В случае, если судно вынуждено осуществлять частичную выгрузку груза с дальнейшим его хранением на берегу или другом судне, к общей аварии относятся:расходы на частичную выгрузку груза с судна, его хранение и обратную погрузку груза на судно;расходы на аренду судна, на которое осуществляется частичная погрузка груза;убытки и расходы на ремонт повреждений, которые понесло судно, на которое осуществлялась погрузка груза, а также потери, связанные с выводом такого судна из эксплуатации;расходы, вызванные повреждениями, возникшими на потерпевшем аварию судне во время частичной выгрузки с него груза и погрузки его на другое судно;убытки и расходы, связанные с утратой и повреждением груза при его частичной выгрузке, хранении и погрузке;премии, выплаченные страховщикам за дополнительное страхование.
Комментарий к статье 146 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
Частичная выгрузка груза, о которой идет речь, а именно расходы по ней относятся к общей аварии только в тех случаях, когда такие действия были осуществлены в целях сохранения от общей опасности груза, судна и провозной платы. Если такой общей опасности не было, такие расходы будут отнесены на частную аварию.
Расходы на частичную выгрузку с судна груза, на хранение этого груза и его обратную погрузку включают в себя оплату услуг по выгрузке, оплату труда членов экипажа, плату за хранение, расходы на уплату портовых сборов (если груз хранился в порту), расходы по обратной погрузке груза на судно, а также расходы на арендную плату (абзац 3), если судно для этих целей было арендовано.
Убытки и расходы на ремонт судна, на которое осуществлялась выгрузка груза, а также потери, связанные с выводом данного судна из эксплуатации, кажутся на первый взгляд несколько диссонирующими с положениями ст. 143 КВВТ РФ, явившихся прямым следствием акта общей аварии. Повреждения такого судна могут быть вызваны обстоятельствами, совсем не имеющими отношения к его эксплуатации как средства оказания помощи судну, с которого перегружается груз. Следует полагать, что в данном случае при распределении общей аварии следует устанавливать причину повреждений такого судна. Если эти причины не были связаны с эксплуатацией данного судна в рамках выгрузки на него груза, то такие расходы не будут относиться к общей аварии. Допустим, выгрузка груза на такое судно завершилась, оно отошло в порт, в котором продолжало бы находиться и в случае, если бы не оказывало помощи другому судну и стало на якорь, после чего в порту ему было причинено повреждение в результате несоблюдения правил техники безопасности при выполнении работ, не связанных с данным судном. Здесь видно, что такие повреждения судно получило бы в любом случае, даже если бы не выходило из порта.
Расходы, вызванные повреждениями потерпевшего аварию судна (того, что участвует в предприятии) при выгрузке с него груза и (или) при обратной погрузке, в принципе можно считать прямым следствием общей аварии. Если бы не возникло необходимости в такой выгрузке, не произошли бы и данные повреждения. Ничего не говорится только о причинах повреждений в ходе выгрузки и перегрузки груза. Можно предположить, что данные повреждения не будут иметь связи ни с той причиной, по которой выгрузка производится, ни с самими действиями по выгрузке или погрузке на другое судно такого груза. В этом случае это может и не относиться на общую аварию, а если такие расходы непосредственно связаны с деятельностью по выгрузке груза и с причиной, по которой такая выгрузка производилась, следует принимать во внимание критерий разумности. Если повреждения на судне были вызваны выгрузкой груза, но будет установлено, что выгрузка, например, данной партии была явно излишней, неразумной, то повреждения, возникшие при выгрузке данной партии, на общую аварию относиться не будут. Это же можно сказать и относительно повреждений груза.
Расходы на оплату дополнительных услуг страховщиков и убытки, связанные с утратой или повреждением груза при его частичной выгрузке, всегда относятся на общую аварию.
Другой комментарий к статье 146 КВВТ РФ
После захода в порт-убежище достаточно часто возникает необходимость осуществить перегрузку груза, топлива или снабжения или произвести полную или частичную выгрузку груза для производства ремонта судна в целях продолжения рейса.
Комментируемая статья позволяет включать в общую аварию расходы, связанные с частичной выгрузкой груза и его дальнейшим хранением на берегу или другом судне. К таким расходам относятся:
- расходы на частичную выгрузку груза с судна, его хранение и обратную погрузку груза на судно;
- расходы на аренду судна, на которое осуществляется частичная погрузка груза;
- убытки и расходы на ремонт повреждений, которые понесло судно, на которое осуществлялась погрузка груза, а также потери, связанные с выводом такого судна из эксплуатации;
- расходы, вызванные повреждениями, возникшими на потерпевшем аварию судне во время частичной выгрузки с него груза и погрузки его на другое судно;
- убытки и расходы, связанные с утратой и повреждением груза при его частичной выгрузке, хранении и погрузке;
- премии, выплаченные страховщикам за дополнительное страхование.
Следует особо отметить, что убытки и расходы на ремонт повреждений, которые понесло судно, на которое осуществлялась погрузка груза, а также потери, связанные с выводом такого судна из эксплуатации, должны быть обусловлены какими-либо чрезвычайными обстоятельствами. Если же будет установлено, что потребность в ремонте не связана с каким-либо чрезвычайным обстоятельством, то указанные расходы не будут отнесены к общей аварии.
Разумные расходы на частичную выгрузку груза с судна, его хранение и обратную погрузку груза на судно, премии, выплаченные страховщикам за дополнительное страхование, также относятся к общей аварии, как и дополнительные расходы, вызванные задержкой в связи с обратной погрузкой.