Статья 120. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта

1. За неправильное указание в транспортной накладной наименования груза, особых отметок и необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за предъявление запрещенного для перевозки груза или за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние его перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

2. За сверхнормативный простой судов и задержку возврата контейнеров с грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта, по вине которых они допущены, взыскивается штраф в следующих размерах:0,5 размера минимального размера оплаты труда за 100 тонн грузоподъемности самоходного грузового судна в час;0,07 размера минимального размера оплаты труда за 100 тонн грузоподъемности несамоходного грузового судна в час;одного минимального размера оплаты труда за 100 киловатт мощности буксирного судна в час.Грузоподъемность судна менее чем 50 тонн и мощность двигателя судна менее чем 50 киловатт не учитываются, грузоподъемность судна, равная 50 тоннам и более, и мощность двигателя судна, равная 50 киловатт и более, принимаются за целую сотню.

3. За несвоевременную оплату перевозки груза или буксировки буксируемого объекта с грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта взыскиваются пени в пользу перевозчика или буксировщика в соответствии с законодательством Российской Федерации.В случае образования задолженности по оплате за перевозку груза, доставленного в порт назначения, выдача его может быть задержана, если это не приведет к порче груза, до уплаты всех платежей, в том числе пеней за просрочку платежей, или до предоставления гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. За неочистку судов или контейнеров после выгрузки грузов грузовладелец обязан уплатить перевозчику стоимость работ по их очистке в двукратном размере. Перевозчик имеет право отказаться от уборки от причала неочищенных судна или контейнера впредь до выполнения грузовладельцем работ по их очистке.

5. За повреждение судна, контейнера или средств пакетирования с виновной стороны взыскивается стоимость необходимого ремонта.

6. Грузоотправитель или отправитель буксируемого объекта несет ответственность перед перевозчиком или буксировщиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности или неполноты документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 69 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 120 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Статья 120 КВВТ РФ устанавливает основные правила ответственности контрагентов перевозчика и буксировщика по договору перевозки или буксировки. Пунктом 1 предусматривается ответственность грузоотправителя за неправильное указание в транспортной накладной наименования, свойств груза, особых мер предосторожности, иных особых отметок, а также за предъявление к перевозке запрещенного груза. Любое из таких оснований ответственности грузоотправителя должно быть доказано перевозчиком. По смыслу данного пункта, необязательно, чтобы в результате этого перевозчик понес какие-либо убытки, достаточно самого факта таких действий и указаний отправителя. И в этом отношении размер ответственности отправителя (пятикратный размер провозной платы) представляется необоснованно завышенным. Конечно, можно понять стремление законодателя путем такой общей превенции стимулировать грузоотправителей к соблюдению транспортного законодательства, учитывая незаменимую роль транспорта в механизме функционирования гражданского оборота, но все же такой размер штрафа за то, что отправитель, к примеру, просто не указал наименование одного из грузов, если при этом не произошло еще и отправления судна, то это может тоже ощутимо ударить по товарообороту. Можно было бы, например, в ст. 122 настоящего Кодекса указать, в порядке исключения, что соглашения об ограничении (понижении) размера ответственности грузоотправителя за такие действия и указания, если это не повлекло убытков перевозчика и не нарушило прав и законных интересов иных лиц, допускаются. Тем более что это не противоречило бы правилам п. 2 ст. 793 ГК РФ, так как согласно ему, если транспортное законодательство допускает такие соглашения, они могут заключаться.

Указанный штраф подлежит уплате независимо от того, возместил ли отправитель перевозчику убытки, вызванные этим, то есть возмещение отправителем убытков не является основанием освобождения отправителя от уплаты данного штрафа. Этот штраф является не исключительной, а штрафной неустойкой. Еще раз следует напомнить, что именно перевозчик должен доказать, что имели место указанные действия и (или) указания отправителя.

2. Если будет установлена вина отправителя или грузополучателя, отправителя или получателя буксируемого объекта в сверхнормативном простое судна (буксирующего судна) или задержке возврата контейнеров, с них взыскивается штраф, носящий характер исключительной неустойки и исчисляющийся исходя из минимального размера оплаты труда пропорционально тоннажу грузоподъемности судна в час. По отношению к буксировке, пропорционально мощности буксирного судна: один минимальный размер оплаты труда за 100 киловатт мощности буксира в час. Грузоподъемность менее 50 тонн и мощность менее 50 киловатт не учитываются, а мощность или грузоподъемность соответственно от 50 до 100 киловатт и от 50 до 100 тонн считаются за 100 тонн и 100 киловатт. Размеры данного штрафа императивны, соглашением сторон они уменьшены быть не могут.

3. Плата за перевозку или буксировку по общему правилу вносится до начала перевозки или буксировки, что не исключает права сторон договориться об ином порядке и иных сроках внесения провозной платы. Несвоевременная оплата, о которой идет речь в п. 3, должна пониматься как несвоевременная при любой системе и периодичности (сроках) оплаты. Если договором предусмотрено внесение провозной платы до отправления груза или буксируемого объекта, то установленная настоящей статьей неустойка в форме пеней за несвоевременную оплату будет применяться со следующего дня после даты внесения провозной платы. Если такие пени за просрочку устанавливаются законом (в КВВТ РФ их нет) как законная неустойка, стороны не могут исключить ее действие и понизить ее размер. Это не исключает установления в договоре договорной неустойки в виде пеней за просрочку внесения провозной платы. Такие пени могут устанавливаться в виде процента от суммы провозной платы за каждый день просрочки. В силу того что КВВТ РФ не содержит прямых правил об ответственности за просрочку внесения всех причитающихся перевозчику платежей, в этом случае, по требованию перевозчика, с виновной стороны подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами по правилам ст. 395 ГК РФ. Аналогична позиция Пленума ВАС РФ по отношению к железнодорожным перевозкам (см. комментарий к п. 8 ст. 79 Кодекса). Если образуется задолженность по оплате перевозки груза, который доставлен в порт назначения (факт задолженности определяется исходя из сроков доставки груза и порядка внесения платежей), перевозчик вправе удерживать груз, если это не приведет к его порче, до момента внесения провозной платы и пеней за просрочку платежей. Здесь применена конструкция такого способа обеспечения выполнения обязательств, как удержание (ст. 359 ГК РФ), что представляет собой конкретизацию правила п. 4 ст. 790 ГК РФ, согласно которому перевозчик вправе удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему платежей, если иное не установлено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. Данные правила, как в ГК РФ, так и в КВВТ РФ, носят диспозитивный характер, что означает возможность сторон в договоре или в дополнительном соглашении определить иные способы обеспечения выполнения обязательств. В случае такого удержания положение грузоотправителя усложняется тем, что в соответствии с п. 2 ст. 359 ГК РФ перевозчик может удерживать груз, несмотря на то что права на него уже приобретены другим лицом, что дополнительно возлагает ответственность на отправителя контрагентом по другому договору. Требования перевозчика, удерживающего груз, в случае неоплаты причитающихся ему платежей, будут удовлетворяться из стоимости груза в порядке, установленном для удовлетворения требований, обеспеченных залогом. Иные гарантии, после предоставления которых перевозчик прекращает удержание груза, могут выбираться самим отправителем, в частности, это может быть тот же залог (другого имущества) или банковская гарантия.

4. По общему правилу обязанность по очистке судна или контейнеров возлагается на грузовладельца, но перевозчик на основании соглашения с грузоотправителем или грузополучателем может выполнять работы по очистке судна сам, за отдельную плату (см. комментарий к ст. 81 настоящего Кодекса). В случае, когда обязанность по очистке судов и контейнеров договором возложена на грузовладельца, при невыполнении им данной обязанности подлежат применению правила п. 4 ст. 120 настоящего Кодекса. В этом случае перевозчик, выполнив работы по очистке судна или контейнеров, взыскивает с грузовладельца двойную стоимость работ по очистке. Данное правило императивно, стороны не могут уменьшить размер этой ответственности. Грузовладелец может уплатить данную сумму добровольно, в случае неуплаты она взыскивается судом. В любом случае, перевозчик должен документально зафиксировать принятие неочищенного судна или контейнеров, что достигается путем составления акта общей формы. При этом судом может быть удовлетворено и требование перевозчика о взыскании платы за пользование судном и контейнерами, если передача неочищенного судна отражена в акте за все время до принятия судна (контейнера) перевозчиком. Перевозчик также вправе не убирать судно от причала до того момента, пока грузовладелец не выполнит работ по очистке судна (контейнера).

5. В случае повреждения судна, его оборудования, устройств и снаряжения, контейнера или средств пакетирования, с виновной стороны взыскивается стоимость ремонта данных повреждений. КВВТ РФ не устанавливает права грузоотправителя или грузополучателя определять, кто будет производить ремонт в случае причинения им повреждений судну или контейнерам, вследствие чего это может устанавливаться договором. В случае если установлено, что ремонт осуществляет перевозчик, то с грузоотправителя (грузополучателя) взыскивается его стоимость. При этом должно быть зафиксировано документально (акт общей формы, акт о повреждении контейнера) принятие перевозчиком поврежденного судна или контейнера. Должны быть представлены и документы, подтверждающие произведенный ремонт и его стоимость.

6. Грузоотправитель или отправитель буксируемого объекта несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику или буксировщику несвоевременной передачей либо недостоверностью (неполнотой необходимых документов), общий (открытый) перечень которых приведен в п. 5 ст. 69 КВВТ РФ. Конкретный перечень таких документов определяется исходя из специфики перевозки, вида груза, например предоставление карантинных и ветеринарных документов при перевозке животных, маршрута следования (таможенное оформление груза). Размер взыскания по таким убыткам должен соответствовать им. Здесь также необходимо доказательство причинения убытков именно вследствие задержки или недостатков таких документов. С учетом обстоятельств дела суд может удовлетворить и требование перевозчика о возмещении упущенной выгоды.

Другой комментарий к статье 120 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья содержит положения, позволяющие установить размер ответственности грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору перевозки груза.

Статья 69 Кодекса устанавливает основные обязанности грузоотправителя:

- до предъявления груза для перевозки грузоотправитель обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров;

- при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с Правилами перевозок грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя;

- грузоотправитель обязан нанести на предъявляемые для перевозки тарные и штучные грузы, а также транспортные пакеты маркировку в соответствии с требованиями государственных стандартов на маркировку грузов и правил перевозок грузов;

- грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Соответственно, комментируемой статьей на грузоотправителя возлагается ответственность в виде штрафа:

- за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза, особых отметок и необходимых при перевозке груза мер предосторожности;

- за предъявление запрещенного для перевозки груза;

- за неправильное указание свойств груза.

Штраф взыскивается в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние его перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

2. За сверхнормативный простой судов и задержку возврата контейнеров с грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта, по вине которых они допущены, взыскивается штраф в следующих размерах:

- 0,5 размера минимального размера оплаты труда за 100 тонн грузоподъемности самоходного грузового судна в час;

- 0,07 размера минимального размера оплаты труда за 100 тонн грузоподъемности несамоходного грузового судна в час;

- одного минимального размера оплаты труда за 100 киловатт мощности буксирного судна в час.

Грузоподъемность судна менее чем 50 тонн и мощность двигателя судна менее чем 50 киловатт не учитываются, грузоподъемность судна, равная 50 тоннам и более, и мощность двигателя судна, равная 50 киловатт и более, принимаются за целую сотню.

При этом особо необходимо отметить, что ответственность грузоотправителя (грузополучателя) за сверхнормативный простой судна не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия вины перевозчика.

Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 сентября 2010 г. по делу N А12-4030/2010, вынесенном по итогам рассмотрения кассационной жалобы ООО "Волгофлот" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 мая 2010 г. по исковому заявлению ООО "Волгофлот" к ООО "ПроИмпэкс" о взыскании штрафа за сверхнормативный простой теплохода, указано, что по смыслу положений п. 2 ст. 120 КВВТ РФ ответственность грузоотправителя (грузополучателя) за сверхнормативный простой поставлена в зависимость не от наличия или отсутствия вины перевозчика, а от наличия или отсутствия вины грузоотправителя (грузополучателя) в таком простое. Следовательно, истец обязан был доказать наличие у ответчика вины в сверхнормативном простое. Однако доказательств подачи нотиса о готовности судна к выгрузке истцом суду не представлено. Оценив указанные обстоятельства в совокупности с другими доказательствами по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что наличие вины ответчика в сверхнормативном простое судна истцом не доказано. С учетом указанных доводов истцу в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Данные выводы Федерального арбитражного суда Поволжского округа были подтверждены в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N ВАС-16715/10.

3. Статья 75 Кодекса обязывает грузоотправителя вносить плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи до момента отправления груза из порта отправления. Поскольку данная норма сформулирована как диспозитивная, то иной порядок расчетов может быть предусмотрен соглашением сторон.

Ответственность за неисполнение этой обязанности устанавливает п. 3 комментируемой статьи. За несвоевременную оплату перевозки груза или буксировки буксируемого объекта с грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта взыскиваются пени в пользу перевозчика или буксировщика в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае образования задолженности по оплате за перевозку груза, доставленного в порт назначения, выдача его может быть задержана, если это не приведет к порче груза, до уплаты всех платежей, в том числе пеней за просрочку платежей, или до предоставления гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Согласно ст. 81 Кодекса по окончании выгрузки груза с судна оно должно быть очищено и в необходимых случаях вымыто и подвергнуто дегазации, дезинсекции и дезинфекции силами и средствами грузовладельца в порядке, установленном Правилами перевозок грузов.

За неочистку судов или контейнеров после выгрузки грузов грузовладелец обязан уплатить перевозчику стоимость работ по их очистке в двукратном размере. Перевозчик имеет право отказаться от уборки от причала неочищенных судна или контейнера впредь до выполнения грузовладельцем работ по их очистке.

5. За повреждение судна, контейнера или средств пакетирования с виновной стороны взыскивается стоимость необходимого ремонта.

6. Грузоотправитель или отправитель буксируемого объекта несет ответственность перед перевозчиком или буксировщиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности или неполноты:

- документов, предусмотренных санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;

- сертификатов, паспорта качества, удостоверения и других документов, наличие которых установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Остались вопросы по ст 120 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 120 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.