Перевозчик или буксировщик за неподачу транспортных средств для перевозки груза или буксировки буксируемого объекта в соответствии с принятой заявкой или договором, грузоотправитель или отправитель буксируемого объекта за непредъявление груза или буксируемого объекта, а также за неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут имущественную ответственность в виде штрафа в следующих размерах:при перевозке груза на судне или буксировке буксируемого объекта - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза или буксируемого объекта;при перевозке груза в контейнерах - 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.
Комментарий к статье 115 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению содержащихся в данной главе правил об ответственности, следует вкратце определить основные, направляющие моменты, касающиеся в целом имущественной ответственности в обязательствах по перевозке. Эти моменты суть специфика данного вида гражданско-правовой ответственности, и их определение в начале рассмотрения главы поможет в понимании конкретизированных случаев и условий такой ответственности, содержащихся в статьях гл. 15 настоящего Кодекса.
Если вести речь об общих чертах имущественной ответственности в перевозке и буксировке (ГК РФ отдельно не регламентирует буксировку, но нормы об ответственности по перевозке и буксировке в КВВТ РФ объединены в одну главу, поэтому далее в тексте под перевозкой будет подразумеваться и буксировка, если не будет указано иное) с гражданско-правовой ответственностью вообще, то они есть. Они заключаются в том, что имущественная ответственность в перевозке базируется на общих принципах гражданско-правовой ответственности, содержащихся в гл. 25 ГК РФ. На такую ответственность распространяется действие правил данной главы. Об этом можно сделать вывод путем систематического толкования правил данной главы и правила п. 1 ст. 793 ГК РФ, согласно которому в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортным законодательством, а также соглашением сторон. По отношению к ответственности по перевозке применяется и правило абзаца второго п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Это значит, что нормы ГК РФ в части ответственности по перевозке (буксировке) имеют приоритет над нормами транспортных законов (в науке это спорная точка зрения, о чем несколько позже).
Если вести речь об отличительных, специфических чертах имущественной ответственности в перевозке и буксировке, то и они есть. Первая отличительная черта проявляется в том, что ответственность по перевозке (буксировке) может наступить не только в рамках нарушения договора, но и за совершение (несовершение) действий на преддоговорной стадии, связанных с организацией перевозок. Данный специфический признак виден в ст. 794 ГК РФ, которая говорит об ответственности за неподачу и неиспользование транспортных средств, а также в ст. 115 КВВТ РФ. Вторая особенность проявляется в том, что данная ответственность является ограниченной. Здесь можно увидеть некоторое ограничение права на полное возмещение убытков (ст. 794 ГК РФ, ст. 117 КВВТ РФ). Третья особенность выражается в том, что соглашения сторон в перевозке (буксировке) относительно уменьшения или устранения ответственности сторон, установленной в законе, являются недействительными (ст. 793 ГК РФ) либо ничтожными (ст. 122 КВВТ РФ). Это, впрочем, не означает того, что стороны могут договориться об увеличении этой ответственности. Наконец, четвертая, главная отличительная черта такой ответственности (это касается ответственности за несохранность груза) состоит в том, что здесь, в отступление от общего принципа ответственности предпринимателей на началах риска (ст. 401 ГК РФ), установлена презумпция вины перевозчика (буксировщика) за несохранность груза (буксируемого объекта), что прямо следует из содержания п. 1 ст. 796 и п. 1 ст. 117 КВВТ РФ. Кроме того, транспортное законодательство (КВВТ РФ не исключение) содержит правила, которые, по сути, перекладывают бремя доказывания вины перевозчика на получателя. Последние два момента являются предметом острых дискуссий, как научного, так и сугубо прикладного аспекта, что несколько будет затронуто позже.
Все указанные отличительные признаки ответственности в перевозке (и буксировке) полностью присутствуют и в КВВТ РФ. Субсидиарно к данным признакам можно сказать, что нормы КВВТ РФ о перевозке и об ответственности перевозчика несколько ущемляют права грузоотправителей и грузополучателей (получателей буксируемых объектов). Рассматривая далее содержание конкретных статей гл. 15 КВВТ РФ, следует исходить из сказанного выше.
2. В ст. 115 настоящего Кодекса устанавливается взаимная ответственность перевозчика или буксировщика (для краткости далее в тексте он будет часто обозначаться как перевозчик) за неподачу судна (буксира) и грузоотправителя (отправителя буксируемого объекта) за неиспользование судна (буксира). Также установлены размеры такой ответственности. Данный вид ответственности относится к указанным выше случаям ответственности за действия (бездействие) за рамками договора перевозки (буксировки), то есть в сфере организационной стороны перевозки (буксировки). Правила данной статьи применяются независимо от того, имеет ли место договор об организации перевозок (буксировок). Это, по сути, ответственность за невыполнение заявок или (в случае договора об организации перевозок) плана перевозки. Санкции, установленные в данной статье, по юридической природе являются исключительной неустойкой. Неустойка - это распространенный способ обеспечения выполнения обязательств, представляющий из себя установленную законом и (или) договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства. Штраф, пеня - это формы неустойки. Исключительная неустойка - это один из видов неустойки. Суть такой неустойки в том, что она устраняет право на взыскание (возмещение) убытков, в отличие, например, от штрафной неустойки, при которой возмещаются в полном размере убытки в дополнение к уплате неустойки. Исключительная неустойка применяется часто в транспортном законодательстве, а устанавливается она в форме твердо определенного размера по отношению к установленной законом так называемой учетной единице. В нашем случае это установленный процент от минимального размера оплаты труда по отношению к тоннажу:
при перевозке (буксировке) - 0,1 минимального размера за каждую тонну груза или буксируемого объекта;
при перевозке в контейнерах - 0,5 минимального размера за 1 контейнер массой брутто до 5 тонн;
0,5 - от 5 до 10 тонн включительно;
2 минимальных размера за каждый контейнер массой брутто более 10 тонн.
Рассматриваемая ответственность не может быть устранена или уменьшена соглашением сторон (но она может быть им повышена), на нее распространяются правила об освобождении от ответственности, предусмотренные п. п. 1 и 3 ст. 118 КВВТ РФ (см. комментарий).
Как уже указывалось в комментарии к ст. 71 настоящего Кодекса, судно должно подаваться к перевозке (это же относится и к буксировке) в состоянии, пригодном для таковой. Между тем в гл. 15 КВВТ РФ нет мер ответственности за подачу непригодного для перевозки или буксировки судна. Конечно, если бы данная обязанность перевозчика (буксировщика) полностью поглощалась договором, это было бы и не обязательным в данной главе, но здесь речь тоже идет о таких обязанностях, которые исполняются в сфере организации перевозки (будь то заявка или организационный договор), поэтому именно в данную статью, в качестве ее второй части, можно было бы включить и правила об ответственности за подачу непригодного для перевозки (буксировки) судна. Поэтому на практике здесь подлежит применению правило ст. 73 КВВТ РФ, в соответствии с которой подача судна, непригодного для перевозки определенного груза, приравнивается к его неподаче (см. комментарий к ст. 73).
Другой комментарий к статье 115 КВВТ РФ
1. Согласно ст. 393 ГК РФ основной формой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства является возмещение причиненных убытков. В свою очередь, п. 1 ст. 794 ГК РФ предусматривает, что участники обязательства за неподачу под погрузку транспортных средств и их неиспользование несут взаимную ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами.
В рамках ст. 115 Кодекса к имущественной ответственности в виде штрафа могут быть привлечены:
- перевозчик или буксировщик - за неподачу транспортных средств в соответствии с принятой заявкой или договором;
- грузоотправитель или отправитель буксируемого объекта - за непредъявление груза или буксируемого объекта или за неиспользование поданных транспортных средств.
2. Комментируемая статья по размеру санкций, применяемых при невыполнении заявки (заказа) на перевозку грузов, ставит участников перевозочного процесса - перевозчика (буксировщика), грузоотправителя (отправителя буксируемого объекта) - в равное положение. К ним применяются равные санкции. Размер штрафа составляет:
- при перевозке груза на судне или буксировке буксируемого объекта - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза или буксируемого объекта;
- при перевозке груза в контейнерах - 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.
Практику применения комментируемой статьи можно проиллюстрировать следующим примером из судебной практики. ЗАО "Финмар Сервис" обратилось с иском в арбитражный суд к ЗАО "Волгарь Фрахт Форвард" о взыскании штрафа за неподачу транспортных средств в сумме 549310 рублей 02 коп.
Заявленное требование основано на ст. 115 КВВТ РФ и мотивировано тем, что ЗАО "Волгарь Фрахт Форвард" не выполнило обязанность, предусмотренную договором фрахтования, по своевременной подаче флота под погрузку.
Суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования ЗАО "Финмар Сервис", взыскав с ответчика 300000 рублей штрафа. При этом суд сослался на ст. ст. 309, 333 и 787 ГК РФ и ст. 115 КВВТ РФ и установил неисполнение со стороны ответчика договорных обязанностей.
Вторая инстанция, сославшись на ст. 432 ГК РФ, пришла к выводу, что воля и волеизъявление сторон были направлены на заключение договора об организации перевозок грузов, который сторонами не заключен ввиду недостижения контрагентами его существенных условий: заявок с указанием объема груза, количества транспортных средств и графиков их подачи.
Судом было установлено, что стороны подписали чартерный договор, по условиям которого подача флота производится только по взаимному согласованию сторон и подтверждается в письменном виде. Стороны предусмотрели, что конкретные сроки начала и окончания отгрузки, наименования судов, объемы отправлений согласовываются дополнительно в письменной форме путем сообщений по телексу или факсу.
В соответствии с дополнением к договору в обязанности судовладельца входит подача флота под погрузку в согласованное с фрахтователем время. При этом ЗАО "Волгарь Фрахт Форвард" не менее чем за трое суток до подхода подаваемого под погрузку судна в порт погрузки представляет по телексу, факсу, электронной почтой фрахтователю номинацию судов: название, год постройки, дату подхода судна в порт.
По письмам истца стороны согласовывали график подачи флота в порт под погрузку.
Согласно ст. 115 КВВТ РФ перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой или договором несет имущественную ответственность в виде штрафа при перевозке груза на судне - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза.
Суд первой инстанции дал оценку представленным ЗАО "Финмар Сервис" доказательствам - письмам истца о предоставлении графиков подачи флота под погрузку и пришел к обоснованному выводу, что в нарушение дополнения к чартеру ЗАО "Волгарь Фрахт Форвард" уклонялся от согласования с истцом конкретных сроков начала и окончания отгрузки грузов и график подачи судов под погрузку.
Следовательно, суд правомерно применил к неисправному контрагенту санкцию, предусмотренную ст. 115 КВВТ РФ за неподачу транспортных средств для перевозки грузов, приняв во внимание положения ст. 333 ГК РФ <236>.
--------------------------------
<236> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 января 2007 г. по делу N А43-37940/2005-27-1102.
3. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие (п. 2 ст. 794 ГК РФ):
- непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
- прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или Кодексом;
- в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами. Так, грузоотправитель или отправитель буксируемого объекта освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 115 Кодекса, если груз или буксируемый объект не был предъявлен для перевозки или буксировки вследствие ограничения или запрещения движения судов, установленных в соответствии со ст. 77 Кодекса.
Таким образом, ГК РФ допускает возможность установления ответственности соглашением перевозчика с грузовладельцами. Однако, как правило, нельзя договориться об устранении ответственности либо об ее ограничении. Изъятие допускается только применительно к перевозке груза и в случае, если возможность такого соглашения будет предусмотрена Кодексом.