Статья 114. Ответственность при осуществлении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении

1. Ответственность за несохранность грузов до передачи их в портах перевалки грузов лежит на сдающей грузы стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы. Охрана в портах груженых и порожних вагонов осуществляется организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах.Снятие запорно-пломбировочных устройств с вагонов, поданных в порты перевалки грузов под выгрузку грузов, а равно опломбирование вагонов, загруженных в портах перевалки грузов грузами, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном сообщении, проводится в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

2. Ответственность организаций внутреннего водного транспорта и организаций транспорта других видов за несохранность грузов, принятых для перевозок в прямом смешанном сообщении, определяется соответствующими транспортными уставами и кодексами.При установлении вины организаций внутреннего водного транспорта и организаций транспорта других видов в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов ответственность несут указанные организации.

3. За невыполнение нормы перевалки грузов, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, виновная сторона несет ответственность в виде штрафа в следующих размерах:в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах, - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза; в отношении грузов, перевозки которых установлены в контейнерах, - 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн; в отношении грузов, перевозки которых установлены только в вагонах, за исключением рефрижераторных вагонов и транспортеров, - пяти размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон независимо от рода и количества осей;в отношении грузов, перевозки которых осуществляются в рефрижераторных вагонах и транспортерах, - 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах, и семи размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах независимо от рода и количества осей.

За невыполнение нормы перевалки грузов с морского транспорта на внутренний водный транспорт и с внутреннего водного транспорта на морской транспорт виновная сторона несет ответственность в виде штрафа в размере трех размеров минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза.

4. Организации внутреннего водного транспорта и организации транспорта других видов освобождаются от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов в отдельные дни вследствие: непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено проводить операции по погрузке и выгрузке грузов, а также аварий в организациях транспорта; прекращения или ограничения перевозок грузов в установленном порядке;перевыполнения или восполнения в течение первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов.

5. За время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов и на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку, выгрузку, перевалку грузов по причинам, зависящим от организаций, осуществляющих перевалку грузов в портах, с таких организаций взимается плата за пользование вагонами, контейнерами, указанная в тарифном руководстве железнодорожного транспорта. Плата за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов включается в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей.

6. В случае простоя самоходного судна у причала сверх сроков, установленных узловым соглашением, в связи с неподачей железной дорогой вагонов в количестве, установленном узловым соглашением для перевалки грузов с данного судна непосредственно в вагоны, железная дорога уплачивает штраф в размере 0,06 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну не перегруженного с указанного судна груза за каждые сутки в отдельности.Размер указанного штрафа за сверхнормативный простой несамоходного судна снижается в два раза, рефрижераторного судна увеличивается в два раза.

7. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к:
перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, если конечным пунктом перевозки грузов является речной порт;другому перевозчику, который обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которого находится данный пункт.Претензии в связи с утратой груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении могут быть предъявлены в течение 6 месяцев по истечении 4 месяцев со дня приема груза для перевозки. Предъявление к перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, претензий, возникающих в связи с перевозками грузов в прямом смешанном сообщении, и рассмотрение таких претензий осуществляются в соответствии с правилами, установленными главой 18 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 114 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Ответственность в связи с перевозками грузов в прямом смешанном сообщении имеет те же специфические признаки, что и ответственность в транспортных обязательствах в целом. Подробно характер, юридические особенности и порядок применения такой ответственности будут рассмотрены в комментарии к следующей главе, где это представляется более уместным. Основными признаками ответственности в перевозках в прямом смешанном сообщении являются ее ограниченный характер (взыскивается только реальный ущерб), односторонне-нормативный характер (не допускаются соглашения перевозчиков с контрагентами и между собой о понижении размера ответственности или ее исключении), наступление ответственности не только за нарушение договора (как перевозки, так и узлового соглашения), но и организационных обязанностей. Все правила, установленные настоящей статьей, являются императивными.

2. Устанавливается вина конкретного перевозчика в случае несохранности груза, что соответствует правилу ст. 403 ГК РФ, согласно которой должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет третье лицо, являющееся непосредственным исполнителем. Конечный перевозчик, к которому предъявлена претензия, имеет право регресса к тому перевозчику, по вине которого наступила несохранность груза.

3. Ответственность организаций ВВТ регулируется правилами гл. 15 настоящего Кодекса, порядок предъявления претензий - правилами гл. 18 КВВТ РФ (см. комментарий). В случае ответственности перевозчиков иных видов транспорта ответственность и порядок предъявления претензий регулируются соответствующими транспортными уставами и кодексами, указанными выше, это же касается и сроков исковой давности.

4. Устанавливается повышенный по сравнению с обычным срок для предъявления претензии к перевозчику - в течение 6 месяцев после истечения 4 месяцев со дня приема груза к перевозке.

5. Специфическим видом ответственности в прямых смешанных перевозках является ответственность за невыполнение нормы перевалки груза. Санкция в данном случае, как и в целом при ответственности в перевозках, носит характер исключительной неустойки.

6. В п. 4 настоящей статьи устанавливаются случаи освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза. В таких случаях перевозчику достаточно сослаться на наличие указанных обстоятельств (одного из них), а его вину при этом должен доказывать контрагент.

Другой комментарий к статье 114 КВВТ РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи разграничивает ответственность за несохранность грузов:

- до передачи их в портах перевалки грузов ответственность лежит на стороне, сдающей грузы;

- после передачи - на стороне, принявшей грузы.

Передача грузов в транспортных средствах в пунктах перевалки осуществляется по передаточным ведомостям, которые отражают движение груза в процессе его перевалки: время предъявления к передаче каждой партии груза, время фактического приема груза принимающей стороной и т.д. Как правило, сдающая сторона вручает передаточную ведомость принимающей стороне только тогда, когда груз готов к передаче. На всех экземплярах передаточных ведомостей сдающая и принимающая стороны обязаны проставить календарные штемпеля дня предъявления передаточных ведомостей. В передаточной ведомости дается также краткая характеристика самого груза. Передаточная ведомость имеет важное доказательственное значение при возникновении споров между перевозчиками. Передаточная ведомость, свидетельствующая о фактической передаче груза, имеет большое значение для разграничения ответственности транспортных организаций за сохранность грузов, так как именно с момента передачи груза ответственность за его сохранность возлагается на транспортную организацию, принимающую груз в пункте перевалки.

Охрана в портах груженых и порожних вагонов возлагается на организации, осуществляющие перевалку грузов в портах.

Снятие запорно-пломбировочных устройств с вагонов, поданных в порты перевалки грузов под выгрузку грузов, а равно опломбирование вагонов, загруженных в портах перевалки грузов грузами, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном сообщении, проводится в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Так, в соответствии с п. 55 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении снятие пломб с груженых вагонов, подаваемых в порты (на пристани) под выгрузку, а равно и пломбирование вагонов, загруженных в портах (на пристанях) грузами, перевозимыми в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, производятся железной дорогой (см. также Правила пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утвержденные Приказом МПС России от 17 июня 2003 г. N 24) <233>.

--------------------------------
<233> Приказ МПС России от 17 июня 2003 г. N 24 "Об утверждении Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте" // Экономика железных дорог. 2003. N 10.

2. Ответственность организаций внутреннего водного транспорта и организаций транспорта других видов за несохранность грузов, принятых для перевозок в прямом смешанном сообщении, определяется соответствующими транспортными уставами и кодексами (см., например, ст. 79 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации") <234>.

--------------------------------
<234> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 170. Глава V "Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении", а также нормы настоящего Федерального закона, регулирующие отношения в сфере прямого смешанного сообщения, действуют до вступления в силу федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

При установлении вины организаций внутреннего водного транспорта и организаций транспорта других видов в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов ответственность несут указанные организации.

Ответственность за целость и сохранность грузов до момента фактической передачи их лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на принимающей стороне. Розыск грузов и выяснение принадлежности бездокументных грузов производятся установленным на железнодорожном и водном транспорте порядком <235>.

--------------------------------
<235> См.: Инструкция по розыску грузов на железных дорогах, утв. МПС СССР от 5 июня 1978 г. N ЦМ/3720 (извлечение) // Закон. 1996. N 11.

Запросы в этих случаях железные дороги, пароходства или порты (пристани) адресуют станциям и портам (пристаням) перевалки.

Станция и порты (пристани) обязаны оказывать полное содействие друг другу в розыске грузов.

3. Ответственность за невыполнение обязательства по перевалке грузов в прямом смешанном сообщении наступает только при наличии вины одного из перевозчиков. За невыполнение нормы перевалки грузов, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, виновная сторона несет ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

- в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах, - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза;

- в отношении грузов, перевозки которых установлены в контейнерах, - 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн;

- в отношении грузов, перевозки которых установлены только в вагонах, за исключением рефрижераторных вагонов и транспортеров, - пяти размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон независимо от рода и количества осей;

- в отношении грузов, перевозки которых осуществляются в рефрижераторных вагонах и транспортерах, - 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах, и семи размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах независимо от рода и количества осей.

За невыполнение нормы перевалки грузов с морского транспорта на внутренний водный транспорт и с внутреннего водного транспорта на морской транспорт виновная сторона несет ответственность в виде штрафа в размере трех размеров минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза.

4. Пункт 4 комментируемой статьи указывает основания освобождения организаций транспорта от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов в отдельные дни.

Такими основаниями являются следующие:

1) непреодолимая сила, военные действия, блокады, эпидемии или иные обстоятельства, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено проводить операции по погрузке и выгрузке грузов, а также аварии в организациях транспорта.

В данном случае речь идет о так называемом форс-мажоре. Это слово имеет французское происхождение и на русский язык переводится как "непреодолимая сила". Действующее законодательство под непреодолимой силой понимает чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (п. 1 ст. 202 ГК РФ).

События, которые относятся к форс-мажору, можно разделить на две группы. К первой группе относятся стихийные бедствия (землетрясение, наводнение и т.п.). Вторая группа включает в себя обстоятельства общественной жизни. Сюда входят войны, эпидемии, изменения нормативных актов, запретительные решения государственных органов (карантин, запрет на перевозки или на торговлю, международные санкции и т.п.).

На практике характер непреодолимой силы чаще всего носят стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.). Стихийные явления освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности и могут быть отнесены к категории непреодолимой силы, когда они являются чрезвычайными и непредотвратимыми именно в данной ситуации.

Следует отметить, что одного факта наличия непреодолимой силы недостаточно для освобождения от ответственности. Необходимо доказать не только наличие непосредственной причинной связи между событием и утратой или повреждением груза, но и то, что ими и их работниками были приняты все разумные меры к обеспечению сохранной перевозки.

Например, если судно в момент штормового предупреждения находилось далеко от порта и не могло укрыться, то для него данный шторм является непреодолимой силой. Если же владелец судна, находящегося в момент штормового предупреждения недалеко от порта, не принял своевременных мер по его укрытию в порту, то для него шторм не может рассматриваться как непреодолимая сила.

Документами, подтверждающими чрезвычайные обстоятельства, могут быть справка МЧС или Росгидромета о стихийном бедствии и т.п.;

2) прекращение или ограничение перевозок грузов в установленном порядке.

Прекращение или ограничение перевозки грузов может производиться только в исключительных случаях и ограниченным кругом лиц. Так, например, ст. 77 комментируемого Кодекса указывает, что вследствие непреодолимой силы и военных действий, объявления карантина, а также при чрезмерном скоплении грузов и судов в порту в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте вправе принять решение об ограничении или о запрещении движения судов, а также об ограничении их осадки вследствие низких уровней воды на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей. О принятом решении должен быть немедленно уведомлен федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, который принимает решение о сроках действия такого ограничения. В случае введения ограничения или запрещения движения судов на срок более чем 5 суток федеральный орган исполнительной власти в области транспорта незамедлительно уведомляет об этом Правительство Российской Федерации. О принятом решении бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте информирует перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей в порядке, установленном правилами перевозок грузов, с указанием причин и сроков введения ограничения или запрещения движения судов. Как правило, прекращение или ограничение перевозок грузов бывает связано с непреодолимой силой, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными обстоятельствами, которые препятствуют осуществлению перевозок грузов.

Запрещение, а также прекращение или ограничение погрузки снимают с перевозчика в соответствующих случаях обязанность по подаче транспортных средств под погрузку, а с грузоотправителей - обязанность по предъявлению грузов. При невыполнении по этим причинам заказа на перевозку грузов перевозчик и грузоотправитель не несут ответственности;

3) перевыполнение или восполнение в течение первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов.

Перевыполнение нормы перевалки за счет сгущения перевалки в предыдущие дни допускается лишь при взаимном согласии транспортных организаций, производящих перевалку грузов.

В соответствии с транспортным законодательством железные дороги, станции и порты (пристани) обязаны восполнить не поданные в течение месяца перевозочные средства, а также недогрузы.

Восполнение недогрузов либо перевозочных средств в течение первой или второй половины месяца снимает ответственность с перевозчика, допустившего этот недогруз либо неподачу транспортных средств в течение месяца.

Эти основания свидетельствуют о том, что ответственность организаций транспорта является повышенной и должна наступать независимо от их вины.

5. За время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов и на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку, выгрузку, перевалку грузов по причинам, зависящим от организаций, осуществляющих перевалку грузов в портах, с таких организаций взимается плата за пользование вагонами, контейнерами, указанная в тарифном руководстве железнодорожного транспорта. Плата за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов включается в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей.

6. В случае простоя самоходного судна у причала сверх сроков, установленных узловым соглашением, в связи с неподачей железной дорогой вагонов в количестве, установленном узловым соглашением для перевалки грузов с данного судна непосредственно в вагоны, железная дорога уплачивает штраф в размере 0,06 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну не перегруженного с указанного судна груза за каждые сутки в отдельности.

Размер указанного штрафа за сверхнормативный простой несамоходного судна снижается в два раза, рефрижераторного судна увеличивается в два раза.

7. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются:

- к перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, если конечным пунктом перевозки грузов является речной порт;

- к другому перевозчику, который обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которого находится данный пункт.

Претензии в связи с утратой груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении могут быть предъявлены в течение 6 месяцев по истечении 4 месяцев со дня приема груза для перевозки. Предъявление к перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, претензий, возникающих в связи с перевозками грузов в прямом смешанном сообщении, и рассмотрение таких претензий осуществляются в соответствии с правилами, установленными гл. XVIII Кодекса (см. комментарий к гл. XVIII).

Остались вопросы по ст 114 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 114 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.