1. Распределение между судовладельцем и членами экипажа судна любого вознаграждения, заработанного за осуществление спасательной операции в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, проводится после вычета расходов, понесенных судовладельцем и членами экипажа судна в связи с осуществлением спасательной операции, следующим образом:три пятых нетто вознаграждения причитается судовладельцу, две пятых нетто вознаграждения распределяется между членами экипажа судна;доля, причитающаяся членам экипажа судна в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, распределяется между ними с учетом усилий, проявленных при осуществлении спасательной операции, и заработной платы каждого.Исключение из правил распределения вознаграждения, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, может быть допущено только при наличии особых обстоятельств.
2. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не применяются к распределению вознаграждения, заработанного за осуществление спасательной операции судами, осуществляющими такие операции в качестве профессиональной деятельности.
Комментарий к статье 131 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
Правила настоящей статьи распространяются на ситуации участия в спасании как одного спасателя, так и нескольких. Они регулируют распределение вознаграждения между судовладельцем-спасателем и членами экипажа его судна, то есть между работодателем и работниками. По отношению к профессиональным спасателям данная статья не применяется (п. 2 комментируемой статьи), здесь действуют нормы, регулирующие их деятельность и правила договора о спасании. По смыслу абзаца 4 п. 1 данной статьи, ее характер императивный, но вместе с тем согласно п. 1 ст. 123 КВВТ РФ она относится к диспозитивным нормам. Но при этом данная статья, по отношению к п. 1 ст. 123 настоящего Кодекса, носит специальный характер, и это правила нормативно-правового акта одного уровня (КВВТ РФ), поэтому к отношениям, регулируемым данной статьей, подлежит применению правило абзаца 4 п. 1 настоящей статьи. Согласно данному правилу, исключение из правил распределения вознаграждения, установленных п. 1 комментируемой статьи, может иметь место только при особых обстоятельствах, которые данный абзац не конкретизирует, даже приблизительно, что нельзя признать правильным с точки зрения гарантий прав работников, так как судовладелец в соответствующих ситуациях может и понизить размер доли, причитающейся членам экипажа, сославшись на "особые обстоятельства". Для некоторого улучшения ситуации следовало бы либо установить перечень таких обстоятельств, либо императивно закрепить обязанность их документального подтверждения. Между самими членами экипажа доля (две пятых нетто) вознаграждения распределяется адекватно с учетом усилий, проявленных при операции и заработной платы каждого.
Другой комментарий к статье 131 КВВТ РФ
1. Международная конвенция о спасании не регулирует вопроса о распределении вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна.
Распределение между судовладельцем и членами экипажа вознаграждения после вычета из него расходов судовладельца и членов экипажа судна в пропорции три пятых к двум пятым (абз. 2 п. 1 комментируемой статьи) обусловлено тем, что в настоящее время суда должны обеспечивать своевременность и эффективность спасательных операций.
Правило абз. 3 п. 1 комментируемой статьи соответствует общепринятой мировой практике: доля, причитающаяся членам экипажа судна, распределяется между ними с учетом усилий, проявленных при осуществлении спасательной операции, и заработной платы каждого.
Общепринято, что любой член экипажа судна имеет право на вознаграждение, если даже он выполнял во время спасательной операции свои обычные обязанности. Особые заслуги, проявленное мастерство, знания, мужество отдельных членов экипажа могут быть отмечены специальным вознаграждением. Капитан судна обычно заслуживает высокого поощрительного вознаграждения как лицо, ответственное за осуществление спасательной операции.
Абзац 4 п. 1 статьи предусматривает возможность отступить от правил распределения вознаграждения между судовладельцем и членами экипажа судна в порядке исключения и при наличии "особых обстоятельств". Такие обстоятельства могут быть обусловлены спецификой конкретной спасательной операции.
В силу "особых обстоятельств", например значительных по своему размеру расходов судовладельца и резкого уменьшения нетто вознаграждения, доля вознаграждения, причитающаяся членам экипажа судна согласно абз. 2 п. 1, может быть изменена в сторону ее увеличения.
Практика показывает, что для осуществления спасательных операций нередко необходимо привлечение соответствующих специалистов и экспертов, не являющихся членами экипажа судна. Они обычно вознаграждаются за счет доли вознаграждения, причитающейся членам экипажа судна.
2. Правило, установленное п. 2 статьи, также соответствует общепринятой практике. Заработанные профессиональным спасателем средства от осуществления спасательных операций используются им по своему усмотрению.