1. Порядок предоставления контейнеров и условия их использования для перевозок грузов в прямом смешанном сообщении устанавливаются соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов.
2. При передаче грузов, перевозимых в контейнерах, одновременно осуществляется проверка состояния контейнеров и исправности запорно-пломбировочных устройств.
Комментарий к статье 108 Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ
Порядок использования контейнеров при прямых смешанных перевозках может определяться в узловых соглашениях, в соглашениях на централизованный завоз грузов и в иных соглашениях между перевозчиками в прямом смешанном сообщении. Законодательство не устанавливает узловые соглашения и соглашения на централизованный завоз грузов в качестве единственных источников, в которых могут согласовываться вопросы их взаимодействия. В частности, при перевозках в прямом железнодорожно-водном сообщении могут заключаться договоры на поставку вагонов и иные аналогичные соглашения. Не исключаются и соглашения на подачу контейнеров.
Обязанность по проверке состояния контейнеров (на предмет отсутствия повреждений) и исправности запорно-пломбировочных устройств является императивной. Она должна осуществляться совместно передающим и принимающим груз соперевозчиками.
Другой комментарий к статье 108 КВВТ РФ
1. Перевозки грузов в контейнерах представляют собой высокоэффективный способ перемещения грузов в рамках единой транспортной системы, который позволяет обеспечить сохранность перевозимых грузов.
Контейнер (англ. container, от contain - вмещать) представляет собой стандартную емкость, которая предназначена для бестарной перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнер специально приспособлен для механизированной погрузки, выгрузки и перегрузки с одного вида транспорта на другой. Размеры и емкость контейнера соответствуют грузоподъемности и габаритам судна.
По своему назначению контейнеры принято подразделять на универсальные, специализированные и специальные. Универсальные контейнеры могут быть использованы для перевозки любых грузов в различной упаковке; специализированные - для штучных, сыпучих или жидких грузов (например, пищевых продуктов и др.); специальные - только для определенного груза, транспортируемого в особых условиях. По общему правилу контейнеры должны подаваться перевозчиком под погрузку в состоянии, пригодном для перевозки предъявляемого груза.
В силу п. 1 комментируемой статьи порядок предоставления контейнеров и условия их использования для перевозок грузов в прямом смешанном сообщении устанавливаются соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов. Так, например, перевозка грузов по железным дорогам и речным бассейнам в универсальных контейнерах в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производится на условиях равночисленного обмена контейнерами, независимо от их принадлежности, в пунктах перевалки с железной дороги на воду или с воды на железную дорогу <227>.
--------------------------------
<227> Временное соглашение о порядке перевозки грузов в универсальных контейнерах Министерства путей сообщения и Министерства речного флота РСФСР в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. МПС СССР, Минречфлотом РСФСР 25, 29 мая 1963 г. N Г-13853, КМ-51/1295. Текст соглашения официально опубликован не был.
Приказом ОАО "РЖД" от 1 июля 2004 г. N 86 "Об оформлении в ОАО "РЖД" перевозочных документов, первичных учетных документов и расчетах за перевозки грузов в контейнерах, осуществляемых через Трансконтейнер ОАО "РЖД" установлено, что при приеме грузов к перевозке в универсальных и специализированных контейнерах, принадлежащих ОАО "РЖД", другим перевозчикам, грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим или физическим лицам либо арендованных ими с расчетом за перевозку через ТрансКонтейнер ОАО "РЖД", в перевозочных документах проставляются следующие отметки:
1) при перевозках в прямом железнодорожном сообщении и в прямом смешанном сообщении через российские порты:
в графе "Тарифные отметки" ("Расчеты с отправителем") - полная сумма начисленной провозной платы и дополнительных сборов, включенных в перевозочные документы;
в графе "Плательщик" - отметка "Оплата через ТрансКонтейнер ОАО "РЖД" с указанием условного кода плательщика "ТрансКонтейнер ОАО "РЖД";
2) при перевозках в прямом и непрямом международном железнодорожном сообщении через пограничные передаточные железнодорожные станции:
3) в графах 20, 91 накладной СМГС - отметка "Оплата за РЖД через ТрансКонтейнер ОАО "РЖД" с указанием условного кода плательщика "ТрансКонтейнер ОАО "РЖД";
4) в графе 21 накладной, применяемой в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении, - отметка "Оплата за РЖД через ТрансКонтейнер ОАО "РЖД" с указанием условного кода плательщика "ТрансКонтейнер ОАО "РЖД".
2. При передаче грузов, перевозимых в контейнерах, одновременно осуществляется проверка состояния контейнеров и исправности запорно-пломбировочных устройств.
Если при передаче контейнеров с водного транспорта на железнодорожный или обратно будут обнаружены неисправность контейнера, отсутствие или повреждение пломбы, а также несоответствие контрольных знаков на пломбе знакам, указанным грузоотправителем в накладной, сдающая сторона обязана проверить находящийся в контейнере груз по вложенной фактуре, составить коммерческий акт о результате проверки и опломбировать контейнер своей пломбой, о чем сделать соответствующую запись в коммерческом акте с указанием контрольных знаков пломб, наложенных после проверки.
В случае если при проверке груза в контейнере не окажется фактуры или описи вещей, количество оказавшегося в контейнере груза подробно указывается в коммерческом акте.
Повреждения контейнера, не дающие доступа к грузу, при исправности кузова контейнера и пломбы отправителя оформляются техническими актами с подробным описанием характера и размера повреждения без проверки содержимого.
В целях ускорения оборота контейнеров и рационального использования погрузочно-разгрузочных механизмов железнодорожные станции и порты (пристани) принимают меры к обеспечению перевалки контейнеров по варианту выгрузки-погрузки непосредственно "вагон - борт судна" и "борт судна - вагон", не допуская при этом ни в каких случаях простоя вагонов в ожидании подхода судов.
Груженые контейнеры, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении транзитом по водным путям, должны завозиться в порты (на пристани) отправления и предъявляться ими к сдаче с таким расчетом, чтобы все восемь 3-тонных контейнеров, составляющих комплект, были завезены и предъявлены к сдаче порту (пристани) в течение дня до 18 ч.
Порты (пристани) отправления и железные дороги обязаны осуществлять не позднее 18 ч каждого дня прием и передачу всех завезенных к этому моменту в порт (на пристань) контейнеров, включая и контейнеры, не составляющие комплекта.
Ответственность за контейнеры до оформления передачи лежит на сдающей стороне.
В транспортных документах (в накладной, дорожной и передаточной ведомостях) на некомплектные и одиночные контейнеры сдающая сторона (железная дорога) обязана сделать штемпелем отметку: "Контейнер предъявлен водному транспорту к перевозке некомплектно". Эта отметка заверяется календарным штемпелем сдающей стороны.
Некомплектные контейнеры с вышеуказанной отметкой в транспортных документах отправляются пароходством, не ожидая накопления контейнеров до полного комплекта. Контейнеры, принятые портом (пристанью) отправления от железной дороги целыми комплектами (8 шт.), порты (пристани) отправления обязаны грузить в суда также целыми комплектами.
В пунктах перевалки с водного транспорта на железнодорожный контейнеры, принятые портами (пристанями) отправления от железной дороги комплектами, сдаются станциям железных дорог перевалки только комплектами и вывозятся из портов (пристаней) на платформах.
Одиночные контейнеры, а также некомплектные группы контейнеров должны приниматься железными дорогами от портов (пристаней) перевалки по мере предъявления и вывозиться из портов (пристаней) на автомашинах или иным способом в течение суток с момента получения от порта (пристани) перевалки извещения о готовности контейнеров к передаче.
Контейнеры должны подгруппировываться железными дорогами в комплекты в полном соответствии с действующей схемой формирования платформ с контейнерами. На каждый комплект составляется одна отдельная передаточная ведомость. Некомплектные группы контейнеров и одиночные контейнеры принимаются портами (пристанями) отправления по передаточным ведомостям, составляемым на контейнеры отдельно по каждому направлению их следования, по каждому отдельному пункту перевалки на железную дорогу.
Прибывшие в порты (на пристани) назначения исправные и с исправными пломбами контейнеры, а также контейнеры с мелкими техническими неисправностями, не препятствующими вывозу, должны быть приняты и вывезены железными дорогами в течение суток с момента получения от порта (пристани) извещения о готовности этих контейнеров к передаче.
Контейнеры, прибывшие в порты (на пристани) с техническими неисправностями, исключающими возможность их вывоза до устранения неисправности, должны быть приняты и вывезены железными дорогами в течение суток с момента получения от порта (пристани) извещения об устранении неисправности. При несвоевременном вывозе контейнеров железные дороги уплачивают портам (пристаням) назначения сборы за хранение по действующим общим тарифам водного транспорта.
Технические повреждения контейнеров, происшедшие по вине пароходств, портов (пристаней), устраняются последними своими силами и средствами или оплачиваются ими по счетам железной дороги, основанным на согласованной сторонами дефектной ведомости и утвержденных надлежащим порядком расценках.