1. При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении работы по их перевалке в портах перевалки грузов выполняются организациями, осуществляющими перевалку грузов в таких портах.Перевалка грузов на причалах и рейдах морских портов выполняется операторами морских терминалов, на причалах и рейдах речных портов - организациями, осуществляющими перевалку грузов в речных портах.Перечень портов, в которых осуществляется перевалка грузов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
2. Порядок перевалки грузов с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида или с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт определяется соответствующими узловыми соглашениями, заключенными сроком на пять лет.В случае изменения технического оснащения или технологии работы порта перевалки грузов узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия.
3. Порядок разработки и заключения узловых соглашений устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
4. Споры, возникающие при выполнении узловых соглашений, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Учет выполнения установленной в соответствии с узловым соглашением нормы перевалки грузов ведется в учетных карточках отдельно как в отношении грузов, передаваемых с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида, так и в отношении грузов, передаваемых с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт.
6. Формы учетных карточек и порядок их составления устанавливаются правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
Комментарий к статье 112 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
1. Перевалка груза представляет собой систему операций по передаче грузов с одного смежного транспорта на другой в пунктах перевалки грузов. Работы по перевалке грузов в портах осуществляются организациями, которые производят такого рода деятельность в портах, на причалах и рейдах морских портов.
В упоминавшемся при рассмотрении гл. 9 настоящего Кодекса Перечне портов содержится Перечень портов, включенных в прямое смешанное сообщение, в которых осуществляется перевалка грузов.
2. Характеристика узловых соглашений приводилась в комментарии к ст. 104 настоящего Кодекса. Там же было и указано на срок таких соглашений (п. 2 рассматриваемой статьи) и на случаи их изменения полностью или частично. В основном необходимость в их изменении появляется в результате технического переоснащения портов (пунктов перевалки) и самой технологии работы пунктов перевалки грузов, но не исключаются и иные причины пересмотра. В них же устанавливается и порядок осуществления перевалки грузов, а также нормы перевалки грузов и порядок ведения учета их выполнения (п. 6 настоящей статьи). В настоящее время можно встретить точку зрения, согласно которой в условиях рынка узловые соглашения не играют весомой роли, так как плановость в перевозках отсутствует. Предлагается решить проблему согласования перевозок в прямом смешанном сообщении посредством деятельности крупных экспедиторских организаций, но в настоящее время таковых практически нет, кроме того, узловые соглашения, особенно учитывая возможность их пересмотра, вполне способны обеспечивать согласованность действий соперевозчиков.
В настоящее время единого акта судебной практики по отношению к разрешениям споров, связанных с заключением и изменением узловых соглашений, нет. Что касается подобных актов советского периода, то даже если бы они имели силу, то вряд ли можно было бы говорить о возможности применения их судами в современных условиях. В настоящее время споры, связанные с заключением и изменением узловых соглашений, рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения стороны, подписавшей узловое соглашение, в порядке, установленном АПК РФ. Следовало бы разработать и утвердить также новую типовую форму узлового соглашения. Не следует недооценивать роли узловых соглашений. Споры по вопросам заключения или изменения узловых соглашений также могут иметь место, что требует разъяснения по этому вопросу со стороны судебной практики по каждому виду транспорта. Следовало бы в законе о перевозках в прямом смешанном сообщении также не обделять вниманием данный момент.
Другой комментарий к статье 112 КВВТ РФ
1. Перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Перечень портов, в которых осуществляется перевалка грузов, устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации (см., например, Перечень речных перевалочных портов и пристаней, которым разрешена отгрузка по железным дорогам отдельных массовых грузов по одной накладной и одной натурной ведомости на целый маршрут или на группу вагонов при общем весе партии груза не более 1200 т) <229>.
--------------------------------
<229> Перечень речных перевалочных портов и пристаней, которым разрешена отгрузка по железным дорогам отдельных массовых грузов по одной накладной и одной натурной ведомости на целый маршрут или на группу вагонов при общем весе партии груза не более 1200 т, утв. МПС РСФСР и Минречфлотом РСФСР 16, 17 мая 1957 г. N 192214/259, ГРК-321/355.
В соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении порожние вагоны, подаваемые под загрузку, должны быть исправны в техническом отношении и очищены в соответствии с родом груза, под который они подаются. В случаях, предусмотренных Правилами перевозки, вагоны должны быть также промыты и продезинфицированы.
После выгрузки грузов прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения, а также других грузов, выгрузка которых производится портом (пристанью), вагоны должны быть очищены его средствами.
Подача под загрузку неочищенного подвижного состава допускается только с согласия порта, пристани. За неочистку вагонов после выгрузки порт (пристань) уплачивает станции штраф.
В случае подачи дорогой под загрузку неочищенных вагонов на очистку их в порту (на пристани) предоставляется минимально необходимое дополнительное время по соглашению станции с портом (пристанью).
Вагоны под погрузку хлебных грузов насыпью подаются железными дорогами с двумя исправными хлебными щитами в каждом вагоне. Установка щитов производится портом (пристанью).
Пакля и гвозди, необходимые для установки щитов в вагонах, предоставляются во всех случаях грузоотправителями.
Скоропортящиеся грузы должны передаваться при сертификате госинспекции или при качественном удостоверении отправителя с указанием в них качественного состояния груза и возможного срока нахождения груза в пути.
При отсутствии этих документов или при невозможности доставить груз в оставшийся по сертификату или качественному удостоверению срок сдающая сторона для качественной оценки груза обязана вызвать представителя госинспекции или эксперта и передать этот груз принимающей стороне для дальнейшей перевозки при вновь оформленном сертификате или при акте экспертизы.
В случаях выявления такого состояния груза или тары, которое не может обеспечить сохранность и качество скоропортящегося груза при его дальнейшей перевозке, сдающая сторона обязана до передачи груза самостоятельно или при участии грузовладельца провести мероприятия по приведению груза и тары в порядок, обеспечивающий сохранную доставку груза от пункта перевалки до пункта назначения. Расходы по этим работам указываются в коммерческом акте, составляемом сдающей стороной, и включаются в транспортные документы для взыскания с грузополучателей в пункте назначения. В коммерческом акте указываются также подробные данные о происшедших изменениях с грузом и тарой в результате работ по приведению их в должный порядок.
При невозможности обеспечить сохранность скоропортящегося груза мерами, доступными сдающей стороне, груз передается в установленном порядке соответствующим организациям, о чем сдающая сторона обязана уведомить пункты отправления и назначения груза и произвести с отправителем и получателем расчет за переданный груз по действующим Правилам.
Подача вагонов в порты (на пристани) производится железными дорогами с расстановкой непосредственно к местам погрузки и выгрузки по заявкам (порожние вагоны) и по разнарядкам (груженые вагоны) порта (пристани), представляемым станции в порядке, устанавливаемом узловым соглашением.
При перестановке по требованию порта (пристани) вагонов, поданных станцией в соответствии с заявкой (разнарядкой) порта (пристани), простой вагонов учитывается с момента первой подачи, а за перестановку вагонов взыскивается сбор по тарифу.
Вагоны, поданные с нарушением сроков подачи или без уведомления, принимаются портом (пристанью) с момента подачи их к местам погрузки-выгрузки. Расчет сроков простоя вагонов в этих случаях производится:
1) при подаче вагонов ранее срока, установленного уведомлением или расписанием, - с момента наступления срока, установленного расписанием или указанного в уведомлении станции;
2) при подаче вагонов с опозданием против установленного расписанием срока стороны руководствуются следующим:
а) если оставшееся время до следующей подачи по расписанию будет более или равно нормам для загрузки и разгрузки, такое нарушение подач считается опозданием, а вагоны зачисляются на простой с момента фактической подачи;
б) если оставшееся до следующей подачи время будет менее норм времени на загрузку или разгрузку, вагоны принимаются к загрузке со срока следующей очередной подачи;
3) при подаче вагонов без уведомления - с момента начала фактической загрузки или разгрузки, но не позднее чем через 2 ч с момента подачи вагонов;
4) при подаче вагонов с опозданием против срока, указанного в уведомлении, срок загрузки-разгрузки вагона увеличивается на время опоздания против уведомления.
В тех случаях, когда подача очередной партии вагонов по расписанию или по уведомлению произведена с опозданием из-за занятости фронта погрузки или выгрузки по вине порта (пристани), расчет срока простоя этих вагонов в пределах количества, соответствующего установленному фронту погрузки-выгрузки, производится с момента наступления срока подачи их в порт (пристань) по расписанию или уведомлению. Факт занятости фронта погрузки или выгрузки по вине порта (пристани) оформляется двусторонним актом.
Погрузка или выгрузка грузов считается законченной с момента готовности к уборке с мест погрузки и выгрузки всей поданной в пределах установленного фронта партии вагонов с одинаковым сроком на загрузку или разгрузку. О времени готовности к уборке всей партии вагонов порт (пристань) извещает станцию.
Порожние вагоны считаются поданными с момента постановки их к местам загрузки в соответствии с заявкой порта (пристани), а груженые вагоны - с момента их постановки к местам разгрузки согласно разнарядке порта (пристани) и вручения станцией грузовых документов представителю порта (пристани).
Загруженные портом (пристанью) вагоны не считаются готовыми к уборке, если представителем порта (пристани) не вручены на них грузовые документы представителю станции.
Время подачи вагонов и время готовности вагонов к уборке указываются в ведомости подачи и уборки вагонов на основании памятки приемо-сдатчика и уведомления порта (пристани) о готовности вагонов к уборке.
Если часть загруженных или разгруженных вагонов убрана дорогой раньше окончания загрузки или разгрузки всей поданной партии, то убранные вагоны снимаются с учета простоя с момента их уборки.
Подача в порты (на пристани) и уборка из портов (пристаней) груженых и порожних вагонов под грузы или с грузами прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения, подлежащими перевалке с водного на железнодорожный транспорт или обратно (включая маневровые работы по подаче и уборке вагонов к вагонным весам и от вагонных весов, а также по расстановке вагонов к складам и причалам), производятся железными дорогами без взыскания с портов (пристаней) каких-либо сборов.
Подача порожних вагонов под загрузку или груженых вагонов под разгрузку производится в пределах среднесуточной или сгущенной на данные сутки нормы по месячному плану перевалки.
Железные дороги и порты (пристани) при наличии грузов, подлежащих перевалке, имеют право сгущать подачу вагонов или предъявлять грузы в пределах удвоенной среднесуточной нормы перевалки.
Сгущение подачи вагонов и предъявление грузов в размере более двухсуточной нормы, а также в течение 2 суток и более подряд допускается только по взаимному соглашению начальника станции с начальником порта (пристани). Вагоны, поданные в таких случаях без предварительного согласования с портом (пристанью) и последним не загруженные, в выполнение плана текущих суток не засчитываются, а простои этих вагонов в ожидании загрузки (разгрузки) портами (пристанями) не оплачиваются.
О предстоящем сгущении подачи вагонов и предъявлении грузов должно быть сделано предупреждение не позднее чем за 24 ч до момента подачи вагонов или предъявления грузов.
Железные дороги обязаны восполнять неподачу вагонов, а порты (пристани) недопредъявление грузов при недогрузе их в отдельные дни первой или соответственно второй половины месяца - в последующие дни данной половины месяца.
Все грузы, предусмотренные планом перевозок и отгруженные в течение планового месяца, независимо от времени их прибытия в перевалочный пункт должны беспрепятственно приниматься и отгружаться как по плану перевозки (перевалки) по данному пункту, так и по дополнительным согласованным заданиям.
Загрузка вагонов до установленных технических норм в пункте перевалки, а также обеспечение выполнения правил погрузки и крепления грузов лежат на обязанности портов (пристаней).
Контроль за правильностью загрузки вагонов (укладка), соблюдением габарита, креплений и т.п. является обязанностью железных дорог.
Начальники станций и портов (пристаней) перевалки ведут совместно учет выполнения месячного плана перевалки грузов с железнодорожного на водный транспорт и обратно, а также с речного транспорта на морской и обратно. Учет выполнения нормы перевалки грузов осуществляется с применением учетных карточек. Руководители станций и портов перевалки ведут совместно учет выполнения нормы перевалки грузов с железнодорожного на водный транспорт и обратно. Форма учетной карточки и инструкция по ее составлению устанавливаются Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
В настоящее время учет выполнения нормы перевалки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, с водного на железнодорожный транспорт производится по учетной карточке формы N ГУ-1а/N 1-ПГ, а перевалки грузов с железнодорожного транспорта на водный - по учетной карточке формы N ГУ-1б/N 2-ПГ. При этом учитывается количество поданных перевозчиком порожних и груженых вагонов и количество вагонов, погруженных и разгруженных портом.
Учетная карточка составляется:
- на все грузы, передаваемые с водного транспорта на железнодорожный;
- на все грузы, передаваемые с железнодорожного транспорта на водный.
Учетная карточка ежедневно подписывается совместно железнодорожными перевозчиками и сотрудниками порта перевалки. При отказе или уклонении от подписи составляется акт, копия которого вручается стороне, отказавшейся подписать карточку. Сторона, возражающая против записей в карточке, может вносить в нее перед своей подписью необходимые оговорки.
При заполнении карточек учета выполнения плана перевалки среднесуточная плановая норма перевалки определяется путем деления на 30 или на 31 (в зависимости от числа дней в месяце) месячной плановой нормы, установленной в соответствии с Правилами. По первому и последнему месяцам навигации, если порт (пристань) перевалки открыт для операций неполный месяц, а извещение об этом выслано дороге до наступления планового месяца, среднесуточная норма перевалки устанавливается путем деления месячной плановой нормы на число дней, в течение которых порт (пристань) открыт для перевалки.
При маршрутных и укрупненных (свыше 30 учетных вагонов) перевозках грузов, передаваемых с железнодорожного транспорта на водный, станция отправления в день погрузки обязана по телеграфу сообщить станции и порту (пристани) перевалки сведения о погруженном грузе с указанием количества и рода груза, способа его перевозки (в таре, внавалку или насыпью), а также пункта назначения.
При следовании груза с водного транспорта на железнодорожный порт (пристань) отправления в день окончания загрузки судна грузом, подлежащим отправке из порта (пристани) перевалки по железной дороге маршрутами или укрупненными группами вагонов (свыше 30 учетных вагонов), обязан по телеграфу послать такое же извещение порту (пристани) и станции перевалки груза.
При подходе к пункту перевалки судна, из которого массовый груз подлежит перегрузке непосредственно в вагоны, порт (пристань) перевалки не позднее чем за 10 ч до прихода судна сообщает станции перевалки уточненные данные о роде и количестве прибывающего груза, а также о дне начала перевалки.
При подходе маршрутов и укрупненных групп вагонов к пункту, где массовый груз подлежит перевалке из вагонов непосредственно в судно, станция перевалки не позднее чем за 10 ч до прибытия груза сообщает порту (пристани) перевалки уточненные данные о роде и количестве прибывающего груза.
2. Порядок перевалки грузов с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида или с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт определяется соответствующими узловыми соглашениями.
Порядок разработки и заключения узловых соглашений устанавливается Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
Узловые соглашения заключаются между железной дорогой и пароходствами (портами или пристанями), а в соответствующих случаях - между морскими и речными пароходствами (портами или пристанями).
В узловых соглашениях применительно к местным условиям предусматриваются:
а) порядок совместного сменного и суточного планирования работы пункта перевалки;
б) места передачи грузов;
в) сроки загрузки и разгрузки отдельных вагонов, групп вагонов и маршрутов;
г) порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов;
д) фронты загрузки и разгрузки вагонов;
е) в необходимых случаях - расписание подачи железной дорогой в порты (пристани) вагонов под загрузку и под разгрузку;
ж) порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов и судов, о подаче вагонов, их готовности к уборке и т.п.;
з) порядок подачи и уборки вагонов с хозяйственными грузами, прибывающими в адрес порта (пристани);
и) место оформления документов;
к) другие вопросы, вытекающие из местных условий работы портов (пристаней) и станций.
Узловые соглашения заключаются сроком на пять лет. В случае изменения технического оснащения или технологии работы порта перевалки грузов узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия.
Споры, возникающие при выполнении узловых соглашений, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <230>.
--------------------------------
<230> См.: инструктивные указания Госарбитража СССР от 11 июня 1976 г. N И-1-17 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, возникающих при заключении узловых соглашений" (извлечение) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1976. N 11.