1. Составляющие общую аварию убытки от повреждения судна, его машин и принадлежностей определяются исходя из стоимости ремонта, исправления или замены того, что повреждено или утрачено.В случае, если ремонт судна не проводился, убытки от повреждения судна определяются в сумме, на которую стоимость судна уменьшилась в результате повреждения и которая согласно смете не выше стоимости ремонта судна.
2. В случае полной гибели судна или в случае, если стоимость устранения повреждений превысила бы стоимость судна в неповрежденном состоянии, убытки, признаваемые общей аварией, составляют разницу между оценочной стоимостью судна в неповрежденном состоянии после вычета из нее оценочной стоимости устранения повреждений, не относящихся к общей аварии, и стоимостью судна в поврежденном состоянии, которая может быть определена чистой выручкой от продажи того, что осталось от судна.
3. В случае, если при ремонте судна старые материалы или части судна заменяются новыми, стоимость ремонта, относимая к общей аварии, уменьшается (скидки "за новое вместо старого") на:одну пятую часть стоимости корпуса судна, его машин и принадлежностей, находящихся в эксплуатации от 2 до 5 лет в момент аварии судна;одну четвертую часть стоимости корпуса судна, его машин и принадлежностей, находящихся в эксплуатации от 6 до 10 лет в момент аварии судна;одну третью часть стоимости корпуса судна, его машин и принадлежностей, находящихся в эксплуатации 11 лет и более в момент аварии судна.В отношении судов, находящихся в эксплуатации до 2 лет, скидки "за новое вместо старого" не делаются со стоимости временного ремонта, а также со стоимости якорей и якорных цепей, буксирных и причальных тросов.Скидки "за новое вместо старого" должны делаться только со стоимости материалов или частей судна, готовых для установки на борту судна.
4. Убытки от повреждения судна не должны превышать сумму расходов, возмещаемых в случае гибели судна.
Комментарий к статье 150 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Убытки, подлежащие возмещению в порядке общей аварии, можно подразделить на две группы. К первой относятся убытки в форме произведенных денежных расходов, например, по оплате услуг спасателей, по аренде судна, на которое осуществлялась частичная выгрузка груза, и иные расходы. В данном случае сумма расходов, указанная в соответствующих документах, устанавливает размер данных убытков. Ко второй группе убытков относятся такие, которые вызваны пожертвованиями со стороны судна и (или) груза. Формами таких пожертвований являются повреждения судна и (или) его оборудования, а также повреждения груза либо гибель груза в целом или в части, а также гибель судна. В комментируемой статье содержатся правила определения размера убытков, относящихся ко второй группе. В случае повреждений судна, его машин, иных конструктивных элементов и принадлежностей судна, убытки, причиненные такими повреждениями, определяются исходя из стоимости ремонта либо замены того, что было повреждено или утрачено. Если ремонт либо исправление или замена были ко времени распределения общей аварии уже фактически произведены, то убытки составляют сумму стоимости такого ремонта, исправления или замены. Что касается термина "исправление", он здесь не играет определяющей роли. Исправление - это производство действий по возвращению какого-либо конструктивного элемента судна в его нормальное состояние, не обладающее признаками ремонта. Данное положение дублирует норму п. "а" правила XVIII Йорк-Антверпенских правил "фактическая разумная стоимость исправления или замены того, что повреждено или утрачено". Суммы стоимости такого ремонта (исправления, замены) определяются в договорах и сметах по выполнению работ.
В случае если на момент распределения общей аварии ремонт судна не проводился, на общую аварию относятся суммы уменьшения стоимости судна, но не больше сметной стоимости ремонта.
2. В результате аварийного случая судно может полностью погибнуть или получить такие повреждения, устранение которых превысило бы стоимость судна в неповрежденном состоянии, то есть его стоимость непосредственно до обстоятельств, ставших причиной общей аварии. В этих случаях убытки, относимые на общую аварию, составят разницу между оценочной стоимостью судна в неповрежденном состоянии (стоимость до обстоятельств, вызвавших общую аварию) и его стоимостью в поврежденном состоянии. При этом из стоимости судна в неповрежденном состоянии вычитаются суммы, относящиеся к частной аварии. Стоимость судна в поврежденном состоянии определяется суммой от реализации того, что осталось от судна.
В качестве примера практики такого определения общей аварии в ситуации, попадающей в поле регулятивного воздействия комментируемого пункта, можно привести Постановление Федерального арбитражного суда СКО от 9 октября 2006 г. (дело N А53-7986/2004-С1-17) об оставлении без удовлетворения кассационной жалобы ООО "Речной порт" и оставлении без изменения решения от 10.03.2006 и постановления апелляционной инстанции от 02.06.2006. Здесь не позволяет объем привести содержания всех частей данного Постановления полностью, но фактические обстоятельства, служившие предметом судебного рассмотрения в первой инстанции, состояли в том, что во время оказания помощи по выгрузке части груза с поврежденного судна на баржу, баржа в ходе буксировки легла на грунт. В данном случае суды первой и апелляционной инстанций, как указано в Постановлении кассационной инстанции, правомерно определили сумму взыскиваемых убытков как разницу между оценочной стоимостью судна в неповрежденном состоянии и стоимостью судна в поврежденном состоянии.
3. Когда при осуществлении ремонта судна, его оборудования, машин, принадлежностей, старые детали и (или) материалы заменяются новыми для того, чтобы предотвратить неосновательное обогащение владельца судна, применяется метод скидок "за новое вместо старого", сущность которого в том, что стоимость такой замены (ремонта), относимая к общей аварии, уменьшается на определенную часть от этой суммы, размер которой (части) зависит от срока службы судна и соответствующих его конструктивных элементов. Конкретно соотношения размеров таких скидок и возраста корпуса судна, его машин и принадлежностей определены в п. 3 комментируемой статьи. При этом скидки "за новое вместо старого" делаются и в отношении стоимости временного ремонта, а также стоимости якорей, якорных цепей, буксирных и причальных тросов. Не делаются такие скидки со стоимости временного ремонта и указанных принадлежностей только в отношении судов, которые находятся в эксплуатации менее 2 лет.
КВВТ РФ не говорит о порядке определения возраста судна и его частей, но по общему правилу (оно включено, в частности, в п. 5 ст. 299 КТМ РФ) возраст судна должен исчисляться с 31 декабря года окончания его постройки и до дня акта общей аварии, то есть до момента, когда были понесены соответствующие расходы или пожертвования. Правило, согласно которому скидки должны делаться только со стоимости готовых к установке и эксплуатации материалов или частей судна, означает, что изготовляющиеся материалы и части не должны приниматься в расчет до момента их фактической готовности к установке и эксплуатации на судне, они юридически по отношению к предмету регулирования комментируемой статьи не существуют.
Если убытки от повреждения судна превышают сумму возмещения в случае его гибели, то часть убытков, превышающая такую сумму, не будет возмещаться.
Таким образом, убытки, о которых идет речь в данной статье, это есть доля общей аварии по отношению к судну.
КВВТ РФ не говорит о том, как должен решаться вопрос о таких пожертвованиях судна, которые, хотя и были причинены намеренно, но в данной ситуации являлись бы в любом случае неизбежными. В силу прямого указания (см. комментарий к п. 1 ст. 140 настоящего Кодекса) закона здесь подлежит применению правило, согласно которому такие расходы не относятся к общей аварии. В частности, не будут относиться на общую аварию расходы, вызванные обрубанием частей или обломков судна, которые в результате аварии (происшествия) уже были снесены или фактически утрачены. Здесь такие убытки были уже предопределены обстоятельствами происшествия, и действия по их причинению только ускорили их наступление. Это же правило будет действовать и в отношении груза (см. ст. 151 настоящего Кодекса).
Другой комментарий к статье 150 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья устанавливает правила определения убытков от повреждения судна, его машин и принадлежностей. Согласно п. 1 статьи такие убытки состоят из стоимости ремонта, исправления или замены того, что повреждено или утрачено.
В случае если ремонт судна не проводился, убытки от повреждения судна определяются в сумме, на которую стоимость судна уменьшилась в результате повреждения и которая согласно смете не выше стоимости ремонта судна.
2. В случае полной гибели судна или в случае, если стоимость устранения повреждений превысила бы стоимость судна в неповрежденном состоянии, убытки, признаваемые общей аварией, составляют разницу между оценочной стоимостью судна в неповрежденном состоянии после вычета из нее оценочной стоимости устранения повреждений, не относящихся к общей аварии, и стоимостью судна в поврежденном состоянии, которая может быть определена чистой выручкой от продажи того, что осталось от судна (п. п. 2 и 4 комментируемой статьи).
Данное положение в полной мере подтверждается следующим примером из судебной практики. Судоходное товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к порту о взыскании стоимости восстановительного ремонта поврежденной и затопленной баржи.
Составляющие общую аварию убытки от повреждения судна, его машин и принадлежностей определяются исходя из стоимости ремонта, исправления или замены того, что повреждено или утрачено. В случае полной гибели судна или в случае, если стоимость устранения повреждений превысила бы стоимость судна в неповрежденном состоянии, убытки, признаваемые общей аварией, составляют разницу между оценочной стоимостью судна в неповрежденном состоянии после вычета из нее оценочной стоимости устранения повреждений, не относящихся к общей аварии, и стоимостью судна в поврежденном состоянии, которая может быть определена чистой выручкой от продажи того, что осталось от судна.
Таким образом, в данном случае суды правомерно определили сумму взыскиваемых убытков как разницу между оценочной стоимостью судна в неповрежденном состоянии и стоимостью судна в поврежденном состоянии. Суд оценил отчет эксперта, установившего рыночную стоимость поврежденной баржи <253>.
--------------------------------
<253> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 октября 2006 г. N Ф08-4089/2006.
3. Правила п. 3 комментируемой статьи устанавливают, что из стоимости ремонта, относимой к общей аварии, не производятся вычеты "за новое вместо старого". При этом должно учитываться время нахождения судна в эксплуатации в момент аварии судна. В соответствии с п. 3 статьи, если при ремонте судна старые материалы или части судна заменяются новыми, стоимость ремонта, относимая к общей аварии, уменьшается (скидки "за новое вместо старого") на:
- 1/5 стоимости корпуса судна, его машин и принадлежностей, находящихся в эксплуатации от 2 до 5 лет в момент аварии судна;
- 1/4 стоимости корпуса судна, его машин и принадлежностей, находящихся в эксплуатации от 6 до 10 лет в момент аварии судна;
- 1/3 стоимости корпуса судна, его машин и принадлежностей, находящихся в эксплуатации 11 лет и более в момент аварии судна.
В отношении судов, находящихся в эксплуатации до 2 лет, скидки "за новое вместо старого" не делаются со стоимости временного ремонта, а также со стоимости якорей и якорных цепей, буксирных и причальных тросов.
Скидки "за новое вместо старого" должны делаться только со стоимости материалов или частей судна, готовых для установки на борту судна.