1. Расходы на спасание, произведенные участниками общего предприятия, если спасание осуществлялось в целях, указанных в пункте 1 статьи 140 настоящего Кодекса, признаются общей аварией независимо от того, осуществлялось спасание на основании договора или иным образом.
2. Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включают в себя вознаграждение за спасение, при определении которого принимаются во внимание мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде, которые указаны в подпункте 2 пункта 1 статьи 128 настоящего Кодекса. Однако специальная компенсация, выплачиваемая судовладельцем спасателю в размере, предусмотренном пунктом 4 статьи 129 настоящего Кодекса, не признается общей аварией.
Комментарий к статье 145 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Как и КТМ РФ, КВВТ РФ в дальнейших статьях комментируемой главы рассматривает отдельные, наиболее часто встречающиеся на практике виды общей аварии. Одним из таких видов являются расходы на оплату помощи третьих лиц - расходы на спасание. Подробнее о спасании судов сказано в комментарии к главе 16 настоящего Кодекса, главное же условие, при котором расходы на спасание относятся на общую аварию, - это то обстоятельство, что спасание должно осуществляться в целях сохранения от общей опасности судна, груза и провозной платы. Если услуги спасателя направлены были на спасание одного из элементов общего предприятия (например, только груза), то такие расходы на общую аварию отнесены не будут. Допустим, если с судна выгружен груз и опасность грозила только грузу, это будет признано частной аварией. Наличие между участниками общего предприятия и спасателями договорных отношений о спасании не влияет на распределение таких расходов в порядке общей аварии. Кроме того спасатель может обратиться и к каждому из участников предприятия с требованием об уплате причитающейся с него доли вознаграждения. Если имел место договор о спасании, в котором содержались условия "без ответственности одного за другого", то в этом случае, когда услуги спасателя оплачены на таком условии, нет необходимость относить их на общую аварию
Частные случаи таких расходов перечислены в следующей статье, за исключением, пожалуй, услуг буксировщиков и иных возможных видов помощи, когда для спасения от общей опасности спасательные операции производятся не в отношении груза, а в отношении судна.
2. Расходы, о которых идет речь, состоят прежде всего из вознаграждения за спасание судна и груза, куда относятся и расходы на оплату расходов спасателей (см. комментарий к ст. 129 Кодекса). При этом учитывается степень мастерства и усилий спасателей в предотвращении или уменьшении вреда окружающей среде, что, впрочем, не должно означать игнорирования иных критериев установления вознаграждения, особенно учитывая диспозитивный характер норм КВВТ РФ об общей аварии. Специальная компенсация спасателю, о которой идет речь, выплачивается в случае, если спасатель осуществил спасательные операции по отношению к судну, которое само или его груз создавали угрозу причинения вреда окружающей среде, но при этом не смог заработать вознаграждение согласно критериям ст. 128 КВВТ РФ (см. комментарий), равное специальной компенсации, которая исчисляется на основании п. п. 2 и 3 ст. 129 КВВТ РФ (см. комментарий), и выплачивается только в таком случае и в таком размере, в которых данная компенсация превышает вознаграждение, которое может быть получено в соответствии с критериями ст. 128 комментируемого Кодекса. Расходы на такую компенсацию могут иметь место в общем предприятии, но отнесены они будут на частную аварию.
В рассматриваемом случае на общую аварию будут отнесены и убытки, причиненные спасательным судном, например, в результате его навала на борт.
Другой комментарий к статье 145 КВВТ РФ
1. Комментируемая статья устанавливает порядок возмещения расходов на спасание. Так, согласно п. 1 статьи, если спасание осуществлялось в целях сохранения от общей опасности судна, груза и провозной платы, то расходы на спасание, произведенные участниками общего предприятия, признаются общей аварией независимо от того, осуществлялось спасание на основании договора или иным образом.
Тем самым данная статья позволяет требовать возмещения расходов на спасание вне зависимости от того, был ли капитаном судна заключен договор о спасании. Право (а не обязанность) заключения такого договора предусмотрена ст. 124 Кодекса.
2. В силу п. 2 комментируемой статьи расходы на спасание, произведенные участниками общего предприятия, включают в себя вознаграждение за спасение. При определении размера вознаграждения должны приниматься во внимание мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде (см. подп. 2 п. 1 ст. 128 Кодекса).
Не признается общей аварией специальная компенсация, выплачиваемая судовладельцем спасателю. Согласно ст. 129, если спасатель осуществил спасательные операции по отношению к судну, которое само или его груз создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде, и не смог заработать вознаграждение (которое определяется согласно ст. 128 Кодекса), он имеет право на получение от владельца такого судна специальной компенсации, равной расходам спасателя (п. 3 ст. 129 Кодекса).