1. Относящиеся к общей аварии убытки от гибели или повреждения груза определяются в соответствии со стоимостью груза в момент его выгрузки на основании торгового счета, выставленного получателю, при отсутствии счета - на основании стоимости груза в момент его отгрузки.Стоимость груза в момент его выгрузки включает в себя расходы на страхование и провозную плату, если только провозная плата не находится на риске грузовладельца.
2. В случае продажи поврежденного груза относящиеся к общей аварии убытки составляют разницу между стоимостью груза в неповрежденном состоянии, определяемой в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и чистой выручкой от продажи груза.
Комментарий к статье 151 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Ко второй группе убытков относятся не только повреждения или гибель судна, но и повреждения или гибель груза. Имеется в виду как весь груз, так и его часть. Убытки, о которых идет речь, представляют собой сумму, отражающую то пожертвование груза, которое было осуществлено как акт общей аварии. Сумма (размер) этих убытков - это и есть общая авария по отношению к грузу. Впоследствии размер этих убытков соотносится с контрибуционной стоимостью (см. комментарий к ст. 154 настоящего Кодекса) для определения контрибуционного дивиденда.
Стоимость груза в момент его отгрузки - это сумма, пропорционально которой определяется размер общей аварии от груза. Если торгового счета (см. комментарий к ст. 79 КВВТ РФ) нет, для определения общей аварии берется за основу стоимость груза в момент его отгрузки на судно. Стоимость груза в момент выгрузки составляет расходы на страхование (см. комментарий к ст. 69 настоящего Кодекса) и провозную плату, если она не находится в данный момент на риске грузовладельца.
2. Определение размера общей аварии при продаже поврежденного груза также не должно вызывать затруднений. Она составит разницу в стоимости груза в неповрежденном состоянии и чистой суммой от продажи такого груза. В случае продажи застрахованных грузов, ориентировочная продажная цена устанавливается представителем страховщика в аварийном сертификате (акт осмотра и экспертизы груза), в котором указывается также и наличие либо отсутствие самой возможности продажи груза и доля испорченного (поврежденного) груза.
Действия, в результате которых производятся пожертвования груза, могут быть различными, например выброс части груза за борт при снятии судна с мели. В этом случае на общую аварию помимо расходов на вознаграждение за спасение будет относиться и стоимость пожертвованного груза. При этом пожертвованный груз перевозился на судне с нарушением правил перевозки грузов, убытки от пожертвования такого груза на общую аварию относиться не будут. Груз, который был испорчен или утрачен в силу случайных, стихийных и иных обстоятельств, не контролируемых в данный момент участниками предприятия, будет относиться на частную аварию, например груз, поврежденный не в результате снятия судна с мели, а в результате самой непреднамеренной посадки судна на мель.
Другой комментарий к статье 151 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья устанавливает порядок определения размера убытков от гибели или повреждения груза.
Согласно п. 1 статьи убытки от гибели или повреждения груза (относящиеся к общей аварии) определяются в соответствии со стоимостью груза в момент его выгрузки на основании торгового счета, выставленного получателю. При отсутствии счета убытки определяются на основании стоимости груза в момент его отгрузки.
Стоимость груза в момент его выгрузки включает в себя расходы на страхование и провозную плату, если только провозная плата не находится на риске грузовладельца.
2. В соответствии с п. 2 статьи в случае продажи поврежденного груза убытки, относящиеся к общей аварии, составляют разницу между стоимостью груза в неповрежденном состоянии и чистой выручкой от продажи груза.
Тем самым комментируемой статьей устанавливается момент, на который должна исчисляться стоимость утраченного или поврежденного груза, а также порядок определения этой стоимости.
Стоимость груза определяется не на момент прибытия судна в порт, а на момент выгрузки, при этом имеется в виду момент завершения выгрузки всей партии груза.