В общую аварию включаются только такие убытки, которые являются прямым следствием акта общей аварии.Убытки, вызванные задержкой судна во время рейса, его простоем, изменением цен, и другие косвенные убытки не признаются общей аварией.
Комментарий к статье 143 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
Акт общей аварии здесь употребляется для обозначения тех обстоятельств, для устранения которых были произведены расходы, вызвавшие убытки в виде общей аварии. Прямое следствие акта общей аварии означает, что, если бы данного акта не было, эти убытки не наступили бы - не пришлось бы выбрасывать груз за борт, сажать судно на мель, заходить в убежище и так далее. Прямое следствие содержит в себе способ, форму проявления всеобщей универсальной связи предметов и процессов окружающей действительности. Эта форма называется отношением причины и следствия. Эти связи в реальности сложны и многообразны, они переплетаются в универсальном взаимодействии, одно и то же явление или процесс являются одновременно и причиной, и следствием - то, что здесь и сейчас предстает как причина, там и тогда существует как следствие.
Когда необходимо увидеть, вскрыть причинную связь, абстрагируясь от множества иных форм взаимодействия между наблюдаемыми предметами и каждого из этих предметов с иными элементами реальности, можно вычленить из всего многообразия этих связей одну - действие какого из предметов (явлений, процессов) является причиной возникновения и (или) изменения другого предмета (явления, процесса).
Эта форма связи называется причинно-следственной.
Прямое следствие акта общей аварии - это те последствия (расходы), которые вызваны данным актом при данных условиях непосредственно и с необходимостью. Все остальные результаты, будь то увеличение продолжительности времени в пути, простой судна, изменение цен, - это более отдаленные от акта общей аварии действия. Что касается изменения цен, то это вообще может быть не связано с актом аварии (разве что территориально). Они изменились по другим причинам, но простой судна в пути в сочетании с таким изменением является для участников общего предприятия негативным фактором. Например, если судно посажено на отмель, к общей аварии будут отнесены убытки, вызванные непосредственно данным действием. К общей аварии будет относиться стоимость ремонта, ликвидации тех повреждений, которые были вызваны посадкой на отмель. А если после снятия судна с отмели самому судну или его оборудованию причинены были еще какие-либо повреждения, убытки от таких повреждений на общую аварию относиться не будут.
Другой комментарий к статье 143 КВВТ РФ
Как уже отмечалось в комментарии к ст. 141 Кодекса, институт общей аварии является общим институтом морского и речного права. В настоящее время институт общей аварии регламентирован нормами гл. XVI КТМ РФ, основанной на сложившемся в этой области международно-правовом регулировании.
КВВТ РФ содержит аналогичные, но более краткие, а иногда и отличающиеся правила. Именно такое особое правило, не предусмотренное КТМ РФ, содержится в комментируемой статье, согласно которой в общую аварию включаются только такие убытки, которые являются прямым следствием акта общей аварии. Убытки, вызванные задержкой судна во время рейса, его простоем, изменением цен, и другие косвенные убытки не признаются общей аварией.