Статья 129. Специальная компенсация

1. В случае, если спасатель осуществил спасательные операции по отношению к судну, которое само или его груз создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде, и не смог заработать вознаграждение согласно статье 128 настоящего Кодекса, по крайней мере равное специальной компенсации, определяемой в соответствии с настоящей статьей, он имеет право на получение от владельца такого судна специальной компенсации, равной расходам спасателя, как они определены в пункте 3 настоящей статьи.

2. В случае, если при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, спасатель предотвратил или уменьшил ущерб окружающей среде в результате проведенной им спасательной операции, специальная компенсация, уплачиваемая владельцем согласно пункту 1 настоящей статьи спасателю, может быть увеличена максимум до тридцати процентов понесенных им расходов. Суд, арбитражный суд или третейский суд может с учетом соответствующих критериев, предусмотренных пунктом 1 статьи 128 настоящего Кодекса, если он сочтет это справедливым и разумным, увеличить такую специальную компенсацию, однако общее увеличение не может превышать сто процентов понесенных спасателем расходов.

3. Для целей пунктов 1 и 2 настоящей статьи расходами спасателя являются фактические расходы, разумно понесенные спасателем при осуществлении спасательной операции, и справедливая плата за оборудование и персонал, фактически и разумно использованные в ходе спасательной операции с учетом критериев, предусмотренных подпунктами 8, 9 и 10 пункта 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

4. Общая специальная компенсация выплачивается согласно настоящей статье только в таком случае и в таком размере, в которых такая компенсация превышает любое вознаграждение, которое может быть получено спасателем согласно статье 128 настоящего Кодекса.

5. В случае, если спасатель проявил небрежность и вследствие этого не смог предотвратить или уменьшить ущерб окружающей среде, он может быть полностью или частично лишен специальной компенсации, причитающейся согласно настоящей статье.

6. Правила, установленные настоящей статьей, не затрагивают право регресса владельца судна к третьим лицам.

Комментарий к статье 129 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Смысл правил о специальной компенсации заключается в возмещении расходов спасателю, который принял на себя риски, обусловленные спасанием судна, которое само либо находящийся на нем груз (например, нефтепродукты) создавали угрозу причинения вреда окружающей среде (в смысле ст. 123 настоящего Кодекса). Данные расходы спасателя должны быть фактически понесенными и разумными.

Согласно п. 3 рассматриваемой статьи расходами признаются фактически и разумно (соответственно степени и характеру опасности и условиям спасания) понесенные спасателем расходы, включая справедливую плату за привлечение оборудования и персонала, использование которых также оценивается по критериям разумности и фактического использования. При использовании оборудования и персонала применяются критерии быстроты оказания услуг, самого наличия судов, персонала и оборудования, а также уровня состояния готовности оборудования, эффективности и стоимости такого оборудования (см. комментарий к ст. 128 КВВТ РФ).

2. Согласно п. 4 данной статьи, специальная компенсация выплачивается только в случае и в размере, в котором данная компенсация превышает любое вознаграждение, которое может быть получено в соответствии со ст. 128 комментируемого Кодекса, так как обычно, если в результате спасания достигнут положительный результат, спасатель покрывает произведенные расходы благодаря вознаграждению. Если же спасатель, спасая указанное судно, не заработал вознаграждения в смысле ст. 128 КВВТ РФ, то именно для такой ситуации предусмотрены правила п. п. 1 - 3 и п. 5 рассматриваемой статьи. Если при данных условиях спасатель не предотвратил либо не уменьшил ущерба окружающей среде, специальная компенсация не может быть выше, чем фактически и разумно произведенные им расходы. Если определенная часть расходов признается произведенной неразумно, она возмещению не подлежит и в сумму специальной компенсации не включается. В случае, когда спасатель предотвратил такой ущерб либо уменьшил его, размер специальной компенсации, исходя из характера и степени опасности, размера ущерба, конкретных обстоятельств осуществления операции и сумм расходов, может увеличиваться на сумму от 30 до 100% от понесенных расходов спасателя. Если же спасатель проявил небрежность (при необходимой степени внимательности, проявления профессионализма, предусмотрительности мог и обязан был предвидеть наступление негативных последствий, но не предвидел их) и вследствие этого не смог предотвратить негативное последствие, причинение ущерба окружающей среде, отсутствие его уменьшения, он может быть лишен части специальной компенсации либо лишен ее полностью, в зависимости от степени ущерба и иных конкретных условий. Важным условием такого лишения специальной компенсации или ее части является наличие причинно-следственной связи между небрежностью в поведении спасателя и отсутствием предотвращения или уменьшения ущерба. Если же он просто, в чем-либо проявил небрежность, при этом предотвратив или уменьшив ущерб, он не может быть лишен специальной компенсации.

3. Законодатель возложил обязанность по выплате специальной компенсации на судовладельца по той причине, что именно он, как правило, в наибольшей степени несет ответственность за причинение вреда окружающей среде (при этом не следует забывать, что судовладелец, равно как и владелец опасного груза или иного опасного имущества, является владельцем источника повышенной опасности, правила возмещения вреда рассмотрены в комментарии к гл. 7 настоящего Кодекса). Но в случае, когда происшествие с судном произошло вследствие свойств груза (при отсутствии действия свойств судна), а равно по вине грузовладельца или владельца иного имущества, находящегося на борту судна, судовладелец вправе предъявить к таким лицам регрессное требование о возмещении убытков, в которые входит и сумма специальной компенсации. В этом смысл правила п. 6 рассматриваемой статьи.

Другой комментарий к статье 129 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья дублирует ст. 14 Международной конвенции о спасании, которая вводит понятие специальной компенсации, являющейся частью компенсационной системы платежей, в связи с усилиями спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде. Как уже отмечалось ранее (см. комментарий к ст. 127), спасатель вправе получить специальную компенсацию в порядке исключения из принципа "Без спасения нет вознаграждения".

Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает три условия, при наличии которых у спасателя возникает право на специальную компенсацию:

1) спасатель осуществил спасательную операцию по отношению к судну;

2) само судно или его груз создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде;

3) не смог заработать вознаграждение согласно ст. 128 Кодекса, по крайней мере, равное специальной компенсации.

Спасатель должен осуществить спасательную операцию по отношению к судну в соответствии с правилами данной главы. Если спасатель действовал с целью спасти судно или его груз, создающие угрозу причинения ущерба окружающей среде, то его действия по отношению к судну рассматриваются как спасательная операция. Однако если изначально мотивом действий спасателя было предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде, а невозможность спасти судно или его груз была очевидна с самого начала, т.е. с самого начала спасание было лишь побочным действием, то такие действия не рассматриваются как спасательная операция. Соответственно, не являются спасательной операцией и меры, принятые спасателем после гибели судна по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде.

2. Положение п. 2 статьи соответствует п. 2 ст. 14 Международной конвенции о спасании. Условиями применения данной нормы являются наличие обстоятельств, предусмотренных п. 1, и предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде в результате осуществленной спасательной операции. В случае если установить адекватное вознаграждение не представляется возможным (например, отсутствует спасенная стоимость имущества), специальная компенсация, равная расходам спасателя, может быть увеличена максимум до 30% или больше этого предела, но не свыше 100% расходов спасателя.

Кроме того, при увеличении специальной компенсации должны учитываться соответствующие критерии, установленные п. 1 ст. 128 Кодекса.

3. В силу п. 3 комментируемой статьи для целей п. п. 1 и 2 ст. 129 расходы спасателя определяются следующим образом:

- в соответствии с п. 1 (спасатель не предотвратил или не уменьшил ущерб окружающей среде) специальная компенсация равна расходам спасателя;

- в соответствии с п. 2 (спасатель предотвратил или уменьшил ущерб окружающей среде) специальная компенсация, равная расходам спасателя, может быть увеличена до 30% или даже до 100% расходов спасателя. Расходы спасателя являются основой специальной компенсации.

Спасателю возмещаются все его разумные расходы на осуществление спасательной операции по отношению к судну.

Расходами спасателя являются:

- фактические расходы, разумно понесенные спасателем при осуществлении спасательной операции. К ним следует отнести все разумно произведенные спасателем платежи третьим лицам, в том числе за наем буксиров, других средств и оборудования, использованных в спасательной операции, и другие расходы, разумно понесенные при осуществлении спасательной операции;

- справедливая плата за оборудование и персонал, фактически и разумно использованные в ходе спасательной операции. Справедливая плата за оборудование и персонал, фактически и разумно использованные в ходе спасательной операции, определяется с учетом критериев, предусмотренных п. 1 ст. 128 (быстрота оказания услуг, наличие и использование судов или другого предназначенного для спасательных операций оборудования, состояние готовности оборудования спасателя, эффективность и стоимость такого оборудования). При определении "справедливой платы" должны учитываться расходы спасателя на поддержание дорогостоящих судов и иного оборудования в состоянии готовности для осуществления спасательных операций.

4. Общая специальная компенсация выплачивается согласно настоящей статье только в таком случае и в таком размере, в которых такая компенсация превышает любое вознаграждение, которое может быть получено спасателем согласно ст. 128 Кодекса.

5. В соответствии с п. 5 статьи спасатель может быть полностью или частично лишен специальной компенсации в случае, если он проявил небрежность и вследствие этого не смог предотвратить или уменьшить ущерб окружающей среде.

Небрежность спасателя следует рассматривать в свете его обязанностей осуществлять спасательную операцию с должной заботой и при этом проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде (см. п. 1 ст. 126). Применение стандарта "должной заботы" или "разумной заботы" может вести к различным последствиям в зависимости от того, является ли спасатель профессионалом, а также от обстоятельств, в которых он осуществлял спасательную операцию.

6. Пункт 6 статьи предоставляет владельцу судна право предъявить регрессное требование к третьим лицам. Это означает, что владелец судна может предъявить регрессное требование к владельцам груза, перевозившегося на судне, в случае если инцидент, вызвавший спасание, произошел по вине владельцев груза, или к спасателям.

Остались вопросы по ст 129 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 129 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.