Охрана судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 12 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
Охрана судоходных ГТС и СНО на внутренних водных путях является необходимой формой деятельности, составляющей один из аспектов обеспечения безопасности на внутренних водных путях, причем как безопасности самих ГТС и СНО в качестве объектов, так и безопасности деятельности по их эксплуатации, что автоматически переносится и на безопасность судоходства. Что касается охранной деятельности на транспорте, то здесь огромный удельный вес в составе нормативного массива имеют акты подзаконного нормотворчества. Охранная деятельность и деятельность по обеспечению безопасности функционирования ГТС и СНО - это явления онтологически не идентичные, в том смысле, что первое (охрана) функционально и по своим задачам уже второго (безопасности). Охрана вообще соотносится с безопасностью таким образом, что безопасность, помимо иных средств ее достижения и обеспечения, достигается также и путем осуществления охраны объектов. То есть охрана объектов - это одно из средств обеспечения безопасности. Когда мы ведем речь об охране в узком, собственном смысле слова, то подразумеваем именно охрану объектов. Охранять "деятельность" невозможно. Но безопасность как состояние защищенности предмета материального мира и (или) определенного вида деятельности или определенной сферы жизни общества от негативного воздействия социальных (в широком смысле), политических, антропогенных, техногенных и природных факторов предполагает и систему методов, средств, способов достижения и поддержания этой защищенности. Данные методы, средства, способы определяются в своей специфике предметом обеспечения безопасности, то есть спецификой той части материального мира и (или) сферы деятельности людей и их групп, безопасность которой надо обеспечивать. Допустим, разными средствами может осуществляться обеспечение экологической и экономической безопасности, правовой и информационной безопасности. Кроме того, специфика средств обеспечения безопасности обусловливается и степенью подверженности объекта деятельности по обеспечению безопасности воздействию негативных факторов, что всегда определяется согласно условиям места и времени. Допустим, степень подверженности негативному воздействию политических факторов экономической сферы повышается в период изменений в экономических системах, при переходе от одной к другой, а также в период кризисов. Наконец, специфика средств обеспечения безопасности зависит и от уровня развития науки и техники, что касается прежде всего технических и иных спецсредств, не самих методов, хотя такие средства и определяют и даже создают новые методы обеспечения безопасности (спутниковые системы слежения, в частности, которым так обрадовались в свое время сотрудники легендарного Девятого управления).
Указанные общие закономерности имеют место быть и в отношении безопасности судоходства и деятельности водного транспорта вообще. Конечно с учетом специфики данного вида деятельности и с учетом того, что здесь объект, конечно, уже, чем в деятельности по обеспечению, скажем, экономической безопасности. И охрана объектов транспортной инфраструктуры, к каковым и относятся ГТС, СНО и иные виды объектов обеспечения и содействия деятельности ВВТ, представляет собой один из методов обеспечения безопасности. Правовая основа обеспечения безопасности судоходных ГТС содержится, помимо норм КВВТ РФ и ведомственных нормативных актов, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", ст. 2 которого установлено, что законодательство в данной области состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ. Безопасности судоходства в целом посвящена отдельная глава КВВТ РФ (см. далее), недостаток которой в том, что там рассматривается безопасность техническая и экологическая, но ничего не говориться о комплексном подходе к обеспечению данных видов безопасности с иными ее видами, в частности, защищенностью от противоправных посягательств. Тот факт, что в Положении об охране ГТС и СНО защита от противоправных посягательств на них определена в качестве основной задачи охраны данных объектов, еще не говорит об отсутствии иных методов обеспечения такой безопасности, так как одной только охраны здесь недостаточно. В частности, не помешает оперативное изучение уровней преступности на транспорте и соответствующее прогнозирование на этой основе превентивных мер, а это уже не только и не столько охрана, как именно обеспечение безопасности посредством применения криминологических методов исследования. Здесь вообще с охраной ничего общего нет. Об этом несколько подробнее будет сказано при рассмотрении данной главы.
Охрана судоходных ГТС и СНО осуществляется подразделениями ведомственной охраны Минтранса России, ОВД и подведомственными МВД организациями на основании Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. N 690. Данное Положение определяет задачи, формы и порядок охраны ГТС и СНО. Основной задачей является защита их от противоправных посягательств, которая достигается путем: проведения мер антитеррористического характера (применение соответствующих режимов, ТСО, систем безопасности, создание блок-постов для отражения возможного нападения, использование служб СРС (служебно-розыскные собаки, "сэрээсники", работающие с ними, как говорят в профессиональной среде) для обнаружения взрывных устройств и иные меры); обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждения, выявления и пресечения правонарушений; комплексного использования сил и средств Минтранса России и правоохранительных органов, а также путем иных мер. Охрана объектов осуществляется в соответствии с планами, которые разрабатываются с учетом оценки уязвимости объектов, размера их площади и места расположения, видимости сооружений, а также с учетом риска возникновения угрозы жизни и здоровью людей и нанесения ущерба окружающей среде. Планы утверждаются органами внутренних дел по согласованию с БОГУ на ВВТ. В данном Положении также указывается о круглосуточной охране объектов - ГТС и СНО, которые включаются в перечни объектов, подлежащих круглосуточной охране. Такой Перечень утвержден Приказом Минтранса России от 12 декабря 2006 г. N 150, в котором такие ГТС и СНО указываются в табличной форме по схеме: номер в перечне; полное официальное наименование ГТС и СНО; место их расположения.
За деятельностью по охране ГТС и СНО осуществляется надзор Минтранса России и иных контрольно-надзорных органов в рамках их компетенции. Особо следует указать на прокурорский надзор, который осуществляется органами транспортной прокуратуры.
Например, Сальской транспортной прокуратурой проводилась проверка исполнения законодательства о безопасности судоходных ГТС и СНО, в ходе которой выявлены нарушения со стороны Северо-Кавказского филиала ФГУП "УВО Минтранса России". Между данной организацией и Цимлянским районом гидросооружений и судоходства был заключен договор N 0108 от 29 декабря 2007 г. об охране гидроузлов. Но было выявлено, что 28 августа 2008 г. на территорию охраняемого шлюза N 14 проник посторонний, прошел в помещение судопропускников и нанес судопропускнице шлюза N 14 четыре проникающих ранения ножом, после чего беспрепятственно покинул территорию шлюза. По данному факту Сальским ЛОВДТ собраны необходимые материалы и направлены в СО на транспорте Южного СУ на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ. По результатам этой проверки в адрес руководства Северо-Кавказского филиала ФГУП "УВО Минтранса России" вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности ГТС, в котором прокуратура ссылалась на указанные выше Закон об охране ГТС и СНО и Постановление Правительства РФ N 690 (материал взят по информации старшего помощника Сальского транспортного прокурора Охритько С.В.). Но, думается, в подобных ситуациях, когда из-за нарушения законодательства о безопасности лицами, на которых прямо возложено ее обеспечение, совершается посягательство на жизнь человека, одного только представления недостаточно. Их нужно лишать права заниматься такой деятельностью.
Состояние защищенности ГТС и вообще судоходства от проявлений террористической деятельности и иных угроз безопасности ВВТ в целом - вопрос, не полностью урегулированный КВВТ РФ, хотя это и не является прямой его компетенцией. Общие положения на этот счет содержатся в ряде законов и подзаконных актов, а среди последних явно не достает специального конкретизированного акта в отношении безопасности ВВТ в целом - не только отдельных его видов деятельности. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" является основным документом, определяющим принципы, цели и задачи обеспечения транспортной безопасности. Под ней Закон понимает состояние защищенности транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, на всех видах транспорта, в том числе на ВВТ. Но положения данного Закона, как по отношению к ВВТ, так и в целом, требуют ряда мер правового, организационного и финансово-экономического характера для их реализации на практике. В части правовой конкретизирующей базы в этом отношении необходимо принятие подзаконного акта, аналогичного Положению о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания (Постановление Правительства N 324), - по отношению к объектам инфраструктуры ВВТ, принятие правовых актов относительно организации антитеррористической защищенности объектов ВВТ (здесь не обязательно вносить соответствующие изменения в КВВТ РФ - он не может полностью устанавливать правовые основы всех аспектов безопасности, достаточно принятия федерального закона и конкретизирующих актов), принятие нормативно-правового акта на федеральном уровне, определяющих компетенцию и порядок деятельности БОГУ на ВВТ в рамках обеспечения транспортной безопасности на ВВТ. Среди организационных мер следует обеспечивать постоянное совершенствование оперативного взаимодействия территориальных органов надзора на ВВТ, БОГУ на ВВТ и соответствующих правоохранительных структур, обеспечить постоянную подготовку кадров в области обеспечения транспортной безопасности на ВВТ с учетом его специфики, разработку по каждому бассейну методик изучения и оценки степени защищенности и уязвимости инфраструктуры на ВВТ, разработку схем, планов и групп мероприятий по обеспечению безопасности на объектах этой инфраструктуры. Среди финансово-экономических мероприятий следует прежде всего изыскать источник финансирования для внедрения на предприятия ВВТ систем обеспечения безопасности, соответствующих уровню техники - современных систем ИТСО (инженерно-технических средств охраны), систем оповещения и иных.
Другой комментарий к статье 12 КВВТ РФ
Положение об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 690.
Данное Положение устанавливает основные задачи, формы и порядок охраны судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования федеральными органами исполнительной власти.
Положением предусмотрено, что круглосуточной охране подлежат:
- судоходные гидротехнические сооружения, в том числе шлюзы и судоподъемники;
- средства навигационного оборудования;
- предназначенные для обеспечения функционирования судоходных гидротехнических сооружений материальные ценности, находящиеся на охраняемых объектах.
Необходимо отметить, что судоходные гидротехнические сооружения и средства навигационного оборудования должны быть включены в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Перечень судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, подлежащих круглосуточной охране, утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 декабря 2006 г. N 150.
Охрана объектов осуществляется соответствующими подразделениями:
- ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации;
- органов внутренних дел Российской Федерации;
- организаций, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Перечень охраняемых объектов утверждается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Действующий в настоящее время Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" утвержден Приказом Минтранса России от 15 марта 2011 г. N 83.
Структура органов ведомственной охраны, нормы численности работников и порядок организации деятельности ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации определены в Положении о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 743.
Ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения Министерства. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, осуществляется ведомственной охраной в соответствии с заключенными договорами.
Основными задачами ведомственной охраны являются:
- защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;
- обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
В состав ведомственной охраны входят орган управления ведомственной охраны и федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (в настоящее время - федеральное государственное унитарное предприятие "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации"), обособленные подразделения которого осуществляют непосредственно охрану объектов.
Органом управления является структурное подразделение Министерства транспорта Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы ведомственной охраны.
Обособленными подразделениями ведомственной охраны являются филиалы и представительства предприятия, осуществляющие свою деятельность в соответствии с их положениями и законодательством Российской Федерации, включающие в себя отряды, команды и отделения.
Порядок организации охраны объектов определяется Министерством транспорта Российской Федерации. Для охраны объектов назначаются караулы (дежурные смены), включающие в себя посты, количество которых определяется Министерством транспорта Российской Федерации.
Работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде, при наличии служебных удостоверений и жетонов, образцы которых утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Контроль за деятельностью ведомственной охраны осуществляют Министерство транспорта Российской Федерации и органы внутренних дел Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержден распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. N 1629-р.
Охрана объектов, включенных в указанный перечень, осуществляется подразделениями органов внутренних дел, осуществляющих защиту собственности, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Непосредственно функции по охране реализуют управления (отделы) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
Типовое положение об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации утверждено Приказом МВД России от 2 сентября 2005 г. N 716.
Управление (отдел) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Управление (отдел) возглавляет структуру, в которую входят управления (отделы, отделения) вневедомственной охраны и строевые подразделения милиции вневедомственной охраны. В состав управления (отдела) могут входить милицейские подразделения, а также инженерно-технический и обслуживающий персонал.
При управлении (отделе) в его непосредственном подчинении создаются без включения в штат аппарата строевые подразделения милиции, в том числе подразделения по охране имущества физических и юридических лиц при его транспортировке и иные структурные подразделения.
Основными задачами управления (отдела) являются:
- организация, обеспечение и осуществление на основе договоров охраны имущества всех форм собственности от противоправных и иных посягательств;
- организация эффективной работы по обеспечению надежной защиты имущества физических или юридических лиц на основе договоров от преступных и иных противоправных посягательств;
- участие в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в оказании помощи физическим или юридическим лицам в защите их прав и законных интересов, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений.
Отдел выполняет следующие функции:
- осуществляет на основе договоров охрану имущества юридических и физических лиц, в том числе при его транспортировке, охрану объектов, подлежащих государственной охране и обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации;
- обеспечивает на охраняемых объектах пропускной и внутриобъектовый режимы на основе договоров;
- разрабатывает и принимает меры по совершенствованию защиты имущества юридических и физических лиц от преступных посягательств, повышению надежности его охраны силами подразделений вневедомственной охраны и увеличению количества охраняемых объектов и квартир граждан с учетом анализа состояния криминогенной обстановки в регионе;
- выдает обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности;
- обеспечивает на охраняемых объектах использование современных технических средств охраны и безопасности для эффективной защиты имущества от преступных посягательств и оперативного реагирования на способы совершения преступлений;
- осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, приемом их в эксплуатацию, обслуживанием и ремонтом.
К организациям, находящимся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, относится федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации, устав которого утвержден Приказом МВД России от 13 мая 2011 г. N 367.
ФГУП "Охрана" является правопреемником по договорам, заключенным подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, на военизированную, сторожевую охрану и на проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт технических средств охраны.
Данное предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющего координацию, контроль и регулирование его деятельности.
Целью деятельности предприятия являются охрана объектов различных форм собственности, в том числе подлежащих государственной охране, обеспечение их защиты от противоправных посягательств.
Для достижения указанной цели предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:
- охрана имущества физических и юридических лиц в соответствии с заключенными договорами, в том числе при его транспортировке;
- охрана на договорной основе объектов, подлежащих государственной охране в установленном порядке;
- защита охраняемых объектов от противоправных посягательств. Принятие мер к пресечению (профилактике) на охраняемых объектах преступлений и административных правонарушений;
- обеспечение в соответствии с заключенными договорами на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
- оказание услуг юридическим и физическим лицам по разработке проектно-сметной документации, изготовлению, поставке, монтажу, пусконаладке, гарантийному и эксплуатационному обслуживанию, капитальному ремонту инженерно-технических средств охраны и систем безопасности, в том числе систем видеонаблюдения, контроля доступа, связи и техническому укреплению объектов (помещений) посредством монтажа (установки), эксплуатационного обслуживания и ремонта соответствующих технических средств.
Предприятие создает филиалы и представительства, которые осуществляют свою деятельность от имени предприятия, которое несет ответственность за их деятельность.
Разграничение подлежащих охране объектов между соответствующими подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации и организациями, находящимися в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также организация взаимодействия этих органов и организаций осуществляются на основании совместных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации.
Основной задачей по охране объектов является их защита от противоправных посягательств.
Защита подлежащих охране объектов от противоправных посягательств достигается путем:
1) проведения комплекса мер антитеррористического характера, включая:
- определение и применение соответствующих видов, способов и режимов охраны, необходимых инженерно-технических средств, систем безопасности, способов контроля доступа, современных средств сигнализации и видеонаблюдения, а также использование возможностей централизованной пультовой охраны объектов;
- использование приборов ночного видения, оперативной радиосвязи, специальных плавающих средств и другой техники применительно к конкретному объекту;
- строительство укрепленных блокпостов и укрытий отражения возможного нападения;
- использование служебно-розыскных собак, обученных обнаруживать взрывные устройства и взрывчатые вещества;
2) обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на территории охраняемых объектов;
3) предупреждения, выявления и пресечения преступлений, а также административных правонарушений в зонах ответственности постов и маршрутов патрулирования охраны;
4) принятия мер по недопущению преступных посягательств при возникновении пожаров, а также при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
5) комплексного использования сил и средств ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и правоохранительных органов и обеспечения их взаимодействия;
6) участия в проведении мероприятий по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную, служебную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Охрана объектов осуществляется в соответствии с планами охраны судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования. Планы разрабатываются с учетом оценки уязвимости объектов, размера их площади и места расположения, видимости расположенных на объекте сооружений (помещений), а также с учетом риска возникновения угрозы жизни и здоровью людей, нанесения ущерба окружающей среде и имуществу на прилегающей к объекту территории.
Планы утверждаются органами внутренних дел Российской Федерации по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.