Статья 128. Критерии установления вознаграждения

1. Вознаграждение устанавливается в целях поощрения спасательных операций с учетом следующих критериев независимо от последовательности, в которой они указаны:
1) спасенная стоимость судна и другого имущества;
2) мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде;
3) степень успеха, достигнутого спасателями;
4) характер и степень опасности;
5) мастерство и усилия спасателей в спасании судна, другого имущества и людей;
6) затраченное спасателями время и понесенные расходы и убытки;
7) риск ответственности и иные риски, которым подвергались спасатели или их оборудование;
8) быстрота оказания услуг;
9) наличие и использование судов или другого предназначенного для спасательных операций оборудования;
10) состояние готовности оборудования спасателей, эффективность и стоимость такого оборудования.

2. Вознаграждение, установленное в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, уплачивается всеми лицами, заинтересованными в судне и другом имуществе, пропорционально соответствующей спасенной стоимости судна и другого имущества.

3. Вознаграждение, за исключением любых процентов и возмещаемых судебных и арбитражных расходов, которые могут подлежать уплате в связи с вознаграждением, не должно превышать спасенную стоимость судна и другого имущества.

4. Суд, арбитражный суд или третейский суд не обязан устанавливать вознаграждение согласно настоящей статье в размере максимальной спасенной стоимости судна и другого имущества до определения специальной компенсации, подлежащей уплате согласно статье 129 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 128 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Статья определяет критерии размера вознаграждения, устанавливая их перечень. Данные критерии учитываются совокупно независимо от последовательности их указания в статье. На первый взгляд данный перечень носит характер исчерпывающего, но это не так. Во-первых, в данной статье он в качестве такового не обозначен. Во-вторых, смысл самого вознаграждения в том, чтобы, поощряя работу спасателей, стимулировать проведение спасательных операций и способствовать, таким образом, повышению их уровня и эффективности. Если по поводу суммы вознаграждения возникает спор, суд может (должен) исследовать и оценить все обстоятельства, которые были в наличии при осуществлении спасательной операции, а также непосредственно перед ее началом. Сами стороны в договоре также могут предусмотреть и иные, помимо установленных п. 1 рассматриваемой статьи, критерии размера вознаграждения.

Стоимость судна и другого имущества, о которой идет речь, видимо, должна определяться исходя из его стоимости в момент спасения. При этом, если спасание осуществлялось в целях спасения от общей опасности судна, груза и провозной платы, такие расходы признаются общей аварией и распределяются в порядке общей аварии (см. комментарий к гл. 17 настоящего Кодекса). В этом случае, при определении стоимости контрибуционного имущества, применяются правила ст. ст. 150 - 154 КВВТ РФ (см. комментарий). Мастерство и усилия спасателей как в целях предотвращения (уменьшения) ущерба окружающей среде, так и в целях спасания судна и иного имущества, определяются исходя из конкретной ситуации, ее условий и соотношения с ними мастерства и усилий спасателей. Аналогично определяется и степень успеха - это не что иное, как уровень соответствия результатов операции характеру и степени опасности, а также стоимости судна и иного имущества и объема спасенного имущества по отношению к спасаемому. По отношению к судну учитываться должно и отсутствие повреждений, нанесенных ему в ходе операции. Если, скажем, судну при этом причинены повреждения из-за столкновения со спасательным судном, то по отношению к судну такой исход операции нельзя признать полностью успешным.

Характер и степень опасности - это вид угрозы и уровень возможности ее негативных последствий. Здесь под опасностью понимается не только опасность, грозящая спасаемому судну или имуществу, но и самому спасателю. Чем выше степень опасности, тем выше должно быть вознаграждение, так как спасенное судно и имущество в этом случае означает и получение их владельцами большей выгоды.

Риск - это отношение субъекта или вещи к свойствам окружающей среды, выражающееся в наличии вероятности воздействия негативных факторов, состояние, близкое по своей природе к опасности. Его характер и степень также подлежат оценке исходя из условий проведения операции. Время рассматривается от начала и до окончания операции, то есть до момента окончания доставки судна или имущества в безопасное место.

Быстрота - промежуток времени, потраченный на операцию в соотношении со степенью ее сложности. С наличием и использованием судов и иного специального оборудования трудностей не возникает.

Использование - это непосредственное применение оборудования в целях спасания. Состояние готовности используемых механизмов определяется исходя из его технических характеристик и назначения, а также с учетом соотношения такого состояние требованиям технических норм и стандартов. При оценке стоимости оборудования, если по этому поводу возникнет спор, следует привлекать независимых экспертов.

2. Пунктами 2 - 4 настоящей статьи определяется порядок исполнения обязанности по выплате суммы вознаграждения. Здесь действует правило пропорционального участия в выплате всех заинтересованных в судне и ином спасенном имуществе лиц соразмерно соответствующей спасенной стоимости судна и (или) иного имущества. Чем больше стоимость спасенного имущества, тем большая доля в сумме падает на владельца. В случае отсутствия согласия относительно долей участия в вознаграждении спор разрешается в судебном порядке.

Смысл правила, содержащегося в п. 3 рассматриваемой статьи, состоит в том, что проведение спасательной операции не должно быть обременительным в материальном плане для судовладельца или владельца иного спасенного имущества. Это должно иметь для них определенный практический смысл, иначе, зачем вообще что-то спасать. В случае возникновения спора относительно вознаграждения суд может не устанавливать его размер (не только в размере максимальной спасенной стоимости) до момента определения специальной компенсации. Она возлагается только на судовладельца и подлежит определению в первую очередь, а порядок ее применения установлен в ст. 129 настоящего Кодекса.

Другой комментарий к статье 128 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья основывается на ст. 13 Международной конвенции о спасании и также указывает, что вознаграждение устанавливается в целях поощрения спасательных операций. Поощрительный характер всегда должен приниматься во внимание при установлении размера вознаграждения за спасение.

Пункт 1 статьи содержит специальные критерии, с учетом которых устанавливается размер вознаграждения за спасение. Как и в ст. 342 КТМ РФ, приведенный перечень критериев не является исчерпывающим, так как исходя из поощрительного характера вознаграждения суды могут принимать во внимание и другие критерии при установлении размера вознаграждения.

В спасенной стоимости судна и другого имущества находит свое выражение ценность оказанных спасателем услуг, определяемая с учетом всех критериев, влияющих на размер вознаграждения.

Первым критерием вознаграждения является спасенная стоимость судна и другого имущества, которая существенно влияет на размер вознаграждения. Спасенная стоимость судна определяется исходя из его рыночной стоимости в неповрежденном состоянии за вычетом расходов на устранение повреждений, полученных к моменту окончания спасательной операции. Если стоимость продажи судна на лом выше стоимости, составляющей разницу между его рыночной стоимостью в неповрежденном состоянии и стоимостью устранения повреждений, то спасенная стоимость судна определяется исходя из стоимости продажи судна на лом за вычетом расходов по его доставке и продаже. Однако не следует забывать, что спасенная стоимость судна и имущества должна соответствовать фактически оказанным спасателем услугам.

Следующим критерием комментируемая статья называет мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде. Мастерство и усилия спасателей позволяют им рассчитывать на повышенное вознаграждение. Насколько именно может повыситься размер вознаграждения, зависит от конкретных обстоятельств и усмотрения суда. Очевидно только то, что такое вознаграждение не должно превышать спасенную стоимость судна и другого имущества (п. 3 комментируемой статьи).

Третий критерий - степень успеха, достигнутого спасателями, - следует учитывать, основываясь на п. 1 ст. 127 Кодекса, согласно которому право на вознаграждение дают те спасательные операции, которые имели полезный результат. "Степень успеха, достигнутого спасателями, - это полезный результат, выражающийся в полном или частичном спасении имущества соответствующей спасенной стоимости либо в содействии полному или частичному спасению имущества соответствующей спасенной стоимости. При установлении размера вознаграждения учитывается, осуществил ли спасатель всю операцию в целом или только содействовал ее успешному завершению" <244>.

--------------------------------
<244> Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М.: СПАРК, 2000. (автор главы - кандидат юридических наук И.И. Баринова).

Особое внимание следует обратить на четвертый критерий - характер и степень опасности. Спасатель не может рассчитывать на значительное по размеру вознаграждение за спасение имущества, если оно подверглось незначительному риску (даже если спасенная стоимость была высокой). Однако вознаграждение спасателя может быть весьма существенным, если существенной была угроза (риск получения серьезных повреждений или его полной гибели был очевиден).

В качестве пятого критерия в комментируемой статье указывается мастерство и усилия спасателей в спасании судна, другого имущества и людей. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ. Тем самым законодатель подчеркивает важность разграничения между профессиональными спасателями, для которых осуществление спасательных операций является профессиональной деятельностью, и непрофессиональными (случайными) спасателями. В связи с тем что спасательные операции нередко осуществляются при чрезвычайных обстоятельствах (неблагоприятных метеорологических условиях и т.п.), такие обстоятельства должны приниматься во внимание при решении вопроса о том, была ли осуществлена спасательная операция без проявления мастерства и усилий спасателя.

Шестым критерием является затраченное спасателями время и понесенные расходы и убытки. Продолжительность спасательной операции зависит от конкретных обстоятельств. В связи с этим время, затраченное на проведение спасательной операции, может существенно повлиять на размер вознаграждения. На практике обычно поощряется быстрое осуществление спасательной операции, приносящей большую выгоду его владельцам. Увеличение размера вознаграждения может быть обусловлено и значительными расходами и убытками спасателя. На сколько конкретно увеличится вознаграждение, зависит от ценности осуществленной операции и спасенной стоимости судна или другого имущества. При этом должны учитываться все расходы и убытки, разумно понесенные в целях спасания.

Седьмой критерий - риск ответственности и иные риски, которым подвергались спасатели или их оборудование. Чем выше риск для спасателя или его оборудования, тем более щедро он должен поощряться. Разумеется, наибольшему риску подвергаются члены экипажей судов спасателя. Угроза их жизни и здоровью является чрезвычайно существенной и, соответственно, оказывает значительное влияние на размер вознаграждения. При этом следует учитывать, что по смыслу ст. 126 Кодекса любой риск должен быть разумным. Неразумный по обстоятельствам спасания риск не принимается во внимание при установлении размера вознаграждения.

Следующим критерием комментируемая статья называет быстроту оказания услуг. Тем самым законодатель стимулирует своевременность проведения спасательных операций. Суд, принимая во внимание данный критерий, вправе поощрять любые быстрые действия спасателя (например, спасатель в короткий срок мобилизовал значительные силы и средства и т.п.). Отметим, что этот критерий в большей мере относится к профессиональным спасателям.

Девятым критерием комментируемая статья указывает наличие и использование судов или другого предназначенного для спасательных операций оборудования. Данный критерий позволяет требовать увеличения размера вознаграждения прежде всего профессиональным спасателям, которые имеют в своем распоряжении аварийно-спасательные средства.

Десятым критерием является состояние готовности оборудования спасателей, эффективность и стоимость такого оборудования. Под состоянием готовности следует понимать две ситуации:

- когда суда находятся на спасательных станциях в готовности выйти для оказания помощи в момент получения соответствующего вызова;

- когда суда не находятся на спасательных станциях, но готовы выйти для оказания помощи в кратчайший срок после получения соответствующего вызова.

Эффективность оборудования спасателя означает его надлежащее состояние и возможность использования.

Критерий стоимости оборудования спасателя позволяет суду оценить размер вложений конкретного спасателя в оборудование и затраты на его содержание.

2. Правило, сформулированное в п. 2 комментируемой статьи, соответствует п. 2 ст. 13 Международной конвенции о спасании - вознаграждение уплачивается всеми лицами, заинтересованными в судне и другом имуществе, пропорционально соответствующей спасенной стоимости судна и другого имущества. При этом должны учитываться критерии, влияющие на размер вознаграждения (см. п. 1 комментария).

3. Пункт 3 комментируемой статьи дублирует п. 3 ст. 13 Международной конвенции о спасании, в котором закреплен один из основных правовых принципов спасания: вознаграждение, за исключением любых процентов и возмещаемых судебных и арбитражных расходов, которые могут подлежать уплате в связи с вознаграждением, не должно превышать спасенную стоимость судна и другого имущества. Практика показывает, что обычно размер вознаграждения значительно ниже стоимости спасенного имущества. В среднем размер вознаграждения составляет 5 - 7% спасенной стоимости имущества. В зависимости от конкретных обстоятельств размер вознаграждения может увеличиваться до 50% стоимости спасенного имущества. В любом случае не учитываются любые проценты (например, проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ст. 395 ГК РФ), а также судебные и арбитражные расходы.

4. Пункт 4 статьи основывается на Общем понимании относительно ст. ст. 13 и 14 Международной конвенции о спасании 1989 года, принятом дипломатической конференцией в качестве приложения I к Заключительному акту конференции. Предполагается, что усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде не должны максимально вознаграждаться за счет спасенной стоимости имущества, а грузовладельцы в связи с этим не должны уплачивать подавляющую часть вознаграждения спасателям.

Остались вопросы по ст 128 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 128 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.