Статья 144. Бремя доказывания

Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией.

Комментарий к статье 144 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

Доказательство общей аварии - это вопрос ее оформления. Основная масса источников информации об акте общей аварии и самих убытков, ее составляющих, должна объективно существовать в документарной форме. Иными словами, средствами доказывания фактических убытков и их размера являются соответствующие документы. Именно на их основании составляется диспаша - расчет об общей аварии.

Среди таких документов следует прежде всего указать на судовой журнал, машинный журнал, вахтенный журнал, акт об аварии, акты осмотра, сопроводительные документы и иные - словом, все документы, которыми были оформлены все стадии общего предприятия, а также документы, составленные непосредственно для оценки повреждений, потерь и иного ущерба.

Данные документы - это материалы, на основании которых составляется диспаша. А отдельные документы, например заключения экспертов, в случае, если требуются специальные познания, составляются уже после того, как требование об аварии заявлено.

Важное доказательственное значение в данной ситуации будет иметь судовой журнал (подп. 5 п. 1 ст. 14 КВВТ РФ), так как он является документом, в котором фиксируются в единстве деятельность по эксплуатации судна и условия, обстоятельства, при которых эта деятельность осуществляется. Происшествие, последствием которого стали потери, повреждения или пожертвования, подлежащие отнесению на общую аварию, должны также быть зафиксированы в судовом журнале, причем как можно подробнее. Сами повреждения судна или его оборудования и снаряжения тоже отражаются в судовом журнале, в частности, их характер, размер, время причинения (желательно с точностью до минуты), а также характер их ликвидации (исправления). Иными словами, в судовой журнал заносится все, что связано с судном, грузом, судовождением, экипажем, произошедшее в ходе общего предприятия, включая также и гидрометеорологические условия. Запись ведется с момента погрузки и отхода судна до окончания его движения в порту назначения или в месте вынужденной остановки. Таким образом, судовой журнал - это своеобразный "протокол" эксплуатации судна в ходе общего предприятия. В случае его утери, если капитан не смог исполнить своей обязанности по его сохранению, необходимо подробно указать причины и обстоятельства его утери, а также в этом случае доказательственную роль будут играть иные документы, среди которых машинный журнал, так как в нем также в хронологическом порядке производятся записи о работе всех машин судна. В частности, если судно было вынуждено зайти в порт-убежище из-за поломки или иной неисправности основного движителя, то запись о такой неисправности в машинном журнале послужит доказательством общей аварии наряду с актом осмотра и оценочными документами. Также доказать обстоятельства происшествия можно исходя из записей в вахтенном (едином вахтенном) журнале. Немаловажную роль будут играть оригиналы или копии договоров перевозки, договоров о спасании (если таковое осуществлялось на основании договора), транспортные накладные и иные сопроводительные документы. Важным доказательством будут и данные, содержащиеся в акте о транспортном происшествии с судном, который капитан составляет в течение 3 суток с момента происшествия в 3 экземплярах, после того как проинформирует о происшествии территориальное подразделения БОГУ на ВВТ и территориальное подразделение надзора на ВВТ бассейна. В данном акте, в частности, должны содержаться следующие сведения:

дата;

сведения о составителях;

сведения о характеристике судна (судов) и ГТС;

гидрометеорологические данные;

обстоятельства происшествия;

действия экипажа;

данные о травмированных и погибших лицах;

данные о повреждениях корпуса и всех остальных конструктивных элементов судна;

последствия повреждения (в отношении судна, груза, окружающей среды).

К акту прилагаются выписки из судового (вахтенного) журнала, выписка из машинного журнала, показания участвовавших и причастных лиц, схема места происшествия, копия навигационной карты, акт о технических повреждениях. Решение надзорного органа о происшествии также играет доказательственную роль. Все указанные источники позволяют установить обстоятельства аварии, но полная информация может быть получена только тогда, когда будет установлен характер и размер каждого конкретного повреждения судна и груза, что достигается путем осмотра и составления акта осмотра судна и груза. Данная деятельность осуществляется, как правило, специалистами, которые привлекаются для осмотра и дачи независимого заключения. Здесь устанавливаются не только характер и размер повреждений, но и оценка повреждений. Так, в отношении груза осматривается отдельно каждая партия и указывается процент поврежденного (испорченного) груза. В отношении застрахованных грузов, кроме того, представителем страховщика составляется аварийный сертификат, в котором содержатся данные о доли поврежденного груза, о причинах его повреждения и ориентировочная цена.

Помимо указанных документов, информация, имеющая большое значение при распределении общей аварии, будет находиться также и в договорах, счетах, сопроводительных документах.

Другой комментарий к статье 144 КВВТ РФ

Комментируемая статья возлагает бремя доказывания на сторону, требующую распределения общей аварии. Она обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией. Доказать фактически понесенные убытки стороны могут только при помощи соответствующих документов, на основании которых диспашер может установить действительные обстоятельства происшествия.

Поэтому лицо, интересы которого могут быть затронуты составлением диспаши, подает диспашеру заявление в письменной форме о потерях или расходах, возмещения которых оно требует, в течение 12 месяцев со дня окончания общего предприятия.

В случае если такое заявление не подано или в течение 12 месяцев после запроса о таком заявлении лицо не представит доказательства в целях обоснования заявленного требования либо данные о стоимости имущества, диспашер вправе составлять диспашу на основе имеющейся у него информации; при этом диспаша может оспариваться только на том основании, что она является явно неправильной.

Соответственно диспаша имеет силу доказательства. Диспашер вправе или, если потребуется, обязан принять участие в рассмотрении спора о диспаше в суде и дать объяснения по существу дела. Суд, рассматривающий спор о диспаше, может оставить диспашу в силе, внеся в нее изменения, или отменить ее и поручить диспашеру составить новый документ в соответствии с решением суда.

Остались вопросы по ст 144 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 144 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.