Никакой платы в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, не полагается, если только оказанные услуги не превышают того, что может разумно рассматриваться как должное исполнение договора, заключенного до возникновения опасности.
Комментарий к статье 133 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
Исходя из данного правила, следует полагать, что договор о спасании должен быть заключен после возникновения опасности - факта, ситуации, вызвавшей необходимость услуг спасателей. Если, к примеру, владелец буксирующего судна ранее заключил с владельцем буксируемого судна (иного плавучего объекта) договор буксировки и после этого буксируемый объект оказался в опасности, а владелец буксирующего судна оказал фактически услугу по спасанию, буксируя данный объект, то юридически такие его действия поглощаются тем договором буксировки, который был заключен ранее. Однако, если в ходе такой буксировки владелец буксирующего судна оказал пусть даже и по буксировке, но услуги, которые понесли его дополнительные расходы, которые он не понес бы при нормальном исполнении договора (например, объект понадобилось отбуксировать в безопасное место, которое находится дальше, чем пункт назначения по первоначальному договору), он вправе требовать возмещения таких расходов, но опять-таки если в порядке гл. 16 КВВТ РФ заключил после возникновения опасности договор о спасании.
Другой комментарий к статье 133 КВВТ РФ
Комментируемая статья дублирует ст. 17 Международной конвенции о спасании и исходит из того, что исполнение договора, заключенного до возникновения опасности, означает оказание судну, подвергшемуся опасности в ходе исполнения договора, услуг спасательного характера. Оказание таких услуг следует рассматривать как надлежащее исполнение договора, поэтому никакая плата сверх той, которая предусмотрена договором, не полагается.