Статья 119. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта

1. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае:утраты либо недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного либо недостающего груза или багажа;повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза или багажа, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере стоимости груза или багажа;утраты груза или багажа, сданных для перевозки с объявлением их ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

2. Стоимость груза или багажа определяется исходя из цены груза или багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза или багажа, возмещается взысканная за перевозку груза или багажа провозная плата, если такая плата не входит в стоимость груза или багажа.

4. При повреждении плота по вине буксировщика он оплачивает:отправителю (получателю) плота - стоимость утраченного такелажа;организации, указанной в пункте 2 статьи 92 настоящего Кодекса, - стоимость сбора древесины, определяемую соглашением сторон или решением арбитражного суда, но не более чем полную стоимость древесины в момент транспортного происшествия с плотом исходя из цены, обычно взимаемой за аналогичный товар в месте сбора такой древесины.

5. При повреждении буксируемого объекта, за исключением плота, с буксировщика взыскивается стоимость ремонта буксируемого объекта, определяемая отправителем или получателем буксируемого объекта либо определяемая в результате независимой экспертизы в случае разногласий относительно стоимости ремонта буксируемого объекта.В случае утраты буксируемого объекта с буксировщика взыскиваются ущерб в размере стоимости утраченного буксируемого объекта и плата за его буксировку, если эта плата не входит в стоимость утраченного буксируемого объекта.

Комментарий к статье 119 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Выше была указана такая особенность ответственности перевозчика или буксировщика, как ее ограниченный характер по отношению к ее размеру. По отношению к внутреннему водному транспорту это видно из содержания данной статьи, в которой речь идет о размерах ответственности перевозчика или буксировщика за несохранность груза, багажа или буксируемого объекта. Каких-либо принципиальных особенностей по отношению к общим правилам п. 2 ст. 796 ГК РФ КВВТ РФ не содержит, а содержание п. 2 ст. 119 комментируемого Кодекса попросту дублирует правило абзаца 5 п. 2 ст. 796 ГК РФ. Специфика такой ограниченности ответственности за несохранность проявляется в том, что она ограничена реальным ущербом или частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу или владельцу буксируемого объекта, в случае утраты груза или багажа возмещается его стоимость, в случае повреждений (порчи) груза или багажа возмещается сумма, на которую понизилась их стоимость, а в случае невозможности восстановления - полная стоимость, при утрате груза или багажа с объявленной ценностью возмещается сумма такой ценности. В данном случае невозможность восстановления поврежденного груза или багажа по размерам ответственности приравнена к утрате. Сдача груза к перевозке с объявлением его ценности допускается по усмотрению отправителя. Данный прием призван как раз упростить процесс доказывания стоимости груза в случае его утраты. Если груз, сданный к перевозке с объявленной стоимостью не утрачен, а поврежден или обнаружена его недостача, сумма, подлежащая возмещению, также определяется исходя из суммы объявленной стоимости. При этом, объявляя стоимость груза, передаваемого к перевозке, следует исходить из действительной его стоимости, не завышать ее, в противном случае, при рассмотрении требования к перевозчику о возмещении стоимости утраченного груза, арбитраж может квалифицировать действия грузоотправителя как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).

2. В остальных случаях стоимость груза или багажа определяется на основании общих правил, содержащихся в абзаце 5 п. 2 ст. 796 ГК РФ, на основании счета продавца или цены груза (багажа), указанной в договоре. Хотя это может редко встречаться, но если нет счета и отсутствует цена в договоре, то стоимость груза (багажа) определяется согласно общему правилу, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, то есть рыночной цены. В случае разногласий относительно стоимости груза или багажа, а также в случае отказа перевозчика в удовлетворении претензии на основании того, что цена груза (багажа) не указана, последняя определяется судом. Наряду с возмещением стоимости груза или багажа перевозчик обязан возвратить отправителю или получателю взысканную за перевозку утраченного, поврежденного или недостающего груза или багажа провозную плату (п. 3 комментируемой статьи).

3. Отдельно в ст. 119 настоящего Кодекса регламентирован размер возмещения при утрате или повреждении буксировщиком буксируемого объекта. Хотя в ГК РФ правил о буксировке и нет, смысл п. п. 4 и 5 ст. 119 КВВТ РФ практически соответствует правилу п. 2 ст. 796 ГК РФ об ограниченном характере ответственности перевозчика. В случае буксировки плотов буксировщик оплачивает отправителю (получателю) стоимость утраченного такелажа (устройств и приспособлений для формирования и крепления плотов (сплоточных единиц)), если сбор аварийной древесины осуществлялся организациями, на которые возложен в данном бассейне сбор таковой (они указываются в сборнике правил и тарифов), то буксировщик выплачивает данной организации стоимость сбора древесины, которая не должна превышать полную стоимость древесины в момент транспортного происшествия, дата которого удостоверяется решением территориального БУГН на ВВТ, расследовавшего происшествие. Стоимость древесины определяется на основании рыночной стоимости в данный момент.

4. При повреждении судна или иного объекта (кроме плота) с буксировщика взыскивается стоимость необходимого ремонта, которая определяется самим отправителем или получателем буксируемого объекта на основании текущих цен соответствующих работ и размера и характера повреждений. В случае недостижения согласия о цене (сумме возмещения) стороны могут сами организовать проведение оценочной экспертизы, но на практике это чаще всего будет решать суд. В этой связи расходы на проведение такой экспертизы могут быть отнесены на буксировщика. Они поглощаются реальным ущербом отправителя (получателя) буксируемого объекта. Следует отметить, что в случае с буксируемым объектом КВВТ РФ не говорит о том, подлежит ли при его повреждении возвращению взысканная провозная плата, как это имеет место в случае с повреждением груза. Следует полагать, что подлежит, так как это производное правило по отношению к общим нормам об ответственности за перевозку, а характер оказываемых услуг (см. комментарий к главе 12 настоящего Кодекса) практически идентичен в обоих случаях.

Если буксируемый объект утрачен, а также в том случае, если его восстановление является невозможным (для определения этого тоже редко можно обойтись без привлечения эксперта), с буксировщика помимо стоимости буксируемого объекта (она определяется на момент его утраты) подлежит взысканию провозная плата за буксировку, если она не входит в стоимость буксируемого объекта.

Другой комментарий к статье 119 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья содержит положения, позволяющие установить размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае:

- утраты либо недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного либо недостающего груза или багажа;

- повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза или багажа, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере стоимости груза или багажа;

- утраты груза или багажа, сданных для перевозки с объявлением их ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

2. Стоимость груза или багажа определяется исходя из цены груза или багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза или багажа, возмещается взысканная за перевозку груза или багажа провозная плата (плата за перевозки грузов, пассажиров и их багажа), если такая плата не входит в стоимость груза или багажа.

3. При повреждении плота по вине буксировщика последний оплачивает:

- отправителю (получателю) плота - стоимость утраченного такелажа;

- организации, указанной в п. 2 ст. 92 Кодекса, - стоимость сбора древесины, определяемую соглашением сторон или решением арбитражного суда, но не более чем полную стоимость древесины в момент транспортного происшествия с плотом исходя из цены, обычно взимаемой за аналогичный товар в месте сбора такой древесины.

4. При повреждении буксируемого объекта, за исключением плота, с буксировщика взыскивается стоимость ремонта буксируемого объекта, определяемая отправителем или получателем буксируемого объекта либо определяемая в результате независимой экспертизы в случае разногласий относительно стоимости ремонта буксируемого объекта.

В случае утраты буксируемого объекта с буксировщика взыскиваются ущерб в размере стоимости утраченного буксируемого объекта и плата за его буксировку, если эта плата не входит в стоимость утраченного буксируемого объекта.

Установление размера ответственности в рамках комментируемой статьи на практике обычно не встречает затруднений. На основании имеющихся доказательств арбитражные суды выясняют, при каких обстоятельствах возникли утрата, порча либо повреждение груза (пробоина в трюме, неправильная загрузка трюмов судов и др.). В этом отношении показательным является следующий пример из судебной практики.

Судоходное товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к порту о взыскании стоимости восстановительного ремонта поврежденной и затопленной баржи в сумме 795642 рублей.

В качестве соответчика было привлечено ООО "Арго".

Как видно из материалов дела, в балластовых отсеках теплохода "Виктория", принадлежащего ООО "Арго", была обнаружена течь. ООО "Арго" обратилось к директору порта с просьбой оказать помощь в снятии с теплохода части груза. По заявке ООО "Арго" истец выделил баржу для перегрузки с аварийного судна "Виктория". Баржу принял капитан теплохода "РТ-458", принадлежащего порту. В этот же день баржа с плавкраном установлена к борту теплохода "Виктория" для выгрузки металлолома. В связи с изменением направления ветра баржа и плавкран отведены от теплохода в водохранилище и поставлены на якорь. К теплоходу "Виктория" подцепили плавкран и баржу и продолжили разгрузку. Затем к левому борту теплохода "Виктория" подошел теплоход "СТ-766" для выгрузки металлолома. Закончив выгрузку, теплоход отошел в водохранилище и стал на якорь.

В связи с усилением ветра теплоход "РТ-458" стал под борт теплохода "СТ-766". Теплоход "СТ-766" сорвало с якоря и понесло на дамбу. Во время оказания помощи теплоходу "СТ-766" теплоходом "РТ-458" под воздействием ветра и волнения воды с баржи ВД-1211 сорвало швартовые концы и выбросило на каменный откос, после чего она легла на грунт.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что с момента приема баржи по правилам ч. 2 ст. 30 КВВТ РФ на капитана судна возложены все обязанности по судовождению и обеспечению безопасности баржи. Поскольку баржа является буксируемым объектом, суд применил к отношениям сторон нормы ст. 119 КВВТ РФ.

В силу п. 5 ст. 119 КВВТ РФ при повреждении буксируемого объекта, за исключением плота, с буксировщика взыскивается стоимость ремонта буксируемого объекта, определяемая отправителем или получателем буксируемого объекта либо определяемая в результате независимой экспертизы в случае разногласий относительно стоимости ремонта буксируемого объекта. Таким образом, ответственность за повреждение баржи ВД-1211 на порт - буксировщика поврежденного объекта была возложена правомерно <239>.

--------------------------------
<239> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 октября 2006 г. N Ф08-4089/2006.

Остались вопросы по ст 119 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 119 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.