно порядок, стадийность, а также отношения участников претензионной деятельности, это было бы плюсом и не "испортило" бы настоящий Кодекс.
Предъявляя претензию перевозчику или буксировщику, необходимо данную претензию сопроводить документально, то есть позаботиться о наличии всех документов, обосновывающих претензию. Одними из главных документов являются коммерческий акт и акт общей формы.
Коммерческий акт, как и акт общей формы, - это документ, составляемый перевозчиком или буксировщиком по заявлению грузоотправителя, грузополучателя, отправителя, получателя буксируемого объекта и получателя багажа, удостоверяющий обстоятельства, являющиеся основанием имущественной ответственности перевозчика или буксировщика. В п. 4 ст. 796 ГК РФ упоминается о коммерческом акте и акте общей формы только как о документах, констатирующих факт несохранности груза. Юридическое значение коммерческих актов и актов общей формы состоит в фиксации обстоятельств, служащих основаниями ответственности перевозчиков или буксировщиков. В претензионном процессе они выполняют функцию средства доказывания. Если заявляется претензия, к ней в обязательном порядке должен быть приложен коммерческий акт или акт общей формы. Отсутствие данных актов не лишает потенциального заявителя права на предъявление претензии, но доказывать наличие обстоятельств ответственности перевозчика или буксировщика на основании одних только транспортных (сопроводительных) документов будет сложнее. Равно и для перевозчика (буксировщика) будет труднее доказывать наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности. Поэтому всегда в таких случаях следует составлять коммерческий акт (акт общей формы), причем в присутствии получателя.
Коммерческий акт следует составлять по общему правилу в день выгрузки грузов, непосредственно после их проверки. Аналогично и в отношении буксируемого объекта - в день его принятия получателем, непосредственно после осмотра. Если обстоятельства, подлежащие фиксации в коммерческом акте, наступили в пути следования, коммерческий акт составляется непосредственно после обнаружения таких обстоятельств. В данном случае, так как отправитель (получатель) не имеет возможности контролировать перевозчика, он находится в уязвимом положении с точки зрения вероятности искажения данных, подлежащих включению в коммерческий акт. Представляется, что в данных ситуациях следовало бы в настоящий Кодекс внести нормы (хотя бы отсылочные) об ответственности за искажение данных, подлежащих оформлению коммерческим актом, либо установить составление в порте назначения второго экземпляра коммерческого акта так, чтобы акт, составленный на судне в пути следования, и акт, составленный по прибытии, юридически рассматривались как одно целое.
По общему правилу коммерческий акт составляется в трех экземплярах, подписываемых перевозчиком (буксировщиком) и получателем. Все данные, подлежащие фиксации в коммерческом акте, надлежит вносить и оформлять полностью, с предельной точностью. Не допускается внесение исправлений, зачеркивания, все ответы на вопросы бланка должны быть недвусмысленными. Нельзя также заносить в коммерческий акт информацию предположительного характера, не должно быть никаких выводов и заключений. Не допускаются фразы типа "следует полагать", "видимо", "примерно", "возможно", "приблизительно" и им подобных. Время должно указываться с точностью до минуты. Не допускаются записи о состоянии груза (багажа), тары или буксируемого объекта в общих выражениях "погрузка неправильная" (должно указываться, что именно неправильно и в каком количестве), "такелаж поврежден" (должно указываться конкретно, как именно и что в такелаже повреждено). Если такие правила составления коммерческого акта нарушаются, он считается составленным с нарушением, что может быть основанием его обжалования. В какой-то степени коммерческий акт в этом отношении можно сравнить с протоколом производства следственного действия, где играет огромную роль буквально каждый знак препинания. Конкретное содержание коммерческого акта определяется спецификой тех обстоятельств, которые подлежат оформлению в нем. Такие обстоятельства перечислены в п. 2 комментируемой статьи.
2. Данный перечень является исчерпывающим. Первое из таких обстоятельств - несоответствие фактического наименования груза, багажа или буксируемого объекта, массы груза или багажа, количества грузовых мест или мест багажа тем данным, которые указаны в накладной и иных перевозочных документах. При несоответствии наименований следует точно указывать, что именно не соответствует и когда было обнаружено несоответствие. Несоответствие массы груза (багажа) или количества грузовых мест (мест багажа) - это не что иное, как недостача. При оформлении недостачи следует подробно фиксировать все обстоятельства недостачи и ее обнаружения, а также точно определять количественную составляющую акта. Многое здесь зависит от специфики груза. Например, если обнаружена недостача груза при поврежденной таре, должно быть указано качество и вид материала, из которого изготовлена тара, соответствует ли тара требованиям государственных стандартов, одинаковы или различаются грузовые места в однотипной исправной таре по весу и габаритам. Если груз перевозился в стеклянной таре, указывается вид стекла и есть ли на нем заводские дефекты, то есть недостача груза или багажа фиксируется по правилам до мелочей. Следующий вид несохранности груза или багажа, подлежащий удостоверению коммерческим актом, - это повреждение (порча) груза или багажа. По отношению к буксировке - повреждения буксируемого объекта. Устанавливается и фиксируется подробно каждый признак повреждения, указывается, какие признаки повреждения груза или тары установлены. Если тара исправна, то указывают, по каким признакам обнаружено повреждение (порча) груза, допустим, следы течи, звук битого стекла. Указывается состояние упаковочного материала. При наличии пломб указывается количество и состояние пломб и оттисков, а также была или нет возможность доступа к грузу без вскрытия пломб. Словом, указывается все относительно характера, количества, времени и способа обнаружения повреждений (порчи) груза или багажа или повреждений буксируемого объекта. Следующее из обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом, - это обнаружение перевозочного документа без груза (багажа) или буксируемого объекта, то есть случай утраты груза (багажа) или буксируемого объекта и случаи обнаружения груза (багажа) или буксируемого объекта без сопроводительных документов. Здесь также точно фиксируются все обстоятельства такого обнаружения с указанием причин отсутствия груза (буксируемого объекта) либо соответствующих документов. На бездокументарный груз должно быть указано, когда, где и при каких обстоятельствах обнаружен такой груз, количество мест, маркировка, состояние тары и упаковки, пломб и оттисков. Недостача древесины и такелажа при повреждении плота - частный случай несохранности буксируемого объекта. Это отражается не только в коммерческом акте, но и в акте окончания буксировки (относится не только к плотам). Здесь перечисляются неповрежденные сплоточные единицы и количество леса в них по спецификациям, прилагаемым к накладной, а количество древесины в поврежденных единицах может указываться ориентировочно. Характер повреждений указывается подробно, как и повреждения такелажа. Недостача или порча (потеря коммерческой применимости исходя из химических свойств) наливных грузов удостоверяется в документарной форме согласно правилам перевозок грузов (п. 3 комментируемой статьи). Коммерческим актом оформляется и возвращение перевозчику похищенного груза, багажа или буксируемого объекта. Это необходимо потому, что согласно ст. 117 КВВТ РФ, если груз доставлен по истечении установленного срока, получатель может его принять в случае возврата перевозчику суммы, выплаченной им в результате утраты груза.
В случае отказа в составлении коммерческого акта или нарушений при его оформлении грузополучатель вправе до момента вывоза груза из порта назначения обжаловать такой отказ или нарушение руководителю порта, который обязан дать мотивированный ответ на жалобу в течение трех дней (в отношении скоропортящихся грузов - одного дня). Документы об обжаловании впоследствии должны быть приложены к исковому заявлению. В случае отказа в составлении коммерческого акта грузополучатель принимает груз по правилам приемки продукции по качеству и количеству от контрагента по договору поставки. Данные акты, составленные без участия перевозчика, суд может рассматривать как косвенные доказательства несохранности груза.
3. Если груз прибыл на технически исправном судне либо в контейнере с неповрежденными запорными устройствами, а равно в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя, коммерческий акт не составляется, что следует признать ошибочным, так как указанные обстоятельства еще не являются окончательным свидетельством того, что в процессе перевозки или во время погрузки не было обстоятельств, вызвавших несохранность груза. Несохранность может наступить, например, в результате неправильных действий отправителя по погрузке. А в такой ситуации, несмотря на то что она служит основанием освобождения перевозчика от ответственности, предъявитель претензии будет доказывать его вину. Поэтому не помешало бы удостоверять несохранность груза и в данном случае тоже коммерческим актом. Недостача массы груза в пределах норм естественной убыли, норм снижения влажности или сорности, норм расхождения в показаниях весовых приборов (+/- 1%) и разница в массе груза, принятого к перевозке, исходя из расчетов по итогам за навигацию тоже коммерческим актом не оформляются.
4. Обстоятельства, не предусмотренные п. 2 ст. 160 настоящего Кодекса, оформляются актами общей формы, что еще раз говорит об исчерпывающем характере перечня обстоятельств, оформляемых коммерческим актом. Как правило, актами общей формы оформляются следующие обстоятельства:
подача к перевозке непригодного судна;
проверка массы и количества грузовых мест;
повреждение судна или контейнера средствами отправителя или получателя при погрузке или выгрузке груза, повреждения судна буксируемым объектом;
оставления представителем грузоотправителя или грузополучателя сопровождаемого ими груза;
утрата документов, прилагаемых к транспортной накладной;
отказ в приеме груза к перевозке (буксируемого объекта к буксировке);
разногласия относительно суммы объявленной стоимости груза.
Другой комментарий к статье 160 КВВТ РФ
1. В соответствии со ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно ст. 117 КВВТ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщик - за утрату или повреждение буксируемого объекта с момента приема груза, багажа или буксируемого объекта для перевозки или буксировки и до момента их выдачи грузополучателю, получателю багажа или получателю буксируемого объекта. Ответственность наступает, если перевозчик (либо буксировщик) не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, багажа либо утрата или повреждение буксируемого объекта произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае:
- утраты либо недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного либо недостающего груза или багажа;
- повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза или багажа, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере стоимости груза или багажа;
- утраты груза или багажа, сданных для перевозки с объявлением их ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза или багажа, возмещается взысканная за перевозку груза или багажа провозная плата, если такая плата не входит в стоимость груза или багажа.
Эти и иные обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчиков, буксировщиков, грузоотправителей, грузополучателей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемых объектов и пассажиров при осуществлении соответствующих перевозок, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. Они составляются перевозчиками или буксировщиками по заявлениям грузоотправителей, грузополучателей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемых объектов и получателей багажа.
Формы коммерческого акта и акта общей формы, а также правила их составления устанавливаются Правилами перевозок грузов и Правилами перевозок пассажиров и их багажа.
2. Коммерческий акт - это документ, составляемый в случае обнаружения в пункте назначения недостачи, порчи или повреждения груза и служащий основанием для предъявления получателем груза стороне, допустившей порчу груза, претензии о возмещении убытков <256>. Коммерческий акт составляется на бланке определенной формы для выдачи получателю вместе с грузом. В нем фиксируются причины, размер и характер ущерба и другие обстоятельства, которые в дальнейшем могут служить основанием возложения на перевозчика ответственности за несохранность груза и в то же время требуют подробной и точной фиксации фактов.
--------------------------------
<256> См.: Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2005.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи коммерческий акт составляется при выдаче груза, багажа или буксируемого объекта для удостоверения:
- несоответствия фактического наименования груза, багажа или буксируемого объекта, массы груза или багажа, количества грузовых мест или мест багажа указанным в перевозочном документе данным;
- повреждения (порчи) груза, багажа или повреждения буксируемого объекта;
- обнаружения груза, багажа или буксируемого объекта без перевозочного документа, а также перевозочного документа без груза, багажа или буксируемого объекта;
- недостачи древесины и такелажа в поврежденных плотах;
- возвращения перевозчику похищенного груза, багажа или буксируемого объекта.
В коммерческом акте должно содержаться точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов.
Коммерческий акт является важным доказательством, служащим основанием для возложения ответственности за несохранную перевозку на стороны перевозочного процесса.
Пароходство не может нести ответственность за несохранную перевозку груза, если это обстоятельство не удостоверено коммерческим актом.
Пример. Леспромхоз обратился в арбитраж с иском о взыскании с речного пароходства стоимости недостающего вина, перевозившегося по накладной внутреннего водного сообщения.
Иск удовлетворен на том основании, что факт недостачи вина удостоверен актом общей формы.
Речное пароходство подало заявление о пересмотре решения, сославшись на то, что факт недостачи вина не подтвержден надлежащим образом.
Как видно из материалов дела, в адрес леспромхоза в контейнере были отгружены винно-водочные изделия. Актом общей формы установлено, что контейнер при транспортировке был вскрыт и в нем обнаружена недостача 7 ящиков с вином.
Обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности пароходства, грузоотправителей, грузополучателей при перевозке по внутренним водным путям удостоверяются составленными пароходствами коммерческими актами или актами общей формы. Факт несохранной перевозки удостоверяется коммерческим актом.
Между тем коммерческий акт на недостачу 7 ящиков не составлялся. Грузополучатель не требовал от пароходства составления такого акта.
Учитывая, что факт несохранности груза не удостоверен коммерческим актом, пароходство не могло нести ответственности по делу <257>.
--------------------------------
<257> Письмо Государственного арбитража РСФСР от 2 ноября 1990 г. Н-10/6 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с перевозкой грузов речным транспортом".
Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Представители сторон, участвующие в составлении коммерческого акта, не вправе отказаться от его подписания.
Обжалование действий перевозчиков при отказе в составлении коммерческого акта имеет немаловажное значение при предъявлении претензии к перевозчику при отсутствии коммерческого акта. В этом случае, помимо документов, представление которых необходимо при предъявлении претензии, грузополучателем вместо коммерческого акта представляется документ, которым отказ в составлении коммерческого акта был обжалован <258>.
--------------------------------
КП: примечание.
Учебник В.А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2011 (7-е издание, переработанное и дополненное).
<258> Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: Юстицинформ, 2005.
Статья 796 ГК РФ указывает, что составленный перевозчиком в одностороннем порядке коммерческий акт должен оцениваться арбитражным судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.
3. Если при передаче грузов с водного транспорта на железнодорожный или автомобильный или наоборот будут обнаружены недостача, порча, либо повреждение груза, либо несоответствие контрольных знаков на запорно-пломбировочном устройстве знакам, указанным грузоотправителем в накладной, сдающая сторона обязана проверить находившийся в вагоне или контейнере груз по вложенной фактуре и составить коммерческий акт о результатах проверки и опломбировать вагон или контейнер своим запорно-пломбировочным устройством, о чем сделать соответствующую запись в коммерческом акте с указанием контрольных знаков пломб, наложенных после проверки, и указанием в передаточных ведомостях даты и номера акта.
В случае обнаружения при передаче груза недостачи веса или грузовых мест против накладной, порчи и повреждения груза, неверного наименования груза сдающей стороной с участием принимающей стороны составляется коммерческий акт. Копию акта сдающая сторона обязана передать принимающей стороне до оформления передаточной ведомости для приложения ее к перевозочным документам. В передаточной ведомости указываются номер коммерческого акта и дата его составления.
При наличии повреждения, признаков вскрытия тары или утраты груза по требованию принимающей стороны производятся вскрытие неисправных мест и проверка содержимого. Сдающая сторона упаковывает вскрытые места своими средствами.
Если на эту неисправность был ранее составлен коммерческий акт и при проверке груза не будет установлено расхождения с этим актом, об этом делается только отметка в передаточной ведомости и в попутном коммерческом акте. При расхождении данных с ранее составленным актом составляется новый коммерческий акт (§ 52 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении <259>).
--------------------------------
<259> Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17, 24 апреля 1956 г. (в ред. от 1 сентября 1984 г.).
Если при передаче контейнеров с водного транспорта на железнодорожный или обратно будут обнаружены неисправность контейнера, отсутствие или повреждение пломбы, а также несоответствие контрольных знаков на пломбе знакам, указанным грузоотправителем в накладной, сдающая сторона обязана проверить находящийся в контейнере груз по вложенной фактуре, составить коммерческий акт о результате проверки и опломбировать контейнер своей пломбой, о чем сделать соответствующую запись в коммерческом акте с указанием контрольных знаков пломб, наложенных после проверки.
В случае если при проверке груза в контейнере не окажется фактуры или описи вещей, количество оказавшегося в контейнере груза подробно указывается в коммерческом акте (§ 91 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении).
Таким образом, Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (§ 52, 91) указывают на коммерческий акт как на единственную форму фиксации соответствующих обстоятельств.
4. Коммерческий акт не составляется:
- при недостаче массы груза в пределах норм естественной убыли, норм снижения процента влажности или сорности при перевозке груза, норм расхождения в показаниях весовых приборов, разницы в массе груза, принятого для перевозки исходя из условий расчетов по итогам за навигацию;
- при выдаче груза, доставка которого осуществлена на технически исправном судне или в контейнере с неповрежденными запорно-пломбировочными устройствами либо в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя.
5. Акты общей формы составляются в случае удостоверения обстоятельств, не предусмотренных п. 2 комментируемой статьи.
Так, например, в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 23 августа 1997 г. N 321 "Об охране и сопровождении воинских грузов при их перевозке железнодорожным, морским и речным транспортом" (ст. 37) <260> в случае перегрузки груза в другой вагон начальник караула обязан потребовать от начальника станции составить акт общей формы, в котором должны быть указаны: причина перегрузки; номер вагона и контрольные знаки пломб на вагоне, из которого произведена перегрузка; номер вагона, в который перегружен груз, и контрольные оттиски оставленных на нем пломб; наименование станции перегрузки. На основании акта о перегрузке груза начальник караула вносит соответствующую запись в опись на охраняемый воинский транспорт. Опись и один экземпляр акта сдаются грузополучателю.
--------------------------------
<260> Приказ Министра обороны РФ от 23 августа 1997 г. N 321 "Об охране и сопровождении воинских грузов при их перевозке железнодорожным, морским и речным транспортом".
Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.