Капитан судна имеет право заключать договоры о спасании для осуществления спасательных операций от имени судовладельца. Капитан судна или судовладелец имеет право заключать такие договоры от имени владельца имущества, находящегося на борту судна.
Комментарий к статье 124 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
Договоры о спасании в международном праве регулируются Международной конвенцией о спасании 1989 года, многие нормы которой имплементированы национальным законодательством.
Правоотношения по спасанию могут возникнуть по различным основаниям. Они могут возникнуть из договора о спасании, но часто они возникают в результате наличия события, действия или иного факта наличия реальной опасности, требующей производства спасательных действий, спасательной операции. Значение договора о спасании здесь проявляется не только в формальной фиксации обязательств сторон, но он призван определить отношения сторон в конкретной ситуации. Кроме того, как уже указывалось, нормы гл. 16 КВВТ РФ носят диспозитивный характер, и исходя из этого договор о спасании поможет также определить отношения сторон иным способом, придав им статус урегулированных правоотношений, наравне с тем, как если бы они были определены в законе. Если вести речь о спасателе, то и для него договор имеет важное значение - это предоставляет ему дополнительную гарантию против того, что судовладелец (владелец иного имущества) не сможет впоследствии ссылаться на то, что с его стороны было разумное и прямое запрещение на осуществление спасательных действий. Эта гарантия относится прежде всего к получению вознаграждения за спасание.
Договор о спасании заключается в простой письменной форме, по конструкции он является консенсуальным, возмездным и взаимным. Рассматриваемая статья наделяет капитана судна полномочием по заключению таких договоров, которое является по своей природе законным представительством. Здесь имеется в виду прежде всего капитан того судна, которое находится в опасности. Капитан является в этой ситуации законным представителем владельца имущества (грузовладельца, скажем), которое находится на борту данного судна, и самого судовладельца. Аналогично судовладелец является в этой ситуации законным представителем владельца такого имущества в рамках заключения от имени последнего договора о спасании. Такое законодательное наделение капитана судна полномочиями по заключению договоров о спасании от имени судовладельца и владельца имущества, является важной гарантией права спасателя на получение вознаграждения. Лица, от имени которых заключен договор, не могут в дельнейшем требовать признания договора недействительным (см. комментарий к ст. 125 КВВТ РФ) на том основании, что отсутствовало их согласие на заключение договора. Кроме того, учитывая значение спасательных операций для жизни и здоровья людей, поддержания гражданского оборота и безопасности судоходства, такие гарантии призваны и стимулировать спасателей к осуществлению спасательных операций. Если речь идет о спасании имущества, которое находится на воде, в пределах ВВП, но с судном не связано, то в этом случае должны заключаться договоры с владельцем такого имущества, в случае отсутствия его на месте - при первой возможности. В целом же договор о спасании целесообразно заключать после возникновения опасности (см. комментарий к ст. 133 настоящего Кодекса).
Другой комментарий к статье 124 КВВТ РФ
Исходя из правил, установленных данной главой, обязательства по спасанию судна или иного имущества, находящегося в опасности, могут возникнуть на основании:
- договора о спасании - соглашения, заключаемого между капитаном терпящего бедствие судна и спасателем, оказывающим помощь такому судну. В вопросах спасания на море принято руководствоваться Брюссельской конвенцией 1910 г., развитой и закрепленной Женевской конвенцией 1958 г. об открытом море. Всякое соглашение о спасании, состоявшееся в момент и под влиянием опасности, по требованию одной из сторон может быть признано недействительным или пересмотрено, если будет доказано, что условия соглашения несправедливы;
- в силу самого факта наличия реальной угрозы гибели или повреждения судна или другого имущества, требующего осуществления спасательной операции.
Соответственно, заключение договора о спасании направлено на урегулирование отношений сторон иным образом, чем это предусмотрено комментируемой главой.
Что касается порядка заключения договора, то этот вопрос нормами главы не урегулирован. Комментируемой статьей определены лишь субъекты, имеющие право заключать договоры о спасании для осуществления спасательных операций:
- от имени судовладельца правом заключения договора о спасании наделен капитан судна;
- от имени владельца имущества, находящегося на борту судна, таким правом обладают капитан судна или судовладелец.
Таким образом, имеет место законное представительство, так как комментируемая статья наделяет капитана (во втором случае - капитана и судовладельца) полномочиями законного представителя как судовладельца, так и владельца имущества, находящегося на борту такого судна. Это означает, что для заключения договора о спасании капитану судна не требуется доверенность. Кроме того, в дальнейшем судовладелец и владелец имущества, находящегося на борту судна, не вправе будут требовать признания данного договора незаключенным, ссылаясь на отсутствие их согласия на заключение договора.