Спасатель может быть полностью или частично лишен вознаграждения либо специальной компенсации, причитающихся согласно правилам, установленным настоящей главой, в той мере, в какой спасательные операции оказались необходимыми или более трудными по его вине либо в какой спасатель виновен в обмане или в ином нечестном поведении.
Комментарий к статье 134 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
По отношению к обязательствам по спасанию всегда действует принцип "нет вознаграждения без спасения". Но иногда, несмотря на то что результат некоторый и достигнут, само поведение спасателя ставит в зависимость размер этого вознаграждения либо саму его выплату. То есть факт выплаты вознаграждения или его размер ставятся в прямую зависимость от поведения спасателя в ходе выполнения операции. Исходя из рассматриваемой статьи (практически идентичная ей ст. 348 КТМ РФ), законодатель устанавливает всего три вида ситуаций, когда права на вознаграждение спасатель либо лишается, либо оно подлежит уменьшению. В первом случае необходимость спасательных операций по отношению к находящемуся в опасности судну или иному имуществу вызывается в результате действий самого спасателя, по его вине, например, столкновение спасаемого судна с судном спасателя. Во втором случае в результате неправильных действий спасателя возникает необходимость в осуществлении иных спасательных операций, в которых не было бы необходимости, веди он себя правильно. Можно это назвать дополнительными спасательными операциями (действиями). Например, происходит навал судна спасателя на борт или корму спасаемого судна, вследствие чего часть груза оказывается за бортом, либо повреждается силовая установка, вследствие чего судно необходимо буксировать. Следует подчеркнуть, что, если подобное происходит по вине спасаемого судна, вознаграждение уменьшению не подлежит. В третьем случае имеется в виду обман или иное нечестное поведение спасателя, которое на практике сводится к такому поведению отдельных лиц, составляющих его, допустим, членов экипажа или привлекаемого персонала. В этом случае, как правило, будет иметь место, скорее всего, уменьшение доли вознаграждения того судна, принимавшего участие в спасании, работники которого допустили такое поведение. По отношению к самим членам экипажа, допустившего подобное поведение, может быть применено лишение их доли, причитающейся им в порядке ст. 131 настоящего Кодекса.
Другой комментарий к статье 134 КВВТ РФ
Комментируемая статья воспроизводит ст. 18 Международной конвенции о спасании с одним отличием: в ст. 18 наряду с понятием "вина" используется понятие "небрежность", в ст. 134 - только понятие "небрежность".
Согласно данной статье спасатель может быть полностью или частично лишен вознаграждения или специальной компенсации по усмотрению суда в трех случаях:
- если спасательные операции оказались необходимыми по вине спасателя;
- если спасательные операции оказались более трудными по вине спасателя;
- если спасатель виновен в обмане или ином нечестном поведении.
Первые две из названных ситуаций могут иметь место в случае, если судно спасается от одной опасности, но подвергается по вине спасателя новой, что автоматически влечет увеличение расходов на осуществление спасательной операции или привлечение дополнительной помощи.
Обман или иное нечестное поведение спасателя (например, кража) на практике означают недолжное поведение отдельных членов экипажа спасавшего судна и влекут уменьшение его доли вознаграждения. Однако полное лишение такого члена экипажа вознаграждения за спасение судна встречается крайне редко.