Статья 123. Сфера применения правил, установленных настоящей главой

1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к любым спасательным операциям, если договором о спасании не предусмотрено иное.Стороны не вправе своим договором исключить применение статьи 125 настоящего Кодекса, а также отступить от установленных статьей 126 настоящего Кодекса обязанностей по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде.

2. Для целей настоящей главы:спасательной операцией является любое действие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или другому имуществу, находящимся в опасности в пределах внутренних водных путей;имуществом является не прикрепленное постоянно и преднамеренно к берегу имущество;ущербом окружающей среде является значительный реальный ущерб, причиненный здоровью человека или водным биологическим ресурсам в пределах внутренних водных путей либо в прилегающих к ним районах загрязнением, пожаром, взрывом или другими подобными крупными инцидентами.

3. Правила, установленные настоящей главой, за исключением правила, установленного пунктом 1 статьи 131 настоящего Кодекса, также распространяются на:военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые в момент осуществления спасательных операций только для правительственной некоммерческой службы;некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

4. Правила, установленные настоящей главой, не распространяются на имущество культурного характера, имеющее доисторическое, археологическое или историческое значение, если оно находится на дне в пределах внутренних водных путей.

Комментарий к статье 123 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Данная вводная статья гл. 16 определяет область правоотношений, к которым применимы правила данной главы. По своему характеру правило п. 1 рассматриваемой статьи является диспозитивным в силу того, что существует оговорка "если договором о спасании не предусмотрено иное". Вместе с тем императивным является запрет для сторон договора исключать правила ст. 125 настоящего Кодекса о недействительности договоров и их изменении (см. комментарий), а также отступить от обязанностей по предотвращению ущерба окружающей среде (см. комментарий к ст. 126 комментируемого Кодекса). Представляется несколько странным, что такая обязанность спасателя, как осуществлять операции с должной заботой, по смыслу рассмотренного пункта ст. 123 КВВТ РФ, относится полностью на усмотрение сторон договора. Получается, что эта обязанность не подкреплена законодательно, что нельзя считать верным. Если стороны могут предусмотреть в договоре "иное", то по отношению к такой (следует сказать - главной) обязанности спасателя они могут, по смыслу п. 1 ст. 123 комментируемого Кодекса, ничего не оговаривать. Следовало бы данную обязанность, так же как и по предотвращению причинения вреда окружающей среде, императивно гарантировать в настоящем Кодексе.

В остальном правила гл. 16 КВВТ РФ применяются к любым спасательным операциям, независимо от их места, от характера опасности, от класса и назначения судов и видов имущества, от причин опасности (в частности, капитаны столкнувшихся судов, даже если они и виновны в столкновении, обязаны оказывать помощь другому судну, предложив заключить договор о спасании), независимо от того, где осуществляется операция - в районе судового хода, на ВВП или в акватории порта. Пространственный предел действия норм данной главы идентичен пространственному пределу всего КВВТ РФ. На участках ВВП с морским режимом судоходства будут действовать правила КТМ РФ.

2. Спасательной операцией признается любое действие или любая деятельность по оказанию помощи любому судну и имуществу в пределах ВВП, находящихся в опасности, независимо от характера и степени последней. Имущество, о котором идет речь в п. 2 рассматриваемой статьи, относится к "другому имуществу", помимо судов. Статья 337 КТМ РФ в данном смысле понимает под таким имуществом имущество, не прикрепленное постоянно и преднамеренно к побережью. Позиция законодателя в ст. 123 КВВТ РФ аналогичная - это имущество в пределах ВВП, но не прикрепленное постоянно и преднамеренно к берегу, включая береговую полосу. То есть к такому имуществу не будут относиться, например, береговые СНО или, скажем, имущество судовладельца, расположенное на береговой полосе. Иными словами, такое имущество должно находиться в опасности на воде. Но при этом КТМ РФ к такому имуществу относит также и фрахт на риске. Несмотря на то что гл. 16 КВВТ РФ не содержит упоминания об аналогии с КТМ РФ, в отличие от п. 2 ст. 141 КВВТ РФ об общей аварии, все же, учитывая, что КТМ РФ термином "фрахт" обозначает не что иное, как провозную плату, следует полагать, что к другому имуществу следует отнести и провозную плату на риске. Под ущербом окружающей среде понимается значительный реальный ущерб здоровью человека или водным биоресурсам (флоре и фауне) как в пределах ВВП, так и в прилегающих к ним местностях. Критерий же значительности ущерба здесь не обозначен. Не отсылает данная норма и к нормам экологического законодательства, но при определении данного ущерба следует применять именно его, а также учитывая экологическую ситуацию в регионе. Например, в каждом бассейне и в иных территориальных единицах, для водных объектов установлены ПДК и ПДУ вредных веществ. Зная их и принимая во внимание характер источника причинения вреда, можно оценить, насколько превышены или могут быть превышены данные уровни и концентрации. Что касается вреда здоровью человека, то, видимо, подразумевается причинение тяжкого вреда здоровью, причем как в результате действия самого источника, так и в результате насупившего вреда природной среде. Наконец, критерием значительности (на практике - косвенным) может выступать и механизм причинения вреда, указанный в п. 2 ст. 123 КВВТ РФ, в частности загрязнение, пожар, взрыв и иное аналогичное явление.

3. Правила гл. 16 комментируемого Кодекса распространяются и на военные, военно-вспомогательные корабли, суда, эксплуатируемые для некоммерческих правительственных целей - не только службы, а также как на объекты коммерческих перевозок, так и на объекты, находящиеся в собственности государства. Применительно к отношениям по спасанию все это уравнивается в статусе со всеми иными (коммерческими) судами и грузами.

4. Понятие имущества культурного характера, имеющего доисторическое, историческое, археологическое и иное аналогичное значение, уже рассматривалось в комментарии к гл. 8 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 45 КВВТ РФ). На такое имущество действия норм гл. 16 не распространяются. Правда, есть некоторый пробел, в частности, если такое имущество перевозится на судне, которое терпит бедствие на воде и принимает услуги спасателя, это имущество также будет подпадать под действие данных норм, но лишь до момента его спасения.

Другой комментарий к статье 123 КВВТ РФ

1. На спасательные операции, осуществляемые на внутренних водных путях, распространяются правила КТМ РФ о спасании независимо от того, выполняются ли спасательные операции морскими судами или судами внутреннего плавания. Это обусловлено тем, что при ратификации Международной конвенции о спасании, заключенной в г. Лондоне 28 апреля 1989 г. (далее - Международная конвенция о спасании) <240>, Россией был установлен единообразный правовой режим спасания как для морских судов, так и для судов внутреннего плавания независимо от того, в каких водах оно осуществляется (ст. 30 Конвенции давала возможность исключить применение ее положений в тех случаях, когда спасательная операция имеет место во внутренних водах и все вовлеченные суда являются судами внутреннего плавания, однако Россия такой возможностью намеренно не воспользовалась). Глава XVI КВВТ РФ "Спасание судов и другого имущества" соответствует гл. XX КТМ РФ.

--------------------------------
<240> Конвенция вступила в силу 14 июля 1996 г. СССР подписал Конвенцию с оговоркой о последующей ратификации (Постановление Совета Министров СССР от 26 июня 1990 г. N 610). Россия ратифицировала Конвенцию 25 мая 1999 г. с оговоркой (Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 186-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 25 мая 2000 г.

Пункт 1 комментируемой статьи содержит диспозитивную норму, согласно которой правила, установленные гл. XVI, применяются к любым спасательным операциям, если договором о спасании не предусмотрено иное.

Заключая договор о спасании, стороны не вправе:

- исключить применение ст. 125 Кодекса;

- отступить от установленных ст. 126 обязанностей по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде.

2. Пункт 2 статьи дает определение наиболее значимых для применения норм главы понятий.

Так, спасательной операцией является любое действие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или другому имуществу, находящимся в опасности в пределах внутренних водных путей. Тем самым определяется критерий разграничения спасательной операции и иной операции, осуществляемой по отношению к судну или другому имуществу. Этим критерием является классическое требование о наличии опасности для спасаемого объекта - судно или другое имущество признаются находящимися в опасности, если для них существует опасность получения повреждений или гибели. Для признания судна и имущества находящимися в опасности достаточно, чтобы к моменту осуществления спасательной операции существовала возможность получения судном или другим имуществом повреждений либо их гибели. При этом объектами спасания являются судно или другое имущество.

В силу ст. 3 Кодекса судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Под имуществом понимается имущество, не прикрепленное постоянно и преднамеренно к берегу. Эти понятия следует различать, поскольку согласно ст. 129 право спасателя на специальную компенсацию возникает при осуществлении спасательной операции только по отношению к судну.

Ущербом окружающей среде является значительный реальный ущерб, причиненный здоровью человека или водным биологическим ресурсам в пределах внутренних водных путей либо в прилегающих к ним районах загрязнением, пожаром, взрывом или другими подобными крупными инцидентами.

3. Согласно п. 3 статьи правила, установленные настоящей главой, за исключением правила, установленного п. 1 ст. 131 Кодекса, также распространяются:

- на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые в момент осуществления спасательных операций только для правительственной некоммерческой службы;

- некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

Плавание по внутренним водным путям Российской Федерации военных кораблей, пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых только в некоммерческих целях (далее - корабли и суда), осуществляется с учетом следующих условий:

- при выполнении задач, связанных с осуществлением военной, пограничной, таможенной, противопожарной, медицинской, милицейской и аварийно-спасательной службы, корабли и суда пропускаются вне очереди через шлюзы и при следовании по участкам внутренних водных путей с диспетчерским регулированием движения судов;

- несение кораблями и судами дополнительных (специальных) отличительных огней и знаков и подача звуковых и световых сигналов допускаются в случае, если это не создает угрозу безопасности судоходства и не затрудняет плавание иных судов <241>.

--------------------------------
<241> Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2008 г. N 233 "Об условиях плавания по внутренним водным путям Российской Федерации военных кораблей, пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых только в некоммерческих целях".

4. Правила, установленные гл. XVI, не распространяются на имущество культурного характера, имеющее доисторическое, археологическое или историческое значение, если оно находится на дне в пределах внутренних водных путей.

Имущество культурного характера, как известно, находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое включает в себя Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", другие законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о культуре.

Правила комментируемой главы, как и правила Международной конвенции о спасании, не содержат прямых предписаний относительно их применения к затонувшему имуществу, в том числе к затонувшим судам и их грузам.

Остались вопросы по ст 123 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 123 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.