Статья 113. Расчеты, связанные с перевозками грузов

1. Плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении взимается: на железнодорожных станциях и в морских портах отправления - с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям;в речных портах перевалки грузов - с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по внутренним водным путям.

2. Плата за перевозки грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении взимается:в речных портах отправления - с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по внутренним водным путям;на железнодорожных станциях и в морских портах перевалки грузов - с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям.

3. Плата за перевозки грузов может вноситься экспедиторами, выступающими от имени грузоотправителей, грузополучателей.

4. Порядок расчетов за перевалку груза может устанавливаться также договором перевозки груза.

5. За подачу вагонов в порты и уборку вагонов из портов локомотивами, принадлежащими организациям железнодорожного транспорта, взимаются сборы, указанные в тарифном руководстве железнодорожного транспорта. Суммы указанных сборов включаются в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей.

Комментарий к статье 113 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ

1. Устанавливаются обязанности по внесению провозной платы (и иных причитающихся перевозчику платежей, хотя об этом не говорится), подразделяемые в зависимости от вида прямой смешанной перевозки - в прямом железнодорожно-водном и водно-железнодорожным сообщении. В первом случае на железнодорожных пунктах и в морских портах (устьевые порты к ним не относятся) плата взимается с грузоотправителей. Плата за расстояние, пройденное грузом на соответствующем виде транспорта, устанавливается соглашением сторон на основании действующих тарифов. Общая сумма провозной платы исчисляется исходя из суммарного расстояния, пройденного грузом до пункта назначения. В речных портах в этом случае плата взимается с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояния, на которое груз перемещен по внутренним водным путям. Во втором случае ситуация обратная, в речных портах плата взимается с грузоотправителей за расстояние, пройденное грузом по ВВП, а в морских портах и железнодорожных станциях - с грузополучателей или грузоотправителей или грузополучателей за расстояние, пройденное грузом по железной дороге и по морскому пути. Устанавливается возможность внесения платы как провозной, так и иных причитающихся перевозчику платежей экспедиторскими организациями, сопровождающими груз, порядок исчисления платы может устанавливаться договором, в котором, при наличии тарифов на перевозки, последние изменяться не могут.

2. Порядок применения сбора за подачу в порты и уборку из портов вагонов локомотивами, принадлежащим железным дорогам, устанавливается в Тарифном руководстве N 3 железнодорожного транспорта, утвержденном Приказом МАП России от 24.10.2001 N 1104, в котором определены правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте. Данный сбор взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов. Согласно первому - в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов. Здесь предусматривается тоже два варианта: когда железнодорожный путь принадлежит железной дороге и когда он принадлежит иным организациям. Для каждого из двух видов установлены ставки, содержащиеся в приложениях N 8 и N 9 к Руководству. Согласно второму варианту - за каждый выход локомотива по установленным в приложении N 10 ставкам, если путь не принадлежит железной дороге, и в приложении N 11 - если он ей принадлежит. Выбор одного из вариантов осуществляется грузоотправителями, грузополучателями и владельцем пути в договоре, под которым понимается как договор на подачу и уборку вагонов, так и договор, связанный с эксплуатацией железнодорожного транспорта (договор перевозки). В данном руководстве также определяется порядок определения расстояний подачи и уборки вагонов.

Другой комментарий к статье 113 КВВТ РФ

1. Согласно п. 1 плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении взимается:

- на железнодорожных станциях и в морских портах отправления - с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям;

- в речных портах перевалки грузов - с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по внутренним водным путям.

2. В соответствии с п. 2 статьи плата за перевозки грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении взимается:

- в речных портах отправления - с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по внутренним водным путям;

- на железнодорожных станциях и в морских портах перевалки грузов - с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям.

Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении установлено, что по отправкам из водных пунктов или назначением в водные пункты, где не имеется порта (пристани) или агентства пароходства, плата может взыскиваться за протяжение всего водного пути в ближайшем к пункту отправления порту (пристани) или с согласия пароходства отправления в порту (на пристани) перевалки.

По соглашению пароходств с грузополучателями провозные платежи и сборы за перевозки транзитом по водным путям могут взыскиваться в пунктах перевалки, которые обязаны вносить об этом отметки в заверительные штемпели.

Порядок и сроки расчетов с грузополучателями в этих случаях устанавливаются договорами.

3. Кроме оплаты стоимости провоза, сборов и расходов по взвешиванию, погрузке и выгрузке груза при перевалках и других установленных тарифами сборов, грузополучатель обязан возмещать перевалочным пунктам (станциям, портам и пристаням) их расходы по исправлению тары и переупаковке грузов, а также стоимость крепительных, сепарационных и других материалов, если они предоставлены портом (пристанью) перевалки. Сборы за перевалку грузов могут быть взысканы в пункте отправления.

За подачу вагонов в порты и уборку вагонов из портов локомотивами, принадлежащими организациям железнодорожного транспорта, взимаются сборы, указанные в тарифном руководстве железнодорожного транспорта. Суммы указанных сборов включаются в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей (п. 5 комментируемой статьи).

4. В соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении <231> провозные платежи и сборы, не взысканные пароходствами или железными дорогами в пунктах отправления, взыскиваются с грузополучателя в пункте назначения груза на основании заверительных штемпелей, проставленных на накладной, дорожной ведомости и ее копии станцией железной дороги или портом (пристанью) перевалки.

--------------------------------
<231> Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17, 24 апреля 1956 г. (в ред. от 1 сентября 1984 г.).

Наложение на транспортных документах заверительных штемпелей после проверки правильности начисления платежей и сборов, причитающихся данному виду транспорта, производят последние пункты перевалки.

Причитающаяся железным дорогам или пароходствам общая сумма платежей указывается в заверительном штемпеле цифрами (с повторением суммы в рублях прописью) независимо от детального указания этих платежей в соответствующих рубриках накладных, дорожных ведомостей и в их копиях, а также от сумм, полученных при отправлении.

Оттиск штемпеля и указанные в нем данные должны быть ясными. Все последствия неясности штемпеля или помещенных в нем данных относятся на ответственность виновной железной дороги или пароходства. Никакие поправки и подчистки в штемпеле не допускаются.

В случае неясности оттиска штемпеля или допущенной в нем при заполнении ошибки такой оттиск перечеркивается и вместо него ставится рядом новый оттиск.

При перевалке на железнодорожный транспорт грузов, перевозимых по судовой накладной, порты (пристани) указывают причитающиеся провозные платежи и другие сборы за водный (речной или морской) путь и накладывают заверительные штемпели только на основном документе (дорожная ведомость, судовая накладная).

В передаточных ведомостях дополнительные повагонные документы, составляемые портами (пристанями) перевалки, записываются без указания провозных платежей и других сборов за водный путь. Эти платежи и сборы указываются в передаточной ведомости при включении в нее судовой накладной и дорожной ведомости, следующих с последним вагоном после окончания перевалки всей партии груза по судовой накладной.

По таким отправкам станция назначения окончательные расчеты за протяжение водного пути производит по судовой накладной и дорожной ведомости.

При передаче груза в перевалочных пунктах посредством автотранспорта сбор, причитающийся автотранспортным организациям за перевозку груза, включается в сумму платежей, причитающихся железной дороге и указываемых в штемпеле дороги при сдаче груза на водный транспорт, а при приеме груза от порта (пристани) этот сбор проставляется станцией перевалки в соответствующей графе накладной и взыскивается с грузополучателя. Расчеты с автотранспортной организацией за перевозки производятся железной дорогой.

В тех случаях, когда автотранспорт принадлежит портам (пристаням), сбор за перевозки грузов автотранспортом взыскивается портом (пристанью) и включается в перевозочные документы.

Передаточные ведомости составляются пунктами перевалки каждого вида транспорта с соблюдением строгой порядковой нумерации с начала года.

Сумма, взысканная при отправлении, не должна указываться (прочеркивается) пунктами перевалки в следующих случаях:

- по отправкам, когда пункт отправления и назначения относится к одному виду транспорта, а другие виды транспорта участвуют в перевозке транзитом;

- по отправкам, когда один вид транспорта участвует в перевозке транзитом только между двумя пунктами одного вида транспорта.

В графе 13 последними пунктами перевалки во всех случаях указывается сумма платежей по одному или двум заверительным штемпелям.

Пример 1. Груз отправлен станцией железной дороги с перевалкой на речной транспорт и назначением в речной порт (пристань). При отправлении взыскано 50 руб., а в заверительном штемпеле пункта перевалки груза на речной транспорт указана сумма 60 руб. В передаточной ведомости в графе 12 указывается сумма 50 руб., а в графе 13 - сумма 60 руб.

При выдаче грузов порт (пристань) или станция назначения производит с грузополучателем окончательный расчет по заверительным штемпелям с учетом сумм, взысканных при отправлении.

Пример 2. Груз следовал со станции железной дороги с перевалкой на речной транспорт для выдачи в речном порту (пристани). Станция отправления взыскала с отправителя 50 руб. В заверительном штемпеле станции перевалки указано 60 руб. Провозные платежи и другие сборы по речному пути составляют 60 руб.

Порт выдачи груза взыскивает с грузополучателя 70 руб. (60 + 60 - 50); управление железной дороги предъявляет пароходству пункта перевалки счет на 10 руб. <232>.

--------------------------------
<232> См.: Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17, 24 апреля 1956 г. (в ред. от 1 сентября 1984 г.).

Управления железных дорог и управления пароходств производят между собой расчеты за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении по счетам на основании передаточных ведомостей в порядке последовательности передачи груза с одного вида транспорта на другой.

Остались вопросы по ст 113 КВВТ РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 113 КВВТ РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.