1. Судовладелец несет ответственность за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.
2. Вред, который причинен имуществу физических лиц или юридических лиц, а также инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей и в результате которого такое имущество утрачено или повреждено, включая расходы на ремонтные либо восстановительные работы для возобновления нормального функционирования поврежденного имущества, расходы на подъем, удаление и утилизацию затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находящихся на судне предметов, подлежит возмещению.Ущерб, нанесенный вследствие утечки, слива или сброса с судна нефти и других веществ и повлекший за собой причинение вреда имуществу физических лиц или юридических лиц, включает в себя возмещение расходов на принятие разумных восстановительных мер, а также мер по предотвращению ущерба или ликвидации его последствий.
3. В случае, если вред имуществу физических лиц или юридических лиц загрязнением с судна нефтью и другими веществами, в том числе вследствие утечки, слива или сброса с судна нефти и других веществ, причинен более чем одним судном, владельцы этих судов несут ответственность за причиненный вред пропорционально степени вины каждого из них, если не докажут, что имеют право на освобождение от ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Если ответственность между виновными судовладельцами невозможно разделить, они несут ее солидарно.
4. Эксплуатация владельцем (в том числе в целях транзита) судов, за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов для перевозок сухогрузов, допускается, если застрахована его гражданская ответственность или имеется банковская гарантия обеспечения его гражданской ответственности (далее - финансовое обеспечение) за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей. Объектом указанного страхования или финансового обеспечения являются имущественные интересы судовладельца, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.
5. В соответствии с настоящей статьей подлежат страхованию или финансовому обеспечению следующие страховые риски:
1) возникновение ответственности владельца судна за вред, причиненный при столкновении его с другими судами;
2) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный его судном имуществу третьих лиц в результате утраты (гибели) или повреждения любого имущества (включая плавучее), в том числе инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей;
3) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный загрязнением с судна нефтью и другими веществами;
4) возникновение ответственности за убытки, причиненные в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна, в части обязанности судовладельца, предусмотренной настоящим Кодексом.
6. Минимальная страховая сумма или минимальная сумма финансового обеспечения устанавливается в отношении каждого судна владельца в соответствии с валовой вместимостью судна в следующем порядке:
1) для судов вместимостью до 200 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей;
2) для судов вместимостью более чем 200 до 2000 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей плюс десять тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 200;
3) для судов вместимостью более чем 2000 минимальная страховая сумма составляет двадцать миллионов рублей плюс восемь тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 2000.
7. Наряду с указанными в пунктах 5 и 6 настоящей статьи страховыми рисками и страховыми суммами договором страхования могут быть предусмотрены иные страховые риски и страховые суммы в размере, превышающем страховые риски и страховые суммы, установленные пунктами 5 и 6 настоящей статьи.
8. Для целей настоящей статьи вместимость судна определяется на основании мерительного свидетельства, предусмотренного статьей 14 настоящего Кодекса.
9. В случае, если ответственность судовладельца, установленная пунктом 1 настоящей статьи, застрахована в соответствии с условиями, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, или в соответствии с иными договорами страхования, в том числе договорами страхования, заключенными как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, по страховым рискам и на страховые суммы в размерах не менее чем размеры страховых сумм, указанных в пункте 6 настоящей статьи, считается, что требования пункта 4 настоящей статьи судовладельцем исполнены полностью и дополнительного страхования или финансового обеспечения, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, не требуется при условии соблюдения требований пункта 10 настоящей статьи.
10. Страховщик подтверждает заключение договора страхования путем выдачи судовладельцу страхового полиса, страхового сертификата (далее - страховой полис). Страховой полис выдается в отношении каждого судна владельца независимо от флага, под которым оно плавает, или регистрации судна с указанием также наименования судна или его номера, идентификационного номера, присвоенного судну при его государственной регистрации, порта (места) регистрации, судовладельца и места его основной деятельности (наименование и место нахождения - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства - для физического лица).Копия страхового полиса, заверенная страховщиком, выдавшим страховой полис, находится на судне и предъявляется должностному лицу органа государственного надзора и должностному лицу администрации бассейна внутренних водных путей, в том числе при осуществлении государственного портового контроля.Если текст страхового полиса оформлен на любом языке, за исключением русского языка или английского языка, такой текст должен содержать перевод на один из указанных языков.При наличии финансового обеспечения вместо страхового полиса выдается документ, который подтверждает финансовое обеспечение и должен содержать информацию, указанную в настоящем пункте. Если текст документа оформлен на любом языке, за исключением русского языка или английского языка, такой текст должен содержать перевод на один из указанных языков.
11. При наступлении страхового случая потерпевшее лицо, в том числе администрация бассейна внутренних водных путей, вправе предъявить непосредственно к страховщику или к организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении, требование о возмещении вреда, причиненного имуществу, и (или) о возмещении расходов на подъем, удаление, утилизацию затонувшего судна или иного затонувшего имущества. Соответствующее заявление направляется страховщику или организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении, вместе с документами, подтверждающими причинение такого вреда и его размер.
12. При заключении договора страхования и в период его действия страховщик может проводить за свой счет самостоятельно или с привлечением экспертных организаций экспертизу судна, в том числе экспертизу на предмет соответствия судна требованиям, предъявляемым к нему настоящим Кодексом.
13. Судовладелец содействует в проведении назначенной страховщиком экспертизы судна, в том числе обеспечивает доступ экспертных организаций на судно и предоставляет им имеющуюся на судне техническую и иную документацию.
Комментарий к статье 121 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Правила о возмещении ответственности за загрязнение с судов нефтью или другими веществами обладают спецификой по отношению к рассмотренным ранее случаям ответственности. Данная специфика проявляется прежде всего в том, что здесь судовладелец рассматривается не как перевозчик или буксировщик, а именно как судовладелец. Владение судном в смысле данной статьи следует понимать сообразно формальному и материальному критериям. Формальный или сугубо юридический критерий - это форма титула, то есть на каком праве владеет судовладелец судном в момент причинения вреда загрязнением с судна нефтью. Это может быть право собственности, арендные и иные права, но для привлечения судовладельца к рассматриваемой ответственности одного только формального критерия недостаточно. Должен быть в наличии еще и материальный критерий. Материальный критерий показывает, какой именно судовладелец фактически владеет судном, то есть осуществляет его эксплуатацию и пользуется им. Для предъявления иска должны быть в наличии оба критерия. Например, по договору аренды судна без экипажа (см. комментарий к главе 10 настоящего Кодекса) ответственным за причинение вреда будет не арендодатель, титульный собственник, а арендатор, в силу того что он фактически владеет судном и в лице своего экипажа эксплуатирует его не только коммерчески, но и технически.
Поэтому при предъявлении иска о возмещении вреда от загрязнения с судна нефтью и иными веществами (не важно, кто предъявляет иск) следует ориентироваться на наличие обоих критериев, выясняя прежде всего то, кто фактически владел судном на момент причинения вреда, то есть на момент, когда произошло загрязнение. Если судном владеет и фактически пользуется им только собственник, иск должен предъявляться собственнику. При аренде судна с экипажем - судовладельцу-арендодателю, при аренде без экипажа - судовладельцу-арендатору. При установлении истинного виновного лица суд может обязать изменить в исковом заявлении ответчика, в данной сфере также задействован институт регресса, в частности, если арендодатель при причинении такого вреда с судна, сданного в аренду с экипажем, докажет, что вред причинен по вине арендатора, он возложит в регрессном порядке на арендатора требование о возмещении сумм, выплаченных за причинение вреда. Это же будет иметь место и в случае, если загрязнение произошло по вине грузовладельца.
К ответственности, о которой идет речь, привлекается судовладелец (организация или физическое лицо), но не его работники. В действиях экипажа судна и иных работников воплощена деятельность самого судовладельца. Но на практике виновных в причинении такого вреда может быть несколько или даже один из работников судовладельца. Это может быть вина должностного лица, например капитана. Такая вина называется culpa in elig
Другой комментарий к статье 121 КВВТ РФ
1. В последние годы существенно возросла доля нефтегрузов, перевозимых по внутренним водным путям, что представляет серьезную угрозу экологической безопасности и требует дополнительного контроля со стороны государственных структур. В связи с этим в последнее время вопросам безопасности на речном транспорте уделяется особое внимание, предпринимаются меры по созданию функциональной подсистемы ликвидации разливов нефти на внутренних водных путях.
Требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей. Указанные правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, полномочиями которых является обеспечение экологической безопасности.
Согласно ст. 39 Кодекса обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев. Следовательно, судовладелец несет ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами (п. 1 комментируемой статьи).
2. Пункт 2 статьи дает определение ущерба от загрязнения с судна нефтью или другими веществами как вреда, который причинен жизни и здоровью людей или окружающей среде либо в результате причинения которого затруднено использование водных объектов.
Ущерб включает в себя расходы на принятие разумных мер, предпринятых любым лицом по предотвращению или ликвидации последствий происшествия, которое могло вызвать либо вызвало утечку или сброс с судна нефти или других веществ, и убытки, связанные с осуществлением таких мер.
При этом под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или топлива такого судна (ст. 39 Кодекса).
Возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, осуществляется добровольно либо на основании решения суда или арбитражного суда в установленном порядке.
3. Судовладелец не несет предусмотренную комментируемой статьей ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами, если докажет, что ущерб произошел вследствие:
- ограничения или запрещения движения судов, установленных в соответствии со ст. 77 Кодекса (освобождается от ответственности на период действия таких ограничения или запрещения);
- действий или бездействия третьих лиц с намерением причинить ущерб;
- неправомерных действий или небрежности организаций, ответственных за поддержание в порядке средств навигационного оборудования.
4. В случае если судовладелец докажет, что ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами полностью или частично причинен по вине потерпевшего лица, в зависимости от степени его вины размер возмещения ущерба должен быть уменьшен или в возмещении ущерба может быть отказано.
5. В случае если ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами вызван их утечкой или сбросом более чем с одного судна, владельцы этих судов несут ответственность за причиненный ущерб пропорционально степени вины каждого из них, если не докажут, что имеют право на освобождение от ответственности на основании настоящей статьи. Степень вины судовладельцев устанавливается государственной речной судоходной инспекцией бассейна.
В случае если ущерб не может быть разумно разделен между виновными судовладельцами, они несут солидарную ответственность.