Вред, причиненный физическими и юридическими лицами в результате повреждения или уничтожения средств навигационного оборудования, судоходных гидротехнических сооружений, судовых ходов и других объектов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Комментарий к статье 11 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
Данная статья - частный случай фиксации в законодательстве общего принципа, содержащегося в ст. 1064 ГК РФ: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Это именно фиксация, общая, отсылающая к гражданскому законодательству. Если говорить точнее, сама ст. 11 является нормой гражданского законодательства. Вопросы возмещения вреда регулируются правилами гл. 59 ГК РФ - обязательства вследствие причинения вреда. На отношения по возмещению вреда указанным в ст. 11 объектам распространяется действие соответствующих правил гл. 59 ГК РФ - таков смысл комментируемой статьи. Непосредственное отношение к предмету данной статьи будут иметь следующие правила данной главы: общие основания ответственности за причинение вреда (ст. 1064 ГК РФ); предупреждение причинения вреда (ст. 1065 ГК РФ); причинение вреда в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости (ст. 1066 и ст. 1067 ГК РФ); ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником (ст. 1068 ГК РФ); ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (ст. 1069 ГК РФ); возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность (ст. 1072 ГК РФ); ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и лицами, недееспособными, ограниченно дееспособными, а также лицами, не способными понимать значение своих действий (ст. ст. 1073 - 1078 ГК РФ); ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ); ответственность за совместно причиненный вред (ст. 1080 ГК РФ); право регресса к лицу, причинившему вред (ст. 1081 ГК РФ); способы возмещения вреда (ст. 1082 ГК РФ); учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред (ст. 1083 ГК РФ); возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг (параграф 3 гл. 59 ГК РФ). Это перечень правил, которые на практике чаще всего будут подлежать применению в случае причинения вреда от повреждения объектов организаций внутреннего водного транспорта. Уже из этого перечня можно увидеть, что анализировать здесь все эти правила не позволяет объем работы и логика законодателя в гл. 2 КВВТ РФ. Это было бы отступлением от предмета комментария. Главное, что следует заметить, это то, что юридические службы организаций ВВТ должны всегда оперативно изучать указанное законодательство о возмещении вреда, включая издаваемые министерствами и ведомствами подзаконные акты в данной сфере. Оперативно - это значит адекватно с точки зрения места и времени. Должен вестись мониторинг изменений в данные нормы, а также систематически изучаться судебная практика применения указанных выше норм. Тем не менее некоторые правила гл. 59 будут рассмотрены в комментарии, в частности, это будет иметь место при рассмотрении столкновения судов (гл. 7 Кодекса), при рассмотрении вопросов ответственности перевозчиков и буксировщиков (гл. 15 Кодекса), при рассмотрении аренды судов (гл. 10 настоящего Кодекса) и в некоторых иных случаях. Еще один важный момент - вред может быть причинен не только организациям ВВТ, но и самими этими организациями другим лицам - физическим и юридическим. Тогда будут подлежать применению и иные правила гл. 59, например, о возмещении вреда жизни и здоровью гражданина (параграф 2 гл. 59), а также компенсация морального вреда (параграф 4 гл. 59 ГК РФ). Поэтому юридические службы организаций ВВТ должны изучать все законодательство о возмещении вреда, не помешает и изучение теоретических вопросов по этому поводу. Все правила гл. 59 как при возмещении вреда, причиненного организациям ВВТ, так и при возмещении вреда, причиненного самими этими организациями, имеют прямое действие.
Другой комментарий к статье 11 КВВТ РФ
Комментируемая статья закрепляет норму об обязанности возмещения вреда, причиненного физическими и юридическими лицами в результате повреждения или уничтожения:
- средств навигационного оборудования;
- судоходных гидротехнических сооружений;
- судовых ходов;
- других объектов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта.
При этом статья каких-либо специальных норм о порядке возмещения вреда не содержит, а является отсылочной к нормам гражданского законодательства.
Основные нормы, касающиеся возмещения вреда, закреплены в главе 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ.
Глава 59 ГК РФ содержит комплекс норм об обязательствах вследствие причинения вреда.
Общие основания ответственности за причинение вреда закреплены в ст. 1064 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.
При этом ст. 1064 ГК РФ предусматривает возможность того, что законом могут быть установлены следующие особенности возмещения вреда:
- может быть предусмотрена обязанность возмещения вреда лицом, не являющимся причинителем вреда;
- может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда;
- может быть предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя вреда.
КВВТ таких норм не содержит.